Урок по математике "Письменное умножение на трехзначное число" 4 класс

  • docx
  • 15.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 0017fcc6-a21daf89.docx

Предмет: Математика
Класс: 4 класс


Технологическая карта изучения темы «Письменное умножение на трёхзначное число».


Тип урока


Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

Дидактическая цель

Планируемые результаты

Сформировать у учащихся алгоритм письменного умножении многозначного числа на трёхзначное.

 

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Метапредметные:

- Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУДуметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя

 учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
-ПредметныеУУД: уметь выполнять письменное умножение на трехзначное число; уметь выполнять решение примеров по алгоритму; уметь решать задачи, пользуясь знаниями полученными ранее.

Основные понятия

Алгоритм умножения на трехзначное число.


Организация пространства


- тетрадь
-учебник М.Моро «Математика», 4 класс, 2 часть; раздаточный материал для работы в группах, листы с ключами, портреты претендентов в мэры, урна для голосования, бюллетени, презентация, компьютер, проектор.

 

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа а группах.


Межпредметные

связи

 

Русский язык, литературное чтение, обществознание.

 

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

 

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Актуализация знаний. (Устные упражнения.) 

Цели: 

- организовать актуализацию умений решать примеры на порядок действий, решать уравнения;

- организовать выполнение учащимися задания с числовым рядом.

- организовать развитие логического мышление через решение задач;

- повторить алгоритм умножения на двузначное число.

 

 

III. Изучение нового 

Построение проекта 

Цели: 

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 IV. Построение проекта выхода из затруднения

Цели: 

организовать постановку цели урока;
организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Первичное закрепление 

Цель:
- организовать усвоение учениками нового способа действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI.Физкультминутка

 

 

 

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой .

Цели:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы .

-организовать взаимопроверку .

- организовать повторение умений решать задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IХ. Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х. Итог:

-В жизни человека всегда приходится выбирать: друзей, профессию, поступки.

 

-Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но ещё труднее выбирать, когда речь идёт о судьбе целого государства.

 

-А хотели бы вы узнать, как проходят выборы?

Тогда отправимся в «Солнечный город».

Вам знаком такой городок? Что вы о нём знаете?

 

 

 

 

 -Сегодня в «Солнечном городе» выборы в мэры.

-А вы знаете, что такое ВЫБОРЫ?

 

 

 

-Давайте познакомимся с теми кто желает стать мэром «Солнечного города» (на доске висят портреты : Незнайки, Всезнайки,  доктора Пилюлькина). Вы узнали их?

 

А кто же такой МЭР ГОРОДА?

 


- Мэром станет тот, кто наберет наибольшее количество голосов в день выборов.

А что такое ГОЛОСОВАНИЕ?

 

 

А нужно ли принимать в выборах участие и зачем?


-Перед днем голосования ведется серьезная работа, в которой мы будем принимать участие.

-Каждый претендент на пост мэра приготовил вам свое задание, чтобы проверить можете ли вы считать быстро и правильно.

 

Индивидуальные задания у доски с консультантами.

1.Задание от Всезнайки (для сильных учащихся)

 

 

2.Задание от доктора Пилюлькина (для средних учащихся)

 

 

 

 

 

3. Задание Незнайки (для слабых уч-ся) Работа с числовым рядом.

Что общего у этих чисел?

 

На какие группы их можно разделить?



 

 

 

Назовите самое маленькое  число из этого ряда?

 

Самое большое число из этого ряда?

 

 

 

 

 

-Мы доказали, что умеем считать быстро и правильно. Для того, чтобы стать кандидатом в мэры необходимо собрать подписи в свою поддержку. Помощники претендентов на пост мера собрали подписи в их поддержку. Нам надо посчитать эти подписи и убедиться, что все претенденты, собрали достаточное количество подписей. По закону «Солнечного города» каждый претендент должен собрать не менее 6 000 подписей.

 




-Почему у ребят 3 команды возникли сложности при решении примера?

 

-А почему вы не смогли решить такой пример?

 

 

 

Фиксируют индивидуальное затруднение.

 

 

-Что для этого надо сделать?

 

 

 

-Тогда скажите, какая тема урока будет у нас?

 

-Да, правильно

«Письменное умножение на трёхзначное число»

 

 

 

 

 

-Давайте разберём  пример 3 команды у доски.

 

Что вначале мы должны вспомнить?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-А как измениться алгоритм умножения на трёхзначное число?

 

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует  фиксирование индивидуального затруднения.

Организует  составление совместного плана действий.

Организует  уточнение следующего шага учебной деятельности.


-Какие  результатам мы можем записать  нашим кандидатам в мэры.


 

 

 

Организует усвоение учениками нового способа действий.

-Представьте, ребята, что при подсчете голосов были допущены ошибки.

-К чему это может привести?


-А для того, чтобы этого не случилось на наших выборах, давайте потренируемся решать примеры: умножение на трехзначное число.

 

-Хорошо, а теперь  попробуем решить примеры из учебника. Откройте стр. 48

 


Проверка по ключу (вывешиваются ответы на доску, дети сверяют со своими ответами и поднимают руку, если ответы совпадают)

 

 

 

 

Включается компьютер с музыкальной физкультминуткой

 

 

 

Подошел день выборов. Жители Солнечного города отправились на избирательные участки, чтобы выполнить свой гражданский долг. 

 

-А что такое гражданский долг?

 

 



А знаете ли вы как происходит голосование?

По закону «Солнечного города» мэром становится тот, кто набрал наибольшее количество голосов в сумме


-Для этого надо  решить  ещё и задачу самостоятельно.


 

 

 

 

 

 


Выполняют взаимопроверку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности

 

-Я научился…

 

-Я понял…

 

-Я ничего не понял…


-Ребята я вам предлагаю поучаствовать в голосовании. Заполните бюллетени и проголосуйте за наш урок., для этого вам необходимо выбрать только один ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Провести инструктаж по выполнению домашнего задания.

Дифференцированные задания (можно на выбор)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Подошло время подсчёта голосов. Давайте посмотрим на нашу таблицу и посчитаем голоса.

 

 

 

-Так кто – же стал мэром «Солнечного города»?

 

-Поздравляем мэра «Солнечного города» и его команду.

-Всем спасибо.



 

 

 

 

Ответы детей на поставленные вопросы.

 

-ДА.

 

-ДА. Там живут коротышки- Незнайка, Всезнайка, доктор Пилюлькин, Винтик, Шпунтик, Ромашка…..-герои Носова

 

 

-Выборы  — это процедура избрания кого-либо путем голосования.

 

 

 

 

-Да (называют)

 

-Мэр города – это глава города, который решает вопросы, касающиеся самого города.

 

 

 

 

-Голосование – это твой выбор за конкретного человека.

 

-Да, нужно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

 

6849 х 5+73082 

 

 

Врач дал больной 3 таблетки и велел принимать их через каждые полчаса. Больная строго выполнила указания врача.

На сколько времени хватило прописанных врачом таблеток? 

 

 

120, 207, 391, 405, 170.

 

Все они трехзначные.

В числах 120 и 170 отсутствует разряд единиц.
В числах 207 и 405 отсутствует разряд десятков.
В числе 391 присутствуют все разряды.

120

450


 

 

 

Работа в группах


1 команда Всезнайки  524х12 (6.288)

2 команда Пилюлькина 130х30 (3.900)


3 команда Незнайки 264х125 (33.000)

 

 

 

-Они не смогли его решить.

 

 

-Мы не знаем, как решать такие примеры?

 

 



 

 

- Надо научиться решать такие примеры.


- Умножение на трёхзначное число.



 


Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

 


264х125

-Алгоритм умножения на двузначное число.

 

-Умножу первый множитель на число единиц,  подписываю

под единицами                                                            

 

-Умножу первый множитель на число десятков, подписываю

под десятками

                                                        

-Сложу неполные произведения

 

-Читаю полное произведение

 

 

Надо после десятков добавить:

 

-Умножу первый множитель на число сотен, подписываю

под сотнями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У Всезнайки – 6288

У Пилюлькина – 3900

У Незнайки - 0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- К тому, что к власти  придёт не тот человек.

 

 

 

 

 

Работа по учебнику

С.48, № 182 ( 2 строчка)

 

 

За каждый правильный ответ, приплюсовывается балл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дифференцированная работа по карточкам.


Гражданский долг- долг  каждого, кто  является гражданином этой страны


-Нет.



 

 

 

В «Солнечном городе» на избирательные участки пришло 60.000 коротышек. За Незнайку проголосовала 1/6 часть, за Всезнайку на 33.135 коротышек больше, чем за Незнайку. Остальные проголосовали за доктора Пилюлькина. Кто же станет  мэром?

 

 

Сильные учащиеся самостоятельно решают задачу

Для средних:

1)__________ - за Незнайку
2)__________ - за Всезнайку
4)__________ - за Пилюлькина

Для слабых:
     1)  :    =        -за Незнайку

 

2)   +    =      - за Всезнайку

 

3)   -  =    - за  Пилюлькина



 

Отвечают на вопросы учителя.



.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся заполняют бюллетени.


   

 

Я понял материал урока, справился с заданием. 

 

Мне не всё понятно, в работе есть ошибки, мне нужна помощь.

 

Я не понял материал, не смог выполнить задание, мне срочно нужна помощь.



 

 

Для слабых:
1.На ферме было 5 пятнистых и 2 рыжих коров. От каждой пятнистой коровы получали по 50 литров молока в месяц, а от каждой рыжей коровы – по 60 литров. Сколько литров молока надоили от коров на ферме за два месяца?

2.Реши:
36:6 + 727*32

Для средних:
1.На ферме было 15 пятнистых и 12 рыжих коров. От каждой пятнистой коровы получали по 500 литров молока в месяц, а от каждой рыжей коровы – по 600 литров. Сколько литров молока надоили от коров на ферме за два месяца?

2.Реши:
43236:6 + 7021*30

Для сильных:

1.На ферме было 15 пятнистых и 12 рыжих коров. От каждой пятнистой коровы получали по 500 литров молока в месяц, а от каждой рыжей коровы – по 600 литров. Поставь вопрос и реши задачу.

2.Запиши и реши уравнение:

3.Уменьшаемое 200100, вычитаемое – неизвестное число, разность равна произведению чисел 564 и 300


 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Аплодируют

 

 

 

 

 

 

 

Оформлять свои мысли в устной форме, формулировать собственное мнение и позицию.

(Коммуникативные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь ориентироваться в своей системе знаний

(Познавательные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме;


(Коммуникативные УУД)
Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).


Уметь проговаривать последовательность действий .(Регулятивные УУД).

 

 

 

Каждый член группы считает свой пример. Консультант на отдельном листе записывает решение группы, вывешивает его на доску.

Уметь работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД)

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают своё предположение.

С помощью учителя ставят цель урока.

 

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)


Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).


Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД).

 

 

 

 

Здороьесберегающие действия

 

 

 

Выполняют задание, проговаривая новые понятия

 

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).


 

 

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).



Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (^Личностные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети считают у себя в команде, потом  один выходит  к доске и подписывает  результат