Тема урока: «Лес – природное сообщество».
Цели:
Оборудование: атласы определители, слайды, раздаточный материал, учебники, рабочие тетради.
ХОД УРОКА
I. Орг.момент
Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудные откроете эти.
II. Сообщение темы
Лес не только для нашей забавы.
В нём – деревья, ягоды, травы.
Птицы, звери и прочие твари.
Учёные тоже работают тут,
Лес они сообществом зовут.
III. Работа над новой темой
Над рекой широкой,
Сумраком покрыт,
В тишине глубокой
Лес густой стоит.
Внимательно рассмотрите лес. С чем
вы можете его сравнить. (С лестницей, будто ступеньки поднимаются вверх).
– Чем является лес для живых организмов? (Домом). Какой этот дом? (Многоэтажный).
– Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет своё название.
Ученые называют этажи леса ярусами
и располагают их в порядке уменьшения. Запишем это в тетради в виде таблицы.
– Посмотрите, как распределились растения и запишите еще по два представителя
каждого яруса. Для этого используйте атлас-определитель.
Кроме растений в лесу можно найти животных. Но это не всегда удается, т. к. их
намного меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве.
Вот некоторые из них.
Мини-доклады, подготовленные детьми .
– Какой вывод можно сделать,
прослушав рассказы об этих животных?
Жизнь животных леса пересекается. Они живут сообща. Лес для них является домом.
Мы уже выяснили, что лес для животных является домом, а еще чем он является для
них? (В лесу животные находят пищу). Рассмотрите иллюстрации и
вспомните, что же обозначают стрелки? (Цепи питания в лесу).
Распределите животных в соответствии с цепью питания.
Вспомните, какие животные живут в нашем краю? Какие из них живут на деревьях,
какие ведут наземную жизнь? Составьте цепи питания, сложившихся в наших краях. (Работа
в парах). Приведите примеры, где растения и животные зависят друг от
друга.
Предположения детей.
IV. Физкультминутка
По родному краю дружно мы шагаем (марш
на месте)
Справа от нас зеленый луг (поворот)
Слева находится лес (поворот)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветку на ветки скок. (Прыжки)
Сова крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух (махи руками)
Солнце над деревьями светит нам (повороты головы),
Мы рады ягодам, грибам. (наклоны)
– Хорошо в лесу в любое время года,
а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу... Что
лежит у вас под ногами? (Листья, сухие веточки и т.д.)
Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную
подстилку. Под действием живущих в ней микроорганизмов она постепенно
перегнивает. Благодаря этому почва пополняется перегноем.
Ежам, божьим коровкам и другим животным, зимующим под снегом, лесная подстилка
помогает выжить зимой: служит дополнительной защитой от холодов.
Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать. Догадайтесь, о ком идет речь?
И на горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
– Как вы думаете, лесу грибы нужны?
(Предположение детей).
– Прочитайте об этом текст на стр. 109. Итак, каким же будет ваш ответ?
Грибы помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями.
Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных
остатков.
V. Итог урока
– Мы опять видим как всё в лесу взаимосвязано. Давайте ещё раз убедимся в этом, опираясь на схему
– Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы леса живут сообща. Мы называем лес природным сообществом.
VI. Домашнее задание
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.