Школа: МБОУ г. Астрахани "Лицей № 3" |
|||||
Программа: «Школа России» |
|||||
Учебник, автор: М.И. Моро, С. И. Волкова, С.В. Степанова. Математика |
|||||
Класс: 1 «Г» |
|||||
Тема урока: Подготовка к введению задач в два действия |
|||||
Тип урока: Комбинированный |
|||||
Цель: познакомить учащихся с решением задач в два действия составлением выражения и их письменным объяснением. |
|||||
Задачи: формировать умения и навыки устного объяснения решения задач в два действия способом составления выражения; развивать математическую речь, внимание, память. Прививать любовь к предмету. |
|||||
Предметные: Познакомить с задачами в два действия; учить составлять и решать задачи в два действия. |
|||||
Личностные: Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь. |
|||||
Метапредметные |
|||||
Личностные |
Познавательные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
||
1. Развивать учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. |
2. Ориентировать в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 3. Развитие способности и умения учащихся производить простые логические действия. |
1. Развивать ориентацию на понимание причин успеха в учебной деятельности, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. 2. Развивать контроль в форме сличении способа действия результата с заданным эталоном коррекции. |
3. Вступать в диалог (отвечать вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 4. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. 5. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. |
||
ИКТ и средства обучения: проектор, экран, презентации к уроку, учебник, тетрадь, ручка, бланки. |
|||||
Ход урока |
|||||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
||
I. Организационный момент.
Слайд 2 |
Приветствие. - Здравствуйте ребята! Посадка за парты. - Станьте ровно, Улыбнитесь, И тихонечко садитесь. Знакомство. - Меня зовут Мария Александровна, сегодня урок математики проведу у вас я. Введение сказочного героя. -Сегодня на урок математики к нам пришел необычный гость. Посмотрите ребята, кто это? -Правильно! Это веселый Незнайка. |
Приветствие.
- Незнайка. |
|
||
II. Минутка чистописания.
Слайд 3 и 4 |
- Ребята, у нас беда! Незнайка забыл, какое сегодня число! Ребята, давайте скажем какое сегодня число. Давайте откроем тетради и запишем число, месяц. Сегодня у нас четвертое число, а месяц у нас апрель. Дальше пишем классная работа. - Дайте характеристику цифре четыре.
Давайте напишем ее. Начинаю писать немного правее середины верхней стороны клетки. Веду прямую линию почти к центру клетки, затем веду палочку вправо, и немного не доводя до правой стороны клетки. Пишу длинную палочку, начиная выше середины правой стороны клетки, и довожу её до нижней стороны клетки. Пишем цифру четыре до конца строки, пропуская одну клетку.
- Ребята, а какая у нас идет цифра перед цифрой 4? Какая она по счету? -Дайте характеристику этой цифре.
Давайте напишем ее. Начинаю писать цифру немного выше центра клетки. Верхний полуовал доводят почти до центра клетки и, не отрывая ручки от бумаги, пишут нижний полуовал. Нижний полуовал немного больше верхнего. Пишем цифру четыре до конца строки, пропуская одну клетку. Итог Молодцы ребята, мы помогли Незнайке узнать какое сегодня число. У вас на столе лежат карточки. Поставьте в карточке определённый знак. Знак « + » - справились с заданием. Знак «-» - не справились. |
- Она однозначная, в записи этого числа участвует одна цифра. Она указывает на количество единиц. Соседи этого числа 3 и 5.
- Цифра 3.
- Она однозначная, в записи этого числа участвует одна цифра. Она указывает на количество единиц. Соседи этого числа 2 и 4. |
|
||
Актуализация знаний |
|||||
2.1 Устный счет. |
-Незнайка принес задание. Слушаем и записываем ответ, с новой строки: Какая цифра стоит после цифры 3. Какая цифра стоит перед цифрой 2. Какая цифра стоит после цифры 1. Какая цифра стоит после цифры 4. Какая цифра стоит перед цифрой 4. Поставьте в карточке определённый знак. Знак « + » - справились с заданием. Знак «-» - не справились. |
-4 -1 -2 -5 -3 |
|
||
III. Сообщение темы и цели урока.
Слайд 5 и 6
|
Ребята посмотрите на доску. Даны примеры. Сейчас я буду вызывать ученика, а он должен решить пример. А вы будете решать их самостоятельно у себя в тетрадях. Каждому ответу соответствует буква. Как решите, получится слово. 12 – 2 – 7 = Ч 6 + 10 + 1 = А 10 + 8 + 0 = Д 13 – 10 – 2= А 19 - 2 - 7 = З 20 - 1+ 0= А
Ответ: Задача
- Какое слово получилось? Прочитайте. - Что такое задача? -Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Поставьте в карточке определённый знак. Знак « + » - справились с заданием. Знак «-» - не справились |
12 – 2 – 7 = 3 6 + 10 + 1 = 17 13 – 10 – 2=1 19 - 2 - 7 = 9
10 + 8 + 0 = 18 20 - 1+ 0 = 19 - Задача.
- О задаче. |
Познавательные УУД: развитие познавательного интереса.
Регулятивные УУД: формирование оценочной самостоятельности учащихся |
||
Физ. мин. Для глаз слайд 7, 8, 9 |
|||||
3.1 Работа над задачами в группе. Слайд 10
Слайд 11 3 мин. |
А теперь выполним задание в группе. Ребята, давайте вспомним правила работы в группе.
Незнайка составил задачи с ловушками. Вам необходимо найти эти задачи, исправить ошибки и решить. Что значит задача – ловушка? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, из каких четырех частей состоит задача? А в задаче – ловушке, может быть пропущена какая - то часть. 1. Задача. На кочке сидели 8 лягушек, 2 лягушки прыгнули в воду. Сколько лягушек осталось? 2. Задача. Мама купила груши. За обедом дети съели 2 груши. Сколько груш осталось? 3. Задача. У Светы 10 кукол, а у Лизы на 2 кукол меньше. На сколько кукол у Лизы меньше, чем у Светы.
Поставьте в карточке определённый знак. Знак « + » - справились с заданием. Знак «-» - не справились |
1. Работают все. 2. Один говорит – все слушают. 3. Уважаем мнение друг друга. 4. Несогласие выражаем вежливо 5. Если не понял – переспроси.
-Из условия, вопроса, решения, ответа.
Демонстрируют, что у них получилось. |
Познавательные УУД: развитие познавательного интереса.
Коммуникативные УУД: развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника.
Регулятивные УУД: формирование оценочной самостоятельности учащихся. |
||
IV. Открытие новых знаний. Слайд12 |
- Послушайте, какую задачу еще составил Незнайка: Коля на каникулах прочитал 8 сказок, а рассказов – на 3 больше. Сколько рассказов прочитал Коля? Ребята, Незнайка просит, чтобы вы придумали второй вопрос к задаче. - На какой вопрос будем сначала отвечать? Почему?
-Как ответ на первый вопрос задачи поможет решить второй вопрос задачи?
Правильно! - Кто назовет тему урока. - Какая цель урока? - О чем сегодня мы будем говорить на уроке? |
- Сколько всего сказок и рассказов прочитал Коля на каникулах? - Сначала надо узнать, сколько рассказов прочитал Коля, а потом мы сможем ответить на второй вопрос. - Мы узнаем, сколько рассказов прочитал Коля, и поставим это число в решении второго вопроса.
- Задачи в два действия. - Научиться решать и составлять задачи в два действия. - О задачах в два действия. |
Регулятивные УУД: целеполагание, учащиеся формируют собственное мнение, проявляют интерес к новому.
Познавательные УУД: формулировка темы.
Регулятивные УУД: планирование и прогнозирование деятельности.
|
||
Физ.мин. слайд 13 Вышли уточки на луг Вышли уточки на луг: - Кря-кря-кря! (Шагаем.) Пролетел веселый жук: - Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.) Гуси шеи выгибают: - Га-га-га! (Круговые вращения шеей.) Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.) Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.) Шарик тоже зарычал: - Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.) Зашептал в воде камыш: - Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.) И опять настала тишь: Ш-ш-ш. |
|||||
V. Закрепление изученного материала |
|||||
5.1. Работа с учебником |
- Откройте учебник на странице 63, посмотрите на задание под № 2. Давайте прочитаем задачу: - В одной коробке 6 цветных карандашей, в другой – на 2 карандаша меньше. Сколько всего карандашей в двух коробках? - О чем говорится в задаче? - Что известно?
- Что нужно найти?
- Какие слова возьмем для краткой записи? I к. – 6 шт. II к. - ? на 2 шт. меньше, чем в первой. ? 1) 6 – 2 = 4 (шт.) – во II коробке. 2) 6 + 4 = 10 (шт.) – всего. Ответ: 10 карандашей в двух коробках.
-Что обозначает число 6? - В выражении 6 – 2 = 4, что обозначает число 4, а что - 6 – 2? |
- О цветных карандашах. - Известно, что в одной коробке 6 цветных карандашей, в другой – на 2 карандаша меньше. - Нужно найти, сколько всего карандашей в двух коробках.
Ученик решает у доски с объяснением.
|
Регулятивные УУД: контроль и оценка своих действий |
||
5.2. Решение задачи по схеме. Слайд 14 |
Ребята, пока мы решали задачу, Незнайка принес нам еще одну. И просит помочь нам ее решить. - Составьте задачу по рисунку и решите ее.
(Например: Сережа нарисовал 8 зеленых квадратов, а желтых – на 4 больше. Сколько всего квадратов нарисовал Сережа?) - Составим вместе план решения задачи. - О чем говорят два знака вопроса? - Какой вопрос главный? - Что мы можем узнать сначала? Каким действием? - Теперь можем ответить на главный вопрос задачи? Как? Мы составили план решения. Запишите решение задачи самостоятельно. |
- Задача будет решаться в два действия. - Вопрос, сколько всего. - Сначала мы узнаем, на сколько желтых квадратиков больше. - Да. Мы должны сложить зеленые и желтые квадратики. |
Регулятивные УУД: контроль и оценка своих действий |
||
VI. Рефлексия. |
|
|
|
||
7.1. Итог урока |
- Какие задачи мы решали на уроке? - Чему мы учились на уроке? - Кто понял, как решается цепочка задач? |
Ответы уч-ся |
|
||
|
|
|
|||
7.3. Дом. Задание. |
- Вам нужно выполнить упражнения … |
|
|
||
|
- Спасибо за урок! - До свидания! |
|
|
||
Бланк на каждого ученика.
№ |
« + » |
« - » |
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
4. |
|
|
5. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.