Урок по окружающему миру "Лес" 4 класс
Оценка 4.9

Урок по окружающему миру "Лес" 4 класс

Оценка 4.9
doc
25.07.2022
Урок по окружающему миру "Лес" 4 класс
лес 4 кл.doc

Тема урока: «Лес – природное сообщество».

Цели:

  • сформировать представление учащихся о лесе, как природном сообществе.
  • познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой, ролью грибов.
  • развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, выражать свои мысли.

Оборудование: атласы определители, слайды, раздаточный материал, учебники, рабочие тетради.

ХОД УРОКА

I. Орг.момент

Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудные откроете эти.

II. Сообщение темы

Лес не только для нашей забавы.
В нём – деревья, ягоды, травы.
Птицы, звери и прочие твари.
Учёные тоже работают тут,
Лес они сообществом зовут.

III. Работа над новой темой

Над рекой широкой,
Сумраком покрыт,
В тишине глубокой
Лес густой стоит.

Внимательно рассмотрите лес. С чем вы можете его сравнить. (С лестницей, будто ступеньки поднимаются вверх).
– Чем является лес для живых организмов? (Домом). Какой этот дом? (Многоэтажный).
– Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет своё название.

  • Растения с мягкими зелеными стеблями (Травы)
  • Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей (кустарники)
  • Многолетние растения с крупным твердым стеблем (деревья)

Ученые называют этажи леса ярусами и располагают их в порядке уменьшения. Запишем это в тетради в виде таблицы.
– Посмотрите, как распределились растения и запишите еще по два представителя каждого яруса. Для этого используйте атлас-определитель.
Кроме растений в лесу можно найти животных. Но это не всегда удается, т. к. их намного меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве.
Вот некоторые из них.

Мини-доклады, подготовленные детьми .

– Какой вывод можно сделать, прослушав рассказы об этих животных?
Жизнь животных леса пересекается. Они живут сообща. Лес для них является домом.
Мы уже выяснили, что лес для животных является домом, а еще чем он является для них? (В лесу животные находят пищу). Рассмотрите иллюстрации и вспомните, что же обозначают стрелки? (Цепи питания в лесу). Распределите животных в соответствии с цепью питания.
Вспомните, какие животные живут в нашем краю? Какие из них живут на деревьях, какие ведут наземную жизнь? Составьте цепи питания, сложившихся в наших краях. (Работа в парах). Приведите примеры, где растения и животные зависят  друг от друга.

Предположения детей.

IV. Физкультминутка

По родному краю дружно мы шагаем (марш на месте)
Справа от нас зеленый луг (поворот)
Слева находится лес (поворот)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветку на ветки скок. (Прыжки)
Сова крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух (махи руками)
Солнце над деревьями светит нам (повороты головы),
Мы рады ягодам, грибам. (наклоны)

– Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу... Что лежит у вас под ногами? (Листья, сухие веточки и т.д.)
Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку. Под действием живущих в ней микроорганизмов она постепенно перегнивает. Благодаря этому почва пополняется перегноем.
Ежам, божьим коровкам и другим животным, зимующим под снегом, лесная подстилка помогает выжить зимой: служит дополнительной защитой от холодов.
Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать. Догадайтесь, о ком идет речь?

И на горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.

– Как вы думаете, лесу грибы нужны? (Предположение детей).
– Прочитайте об этом текст на стр. 109. Итак, каким же будет ваш ответ?
Грибы помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.

V. Итог урока

– Мы опять видим как всё в лесу  взаимосвязано. Давайте ещё раз убедимся в этом, опираясь на схему

http://festival.1september.ru/articles/562953/img1.gif

– Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы леса живут сообща. Мы называем лес природным сообществом.

VI. Домашнее задание


Тема урока: «Лес – природное сообщество»

Тема урока: «Лес – природное сообщество»

Мы уже выяснили, что лес для животных является домом, а еще чем он является для них? (В лесу животные находят пищу)

Мы уже выяснили, что лес для животных является домом, а еще чем он является для них? (В лесу животные находят пищу)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.07.2022