Окружающий мир
Класс: 2
Тема: Материки
Цель: познакомить с понятиями «часть света», «материк» и «океан»; с особенностями природы и жизни людей на разных материках, создать условия для развития исследовательской, аналитической деятельности через групповую работу и взаимный обмен информацией.
Планируемые результаты:
Предметные: расширить знания о материках нашей планеты, находить на глобусе и карте материки, океаны.
Личностные - формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Регулятивные - определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности, понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные - выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез). Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные - оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация учебного взаимодействия в парах и группах.
Методы обучения: исследование, наблюдение, беседа, практическая работа.
Формы работы: фронтальная, индивидуальна.
Оборудование: учебник, иллюстрации.
Тип урока: урок-исследование.
Ход урока
I. Организационный момент.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
- Какой наш главный девиз? (Я хочу, мне надо и я могу).
II. Актуализация опорных знаний.
Минутка наблюдений.
Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг ?
Небо светло-голубое ,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса ,
Гром, туманы и роса ,
Человек и время года-
Это всё вокруг ПРИРОДА!
- Что такое природа?
- Какая бывает природа?
- Назовите, что относится к живой и неживой природе.
- Каковы признаки живых организмов?
- Какое сейчас время года? Какая сегодня погода? Как изменилась погода?
- Что такое океан?
-Сколько океанов на Земле?
- Перечислите и покажите их на карте.
-Что такое материк?
- Какие материки вы знаете?
-Как по – другому называется материк?
-Что такое карта? Назовите виды карт.
-Как читать карту?
III. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня в нашем классе открывается научная лаборатория. Мы становимся учёными – исследователями. Но о теме нашего исследования вы должны догадаться сами. - Чего на поверхности Земли больше: воды или суши? (актуализация знаний)
- Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего?
- Кто из вас уже знает, какое общее название они имеют?
- Какие еще слова люди используют для названия участков суши и воды? Кто желает узнать, как называют большие участки суши?
- Как вы думаете, чему сегодня посвятим наш урок?
- А вы хотите отправиться в кругосветное путешествие?
IV. Работа над новым материалом.
- Разделимся на две команды (пары). Одна будет передвигаться по Северному тропику, другая – по Южному.
- Какие направления можно использовать для путешествия?
- Направление каждая команда выбирает по желанию. Посмотрите на карту: рассмотрите свои маршруты и решите, на каком транспорте будете путешествовать.
- В любом путешествии принято вести бортовой журнал. В нём записывается все, что произошло или встретилось на пути. Возьмите свои бортовые журналы, транспортные средства (фишки) и отправляйтесь в путешествие в выбранном направлении, начиная с соответствующего полушария.
Встреча 1. Название________(суша или вода)
Встреча 2. Название________(суша или вода)
Встреча 3. Название________(суша или вода)
И наша задача узнать, каковы особенности каждого материка.
Чтобы наш урок получился интересным и необычным, предлагаю вам стать исследователями. Что это значит? (Это значит надо провести небольшую исследовательскую работу).
Мы будем работать группами. У каждой группы будет своё исследование. В результате работы мы должны будем ответить на вопросы:
Какие существуют материки? Какую особенность имеет материк?
1-я группа. Исследователи Евразии. Кейс №1.
2-я группа. Исследователи Северной Америки и Южной Америки. Кейс №2.
3-я группа. Исследователи Африки. Кейс №3.
4-я группа. Исследователи Австралии. Кейс №4.
5-я группа. Исследователи Антарктиды. Кейс №5.
Практическая работа.
V. Физкультминутка.
(музыкальная)
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
(ходьба на месте)
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать!
VI. Закрепление изученного материала.
Перекрестный опрос
- Какой материк самый большой?
- Какой материк самый маленький?
- Какие материки пересекает экватор?
- На какие группы можно разделить все материка?
- На каком материке самые высокие горы?
- На каком материке много равнин?
- Какой океан самый теплый?
- Какой океан самый холодный?
- Какой океан самый маленький и самый большой?
- Сколько материков омывает Тихий океан?
- Сколько материков омывает Атлантический океан?
- Только ли материки встречаются среди океанов?
- Далеко ли от материков располагаются острова?
- Какой океан самый необычный?
Итоги подводятся после выступления каждой группы.
Наш урок подошел к концу.
– На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чем говорили?
-Какой самый большой материк?
- Какой самый маленький материк?
- Какой самый жаркий?
-Какой самый холодный?
VII. Рефлексия.
– Сегодня на уроке я узнал …
– Мне понравилось …
– Я могу использовать эти знания …
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.