рок-конспект по теме: "Золотая осень"
Цели урока:
• Обобщить знания учащихся по теме "Осень": изменения в живой и неживой природе осенью, признаки осени;
• выявить пробелы в знаниях;
• воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
• работать над развитием речи;
• продолжить воспитание любовного отношения к родному краю;
• развивать умение наблюдать, анализировать свои наблюдения, делать выводы.
Планируемые результаты:
• выявить уровень знаний учащихся по теме "Осень";
• оценить знания учащихся;
• развивать творческое восприятие природы через поэзию, музыку, изобразительное искусство;
• учится творчески воспринимать задания, развивать воображение.
Оборудование: ПК, презентация, запись звуков живой природы, музыкальная запись (песня "Урожай собирай"), репродукции картин: И. Бродский "Золотая осень" (1-я иллюстрация в конспекте урока), А. Герасимов "Бабье лето" (2-я иллюстрация в конспекте урока), И. Левитан "Поздняя осень" (3-я иллюстрация в конспекте урока), кроссворд, мяч, раздаточный материал, кластер, рисунок дерева (для рефлексии).
Тип урока: обобщающий
Форма урока: урок-КВН
Межпредметные связи: литература, ИЗО, русский язык, технология
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация
Учитель читает стихотворение С. Есенина "Нивы сжаты, рощи голы"
• О каком времени года идет речь? По каким признакам вы определили, что описывается осень?
(Картина А. Герасимов "Бабье лето")
Осень – самое печальное время года, но в то же время и самое поэтическое. Многие поэты, писатели, художники и музыканты посвящают этой поре свои творения. Одних восхищает осенняя красота – " в багрец и золото одетые леса", "прощальная краса" природы, которая засыпает, ахнет, готовясь к долгой и суровой зиме.
III. Постановка целей урока и объяснение правил конкурса
Учитель: Сегодня нам предстоит вспомнить все, что вы узнали об осени, о том, какие изменения происходят в живой и неживой природе.
Класс разделить на три команды. Каждая команда набирает баллы. Для оценивания подготовить листочки трех цветов: красные – "полный, развернутый ответ", желтые – "ответ хороший, но нуждается в дополнении", зеленые – "ответ правильный, но допущены неточности, ошибки".
В течение урока каждый ученик должен получить свою оценку. В итоге побеждает команда, собравшая самый богатый урожай красных листочков.
IV. Практическая работа
Конкурс 1. "Комплименты"
Учитель: По-разному называют осень наши поэты. Она и хмурая, и дождливая, и грустная, и веселая. А как вы можете назвать осень?
Команды по очереди называют прилагательные, которыми можно описать осень.
Словарная работа.
Учитель: В ваших ответах прозвучало слово "золотая". Но что это означает? Золотая – значит из золота? (Нет, золотая – это эпитет, который описывает главную "краску" осени – желтый.)
Какие еще вы можете вспомнить примеры, где слово "золотой" употребляется в переносном смысле?
Золотая голова, золотые руки.
Конкурс 2. "Признаки осени"
Учитель читает стихотворение Ф. Тютчева "Есть в осени первоначальной"
Как ярко и образно описывает поэт наступающую осень. А какие признаки осени знаете вы?
Задание: Учитель кидает мяч ученикам, и те по очереди должны называть признаки осени (листья опадают, птицы улетают, животные готовятся к спячке и т.д.) Побеждает тот, кто вспомнит больше всех.
По ходу конкурсы на доске оформляется кластер.
Учитель: Молодцы! Вы вспомнили много признаков наступления осени. Но эти изменения в природе происходят постепенно, не сразу. Ваша следующая задача – определить, какая осень представлена в картинах – ранняя, поздняя или середина осени.
(Картина И. Левитан "Поздняя осень")
Конкурс 3. "Осенний портрет"
Учитель читает стихотворение И. Бунина "Лес, точно терем расписной"
Поэт так описывает осень, что нам легко представить эту картину наглядно.
Задание: Каждой команде предлагается на выбор картина, разрезанная на части. Задача: собрать картинку и выбрать признаки осени из кластера, которые относятся к данной поре.
Во время ответов члены других команд могут дополнять рассказ.
Конкурс 4. "Разгадай кроссворд"
Учитель: Осень называют не только рыжей, золотой, грустной, но и богатой.
Словарная работа: Что значит выражение "богатая осень"? Богатая – не значит, много денег, а значит – много фруктов и овощей. Богатый урожай.
Давайте вспомним, какие овощи и фрукты собирают осенью?
Кроссворд удобнее предложить в презентации.
Пример кроссворда:
(См. Приложение: Витаминный кроссворд)
Физ.минутка: Звучит запись песни "Урожай собирай" ("Мы корзиночки несем…")
Под песню дети изображают сбор урожая.
Конкурс 5. "Птичий концерт"
Учитель: Во время предыдущего конкурса вы указали, что осенью часто слышится крик перелетных птиц. Но не все птицы улетают в теплые края. Давайте вспомним, какие птицы являются перелетными, а какие зимуют в наших краях.
Работа с презентацией.
Демонстрируется слайд с изображениями птиц. Задача: узнать птицу по картине и назвать перелетных и зимующих.
Конкурс 6. "Мир животных"
Учитель: Но не только птицы и деревья встречают осень. Большие изменения происходят и в мире животных. Одни их них меняют цвет своей шкурки, другие делают запасы, а третьи готовятся к долгой спячке.
Задание: Отгадать загадки про животных и рассказать, как эти животные готовятся к наступлению холодов.
Загадки – на слайдах в презентации. (См. Приложение: Загадки и стихи про осень)
Конкурс 7. "Живые звуки"
Учитель: Русские художники очень любили рисовать осень. В какое еще время года встретишь такой буйство красок, такую красоту! Перед вами три картины: И. Бродский "Золотая осень", Герасимов А. "Бабье лето", И. Левитан "Поздняя осень". Рассмотрите их и выполните следующее задание:
Звучат звуки природы (гром, шум дождя, шорох падающих листьев, крики журавлей, улетающих в теплые края)
Задача: угадать звуки и определить, к какой картине они подходят. Почему вы так решили?
Во время ответов учащихся попросить их указывать: это признаки живой или неживой природы. Ответы обосновать.
Конкурс 8. "Краски осени"
Команды выбирают одну картину. Учащимся предлагаются четверостишья об осени (См. Приложение: Загадки и стихи про осень).
Задача: к картине нужно подобрать подходящее четверостишье и составить свой рассказ о данном периоде осени, используя стихотворения.
Конкурс 9. "Творческая мастерская"
Учитель: Какие стихотворения об осени вы знаете?
От каждой команды выбираются по 2 участника, которые читают стихи об осени.
V. Подведение итогов урока и выставление оценок
VI. Рефлексия
• Понравился ли вам урок?
• Какие задания было интересно выполнять?
• Если урок вам понравился, то прикрепите к нашему дереву красные листочки. Если осталось что-то непонятым – прикрепите желтые. А если вам на уроке было скучно – прикрепите зеленые листочки.
VII. Домашнее задание
Написать сочинение на тему "Осень в моем городе"
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.