Урок по математике «Путешествие десятичных дробей в мир голосеменных». 5 класс
Оценка 5

Урок по математике «Путешествие десятичных дробей в мир голосеменных». 5 класс

Оценка 5
Работа в классе +1
docx
биология +1
5 кл
24.01.2020
Урок по математике  «Путешествие десятичных дробей в мир голосеменных». 5	класс
Материал для повторения и обобщения теме "Десятичные дроби".
Урок по математике.docx

Урок по математике

«Путешествие десятичных дробей в мир голосеменных».

5  класс.

     Цель урока:  повторение навыков действий с десятичными дробями, знакомство с особенностями строения и жизнедеятельности голосеменных

 растений, их ролью в жизни человека.

 

Познавательные УУД:

- умение  формулировать  тему и  проблему урока;

- умение добывать новые знания,  делать выводы в результате совместной работы  класса и учителя; поиск и выделение нужной информации;  анализ объектов с целью выделения признаков;       

-  достраивание, восполнение недостающих компонентов.

Коммуникативные УУД:

-  развивать умение слушать и понимать  речь других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ; 

- оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные УУД:

- развивать умение высказывать  свою точку зрения,  оценивать свои действия  и действия  одноклассников;

- Регулятивные УУД:

- умение  определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);

- умение проговаривать последовательность  действий на уроке;

- умение подводить итоги  своей  деятельности на уроке;

- умение оценивать свои  учебные действия.

Методы обучения:

словесные, наглядные, проблемный, практический.

Элементы используемых образовательных технологий:

1. личностно-ориентированное развивающее обучение;

2. современные образовательные технологии с применением ИКТ;

3. групповое самостоятельное обучение.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Оборудование:  доска,  карточки с заданиями, рабочие листы для каждого учащегося,  проектор, презентация, хвоя сосны и ели.

 

ХОД УРОКА

Организационный момент.

 Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Пусть сегодня для нас всех на уроке сопутствует успех!

Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей!

Пожелаем нам удачи и успешности в придачу!

        Сегодня у нас необычный урок. Для работы нам понадобятся ваши знания, навыки, рабочие листы (они лежат у каждого на парте) и хорошее настроение. Запишите на рабочем листе ваше имя и фамилию и наклейте веселый добрый  смайлик.

Лист отложите на край парты, и начнём урок. Тему нашего урока я называть вам не буду, а хочу, чтобы вы после устного счёта  сами её попытались сформулировать.

 Устный счёт.  

а) Ребята, на доске у меня записаны действия. Я вас попрошу их назвать.

4,8 + 3,6;     8,4: 6;       1,4 *2;        2,8 -2;        0,8 *10.

(сложение, деление, вычитание, умножение)

- Молодцы! А кто  скажет действия, с какими числами здесь записаны?

(десятичными)

-Мы уже с вами умеем складывать, вычитать, умножать и делить десятичные дроби. Сформулируйте мне, пожалуйста, что мы будем делать с вами сегодня на уроке.

 Мы будем повторять действия с десятичными дробями и отправимся вместе с ними в путешествие на урок биологии.   Чтобы узнать, с какими растениями  захотели познакомиться десятичные дроби, давайте проведем устный счет в форме математического   футбола.

- Хорошо! А теперь назовите результат этих действий.

   8,4  (го)               1,4  (ло)          2,8   (се)                0,8(мен)                8(ные)                  

- Я довольна вами!

-Прочитайте слово, которое получилось (голосеменные).

 

- Что мы уже знаем о голосеменных? Найдите информацию на рабочем листе.

1.  Голосеменные – это высшие семенные растения, т.к. они имеют органы и размножаются с помощью семян.

2.  Голосеменные  – один из самых древних отделов высших растений. Первые из них появились на Земле более 300 млн. лет назад в конце палеозоя, когда климат на Земле стал более жарким и сухим.  В мезозое они сменили древовидные папоротники и хвощи, потому что голосеменные имели серьезные преимущества перед папоротниками – им для размножения не нужна вода. Лишь 150 млн. лет назад, в начале триасового периода мезозойской эры, жизнь на Земле понемногу восстанавливается: пустыни перестали расти, и огромные леса, состоящие из примитивных хвойных деревьев, захватили сушу.

3. Голосеменные - это наземные растения, большинство из них вечнозеленые, но бывают и листопадные. Встречаются огромные, свыше 100м деревья, есть кустарники, а травянистых растений среди голосеменных нет.

4. У голосеменных  хорошо выражены органы: корень, лист, стебель. Листья голосеменных - хвоя или чешуйки. Для размножения им служат не споры, а семена.

5. Всего на Земле 700 разных видов голосеменных, объединенных в 4 класса, самыми распространенными являются хвойные

 

- Давайте на примере обитателей наших с вами лесов познакомимся с их многообразием, а помогут нам о десятичные дроби. Я попрошу выйти  представителей от каждого ряда  к доске и решить по  уравнению, правильное решение – укажет  нам  о каком растении идет речь. ( Учащиеся у доски  получают карточки с заданиями, изображенными на экране)

 

Решив  первое уравнение x - 27,5 =38,1 вы отгадаете   загадку

    Высока, стройна, душиста,
В небо тянется она.
Вся одежда золотиста,
Только шапка зелена

(656-ель              65,6-сосна            0,2-ольха) 

 

Решив второе уравнение, вы узнаете, кого называют на Руси русской красавицей          13,5 : х. – 0,25 = 0,5

(18 —  ель            1,8—береза)

 

Корень третьего уравнения подскажет нам, какое растение сбрасывает иголки на зиму     11,88: (х. – 2,9) = 2,7

( 0,73-ель             7,3 —    лиственница         46,9 —кипарис).

 

А теперь, переходим к лабораторной работе. Попрошу вас собраться в группы.  Группа – это  ряд. У нас образовалось три группы. Я даю вам по 5 хвоинок сосны и ели. Измерьте их, запишите результаты в свои рабочие листы, затем вычислите среднюю длину каждого вида хвоинок.  Сделайте вывод.

Лабораторная работа  на рабочих листах.

Цель работы: изучить сравнить размеры хвои сосны ели и лиственницы,

Оборудование: хвоинки сосны, ели.

Ход работы.

1.     Измерьте длину  5 хвоинок ели и  5 хвоинок сосны с точностью до миллиметров.

2.     Найдите среднее арифметическое длины хвои сосны и ели

(работа по группам)

 

3.     Заполните таблицу

Название

растения

Хвоя

длина

окраска

 

 

 

 

 

 

 

4.      Сделай вывод, длина хвоинки сосны__________,

а ели-__________

 

Физкультминутка 

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.

РАЗ – подняться, потянуться!
ДВА – согнуться, разогнуться!
ТРИ – в ладоши три хлопка,
головою три кивка.
На ЧЕТЫРЕ – руки шире,
ПЯТЬ – руками помахать,
ШЕСТЬ – за парту тихо сесть.
СЕМЬ – ВОСЕМЬ – лень отбросим,
ДЕВЯТЬ – ДЕСЯТЬ – не будем куролесить,
ОДИННАДЦАТЬ – ДВЕНАДЦАТЬ – будем заниматься.

 

Информация от учителя биологии, подготовленная учащимися.

       Хвойные формируют природные ландшафты - тайгу на огромных пространствах континентов. Из всех хвойных наибольшие площади лесов нашей страны заняты сосновыми борами (25%) и еловыми лесами (17%). Как и все растения, они создают органические вещества при фотосинтезе, выделяют кислород. Являясь важнейшим компонентом лесных сообществ, они дают корм для зверей, птиц, являются средой обитания животных. Хвоя и молодые побеги некоторых хвойных - незаменимый зимний корм лосей, хвоей питаются глухари, а семенами сибирского кедра - многие животные и птицы. Шишкоягоды можжевельника - корм тетеревов.  В связи с вырубкой хвойных лесов сокращается водоносность рек, высыхают озера, понижается уровень грунтовых вод, усиливается эрозия почв, климат становится более засушливым. Хвойные деревья защищают жителей от шума, вредных газов, пыли и копоти, увлажняют воздух, насыщая его целебными фитонцидами. Это летучие вещества, обладающие антимикробным действием. Они губят бактерии, вирусы, грибки, поэтому воздух в хвойных лесах невероятно чист, почти стерилен.    Один гектар еловых насаждений задерживают до 32 тонн пыли в год, сосновых – до 35 тонн.

 

Решение задач.  ( Учащиеся решают по группам, а потом объясняют  решение  классу и записывают в рабочие листы.)

 

ЗАДАЧИ

1.     Из одного дерева можно получить 60 кг бумаги. 20 кг макулатуры спасает 3 дерева от вырубки. Сколько можно сохранить  деревьев, если собрать 950 кг  макулатуры?

2.      Лиственница - ценное хвойное дерево. К столетнему юбилею она достигает 30 м высоту. На сколько  метров лиственница вырастает за год?

3.     Сосна ниже ели в 2,4 раза, ель выше  сосны на  2,52 м. Какова высота ели и высота сосны?

 

4.     В роще растут 135 хвойных деревьев. Из них сосен в два раза больше, чем кедров, но на 5 меньше, чем елей. Сколько в роще деревьев каждого вида?

 

5.     Вдоль дорожки друг за другом растут 10 деревьев, между которыми стоят скамейки. Сколько всего скамеек?

 

 Работа с правилами умножения десятичных дробей.

 

Найди ошибку в формулировке правил действий с десятичными дробями

 

1.     ЧТОБЫ УМНОЖИТЬ ДЕСЯТИЧНУЮ ДРОБЬ НА 10, 100, 1000 и т.д.,  надо в этой дроби перенести запятую на столько цифр влево, сколько нулей стоит в множителе после единицы.

2.      ЧТОБЫ РАЗДЕЛИТЬ  ДЕСЯТИЧНУЮ ДРОБЬ НА 10, 100, 1000 и т.д.,  надо в этой дроби перенести запятую на столько цифр влево, сколько нулей стоит в множителе после единицы.

3.     ЧТОБЫ ПЕРЕМНОЖИТЬ  ДЕСЯТИЧНЫЕ  ДРОБИ  надо выполнить  умножение,  не обращая  внимание на запятые, а потом отделить запятой столько цифр слева сколько, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе.

4.     ЧТОБЫ РАЗДЕЛИТЬ ЧИСЛО НА  ДЕСЯТИЧНУЮ  ДРОБЬ  надо выполнить  деление,  не обращая внимание на запятые, а потом отделить запятой столько цифр слева сколько, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе.

 

 

 Подведение итогов.

- Теперь попрошу каждого отметить ваше настроение в конце нашего с вами урока математики и биологии, урока общения.

И ещё хочу услышать о том, какое у вас сложилось мнение об уроке, что вам хотелось бы пожелать.

 Ответьте на вопросы на рабочем листе в лесенке достижений

Лесенка достижений

         Мне было интересно…

         Мне было трудно…

         Больше всего мне понравилось…

         Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…

ПОСТАВЬТЕ СЕБЕ  ОТМЕТКУ

Домашнее задание.   

Познакомьтесь  с информацией о секвойе.

1.     Используя математические данные в полученной информации,  составьте математическую задачу и решите ее.

До свиданья, спасибо за работу. Нам  было очень приятно с вами работать.

 

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

 

1)Как-то в Сибирь поздней осенью приехал малосведущий в лесном деле, но очень самоуверенный ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:

- Это хвойный лес?

- Хвойный.

- А где хвоя?

- Опала.

- По чьей вине?

- Природы.

- Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы.

Придется ли лесничему отвечать за гибель леса?

2)Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу или в сосновом бору? Почему?
3)Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу. Почему? Прав ли он?          

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочий лист урока

ученика 5 класса                                                               

Тема: Десятичные дроби в мире голосеменных.

 

УСТНЫЙ СЧЕТ

 

 Информация от учителя биологии.

 

1.   Голосеменные – это высшие семенные растения, т.к. они имеют органы и размножаются с помощью семян.

2.  Голосеменные  – один из самых древних отделов высших растений. Первые из них появились на Земле более 300 млн. лет назад в конце палеозоя, когда климат на Земле стал более жарким и сухим.  В мезозое они сменили древовидные папоротники и хвощи, потому что голосеменные имели серьезные преимущества перед папоротниками – им для размножения не нужна вода. Лишь 150 млн. лет назад, в начале триасового периода мезозойской эры, жизнь на Земле понемногу восстанавливается: пустыни перестали расти, и огромные леса, состоящие из примитивных хвойных деревьев, захватили сушу.

3.  Голосеменные - это наземные растения, большинство из них вечнозеленые, но бывают и листопадные. Встречаются огромные, свыше 100м деревья, есть кустарники, а травянистых растений среди голосеменных нет.

4.  У голосеменных  хорошо выражены органы: корень, лист, стебель. Листья голосеменных - хвоя или чешуйки. Для размножения им служат не споры, а семена.

5.  Всего на Земле 700 разных видов голосеменных, объединенных в 4 класса, самыми распространенными являются хвойные

 

 

Лабораторная работа

 

1.     Измерьте длину хвоинок ели и сосны с точностью до миллиметров.

2.     Заполните таблицу

Название

растения

Хвоя

длина

окраска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.     Найдите СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ хвои сосны и ели

 

 

4.      Сделай вывод...

 

 

 

Решить задачи.

1.      Из одного дерева можно получить 60 кг бумаги. 20 кг макулатуры спасает 3 дерева от вырубки. Сколько можно сохранить  деревьев, если собрать 950 кг  макулатуры?

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Лиственница - ценное хвойное дерево. К столетнему юбилею она достигает 30 м высоту. На сколько  метров лиственница вырастает за год?

 

 

 

 

3.     Сосна ниже ели в 2,4 раза, ель выше  сосны на  2,52 м. Какова высота ели и высота сосны?

 

 

 

 

 

 

 

4.     В роще растут 135 хвойных деревьев. Из них сосен в два раза больше, чем кедров, но на 5 меньше, чем елей. Сколько в роще деревьев каждого вида?

 

 

 

5.      Вдоль дорожки друг за другом растут 10 деревьев, между которыми стоят скамейки. Сколько всего скамеек?

 

 

 

 

 

Найди ошибку в формулировке правил действий с десятичными дробями

 

1.     ЧТОБЫ УМНОЖИТЬ ДЕСЯТИЧНУЮ ДРОБЬ НА 10, 100, 1000 и т.д.,  надо в этой дроби перенести запятую на столько цифр влево, сколько нулей стоит в множителе после единицы.

2.      ЧТОБЫ РАЗДЕЛИТЬ  ДЕСЯТИЧНУЮ ДРОБЬ НА 10, 100, 1000 и т.д.,  надо в этой дроби перенести запятую на столько цифр влево, сколько нулей стоит в множителе после единицы.

3.     ЧТОБЫ ПЕРЕМНОЖИТЬ  ДЕСЯТИЧНЫЕ  ДРОБИ  надо выполнить  умножение,  не обращая  внимание на запятые, а потом отделить запятой столько цифр слева сколько, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе.

4.     ЧТОБЫ РАЗДЕЛИТЬ ЧИСЛО НА  ДЕСЯТИЧНУЮ  ДРОБЬ  надо выполнить  деление,  не обращая внимание на запятые, а потом отделить запятой столько цифр слева сколько, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе.

Лесенка достижений

 

         Мне было интересно...

         Мне было трудно…

         Больше всего мне понравилось…

         Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…

 

 

ПОСТАВЬТЕ СЕБЕ  ОТМЕТКУЗА УРОК:

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

СЕКВОЙЯ

      Секвойя относится к хвойным, одним из самых древних растений Земли. Известно, что появилась она на свете около 200 млн. лет назад и была широко распространена на планете. В настоящее же время увидеть секвойю можно, в основном, лишь на небольшом участке штата Калифорния. Возможно, она бы распространилась и дальше вглубь Северной Америки. Но, к сожалению, чтобы жить этому дереву нужно очень много воды. Или, во всяком случае, ему необходимо место, в котором часто бывают туманы. Поэтому далеко от океанского берега секвойя не уходит.

     Секвойя имеет твердую, устойчивую к гниению древесину, применяемую в производстве мебели, шпал, вагонов, телеграфных столбов, подводных сооружений, черепицы и бумаги. За присущий ей красновато — коричневый цвет, секвойю называют еще и «красным деревом». Благодаря отсутствию запаха, ее древесина идеально подходит для изготовления ящиков и коробов для хранения сигар и табака, а также бочек, в которых можно держать мед. 
Секвойя отличается очень быстрым ростом, и ей совершенно не вредят паразиты. Древесина этого дерева содержит фитонциды, которые отпугивают многочисленных вредных насекомых и держат их на значительном расстоянии. Впечатляет и жизнеспособность этого дерева, благодаря которой оно возобновляется побегами от пней. Этот факт весьма удивляет ученых, ибо такой способ «продолжения рода» не характерен для большинства представителей класса хвойных. 
     Замечательна секвойя тем, что является одним из самых высоких деревом в мире. Секвойя высотой в 60 метров (два десятиэтажных дома, поставленных друг на друга) – обычное дело. Но экземпляры выше 90 метров – тоже не редкость. Самым высоким деревом из ныне существующих является секвойя "Гиперон", которая была обнаружена в 2006 году в национальном парке Редвуд (США, штат Калифорния). Высота «Гиперона» составляет 115,5 метров. Возраст "Гиперона" составляет 700-800 лет. Самое большое по объему дерево на Земле - секвойя дендрон (гигантская секвойя или мамонтово дерево) "Генерал Шерман" из национального парка Секвойя в Калифорнии. Возраст "Генерала Шермана" - от 2300 до 2700 лет. Высота этой гигантской секвойи 83,8 м., диаметр у основания 11,1 м., окружность ствола - 31,3 м. Дерево имеет массу 1910 тонн. Для сравнения: масса самого большого животного (синего кита) составляет до 190 тонн. На высоте 37 м ствол был толщиной 5 м, а самая нижняя ветвь, отходящая от ствола примерно на высоте 40 м, имела длину 46 м при диаметре 2,1 м. Одна эта ветвь превышает своими размерами многие деревья других видов. Объем древесины этого экземпляра составляет 1487 куб. метров – достаточно, чтобы покрыть паркетом толщиной 30 см целое футбольное поле. На втором месте стоит другой секвойя дендрон – «Генерал Грант» из калифорнийского национального парка Кингс-Каньон. По данным последних измерений, его высота 81,5 м, диаметр основания 10,2 м, а объем древесины – 1219 куб. м.  

 

ЗНАЧЕНИЕ СОСНЫ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

      Как говорили в старину: «Где сосна взошла, там и в дело пошла». Древесину сосны используют как телеграфные столбы, бревна, балки, брусья, доски – в строительстве, в судостроении - мачты, мебельном производстве. Используют смолу хвойных - живицу, получая скипидар, канифоль.

Живица - смолистая жидкость, выделяющаяся при ранении хвойных деревьев. Живица заживляет раны дерева. Исцеляет их. Отсюда и пошло ее народное название. Если живица застывает без доступа воздуха, то она превращается в янтарь. Из янтаря делают украшения, декоративную скульптуру, им отделывают помещения. 
Живица используется и как лекарственное средство для лечения ревматизма, лёгких, почек, органов пищеварения. 

     Семена сосны содержат витамин В1, хвоя витамины- С, К и А.

      Сосна – лесная аптека. П.С. Паллас писал: «Собираемые по концам веток молодые сосновые и кедровые вершинки похваляются у мореходов как лучшее противоцинготное и бальзамическое средство и составляют в лечебной науке как преизрядное лекарство». Во время Великой Отечественной войны сотрудники Ботанического института имени В.Л. Комарова разработали способы получения витаминного напитка из хвои сосны. Этому препарату обязаны жизнью многие ленинградцы, пережившие блокаду.

      Отвар почек сосны – замечательное средство для лечения воспаления верхних дыхательных путей. Экстракт из хвои включают в состав мыла, зубной пасты, бальзамов в качестве бактерицидного свойства. Фитонциды хвойных растений уничтожают бактерии. Не случайно санатории и больницы размещают среди хвойных деревьев

Сосна является биоиндикатором окружающей среды. По хвоинкам сосны определяют чистоту воздуха. Сосна очень чувствительна к ядовитым газам.

ЗНАЧЕНИЕ ЕЛИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА.

     У красивой традиции праздновать Новый год с елочкой есть своя цена. Эта цена – сгубленные живые ели. Подготовку к Новому году сравнивают иногда с лесным пожаром. По всей России ежегодно вырубается в это время более 7 миллионов елей! Но для того чтобы вырастить хвойный лес нужно не менее 100 лет. А в вырубку идут 10-15 летние елочки, многие не успели оставить после себя семян. О ели сложилась поговорка: «Вырастить ее – одна мука, не вырастить – преступление». Главная ценность ели – ее древесина: мягкая, легкая, малосмолистая. Поэтому музыкальные инструменты, изготовленные из ели обладают изумительным звуком и резонансом. Самые лучшие скрипки, в том числе и инструменты знаменитых итальянцев Амати и Страдивари, изготовлены из ели. Ее древесину используют для получения искусственного шелка, как сырье для целлюлозно-бумажной промышленности для изготовления бумаги. Из одного дерева можно получить 60 кг. бумаги. 20 кг макулатуры спасает 2-3 дерева от вырубки

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок по математике «Путешествие десятичных дробей в мир голосеменных»

Урок по математике «Путешествие десятичных дробей в мир голосеменных»

Пожелаем нам удачи и успешности в придачу!

Пожелаем нам удачи и успешности в придачу!

Листья голосеменных - хвоя или чешуйки

Листья голосеменных - хвоя или чешуйки

Сделай вывод, длина хвоинки сосны__________, а ели-__________

Сделай вывод, длина хвоинки сосны__________, а ели-__________

Решение задач. ( Учащиеся решают по группам, а потом объясняют решение классу и записывают в рабочие листы

Решение задач. ( Учащиеся решают по группам, а потом объясняют решение классу и записывают в рабочие листы

Подведение итогов. - Теперь попрошу каждого отметить ваше настроение в конце нашего с вами урока математики и биологии, урока общения

Подведение итогов. - Теперь попрошу каждого отметить ваше настроение в конце нашего с вами урока математики и биологии, урока общения

Рабочий лист урока ученика 5 класса

Рабочий лист урока ученика 5 класса

Найдите СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ хвои сосны и ели 2

Найдите СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ хвои сосны и ели 2

В роще растут 135 хвойных деревьев

В роще растут 135 хвойных деревьев

ПОСТАВЬТЕ СЕБЕ ОТМЕТКУЗА УРОК:

ПОСТАВЬТЕ СЕБЕ ОТМЕТКУЗА УРОК:

На втором месте стоит другой секвойя дендрон – «Генерал

На втором месте стоит другой секвойя дендрон – «Генерал

Поэтому музыкальные инструменты, изготовленные из ели обладают изумительным звуком и резонансом

Поэтому музыкальные инструменты, изготовленные из ели обладают изумительным звуком и резонансом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2020