Урок по математике "Решение задач"
Оценка 5

Урок по математике "Решение задач"

Оценка 5
docx
28.08.2022
Урок по математике "Решение задач"
Колупаева АП Метод разработка урока по математике.docx

Дидактическое обоснование урока:

Предмет: математика

Класс:2

Автор учебника: Математика: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций по программе «Школа России».

Тема урока: «Простые и составные задачи».

Цель: создать условия для формирования у учащихся практических умений по решению задач.

Тип урока: урок рефлексии.

Задачи:

–способствовать развитию умения решать задачи разных видов, используя памятку

- развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную деятельность.

– содействовать воспитанию внимательного отношения друг к другу.

Методы обучения: системно - деятельностный, кейс-технология.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения (для учителя, для учащихся): учебники, учебные материалы кейсов, рабочие тетради, Справочное пособие для начальных классов Т. В. Скляровой и Л. И. Картуновой.

УУД

Личностные:

Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Умение доносить (объяснять)свою точку зрения.

Умение выражать свои эмоции.

Регулятивные:

Умение прогнозировать свою работу.

Умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность.

Умение высказывать предположения на основе материала учебника.

Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

Умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы.

Умение выявлять сущность, особенности объектов.

Умение ориентироваться в учебнике.

Умения извлекать и анализировать информацию из иллюстраций, текста учебника.

Коммуникативные:

Умение слушать и понимать других.

Умение работать в паре, группе.

Умение строить своё высказывание в соответствии с задачей.

Умение оформлять свои мысли в устной форме.

 

Ход урока:

 1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Организационный. 1 мин.
- Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

Здравствуйте! Добрый день, я приветствую вас сегодня на уроке и желаю доброго дня и хороших успехов!

2.Этап актуализации знаний. 3-5 мин.

-Послушайте одну притчу (короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение) (Толковый словарь В. Даля - «поучение в примере») и ответьте на вопрос:

 Были ли мудрецы действительно мудрыми?

       Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, - сказал один мудрец, - мы ощупаем его». «Хорошая идея, - сказали другие, - тогда мы узнаем, какой он – слон».

Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый нащупал большое плоское ухо, оно медленно двигалось вперед-назад.

«Слон похож на веер!» - закричал первый мудрец.

Второй потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он.

«Вы оба не правы, - сказал третий, - он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост.

«Слон похож на копьё», - воскликнул четвертый.

«Нет, нет, - закричал пятый, - слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона.

Шестой мудрец подергал слоновий хобот. «Вы все не правы, - сказал он, - слон похож на змею».

«Нет, на веревку!»

 - «Змею!»

- «Стену!»

- «Вы ошибаетесь!»

- «Я прав!»

Шестеро слепых кричали друг на друга целый час.

И они никогда не узнали, как выглядит слон!

3.Этап выявления места и причины затруднений. 5-7 мин.

А) Постановка учебной задачи проблемы и цели:

- В чем же дело? Были ли мудрецы действительно мудрыми? (Каждый человек думал, что он открыл истину.   Никто не хотел слушать, что говорят другие).

-Почему они никогда не узнают, как выглядит слон? 

- Они не умеют договариваться, не умеют работать в команде, они не владели кейс-технологией. А мы с вами уже немножко умеем с ней работать и знаем, как нужно вести себя при работе в команде.

- Сегодня на уроке мы с вами будем продолжать работать над задачами с применением кейс-технологии, при помощи определенного алгоритма действий.

- А какие задачи мы уроке будем решать?

- правильно простые и составные.

- Как вы думаете, какова же тема нашего урока? (решение простых и составных задач)

- Какова цель урока? (учиться решать задачи на все изученные действия, работать в группе)

-Сейчас мы будем работать в группах, избегая конфликтов, будем работать в режиме кейс - урока. Вы будете самостоятельно знакомиться с материалом, текстами и делать выводы.

Б). Погружение в тему урока. (презентация: памятка-алгоритм работы над задачами). (Приложение)

4. Этап построения проекта выхода из затруднений. 5 мин.

Работаем по группам. Учащиеся делятся на 4 группы по 6 человек. Каждой группе нужно выполнить задание в течение 15 мин. В оценочных листах все члены группы должны оценить свою работу и работу своей группы.

2. - Наметим план наших действий.

Работа в группах.

-Не забывайте правила работы в группах (Быть спокойным, внимательным, уважать друг друга, важен позитивный настрой друг к другу, умение слушать и слышать.)

Выберите модератора/руководителя/капитана группы.

В каждой группе пакет учебных заданий – кейс: инструкция, справочное пособие для начальных классов, учебный материал (задачи), кластер, лист самооценки. (Приложения)

 

Алгоритм работы 1 группы (аналогично для других групп другие виды задач)

1.Знакомство с кейсом:

 «Решение задач на сложение»

Изучение, анализ и обобщение материала

2. Изучите (прочитайте) материал по решению задач на сложение:

Справочное пособие для начальных классов – стр. 40-41

Групповое обсуждение пути решения и решение задач

3. Решите задачи. Запишите решение и ответ в кластер.

Демонстрация решения своей группы.

 4. Защита работы групп в виде кластера и проверка на доске ответов

5. Рефлексия.
Дети оценивают свою работу и работу других групп по оценочным листам

 

Работаем по плану:

1.     Анализ задачи в каждой подгруппе.

2.     Обсуждение между членами группы.

3.     Принятие решения.

4.     Оформление решения.

5.Этап реализации построенного проекта. 15 мин.

        Работа учащихся с кейсом на уроке строится из нескольких этапов:

- знакомство с кейсом;

- изучение и анализ материала, предназначенного для решения ситуации;

- групповое обсуждение пути решения;

- демонстрация решения своей группы.

6.Этап обобщения затруднений во внешней речи. 5 мин.

Работают с кейсом, изучают его, анализируют информацию, делают выводы.

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (кластер). 4 мин.

Включение в систему знаний и повторение.

8.Этап включения в систему знаний. 5 мин.

Объявляется начало этапа защиты работы групп. Решение задач в виде кластера.

Каждая группа делает выводы. Проверка: ключ с ответами. Все учащиеся внимательно слушают выступления других групп.

 9.Этап рефлексии учебной деятельности. Итог урока. 2-3 мин.

В оценочных листах все члены группы должны оценить работу своей группы.
Дети оценивают свою работу по оценочным листам.

-Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ее или нет? Что помогло достичь цель урока?

Какие задачи ставили перед уроком? Реализовали ли их?

Понравился ли вам такой формат урока?

10. Домашнее задание.

Выберите любую задачу, усложните её и решите дома (можно взять несколько задач).

 

Приложения

1.                  Кейсы для групп.

 

1 группа

1.Знакомство с кейсом: «Решение задач на сложение»

2. Изучите (прочитайте) материал по решению задач на сложение:

Справочное пособие для начальных классов – стр. 40-41

3. Решите задачи устно в процессе обсуждения. Запишите решение и ответ в кластер.

1.      Около светофора стояло 9 машин. Потом приехало еще 3 машины. Сколько машин стало?

2.      Среди водорослей прятались 7 морских коньков. К ним приплыли еще 5. Сколько всего стало морских коньков?

3.      В первый день столяр изготовил 8 рам, а во второй день – 6. Сколько рам изготовил столяр за два дня?

4.      В школе было 9 компьютеров. К началу учебного года купили еще 9. Сколько компьютеров стало в школе?

5.      Андрею нужно было выучить несколько английских слов. Он уже выучил 6 слов, а осталось ему выучить 5. Сколько всего слов должен был выучить Андрей?

6.      За неделю Наташа получила 9 «четверок», а «пятёрок» на 2 больше. Сколько пятёрок получила за неделю Наташа?

7.      В магазин привезли 60 ящиков с апельсинами, а с мандаринами на 3 ящика больше. Сколько ящиков с мандаринами привезли в магазин?

8.      В пятницу Катя прочитала 9 страниц, а в субботу 20. Сколько всего страниц прочитала катя за два дня?

9.      В аллее 7 елей, 20 берез, а лип столько, сколько елей и берез вместе. Сколько лип в аллее?

10.  В вагоне электрички ехало 10 человек. На остановке вошло еще 17 человек. Сколько человек стало в вагоне?

4. Демонстрация решения своей группы капитаном (Защита работы группы в виде кластера)

5. Оцените работу группы по оценочным листам

 

 

 

2 группа

1.Знакомство с кейсом: «Решение задач на вычитание»

2. Изучите (прочитайте) материал по решению задач на вычитание:

Справочное пособие для начальных классов – стр. 42-43

3. Решите задачи устно в процессе обсуждения. Запишите решение и ответ в кластер.

1.      На огороде было 15 кочанов капусты. Мама срезала 6 кочанов. Сколько кочанов капусты осталось?

2.      В классе было 7 горшков с цветами. Дети принесли еще несколько цветов, и их стало всего 13. Сколько горшков с цветами принесли дети?

3.      Надя собрала букет из ромашек и васильков. Ромашек в букете 20. Сколько васильков, если букет состоит из 29 цветов?

4.      У запасливой Тони в портфеле 15 запасных тетрадей. 6 из них в клеточку, остальные в линеечку. Сколько тетрадок в линеечку в портфеле у Тони?

5.      Гриша нашел в лесу 9 мухоморов. Чтобы малыш не огорчался, мама подложила ему в корзину еще несколько подосиновиков и Гриша с гордостью принес домой 17 грибов. Сколько грибов мама подложила Грише?

6.      Около подъезда стояло 16 машин. Когда утром часть жильцов уехала на работу, около дома осталось 7 машин. Сколько машин уехало?

7.      В корзине у Юры 14 лисичек, а белых грибов на 6 меньше. Сколько белых грибов нашел Юра?

8.      Около дома растут две березы. Высота одной 12 метров, а другой – только 5. На сколько метров вторая береза ниже первой?

9.      Петя нашел в лесу 8 подберезовиков, а сыроежек на 4 больше. Сколько сыроежек нашел Петя?

10.  В первый день часовщик починил 7 часов, а во второй 8. Сколько всего часов починил часовщик за два дня?

4. Демонстрация решения своей группы капитаном (Защита работы группы в виде кластера)

5. Оцените работу группы по оценочным листам

 

3 группа

1.Знакомство с кейсом: «Решение составных задач»

2. Изучите (прочитайте) материал по решению составных задач: Справочное пособие для начальных классов – стр. 49

3. Решите задачи устно в процессе обсуждения. Запишите решение и ответ в кластер.

1.      Мама заплатила за альбом 30 рублей, а за краски на 12 рублей больше. Сколько мама заплатила за всю покупку?

2.      На костюм пришили 8 больших пуговиц, а маленьких на 2 меньше. Сколько всего пуговиц пришили на костюм?

3.      Папа купил себе детектив за 30 рублей и книгу со сказками для дочки. Дочкина книжка стоила на 5 рублей дешевле. Сколько денег заплатил папа за две книги?

4.      Во время субботника во дворе посадили 14 липок, а березок на 6 больше. Сколько всего деревьев посадили во дворе?

5.      Папа купил 30 килограммов картошки, а моркови на 10 килограммов меньше. Сколько килограммов овощей купил папа?

6.      Во дворе играли в прятки 13 мальчика и 7 девочек. Через 2 часа 6 человек ушли домой. Сколько ребят осталось играть в прятки?

7.      За зиму мама связала 13 варежек, а кофточек на 7 меньше. Сколько всего кофточек и варежек связала мама?

8.      Мама сварила 18 литров клубничного варенья, а вишневого на 8 литров меньше. Сколько всего литров варенья сварила мама?  

9.      В коллекции у Максима 15 моделей машинок, а моделей самолетов на 5 больше. Сколько всего моделей машинок и моделей самолетов в коллекции у мальчика?

10.   На уроке труда Миша принес 17 шишек, а желудей на 7 меньше. Сколько всего желудей и шишек принес Миша на урок?

4. Демонстрация решения своей группы капитаном (Защита работы группы в виде кластера)

5. Оцените работу группы по оценочным листам

 

2.Справочное пособие или информация по разным видам задач для обобщения.

Шкляров Т.В., Картунова Л.И. Справочное пособие для начальных классов / Т.В. Шкляров, Л.И. Картунова. - Рязань: РИИП, 1996. - 96 с.

 

3. Алгоритм работы с задачами.

 

План решения задачи

1.      Прочитай внимательно задачу.

2.      Найди условие задачи. Прочитай его ещё раз.

3.      Повтори вопрос задачи.

4.      Подумай, можно ли решить задачу сразу?

5.      Всё ли мы знаем в задаче? Если – да, то задача решается в одно действие.

6.      http://lit.govuadocs.com.ua/tw_files2/urls_4/48/d-47056/47056_html_m7e65b905.pngЕсли мы нет, то задача решается в два действия.

7.      Подумай, с помощью какого действия нужно решить задачу.

8.      Реши задачу по действиям.

9.      Запиши ответ.

 

 

4. Кластер для решения задач в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


5.Ключи для проверки решения задач.


1 группа

9+3=12
7+5=12
8+6=14
9+9=18
6+5=11
9+2=11
60+3=63
9+20=29
7+20=27
10+17=27

2 группа

15-6=9
13-7=6
29-20=9
15-6=9
17-9=8
16-7=9
14-6=8
12-5=7
8+4=12
7+8=15

3 группа

30+12=42 30+42=72
8-2=6 8+6=14
30-5=25 30+25=55
14+6=20 14+20=34
30-10=20 30+20=50
13+7=20 20-6=14
13-7=6 13+6=19
18-8=10 18+10=28
15+5=20 15+20=35
17-7=10 17+10=27


6. Лист самооценки работы группы.

 

Лист самооценки работы группы № «___»

 

Допишите где нужно ответ на вопрос или впишите ответ «Да»/ «Нет»

-Какую цель мы ставили в начале урока?

______________________________________

- Достигли цель? Каким способом? (Работали сообща, совещались и т.д.)

______________________________________

-Каковы результаты группы? (Решили все поставленные задачи)

_____________________________________

-Удалось ли вам избежать конфликта? Если нет, то что помешало?

______________________________________

-Чьё мнение было более ценно? Почему?

______________________________________

-Получилось ли сотрудничество?

______________________________________

 

 

7. Оценочный лист работы ученика в группе на уроке.

 

Ф. И. ученика ____________________________________
Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

Поставь + или – если согласен с утверждением

1.Я понял алгоритм работы с задачей _________________

2. Я слушал, не перебивал учителя и одноклассников ____
3. не разговаривал на уроке __________________________

4. Принимал активно участие в работе моей группы _____
5. Решил задачу самостоятельно и верно_______________
Итоговая отметка __________________________________


 

Дидактическое обоснование урока:

Дидактическое обоснование урока:

Здравствуйте! Добрый день, я приветствую вас сегодня на уроке и желаю доброго дня и хороших успехов! 2

Здравствуйте! Добрый день, я приветствую вас сегодня на уроке и желаю доброго дня и хороших успехов! 2

Работаем по группам. Учащиеся делятся на 4 группы по 6 человек

Работаем по группам. Учащиеся делятся на 4 группы по 6 человек

В оценочных листах все члены группы должны оценить работу своей группы

В оценочных листах все члены группы должны оценить работу своей группы

Решите задачи устно в процессе обсуждения

Решите задачи устно в процессе обсуждения

Мама заплатила за альбом 30 рублей, а за краски на 12 рублей больше

Мама заплатила за альбом 30 рублей, а за краски на 12 рублей больше

Лист самооценки работы группы.

Лист самооценки работы группы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.08.2022