Урок по окружающему миру " Если хочешь быть здоров"

  • docx
  • 03.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок-Окр.мир-Если-хочешь-быть-здоров.docx

                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                

 

 

                   Тема урока: «Если хочешь быть здоров»

                        

 

 

 

 

                                       

                                                  Выполнила учитель начальных классов: Сарыглар У.Ы.

 

 

 

                                                                                      

                                                                                      с. Красногорск

     

 

 

 

 

Тема урока: «Если хочешь быть здоров»

Класс: 2

Программа: Плешаков А.А. Программа по окружающему миру 1-4 классы.

Учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс. – М.: Просвещение, 2012

Тип урока: урок систематизации знании по теме «Если хочешь быть здоров»

Технологии: здоровьесберегающие, проблемный диалог, работа в группах.

Форма урока: урок-путешествие

Цель урока: формирование представления о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.

Задачи урока:

Развивающие:   

         Личностные УУД: формирование адекватной мотивации к учебной деятельности, включая учебные и    познавательные мотивы; формирование отношения к своему здоровью как к величайшей ценности.

         Познавательные УУД:  

·        Общеучебные УУД: научить искать и выделять необходимую информацию, строить речевые высказывания.

·        Личностные УУД: формирование умения классифицировать объекты на основании определенных критериев.

Коммуникативные УУД: формирование умения работать в парах, распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь, формировать собственное мнение, аргументировано его излагать. 

Обучающие: познакомить со значением словосочетания « личная гигиена», «правильное питание», «режим дня» научить применять эти знания в жизни,  научить составлять личный режим дня.

Воспитывающие: воспитать ответственное отношение к своему здоровью через разумную организацию режима дня, питания, занятия физкультурой.

Прогнозируемые результаты:

1.     Будут знать: значение словосочетаний «личная гигиена», «правильное питание», «режим дня», «здоровый образ жизни».

2.     Будут уметь: составлять свой индивидуальный режим дня, дети осознают необходимость ценностного отношения к своему здоровью, продолжится формирование адекватной мотивации к изучению своего организма занятиям спортом.

3.     Будут уметь планировать практическую работу, устанавливать  причинно –  следственные связи, осуществлять коррекцию.

4.     Будут уметь работать в парах: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь, формулировать собственное мнение, аргументировано его излагать, выслушивать мнение товарищей.

5.     Будут уметь находить необходимую информацию для выполнения работы, анализировать предлагаемую информацию, сравнивать, характеризовать и использовать в собственной жизни.

 

 

Оборудование:

УМК «Школа России».

1.     А.А. Плешаков. «Мир вокруг нас». 2 класс. – М.: Просвещение.

2.     Мультимедийный проектор.

3.     Индивидуальные карточки.

 

Этап урока

Ход урока.

Содержание.

Формирование УУД

Организа

ционный момент

 

 

Приветствие, пожелание здоровья, целеполагание.

 

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте - говорим мы при встрече. А что означает слово «здравствуйте», с каким словом оно связано?

Что такое здоровье? Закончите фразу: «Здоровье  - это…

 

Учитель: Словом «здравствуйте» приветствуют друг друга, справляясь о здоровье. А здоровы ли вы, дорогие мои? Хорошее ли у вас сегодня настроение?

- С каким настроением вы пришли на урок.

 

 

Учитель: Покажите умные глазки, ровные спинки, длинную шею, поглядели друг на друга, улыбнулись. Я очень рада, что у вас все отлично! В народе говорят: «Здоровому - все здорово». Здоровый человек красив, он легко преодолевает трудности, с ним приятно общаться. Он умеет по - настоящему и работать, и отдыхать. Из нашей беседы как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Сформулируйте цель сегодняшнего урока.

 

 

 

 

 

Сегодня мы с вами совершим волшебное путешествие в Страну Здорового образа жизни. Нас ждут интересные встречи и задания, но сначала давайте вспомним, что вы узнали о своем организме

 

   Кратковременная организация урока, полная готовность класса к работе, быстрое включение учащихся в работу, организация внимания всех учащихся, стимуляция деятельности учащихся.

 

 

 

 

 

    Целеполагание – важный этап, он способствует осознанной деятельности на уроке, дети учатся анализировать и синтезировать, планировать свою работу; самостоятельное формулирование целей развивает речь, мышление. Учителем провоцируется проблемная учебная задача, решение которой и является целью ученика.

    Сообщение о путешествии – вызов интереса учащихся, мотивация к дальнейшей активной работе.

 

Проверка домашнего задания

 

 

Сингл Раунд Робин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Учитель: У вас на партах лежат цветные карточки. Выберите себе одну карточку. Распределитесь в группы по цвету.

С помощью какого органа дышит человек?

·                     мозг;

·                     легкие;

·                     желудок.

Что является главным отделением “внутренней кухни”?

·                     легкие;

·                     печень;

·                     желудок.

Какой орган управляет работой всего организма?

·                     сердце;

·                     мозг;

·                     кишечник.

Зачем нужно знать свой организм?

·                     чтобы сохранять и укреплять здоровье;

·                     чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться;

·                     чтобы умело использовать свои возможности.

Отметь галочкой то, что относится к внутреннему строению человека:

голова, легкие, сердце, туловище, шея, мозг, печень, живот.

В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?

·                     сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;

·                     горбатый, бледный, хилый, низкий;

·                     стройный, сильный, ловкий, статный.

 

Этот орган похож на длинный извилистый “коридор”. Пища в нем окончательно переваривается (превращается) в прозрачные растворы и впитывается в кровь.

·                     желудок

·                     печень

·                     кишечник

Этот орган размером немногим больше кулака непрерывно сжимается и разжимается, гонит кровь в сосуды.

·                     легкие

·                     желудок

·                     сердце

Этот орган похож на две розовые губки. С помощью него человек дышит.

·                     легкие

·                     мозг

·                     сердце

 Молодцы.

Чтобы быстрее разделить учащихся на группы, использовала раздаточный материал разного цвета.

За короткий промежуток времени можно установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки, ликвидировать  причины обнаруженных недостатков, корректировать опорные понятия, использовать  приёмы (работа в группах), позволяющие проверить метапредметные умения и навыки (коммуникативные): умение высказать свою точку зрения; умение договариваться и приходить к общему решению; соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III Основной этап подготовка к активному усвоений знаний.

 

 

Все части тела здорового человека работают согласовано, слажено. Постановка проблемного вопроса. А что надо делать, чтобы сохранить и укрепить здоровье? 

  Итак, в путь в Страну Здорового образа жизни, чтобы узнать о том, как сохранить свое здоровье на долгие годы, как защитить себя от болезней, и куда пойти лечиться, если все-таки заболели. Чтобы узнать на чем мы туда поедем разгадайте загадку:

 

Черный дом по рельсам мчится,

Только пар над ним клубится.

 

   Содержание урока определено учебником, образовательной программой по окружающему миру, федеральными государственными образовательными стандартами. Вопросы и задания, выбранные учителем, влияют на развитие личности ученика, его познавательных, интеллектуальных и творческих способностей, формирование коммуникативной культуры учащихся.  В содержание урока включены универсальные учебные действия, которые обеспечивают способность ученика к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

 

Загудел паровоз и вагончики повёз.

Паровоз кричит: “Дуду, я иду, иду, иду”

Вагончики зелёные бегут, бегут, бегут,

А круглые колёсики всё тук, да тук, да тук.

(Все вместе со слайда)

Психоэмоциональная  разгрузка детей, физическая разгрузка. Повышение работоспособности, снятие напряжения.

Станция «Режим дня»

Учитель:  Мы на станции с названием « Режим дня»

 Как вы думаете, что это такое? А для чего нужен режим дня?

Слово «режим» французское. Оно означает точно установленный порядок жизни.

Сохранить свое здоровье помогает режим дня. Режим – это умение распределять дела, действия, которые вы совершаете в течение дня.

Режим дня.

 

7 ч. – 8ч.

8 ч. - 13 ч.

14 ч. – 16 ч.

16 ч. – 18 ч.

18 ч. – 19 ч.

19 ч. – 20 ч. 45 мин.

20 ч. 45 мин. – 21 ч.

 

 

Утренние процедуры, завтрак.

Занятия в школе.

Отдых, прогулка, магазин.

Приготовление уроков.

Отдых, ужин, помощь по дому.

Чтение, игры дома.

Подготовка ко сну.

 

Дети «по цепочке» читают записи.

  Учитель: Что вы можете добавить своего в этот режим дня? (ответы детей).

  Учитель: Режим дня, который мы прочитали примерный. Он может немного меняться. Например, вы можете прийти из школы не в 13, а в 12 часов, лечь спать не в 21, а в 22 часа, если к вам в дом пришли гости. Самое главное, чтобы в сутки вы спали не менее 8-9 часов, кушали примерно в одно и то же время 4-5 раз в день, но никак не реже трех раз. Проводили на свежем воздухе не меньше двух часов в день, чередовали учебу или работу с отдыхом, побольше двигались.

 Дома составьте свой режим дня  по такому же плану. Берегите время и соблюдайте режим дня.

     Этот этап  урока построен на основе анализа  режима дня предложенным учителем.

 Применяется адаптированная методика использования средств ИКТ; выбранные методы использования средств ИКТ служат активизации познавательной деятельности учащихся, повышают эффективность учебной деятельности  (использование на экране ярких, красочных фото и рисунков). Развивается речь, внимание, память, мышление.      Используя материалы урока, учебника, свой жизненный опыт, ученик сможет составить личный режим дня.

Станция «Правиль ное питание»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Станция «Правильное питание»

Учитель: Что значит «правильное питание»? (ответы детей)

Учитель: Правильное питание – это разнообразное питание. Для жизни человеку необходимы питательные вещества, которые находятся в разных продуктах питания.

Раз  бабулю  Люсю  посетила  внучка,

Крохотная  девочка,  милая  Варюшка.

Бабушка  от  радости  накупила   сладостей,

Вкусный  суп  сварила,  свежий  сок  открыла.

- Кушай,  Варечка,  скорей, - будешь крепче,  здоровей,

Вырастишь  такая – умная,  большая,

Глазки  будут  меткими,  зубки  будут  крепкими,

- Скушай  суп,  котлету,   йогурт  и  ещё  сырок.

-  Не  хочу,  бабулечка,  выпью  только  сок.

Снова  бабушка  хлопочет,  угодить  малышке  хочет:

Сырнички,  тефтели,  блинчики,  пельмени.

Морщит  Варя  носик,  есть  она  не  хочет.

-  Не  сердись,    бабуля,  ты  готовишь  очень  вкусно,

Но  компот,  конфеты,  мороженое  -  это  главная  еда,

Остальные  все  продукты  -  ерунда!

Расскажите,  дети,  Варе,  что  же  с  ней  произойдёт,

Если  будет  кушать  Варя  лишь  конфеты  и  компот? 

(ответы  детей)

  Учитель: Чтобы быть здоровым, нужно питаться разнообразно. Люди получают пищу благодаря растениям и животным. Ребята откройте пожалуйста учебники на странице 9 даны фотографии. Внимательно рассмотрите их.

 1 группа назовите по очереди продукты растительного происхождения.

2 группа назовите продукты животного происхождения. Молодцы!

 

Если есть возможность, старайтесь больше употреблять овощей и фруктов, пейте молоко и кефир, ешьте творог, поменьше употребляйте сладкого, жирного и соленого. Есть лучше всего в одно и тоже время, желательно 4-5 раз в день, но никак не меньше трех раз. И будете здоровы!

   Давайте  поиграем  в  игру «Полезные  и  вредные  продукты». Нужно найти вредный продукт среди полезных и наоборот, полезный среди вредных.

1.Рыба,  кефир,  чипсы,  геркулес,  мясо,  лук,  капуста,  подсолнечное  масло, яблоки.

Пепси, чупа-чупс, торт, гамбургер, хлеб, конфета, шоколад, чипсы, кола.

Ребята, сделайте вывод.

Данное стихотворение учит выделять главное. Основной метод работы – сравнение. Именно сравнение  помогает сформировать умение  отличать вредные продукты от полезных, отслеживать свой рацион.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра спобствует выделению и осознанию учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

 

 

 

Станция  «Физкульт-привет»

 

 

 

 

 

 

Станция  «Физкульт-привет». Электронная физкультминутка «Цыплятки»

 

 

Физминутка способствует снятию усталости, позволяет переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Реализация здоровьесберегающих технологий – необходимый элемент современного урока.

Станция «Чистота – залог здоровья».

 

Станция «Чистота – залог здоровья».

Учитель дает предметы и основание для классификации.

Обучает приемам работы в группах. Помогает советом, как можно прийти к единому решению, поощряет сотрудничество.

Учитель: Все жители Страны Здорового образа жизни соблюдают личную гигиену.

Что обозначают эти слова «личная гигиена»? (ответы детей)

  Учитель: Личная – то есть каждый человек выполняет эти правила. Гигиена – это те действия, которые должен выполнять человек, чтобы поддерживать свое тело и жилище в чистоте. Что же нужно делать, чтобы соблюдать правила личной гигиены? (ответы детей))

   Учитель: (слайд) Нужно мыть руки перед едой, правильно ухаживать за зубами, не реже одного раза в неделю мыться горячей водой, ухаживать за ногтями и волосами, содержать в чистоте одежду и обувь, помещение, в котором живешь. Откройте стр. 10 Посмотрите на предметы гигиены, какими еще предметами вы пользуйтесь. В каждой семье должны быть предметы гигиены, которыми могут пользоваться все члены семьи, т.е. общие,  и те, которыми может пользоваться только один человек, т.е. личные. Попробуйте определить, какие из этих предметов, к какой группе относятся. (Работа в группах с последующим обсуждением)

 

Для первой группы: полотенце, зубная щетка, зубная паста.

Для второй группы: шампунь, мыло, мочалка.

Для третьей группы: расческа, ложка, тарелка.

Для четвертой группы: мочалка, полотенце, расческа

Для пятой группы: мыло, зубная паста, платочек

Для шестой группы: шампунь, зубная щетка, полотенце.

Я буду наблюдать за тем, как вы слушаете друг друга, помогаете друг другу. 

 Учитель: Важно соблюдать правила личной гигиены.

 А как вы их усвоили, мы сейчас проверим. Нужно закончить предложения: (слайд)

 

Чистить зубы нужно два раза в день: (утром и вечером).

Перед едой нужно обязательно (мыть руки).

Во время еды нельзя (разговаривать с набитым ртом).

Никогда не ешьте немытые (овощи и фрукты).

Свет при письме должен падать (слева).

Кто сделает вывод?

Познакомить с новыми терминами, научить распознавать предметы общей и личной гигиены, показать необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

 Работа в группе  учит распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь, формулировать собственное мнение, аргументировано его излагать.

 

Основной метод обучения – исследовательский, т.к. на данном уроке именно этот метод способствует разнообразному  (индивидуальному, групповому) изучению учебной проблемы, активному взаимодействию учащихся и учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данное задание  (метод незаконченных предложений) показывает практическую значимость изученного на предыдущем этапе урока, является мотивацией к его усвоению (материал осмысливается учащимися), способствует развитию  познавательной  активности, устойчивости внимания.

Станция      « Доктор Айболит»

 

Станция « Доктор Айболит»

Учитель   создаёт проблемную ситуацию, мотивирует на поиск ответа.

     Незнайка: Я заболел. У меня насморк, болит горло, краснеют и слезятся глаза.

   Учитель: Чем же болен Незнайка? (ответы детей). Чтобы определить, чем же заболел Незнайка, нужно обратиться к врачу. Врач подскажет, что делать, чтобы выздороветь. У врачей бывают разные специальности. К какому доктору нужно обратиться Незнайке? (ответы детей). Какие болезни лечит педиатр? Травматолог? Офтальмолог?

А какие еще специальности врачей вы знаете? (ответы детей).

В группах сделайте вывод.

Ученики будут продолжать учиться находить нужную информацию в учебнике. Работа с учебником – важная часть каждого урока. Здесь дети познакомятся с причинами заболеваний,  правилами как сберечь свое здоровье и что делать, если заболел. Отработают навык  договариваться и находить общие решения, формулировать своё мнение, рассуждать. Отстаивать свою точку зрения и уважать чужое мнение

IVЭтап закрепле ния знаний.

 

 

Дети составляют схему «Наши помощники»

 

Наши помощники 
в сохранении здоровья
 

 

 

 

 


Движение, занятия спортомВрачи

 

 

 

С помощью схемы, ученики делают выводы о том, что помогает им сохранить здоровье.

 

 

V Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

 

 

 

VI Итог урока

Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие в Страну Здорового образа жизни.

- Кто же является нашими помощниками в сохранении здоровья?

-          Что нового узнали на уроке?

-         Достигли ли мы целей урока?

-         Что было трудно на уроке?

-         Почему?

-         Что было легко на уроке?

Учитель: Спасибо всем. Мы с вами очень интересно поработали. Все были очень активны, молодцы! Надеюсь, что сегодняшний урок не прошел даром, и вы многому научились и многое узнали. Ведь “Здоров будешь – всё добудешь!”

 

Запись домашнего задания: составить свой режим дня; желающие могут отыскать пословицы, мудрые высказывания о здоровье.

 

 

 

 

 

-         С каким настроением вы заканчиваете урок?

 У вас на столах есть листочки самооценки. Заполните их, пожалуйста!

А с каким настроением мы заканчиваем урок, покажите мне, пожалуйста! 

 

Спасибо. Урок окончен.

Отслеживается  умение  учащимися выражать свои мысли. Оценивается собственная деятельность на уроке, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Созданы необходимые и достаточные  условия для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.