Урок по МДК. 04.01 Теоретические аспекты методической работы учителя начальных классов Тема:Осуществление проектной деятельности учителем начальных классов.
Оценка 4.7

Урок по МДК. 04.01 Теоретические аспекты методической работы учителя начальных классов Тема:Осуществление проектной деятельности учителем начальных классов.

Оценка 4.7
docx
13.01.2025
Урок по МДК. 04.01 Теоретические аспекты методической работы учителя начальных классов Тема:Осуществление проектной деятельности учителем начальных классов.
Осуществление проектной деятельности учителем начальных классов..docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Нижегородской области

Государственное профессиональное бюджетное образовательное учреждение

"Лукояновский педагогический колледж им. А.М.Горького"

(ГБПОУ ЛПК)

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

МДК. 04.01 Теоретические аспекты методической работы учителя начальных классов

(специальность 44.02.02.Преподавание в начальных классах)

 

 

Тема 2.5. Осуществление проектной деятельности учителем начальных классов.

 

 

 

Составитель: Таранова Н.А

                                                                                преподаватель психолого-педагогических дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

Лукоянов, 2025

 

 

I. Организационный момент

Добрый день уважаемые студенты!

Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. И в знак благодарности хочу прочесть замечательные строки про нас с вами – УЧИТЕЛЕЙ.

Если б не было учителя, 
То и не было б, наверное, 
Ни поэта, ни мыслителя, 
Ни Шекспира, ни Коперника. 
И поныне бы, наверное, 
Если б не было учителя, 
Неоткрытые Америки 
Оставались неоткрытыми. 
И не быть бы нам Икарами, 
Никогда б не взмыли в небо мы, 
Если б в нас его стараньями 
Крылья выращены не были. 
Без его бы сердца доброго 
Не был мир так удивителен. 
Потому нам очень дорого 
Имя нашего учителя!

 

II Определение темы и задач урока

-А теперь приступим к основной теме нашего занятия.

Исходя из требований ФГОС, развивающая, обучающая и воспитательная система осуществляется за счет комплексного взаимодействия пяти направлений развития личности: спортивно-оздоровительного, общеинтеллектуального, духовно-нравственного, общекультурного, социального. И через все эти направления прослеживается один из интереснейших видов деятельности школьников (проектная деятельность). А какой, вы узнаете, прочитав эти слова:

П – проблема, планирование

Р – развитие, рефлексия

О – организованность, опыт, общение

Е – единство, естественность

К – коммуникативность, креативность

Т - творчество, талант

Что же означают эти слова?

-Правильно, - это проект . Сегодня мы и поговорим о проектной деятельности учителя и учащихся.

 

Так какая же тема нашего урока

Тема 2.5. Осуществление проектной деятельности учителем начальных классов.

Вы уже многое знаете об этом виде деятельности, но тем не менее у многих еще возникают вопросы. Действительно ли это так необходимо, для чего это ?и т.д.

Так что же такое проект? Из чего он состоит?

ПРОЕКТ- слово иноязычное, происходит от латинского (projectus) « брошенный вперед».

Если объяснить более доступным языком , проект – это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели.

Алгоритм проекта состоит из –6 - П

·         Проблема.

·         Поиск информации.

·         Планирование.

·         Продукт.

·         Презентация.

·         Портфолио (папка с рабочими материалами проекта)

 

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Сами того не подозревая, мы, каждый день становимся участниками и руководителями разных проектов. Не верите?

Вы каждый день думаете над тем, что бы приготовить на завтрак, ужин, а потом воплощаете идеи в жизнь – это проект! Вы решаете, какие виды работ лучше использовать в ходе уроков, а потом воплощаете задуманное – это тоже проект! Вы решили сменить имидж и полностью поменять образ – это тоже проект!

Чтобы освоить метод проектов я предлагаю вам решить такой пример:

·         Загадайте число.

·         Прибавьте столько же.

·         Прибавьте 10.

·         Разделите на два.

·         Отнимите задуманное.

(В результате у всех должно получиться число 5.)

Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу. Так происходит и в проектной деятельности учащихся. Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, учитель «ведёт» детей по неизведанному ими пути к верному ответу. Весь путь от «старта» до «финиша» и есть проектная деятельность учащихся.

 Какова цель сегодняшнего занятия ?

Цель сегодняшнего занятия

Мы сегодня попытаемся обобщить и систематизировать теоретические  знания по теме, показать свой уровень владения проектной технологией,  специальными  педагогическими  умениями ,  ну и конечно  общими и профессиональными компетенциями. А поможет нам в этом ряд заданий, которые вам предстоит выполнить, чтобы получить конкретный результат.

- Какими ОК и  ПК вы должны овладеть вы видите на слайде

Формируемые ОК:

Ок.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

Формируемые ПК:

ПК4.3.Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Вы видите основные задачи которые мы будем решать в течение всего занятия, а именно:

1.Структурировать  знания по методике организации проектно- исследовательской деятельности учителем начальных классов;

 

2.-развивать коммуникативные способности, вести диалог с сокурсниками и  преподавателем;

 

3.-повышать интерес к инновационным технологиям, к пониманию необходимости приобретения новых на основе самоанализа и саморегуляции; знаний выявлять и развивать творческие способности обучающихся

.

Форма работы: фронтальная, групповая

 

III Рефлексия

Таблица Знаю Хочу узнать Узнал

Я предлагаю вам определить при помощи таблицы уровень готовности к проектной деятельности..

Для вас тема проектной технологии не новая вы ее изучали на МДК.01.01, МДК.02.01, МДК.03,01, МДК.04.01

Прошу вас заполнить таблицу

Руководитель анализирует готовность группы, проводя необходимую коррекцию хода занятия

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

 

IV Основная часть занятия

Ну что, продолжаем работу?

 

Давайте вспомним , что же вам известно про проектную деятельность

1.Составьте синквейн со словом проект.

Проект

Творческий, исследовательский

Развивает, способствует, проявляет

Проект - это возможность проявить себя

Открытие.

 

2.Прием  Блума

Я вам раздам таблицу Блума . Вы должны ее заполнить , отвечая на вопросы.

 

Назови…

Почему….

Объясни…

Предложи…

Изобрази…

Поделись…

1.Основоположника метода проекта в обучении?

2.Отличительные признаки проектной технологии?

Проектная технология нашла широкое распространение и приобрела большую популярность?

Роль учителя в проектной деятельности?

Принципы организации проектной деятельности

Схему взаимосвязи деятельности учителя и учащихся

Своим отношением к проектной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

Проект должен быть посильным для выполнения

·        Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов

·        Каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.

·        Вести подготовку учащихся к выполнению проектов

·        Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов

·        Обязательная презентация результатов работы по проекту

 

3 задание. Отвечаем на вопрос

 Составить правила, по которым необходимо выбирать тему проекта.

Как выбрать учителем  тему проекта?

(по методике А.И.Савенкова):

Правило 1.Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности.

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей.

Правило 7. Сочетание желаний и возможностей.

Правило 8. Выбирая тему, действовать надо быстро, пока интерес не угас. Ведь большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны.

 

4. Задание. Анализируем текс

 У вас перед глазами текст одной мудрости. Прочитайте, пожалуйста текст.

Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки.  Ни моста, ни лодки не было видно. Возникла проблема – надо переправиться, но как… Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать два берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправится на другой берег. 

 «Эврика!», - сказал мудрец, – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему». Сел мудрец, нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил… Тут как раз ученики его подоспели, и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки.  В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники – нет ли где трещин, потом спустили на воду - плывет! Можно переправляться! УРА! Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать.

Опираясь на сказочную историю, попробуем выделить основные этапы проекта. А для этого вам необходимо ответить на вопросы, которые написаны после текста.

Задание 1.

1) С чем столкнулся мудрец на берегу реки? (надо переправиться через реку)

2) Что сделал мудрец, чтобы решить возникшую проблему? (Представил как он переправляется, нарисовал схему лодки, произвел расчеты, составил план)

3) Чем занимались ученики в сказке? (начали строить, опираясь на план)

4) Как быстро построили лодку и почему? (через 15 минут, т.к. были распределены роли и обязанности)

5) Что сделали ученики, прежде чем спустить лодку на воду? (осмотрели со всех сторон, проверили нет ли трещин)

6) Каков результат этой истории? (ученики и учитель переправились на другой берег)

7) Как вы думаете, какова была роль учителя в этой истории? (он наблюдал, консультировал, давал советы).

Посмотрим, что у нас получилось.

Поставим  в соответствие ответы задания с этапами проекта.

1.                  Выдвижение проблемы, цели проекта.

2.                  Планирование.

3.                  Выполнение проекта.

4.                  Анализ результатов.

5.                  Защита проекта.

Итак, мы с вами выделили основные этапы проекта (высветить на доску).

Конечно, данный алгоритм не является идеальным. Возможно, вносить в него изменения, дополнения, корректировки, но мы постарались выделить главное, основное, значимое в работе над любым проектом.

 

5.задание. Соотнести  типы и виды продукта

Мы знаем 4 типа проекта по направленности: информационный, исследовательский, практико- ориентированный, творческий.  В каждом проекте должен быть конечный результат(продукт). Сейчас вы должны будете соотнести тип проекта и вид продукта.

Формы продуктов проектной деятельности

Информационный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

WEB-сайт

Анализ данных социологического опроса

Видеофильм

Видеоклип

Выставка

Газета

Журнал

Игра

Коллекция

Макет

Описание и характеристика объектов и явлений

Логическая схема

Модель

Чертежи

План создания чего-либо (парка, дендрария)

Компьютерная программа

Карта

Мультимедийный продукт

Оформлени кабинета

Пакет рекомендаций

Письмо в …

Праздник

Публикация

Поделки

Книжки -раскладушки

Путеводитель

Серия иллюстраций

Сказка

Справочник

Сравнительно-сопоставительный анализ

Статья

Сценарий

Учебное пособие

Экскурсия

Урок-суд

«В помощь учителю»: тесты, кроссворды, выполненные в виде презентации

 

 

Исследовательский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практико- ориентированный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/sdba43ee1eb5c6c86/image/i892f46f850d7704a/version/1475212329/image.gif

 

 

6 задание. Имитация роли

 Вы разделились на группы. Каждая группа должна представить себя в определенной роли

1 группа - представьте себя на месте ученика, который занимается проектной деятельностью. Каким должен быть учитель для него.

2 группа - представьте себя на месте учителя, сформулируйте умения, которыми должен владеть ученик, занимающийся проектной деятельностью.

3 группа - сформулируйте опасности, которые должен избегать учитель в проектной деятельности.

 

7 задание ролевая   игра «Мы создаем проект». 

 А сейчас предлагаю вам  ролевую  игру «Мы создаем проект». 

Участники: консерватор, оптимист, пессимист и новатор, эксперт.

Консерватор: 

Вы говорите, что проектная технология прогрессивна. Но все новое требует дополнительных затрат сил, времени. А где их взять?

Когда мы увидим устойчивые положительные результаты от применения новой технологии? И будут ли они?

Оптимисты - «желтая шляпа» (
Вы понимаете что такое проектная технология! И на какой результат она направлена вам нужно доказать.
Выделяются все положительные, выгодные, позитивные моменты .


Основа - получить результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Но даже не это главное, а главное то, что мы учим детей быть самостоятельными. Мое любимое изречение по поводу воспитания: «Самая главная задача, это научить детей обходится без нас!»

Мы учим детей

- самостоятельно мыслить

- находить и решать проблемы

- планировать свои действия

- принимать ответственные решения

- учим общению, развиваем творческие способности, учим умению представлять себя. 

Все это не только развивает познавательный интерес, но повышает качество знаний учащихся, а если хорошие знания, значит гарантия поступления в ВУЗ, в будущем получения интересной, любимой работы. 

Значение проектной деятельности можно выразить в одном предложении - мы учим детей быть успешными!

Пессимист: 

Вы не уверены, что проектная технология даст положительный результат. Как реализовать исследовательскую деятельность, если в моем классе почти половина учеников – троечники? Я – против применения проектной технологии в учебном процессе. 

Новатор: 

Ч то нового несет проектная технология?

Проектные технологии – это, прежде всего, творчество детей, нет ничего ценнее, чем видеть, как загораются глаза детей от новых идей, нестандартных решений, как в их сердцах разгорается интерес к казалось бы совершенно скучнейшей теме. Интересный проект может быть мощным стимулом, мотивирующим к изучению того или иного предмета или темы. И, я думаю, что именно троечников надо в первую очередь приобщать к проектной деятельности. Они ведь не отличаются особым прилежанием, а знания добытые самостоятельно, в ходе собственных изысканий – самые прочные. Поэтому я- «за» проектно – исследовательскую деятельность школьников. 

Эксперты - «синяя шляпа»

(обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой группы.

 

V.Контроль усвоения общих компетенций, знаний, умений и навыков по теме

В процессе проведения семинара преподаватель осуществляет коррекцию и контроль.  Затем происходит коллективное обсуждение.

VI.Подведение итогов занятия. Рефлексия

В конце занятия приглашаю к взаимоанализу и самоанализу

- предлагает продолжить фразы:

- больше всего мне понравилось…

- самым полезным для меня было…

- мне хотелось бы…

Заполнить 3 колонку таблицы

Узнал

В процессе обучения нашем учебном заведении учитесь тактичности и справедливости , доброте и артистичности , пунктуальности и ответственности учитесь друг у друга.

Сегодняшнее занятие я хочу закончить известными  словами

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму…»

(Китайская пословица)

 «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить». Адольфа Дистерверга:

«Наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось открыть самому». Джордж Пойа, 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Нижегородской области

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Нижегородской области

I . Организационный момент Добрый день уважаемые студенты!

I . Организационный момент Добрый день уважаемые студенты!

Продукт. · Презентация

Продукт. · Презентация

Форма работы: фронтальная, групповая

Форма работы: фронтальная, групповая

Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов ·

Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов ·

Каков результат этой истории? (ученики и учитель переправились на другой берег) 7)

Каков результат этой истории? (ученики и учитель переправились на другой берег) 7)

Информационный

Информационный

Вы разделились на группы. Каждая группа должна представить себя в определенной роли 1 группа - представьте себя на месте ученика, который занимается проектной деятельностью

Вы разделились на группы. Каждая группа должна представить себя в определенной роли 1 группа - представьте себя на месте ученика, который занимается проектной деятельностью

Пессимист: Вы не уверены, что проектная технология даст положительный результат

Пессимист: Вы не уверены, что проектная технология даст положительный результат

Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить»

Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2025