Урок по математике "Нахождение нескольких долей целого" 4 класс
Оценка 4.9

Урок по математике "Нахождение нескольких долей целого" 4 класс

Оценка 4.9
doc
19.01.2022
Урок по математике "Нахождение нескольких долей целого" 4 класс
математика Доли.doc

 

Технологическая карта

 пробного урока математики

«Нахождение нескольких долей целого»

(стр. учебника 64 стр.)

 

 

Цели урока: Создать условия для умения находить несколько долей целого.

 

УМК «Школа России» Математика. 4 класс. 1 часть - Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.

 

Технология обучения – проблемно-диалогическая

 

Формы организации учебной деятельности: фронтальная

 

Тип урока – ОНЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Составила

Лагутина Анастасия Александровна

 

 

___________

 

ФОРМУЛИРОВКА НОВОГО ЗНАНИЯ

Умеют находить несколько долей целого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Вступают в диалог, выслушивают разные точки зрения, отстаивают своё мнение, приводя аргументы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1.КОММУНИКАТИВНЫЕ:

Взаимодействуют с одноклассниками;

Высказывают свою точку зрения

2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

1.Умеют ставить и формулировать проблемы;

2.Умеют оперировать знаниями;

3.РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

1.Умеют выделять учебную цель, планировать выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты;

2.Умеют выполнять рефлексию;

ПРЕДМЕТНЫЕ:

Связанные с актуализацией:

Демонстрируют знания о умении решать уравнения и объяснении их.

Демонстрируют знания о делении на части.

Связанные с изучением нового:

Умеют находить несколько долей целого

Знают, как записывать выражения по долям

Умеют решать задачи связанные с долями.

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ:

Содействовать

1.Формированию умения находить несколько долей целого.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

Организовывать деятельность по развитию умения:

-выделять учебную цель, планировать выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты;

-взаимодействовать с одноклассниками;

-строить речь и высказывать свою точку зрения, используя математические термины;

-ставить и формулировать проблемы;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Создать условия для отработки навыка использования получаемой математической подготовки в учебной деятельности при решении практических задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД  УРОКА

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.                  Этап. Организация начала урока

Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности

Форма организации учебной деятельности фронтальная

Дидактические средства

Формы и методы контроля устный опрос

Личностные:

Используют получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач.

Метапредметные:

1) Умение слушать и слышать друг друга, отвечать на вопросы учителя (К)

 

- Прозвенел уже звонок

Начинаем наш урок

Будьте все внимательны

А еще старательны.

- Ребята, что означает быть внимательным и старательным?

Слушают и запоминают.

 

 

 

Отвечают

- Здравствуйте, ребята, сегодня урок математики у вас буду проводить я. Меня зовут, Анастасия Александровна

слушают

-       Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.

улыбаются

-       Я очень хочу, чтобы урок получился интересным,

познавательным. Мы повторим и закрепим то, что уже знаем и постараемся открыть новые секреты математики.

 

- Откройте ваши тетради и запишите число и классная работа.

 

2.                  Этап. Актуализация опорных знаний и умений.

Цель. Актуализировать знания о нахождении неизвестного слагаемого и уменьшаемого, также деление на равные, сколько будет составлять 1 часть и тд.

Задание 1.

Форма организации учебной деятельности фронтальная, по колонкам

Дидактические средства зрительные

Формы и  методы контроля устный опрос

 

Личностные:

Вступать в диалог, выслушивать разные точки зрения, отстаивать своё мнение, приводя аргументы.

Метапредметные:

Планирование своих действий в соответствии с заданием (Р)

Умение анализировать собственные навыки и проводить самоанализ (П)

Уметь сотрудничать, слушать и слышать друг друга, отвечать на вопросы учителя (К)

Предметные:

Демонстрируют знания о умении решать уравнения

Актуализировать знания, полученные ранее на уроках математики.

-  Ребята, посмотрите на слайд.

- Что вы видите? (на слайде примеры 25+5, 35-5)

- Решите эти примеры.

- Какие ответы у вас получились?

- Давайте вспомним, как называются компоненты в каждом примере.

- Число 25 чем является?

- Верно. Число 5 чем является?

- Число 20 чем является?

- Верно, молодцы. Теперь посмотрим на второй пример.

- Чем будет являться число 35?

- Верно, чем является число 5?

- Чем является число 30?

- Молодцы!

-Ребята, сейчас я вам раздам карточки с заданием.

- Ваша задача решить уравнение.

Раздаю карточки, первая колонка решает первое уравнение, вторая-второе, третья-третье.

1. 65-х=55

2. х+420=650

3. х-16=102

Рассуждение детей

Уменьшаемое 65, вычитаемое неизвестно, разность 75. Для того чтобы найти неизвестное надо из уменьшаемого вычесть разность Проверим решение 65-10=55. Ответы совпали, уравнение решено верно

65-х=55

Х=65-55

Х=10

Проверка

65-10=55

55=55

-------------

Х+420=650

Х=650-420

Х=230

Проверка

230+420=650

650=650

Рассуждение детей

1 слагаемое неизвестно, 2 слагаемое 420. Для того, чтобы найти неизвестное надо из суммы вычесть 2 слагаемое. Проверим решение 230+420=650.

Смотрят на слайд

Видят пример

Решают пример

20, 30

 

 

1 слагаемым

2 слагаемым

Суммой

Смотрят на пример

Уменьшаемое

Вычитаемое

Разность

 

 

Берут карточки и решают уравнения

Ответы совпали, уравнение решено верно.

х - 16 =102

х=102+16

х=118

---------

118-16=102

102=102

Рассуждение детей

Уменьшаемое неизвестно вычитаемое 16, разность 102. Для того чтоб найти неизвестное надо к разности прибавить вычитаемое. Проверим решение: 118-16=102. Ответы совпали, уравнение решено верно.

-Давайте проверим.

- Давайте проверим. Возьмите карандаш или ручку другого цвета и внимательно проверяйте (дети по очереди выходят и показывают, как решили уравнение с объяснением)

- (имя ученика) как ты решил 1 уравнение?

- (имя ученика) как ты решил 2 уравнение?

- (имя ученика) как ты решил 3 уравнение?

Проверяют уравнения

- Ребята, поднимите руки у кого нет ошибок?

- У кого были допущены ошибки?

- Что мы можем посоветовать тем, у кого были допущены ошибки?

- Не расстраивайтесь, вам лишь необходимо потренироваться. У вас обязательно всё получится!

Поднимают руки

Поднимают руки

Дают советы

Задание 2.

Форма организации учебной деятельности фронтальная

Дидактические средства презентация

Формы и методы контроля устный опрос

- Ребята посмотрите на слайд. Прочитайте, пожалуйста, задачу.

В корзине 20 яблок, дежурный разложил их поровну на пять

тарелок. Сколько в каждой тарелке яблок?

- Решите задачу.

- Какой ответ у вас получился?

- Докажите.

Слушают задание

Один ученик читает задачу.

 

Решают задачу

4

20:5=4

Чтобы узнать, сколько яблок будет в каждой тарелке, надо количество яблок разделить на количество тарелок.

- Давайте проверим правильно ли вы решили.

Проверяют правильность выполнения

Промежуточная рефлексия

 

-Ребята, что мы сейчас повторяли?

 

- А где нам это пригодится?

Решали уравнения и задачу

Это пригодится при изучении новой темы

-Отлично. Вы всё сказали верно

 

3.                  Этап. Постановка учебной проблемы.

Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию учебной проблемы, темы урока, построению плана достижения цели

·  Создание проблемной ситуация

Коммуникативные:

Высказывают свою точку зрения

Познавательные:

Умеют ставить и формулировать проблемы;

Регулятивные:

Умеют выделять учебную цель, планировать выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты.

- Ребята, посмотрите, что у меня в руках?

- Верно, это чеснок.

- А из чего состоит чеснок?

- А как по-другому можно назвать зубчики?

- Верно, чеснок состоит из долек.

- А что ещё в жизни состоит из долек?

(учитель разделил чеснок на 5 долек)

- Сколько долек получилось? Правильно, 5.

(учитель раздаёт всем по дольке)

- Сколько долек получил каждый?

- Как вы думаете, чеснок был разделен на равные части или кому-то досталось больше?

- Действительно все получили по равной дольке.

Чеснок

 

Из зубчиков

Дольки

 

Апельсин, мандарин, лимон, яблоко.

 

5

 

Одну дольку

 

На равные

 

·  Побуждение к осознанию противоречия

 

- Ребята, кто знает, что такое доля?

- у нас возникла проблема. У всех из вас разные мнения, все считают по-разному.

Дают определения

- Ребята, посмотрите. У меня в руках полоска, длина ее  40 см.

Я разделила ее на 4 равные части. Теперь надо узнать, чему будет равна длина 1 доли?

- Никто так и не дал правильно ответ как же узнать чему равна длина 1 доли.

 

 

Выдвигают мнения

·  Побуждение к формулированию учебной проблемы в форме побуждающего от проблемной ситуации диалога, цели и построению плана достижения цели

- Как вы думаете, какая тема урока?

- Тема урока: нахождение нескольких долей целого

-Какую цель мы перед собой поставим?

Выдвигают мнения

 

Узнаем, что такое доля и научимся находить несколько долей целого

4.     Этап. Поиск решения учебной проблемы.

Цель. Организовать побуждающий диалог (обсуждение гипотез, предложенных учащимися и выбор решающей гипотезы) и/или подводящий диалог.

- Ребята, у вас на столах лежат линии. Возьмите их.

- Измерьте ее длину. (линия длиной 20 см)

- Сколько см? правильно.

-  Сложите ее пополам и еще раз пополам.

- Сколько одинаковых частей у вас получилось?

- Правильно 4.

- Как же мы определим, сколько будет составлять одна часть?

 

- Как вы это сделали?

- Возьмите линейку и измерьте 1 часть? Сколько см получилось?

- Действительно 5 см.

- Если у нас 1 часть 5 см. То сколько см будет 2, 3 и 4 частей?

- Да, тоже 5 см.

- Запишите на каждой части длину.

- Ребята, а чему будет равна длина двух частей? (10)

- Почему?

- Число 5 повторяется 2 раза, т.е. 5*2=10

- Чему будет равна длина 3-х частей? (15)

- Число 10 повторяется 3 раза, т.е. 5*3=15.

- Ребята, в математике такая часть называется доля.

- Что мы делали с этой линией?

- Мы ее разделяли на равные доли.

Давайте запишем это на математическом языке. (учитель пишет на доске)

- Сколько была длина линии?

- 20 см.

- Мы ее разделили на 4 равные доли

- получается 20:4=5.

- Таким образом, мы поняли, что 1 доля равна 5 см.

- Что обозначает число 20?

- Это вся целая часть.

- Что обозначает число 4?

- На сколько долей мы её разделили.

- Что мы получили?

- Мы получили, что 1 доля из 4 будет составлять 5 см.

 

- Давайте вместе сформулируем правило.

- Как найти часть от целого?

- Нужно целую часть разделить, на сколько частей мы делим целое. Мы получаем, сколько равна 1 доля.

 

- Помните, у нас возникла проблема, мы не могли узнать, сколько см содержится в 1 доле из 4, если длина линии была 40 см.

- Сейчас мы можем ответить на этот вопрос?

- Можем. Как?

- 40:4=10.

- 1 доля будет составлять 10 см.

Молодцы!

Берут линии

Измеряют

20 см

Складывают линию

4

 

Предлагают варианты, кто-то говорит 10 см

 

20:4

5

 

 

 

5

 

 

Записывают

15

Объясняют

 

 

 

 

Разделили на равные доли

20

 

 

 

 

Целая часть

 

На сколько долей мы её разделили

 

 

 

 

 

Формулируют правило

 

 

 

 

 

 

 

Да

40:4=10

ЛИЧНОСТНЫЕ:

Вступать в диалог, выслушивать разные точки зрения, отстаивать своё мнение, приводя аргументы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

·                                Планирование своих действий в соответствии с заданием (Р)

·                                Совместный выбор оснований и критериев для решения поставленных задач; (П)

·                                Уметь сотрудничать, слушать и слышать друг друга, отвечать на вопросы учителя (К)

 

 

ПРЕДМЕТНЫЕ:

- научились находить несколько долей целого.

5.                   Этап. Воспроизведение нового знания.

Цель. Организовать работу по воспроизведению нового знания в форме совместного выполнения заданий

Форма организации учебной деятельности индивидуальная

Дидактические средства учебник

Формы и методы контроля

Предметные:

Умеют применять новое правило

Умеют находить несколько долей целого

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

5.     Планирование своих действий в соответствии с заданием  (Р)

6.     Уметь ставить и формулировать проблемы, искать нужную информацию (П)

Уметь сотрудничать, слушать и слышать друг друга, отвечать на вопросы учителя (К)

Задание.

Ребята, откройте учебник на странице 64, задание 291.

- прочитайте задание

- Задание выполняем в тетрадях.

- Я вижу, что многие уже закончили. Давайте проверять.

- Вы начертили отрезок. Сколько см?

- 6 см. Почему?

- 60 мм это 6 см.

- Сколько мм в пять шестых долях. Как вы нашли?

60:6=10 мм

10*5=50 мм.

- Что обозначает числ 60?

- Это целая часть

- Что обозначает число 5?

- На сколько частей мы ее разделили.

 

Читают задание

 

 

 

 

Выполняют задание

 

 

 

 

Объясняют как нашли сколько мм в пяти шестых отрезка

Промежуточная рефлексия

 

- Что мы сейчас с вами делали?

Мы находили несколько долей целого

-Мы с вами выполнили тяжелую работу, давайте выполним физминутку, прежде чем будем закреплять наши знания.

 

(Исходное положение - стоя, руки опущены вдоль туловища.)

Ветер дует нам в лицо, (Машем ладонями перед лицом)

Закачалось деревцо. (Покачивание туловищем с вытянутыми

вверх руками)

Ветерок все тише, тише. (Плавные движения рук вниз с

одновременным приседанием)

Деревцо все выше, выше. (Плавные движения рук вверх,

выпрямляемся)

-Отдохнули,молодцы!

 

6.     Этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи и дополнительное знание

Цель. Организовать первичное закрепление нового знания.

  Задание 1.

Форма организации учебной деятельности фронтальная

Дидактические средства карточка

Формы и методы контроля

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

Взаимодействуют с одноклассниками;

Предметные:

Умеют решать задачи на нахождение нескольких долей целого.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1.      Планирование своих действий в соответствии с заданием  (Р)

2.      Уметь ставить и формулировать проблемы, искать нужную информацию (П)

3.      Уметь сотрудничать, слушать и слышать друг друга, отвечать на вопросы учителя (К)

Личностные:

Вступать в диалог, выслушивать разные точки зрения, отстаивать своё мнение,

 

- Ребята, давайте решим с вами задачу.

- (имя ученика) прочитай задачу.

 

В классе 32 ученика. Из них одна четвёртая часть играют в хоккей. Сколько учеников играют в хоккей?

- Можно назвать текст задачей? Почему?

- Да, есть условие и вопрос.

- О чем говорится в задаче?

- О учениках, которые играют в хоккей.

- А кто-то из вас занимается спортом? Молодцы!

- Что обозначает число 32?

- Всего было 32 ученика.

- Что обозначает одна четвертая часть?

- Столько детей играло в хоккей.

- На сколько долей разбито целое?

- На 4 равные доли.

- Что необходимо узнать?

- Сколько учеников играют в хоккей?

- Какую часть учеников нужно найти в задаче?

- Одну четвертую.

- Давайте сделаем схематический чертеж.

 

- Итак, давайте начертим отрезок 8 см.

- сколько детей играло в хоккей? Одна четвертая.

- На сколько долей разбито целое?

- на 4.

- Как мы это обозначим на чертеже?

- Разделим отрезок на 4 равные части.

- сколько частей надо найти??

- Одну. Обозначим, поставим знак вопроса.

- Сколько всего было учеников?

32 ученика.  Обозначим это на чертеже.

- Зная, сколько было человек и то, что играла одна четвертая часть, мы можем ответить на вопрос задачи? Да

- Как найти одну долю от целого? 

- Целое разделить на количество долей.

- Давайте запишем решение.

- Каким действием мы найдем ответ.

- Делением.

- Почему?

- Для того чтобы узнать одну четвертую часть, надо целое (32) разделить на количество долей (4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают задачу

 

Есть условие и вопрос

 

О учениках, которые играю в хоккей.

 

 

Всего учеников

 

Сколько играло

 

На 4

 

Сколько учеников играют в хоккей.

 

 

¼

 

Делают схем. Чертеж

 

Делают схему

 

¼

 

Разделим отрезок на 4 равные части

 

Одну

 

 

32

 

 

 

Целое разделить на количество долей.

 

 

Для того чтобы узнать одну четвертую часть, надо целое (32) разделить на количество долей (4).

 

 

Записывают ответ

 

32:4=8 (уч.)

 

- (Имя ученика), запиши решение на доске.

РЕШЕНИЕ ЗАПИСАТЬ.

- Запишем ответ.

Ответ: 8 учеников играют в хоккей.

 

 

Записывают ответ

  Задание 2.

Форма организации учебной деятельности фронтальная, индивидуальная

Дидактические средства учебник

Формы и методы контроля

- Ребята, откройте учебник на странице 64, задание 294

- Сейчас мы решим с вами примеры. Необходимо решить только 1 линию.

- На выполнение дается 4 минуты.

ОТВЕТЫ

231*4=924 (дети решают столбиком)

 

Прием: Умножение трехзначного числа на однозначное

Рассуждение: 2 сотни, 3 десятка, 1 единица, второй множитель записываем под единицами.

Начинают умножать единицы (4) записываю под единицами. Далее умножают единицы с десятками (12)-записываю 2, 1 единица в уме. Умножаю единицы с сотнями (8) и 1 единица в уме, получается (9). Читаю ответ

 

984:8=123 (дети решают в строчку)

 

Прием: деление трехзначного числа на однозначное.

Рассуждение: 

Чтобы разделить 984 на 8 , мы не можем представить делимое 984 в виде суммы разрядных слагаемых

Тогда представим 984 в виде суммы удобных слагаемых, чтобы каждое слагаемое делилось на 8 без остатка.

984:8=(640+344):8=123

Разделим каждое слагаемое в отдельности на 8.

984:8=(640+344):8=640:8+344:8=80+43

Сложим полученные результаты.

984:8=(640+344):8=640:8+344:8=80+43=123

Ответ: 123

 

752:2-540:9-48*6

Порядок действий:

1.      752:2

2.      540:9

3.      48*9

4.      376-60

5.      316-288=28

 

Открывают учебник

 

 

 

 

 

Выполняют задание

 

 

 

 

 

Рассуждение на подобии выше изложенных.

 

- Давайте проверим.

- (имя ученика) как ты решил(а)?

Проверяют

Промежуточная рефлексия.

 

-Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Мы узнали ка находить несколько долей целого.

7.                                          Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель. Организовать рефлексию и самооценку  обучающимися  собственной учебной деятельности.

·    фиксирование нового содержания

Регулятивные:

Умеют выполнять рефлексию;

Личностные:

Вступать в диалог, выслушивать разные точки зрения, отстаивать своё мнение, приводя аргументы

Итак, ребята, мы узнали, как находить несколько долей целого?

Да

·  рефлексия процесса учебной деятельности

-Что мы ещё делали с вами на уроке?

 

- Посмотрите на слайд, что вы видите?

- Правильно, это лесенка успеха

- Выберите ту ступень, на которой вы находитесь в данный момент.

Если кто-то выбрал нижнюю ступень необходимо спросить почему.

Находили доли, решали задачу, уравнения

Лесенку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбираю ступень

·  планирование цели дальнейшей деятельности

- На следующих уроках математики нам будут необходимы знания, полученные вами сегодня. А чтобы вы могли еще потренироваться, дома вам необходимо будет выполнить задания.

 

Дача домашнего задания (обязательного и по выбору учащихся)

- Урок окончен. До свидания!

 

 


Технологическая карта пробного урока математики «Нахождение нескольких долей целого» (стр

Технологическая карта пробного урока математики «Нахождение нескольких долей целого» (стр

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

ХОД УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ХОД УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Метапредметные: Планирование своих действий в соответствии с заданием (Р)

Метапредметные: Планирование своих действий в соответствии с заданием (Р)

Ответы совпали, уравнение решено верно

Ответы совпали, уравнение решено верно

Ребята посмотрите на слайд. Прочитайте, пожалуйста, задачу

Ребята посмотрите на слайд. Прочитайте, пожалуйста, задачу

Ребята, посмотрите. У меня в руках полоска, длина ее 40 см

Ребята, посмотрите. У меня в руках полоска, длина ее 40 см

Давайте запишем это на математическом языке

Давайте запишем это на математическом языке

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ : 1.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ : 1.

Задание 1. Форма организации учебной деятельности фронтальная

Задание 1. Форма организации учебной деятельности фронтальная

Ребята, давайте решим с вами задачу

Ребята, давайте решим с вами задачу

Имя ученика), запиши решение на доске

Имя ученика), запиши решение на доске

Ребята, откройте учебник на странице 64, задание 294 -

Ребята, откройте учебник на странице 64, задание 294 -

Рассуждение на подобии выше изложенных

Рассуждение на подобии выше изложенных

На следующих уроках математики нам будут необходимы знания, полученные вами сегодня

На следующих уроках математики нам будут необходимы знания, полученные вами сегодня
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2022