Тема: «Зона арктических пустынь». Урок-исследование.
Цели урока:
- сформировать представление учащихся о природной зоне Арктики, познакомить с географическим положением, климатическими особенностями,
-корректировать память на основе подготовленных сообщений
- воспитывать интерес к предмету «Окружающий мир»;
воспитывать интерес к исследовательской деятельности
- готовность к сотрудничеству, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий, умение работать в команде;
Оборудование: карта природных зон, учебник, дифференцированные задания для обратной связи, рабочие тетради, презентация .
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
Я очень рада
Войти в приветливый и озорной мой класс
И…для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз
Я знаю: каждый в классе –гений
Но без труда талант не впрок
Мы вместе с вами
И сочиним урок…
2.Речевая подготовка
-Работа с дежурным звуком
Звук [х ]
Дайте характеристику ему – согласный, глухой, непарный, м.б твердый, м.б мягкий
Скороговорка:
Был в саду переполох -
Там расцвёл чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.
-Читаю я, читаем вместе, хором, быстро
– Ребята, а вы любите преодолевать трудности? Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
- С сегодняшнего урока мы начинаем подробно изучать природные зоны России.
3. Постановка темы и цели урока
Клип «Где-то на белом свете..»
-Как вы думаете, куда же мы отправимся с вами?
-Какова же тема нашего урока? (Зона Арктических пустынь)
- Какая же цель нашего урока? (Познакомиться с природной зоной Арктики.)
- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы ? ( Свободные формулировки учащихся, записать эти вопросы на доске ).
Мы отправляемся с вами туда, где царство холода, снега и льда
Сегодня мы проводим урок - исследование. Дома вы должны были подготовить материал.
Наш класс поделен на команды: географы, синоптики, ботаники, зоологи.
Наши зоны мы будем изучать по плану:
1.Географическое положение.
2.Природные условия.
3.Растительный мир.
4.Животный мир
5.Экологические проблемы.
Сейчас вы откроете учебник на стр.76-80.Прочитаете материал .У каждого из вас есть карточка-подсказка. .И жду ваших ответов
4.Работа над новым материалом.
И первый ко мне выходит географ
1.Где на карте расположена зона арктических пустынь? Назовите и покажите на карте острова , которые относятся к этой зоне.
2.Каким цветом обозначена зона арктических пустынь?
3.К северу или к югу от нашего края расположена Арктика?
Арктика – это район Земли, примыкающий к …. (Северному полюсу). Это огромное пространство …. (Северного Ледовитого) океана, с ….(морями) и ….(островами). На карте Арктика обозначена …. Цветом. Острова, которые относятся к этой зоне: … (Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля). Арктика расположена ….(к северу) от нашего края.
-Итак,кто покажет на карте арктическую пустыню?
-Какие острова относятся к этой зоне?
-.К северу или к югу от нашего края расположена Арктика?
-Покажите у себя Арктику на стр 72.покажи соседу
Спасибо.Молодец
Вы знаете ,ребята, наши далёкие предки - русичи- осваивая всё новые территории, шли от обжитых земель всё дальше на восток и север. Они видели, как каждую весну на север, в "полунощную сторону", летят стаи птиц, и сами шли за ними.
Древние землепроходцы, двигаясь на север, вышли на берега Студёного моря, по которому плавают льды даже летом. Зимой Студёное море покрывалось могучими льдами. Студёное море оказалось очень богатым рыбой, морским зверьём, птицей, и люди стали селиться на его суровых берегах, и стали называть этих людей поморами.
Помор –– это «тот, кто живет возле моря» , то есть житель прибрежной полосы.
Студёное море мы сейчас называем Северным Ледовитым океаном.
Северный Ледовитый океан вместе с островами в нём называется Крайним севером. Отдельные части океана между островами люди назвали позже морями, присвоив им имена (чаще первооткрывателей)
· Белое море - за светлые летние ночи.
· Баренцево - по имени капитана Баренца.
· Лаптевых - офицеров кораблей русской экспедиции.
· Чукотское по имени народа чукчей, живущих на его брегах.
Северный Ледовитый океан и острова в нём называют ещё Арктикой.
Арктику называют «страной большого медведя». Потому что над Арктикой сияет созвездие «Большая Медведица».
Итог: Крайний Север - это Северный Ледовитый океан со своими морями и островами . Его называют Арктикой или зоной Арктических пустынь.
– Что вы можете сказать о морях Северного Ледовитого океана? (Очень холодные. Круглый год они почти полностью покрыты льдом).
-Еще раз, какие моря входят в Северно-Ледовитый океан?(Белое, Баренцево ,Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское)
*Физминутка
И следующие идут Синоптики
2.Синоптики
- 1.Почему здесь царство снега и льда?
2.Погодные условия зимой.
3.Погодные условия летом.
4.Почему здесь такие суровые условия?
Солнце направляет на эту зону ….(косые) лучи. Оно ….(светит), но не ….(греет). Зимой в Арктике ….(полярная ночь). Темноту освещают луна, звёзды и ….(северное сияние). Дуют ….(ветры), бушует ….(пурга). Температура опускается до ….(-60) градусов.
Северное сияние»
Весной и осенью в полярных областях можно наблюдать одно из красивейших явлений
природы — полярное сияние. На ночном небе загораются сверкающие дуги,
переливаясь разными красками. Иногда появляются длинные мерцающие полосы, затем
на Землю из космоса словно обрушивается гигантский каскад света. Оно может
продолжаться от нескольких часов до нескольких суток
С полярным сиянием связано множество легенд. Некоторые племена
североамериканских индейцев полагали, что полярное сияние является светом
фонарей, которые несут духи, разыскивая на Земле души умерших охотников. Другие
племена думали, что полярное сияние как свет огней, используют всемогущие
северные шаманы.
На самом же деле этот «фейерверк» устраивает Солнце.
Летом в Арктике ….(полярный день), но ….(тепла) тоже нет. Это зависит от географического ….(положения) арктической зоны. Температура лишь на ….(несколько градусов) выше ….(нуля).
Вывод: Таким образом, Арктика – это Северный Ледовитый океан, моря, острова. Здесь очень суровый климат, так как солнечные лучи только скользят по поверхности земли, не согревая её.
– Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Долгая морозная зима 10-11 месяцев, короткое прохладное лето. Поверхность океана скована льдом толщиной 3-5 метров и более. Над океаном бушуют метели, свирепствуют морозы. Холодный воздух этой зоны способен распространяться далеко на юг. Ледяное дыхание Арктики чувствуется на всей территории России. Поэтому ледяную зону часто называют “холодильником” нашей страны. Зимой там холодно, как в морозильной камере. Температура воздуха понижается до – 400С – 500С. Летом же в ледяной зоне температура поднимается до +40С. Это тоже температура в холодильнике, но в отделении для фруктов.
Вывод:-Что запомнили?
Повтори ты,ты
-Перейдем к нашим ботаникам
3.Ботаники (Презентация)
-Ботаники, используя гербарий, учебник, карточки с изображением растений (мхи, полярный мак, лишайник, голубика, морошка, планктонные растения), отвечают на вопросы и выполняют задание на карточке.
1.Какие растения прижились в Арктике?
2.Почему живут только эти растения?
3.Как они приспособились к таким условиям?
4.Каково значение растений данной зоны?
На островах прямо на голых ….(камнях) встречаются ….(лишайники), они очень ….(малы).Также приспособились к жизни на камнях ….(мхи) и …. (полярные маки. В толще воды, не покрытой ….(льдом), большое количество ….(планктонных растений – водорослей).
Арктическая пустыня – место с суровым климатом, в котором могут выжить только самые выносливые растения. Поэтому растения арктических пустынь заметно отличаются от большинства других. У них особенный внешний вид и повышенная приспособляемость.
Из растений на скалистых островах могут расти редкие травы, мхи, лишайники.
Кустарников и деревьев нет,т.к очень холодно,нет почвы.
В таких суровых условиях выживают самые стойкие и неприхотливые растения. Прямо на камнях растут лишайники, похожие на серую накипь, и мхи. Растут полярные маки и полярные ивы. Их можно спутать с травой, ведь высота не более 7 см. В воде живут планктонные водоросли. На поверхности снега и льда растут снежные водоросли. В летнее время они размножаются в таком количестве, что как будто цветут целые острова снега и льда, так как водоросли окрашивают их в красные, розовые, зелёные и бурые цвета.
Вывод: Таким образом, даже в таких суровых условиях (лето очень короткое) растут лишайники, мхи, водоросли, полярные маки и ивы. Они приспособились расти на камнях, в ледяной воде и даже на снегу и льду.
4.Зоологи .
Перед тем,как выйти и рассказать,я хочу вам загадать загадки
Два мощных имеет клыка,
Два ласта и два плавника,
Но этого дядю не трожь,
Прилёг отдохнуть толстый...(морж)
***
В холодной плавает воде отличный рыболов,
На льдине отдыхает, свершив большой улов,
И отдыхать ему не лень,
Рыбачил допоздна...(тюлень)
***
Он снег глубокий разгребает
И ягель вкусный добывает,
Копает он порой весь день
Полярный северный...(олень)
***
В развалку ходит не спеша,
Великий рыболов.
В воде летает, что стрела,
Преследуя мальков.
Прогулки любит среди льдин,
Одежда-фрак, зовут...(пингвин)
***
Мех серебрист. Мышей ловец.
С лисою схож, зовут...(песец)
***
Крутые когти, мех густой.
Характер очень непростой.
И на врага нагонит страха
В серьёзной драке...(росомаха)
***
Из чаек известен полярный разбойник,
Гнездо разорит кровожадный...(поморник
- Зоологи, используя учебник, карточки с изображением птиц и животных (чайки,
кайры, гагарки, тупики, белый медведь, тюлень, рачки, морж, северный олень,
кулик, заяц, пингвин), ответьте на вопросы и выполните задание на карточке.
1.Какие животные обитают в арктической зоне?
2.Чем они питаются?
3.Как приспособлены к таким суровым условиям?
4.Что такое птичьи базары?
Животных арктической зоны кормит ….(море). Морскими водорослями питаются….(рачки), а ими ….(рыбы). Основная пища птиц и животных – это ….(рыба). На скалистых берегах собираются ….(чайки), ….(кайры) и ….(гагарки), здесь они выводят ….(потомство). Птиц с необычными клювами называют ….(тупики). Все звери - прекрасные ….(пловцы). От холода их защищает ….(слой жира). Это ….(моржи) и ….(тюлени). На тюленей охотятся ….(белые медведи). У них длинная густая шерсть ….(белого) цвета и ….(широкие) лапы, чтобы удобнее 2. Летом в арктической зоне очень много птиц. На согретых солнцем скалистых берегах Северного Ледовитого океана появляется огромное количество морских птиц: полярные чайки, гагары, кайры, поморники, тупики. Они прилетают сюда высиживать птенцов. Птицы устраивают свои гнёзда на разных «этажах» береговых скал. Такие большие гнездовья называются «птичьими базарами» – Шумные скопления морских птиц на крутых скалистых берегах называют “птичьими базарами” Жизнь в таком скоплении, на недоступных скалах имеет свои преимущества: птицы хорошо защищены от многих хищников. Здесь птицы выводят птенцов.
С приходом зимы птицы улетают зимовать в более южные районы. По побережью живут гуси, утки. Среди них наиболее известны гаги. У них очень мягкий, тёплый пух.
Таким образом, некоторые птицы круглый год в Арктике (их защищает густой перьевой покров), а некоторые только летом навещают эти места, когда лёд тает, появляются растения, рыба – основной источник питания.
3. Все животные Арктики – отличные пловцы.
Тюлени и моржи. У них толстый подкожный жир, поэтому им не холодно. Тюлени – основная добыча белых медведей. Белёк – детёныш тюленя. А на моржа редко кто осмелится напасть. У него два длинных клыка, которые он использует в боях и чтобы выбраться на лёд для отдыха. У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Он может съесть 3 тысячи моллюсков в день. Посмотрите на изображения моржа и тюленя
– Что отличает их от известных вам зверей?
(Крупные размеры, обтекаемая форма тела, шерстяной покров незначительный, конечности превращены в ласты.)
– Как вы думаете, где большую часть жизни проводят тюлени и моржи? На суше или в воде? Почему вы так решили?
(Мнения детей).
– Действительно, тюлени и моржи большую часть жизни проводят в воде, а на сушу выходят для деторождения и линьки. На твердой поверхности они неуклюжи из-за своих ластообразных конечностей.
Постарайтесь найти отличия во внешнем облике моржа и тюленя.
(Моржи крупнее тюленей, у моржей есть клыки-бивни.)
– По способу питания. Морж использует в пищу донные моллюски, тюлень питается рыбой. Есть еще одно отличие моржа от тюленя. Морж может отдыхать прямо в воде, а тюленю для отдыха надо вылезать на льдины. где его может подстерегать белый медведь.
Обитает он во льдах,
В приполярных областях.
В полушарии Северном
Он живёт намеренно.
Потому что толстой шкуре
Не страшны ни снег, ни бури,
Крупный хищник, белый мех,
Запугал тюленей всех.
- Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Часами он может лежать возле лунки на льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Кто это? Это белый медведь – самое крупное и сильное животное Арктики, на него никто здесь не нападает. У него густой тёплый мех, толстый подкожный жир, широкие лапы для передвижения по льду. Хороший нюх. Свою добычу чует за много километров по запаху, приносимому ветром. Мясо убитых животных прячет в снег и держится рядом, пока мясо не кончится . Очень быстро бегает, плавает и ныряет. Весит 500-800кг. Человека может убить одним ударом лапы. Летом питается травой, лишайниками. Зимой за медведями следуют его «верные спутники» – песцы. Они доедают остатки добычи белого медведя. В Арктике обитает гренландский кит.
Прослушайте рассказ о белом медведе и назовите две причины, по которым белый медведь погружается в воду.
Белый медведь – отличный пловец. Он имеет обтекаемую форму тела: длинная шея, мощные покатые плечи, на ногах плавательные перепонки. Способность хорошо плавать и нырять помогает ему в охоте на тюленей и рыбной ловле. Толстый слой жира, равномерно расположенный под кожей, защищает от холодов. В самые лютые морозы белые медведи греются в воде, температура которой +2оС.
– Так, что же заставляет белого медведя погружаться в воду?
( Охота и лютый мороз.)
Можно ли назвать ледяную зону пустынной?
Нет здесь совсем не пусто. Живут разные звери, растут растения.
-Работа в рабочих тетрадях. стр 40.два человека идут к доске и составляют цепи питания. остальные в тетрадях Проверка
VI. Закрепление изученного. Обобщение.
-Где же располагается Арктика?
-Погода какая там?
Какие растения растут в этой зоне?
Какие животные там живут?
*Посмотрите на все ли вопросы мы с вами ответили? Что осталось? А Этот вопрос рассмотрите дома.
VIII. Рефлексия .
На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
– Закончите предложения.
• Урок помог мне…
• Для меня было сложным…
• Мне понравилось…
IC. Домашнее задание.
Стр 82-1-82,читать и отвечать на вопросы
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.