Урок по ОРКСЭ "Дружба"
Оценка 4.8

Урок по ОРКСЭ "Дружба"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
28.03.2021
Урок по ОРКСЭ "Дружба"
Разработка урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме "Дружба". Модуль "Светская этика".
урок по орксэ Дружба.docx


Филиал  МОУ «СОШ п. Кушумский Ершовского района Саратовской области»                               в с.Верхний Кушум

 

Методическая разработка урока по ОРКСЭ (Модуль «Основы светской этики»)

Тема урока: Дружба
4 класс
 Учитель: Широкова Елена Анатольевна

 

Цель урока: формирование представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности                                                                                                                                    Задачи:                                                                                                                                                                                                   -  выявить и углубить представление детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;                                                                                                                                                                                                           -  формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях;                                       -  воспитывать ответственность перед друзьями                                                                                                   -  практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем;                                                         -  развивать навыки устной речи, способности четко формулировать свои мысли

Планируемый результат: учащиеся смогут сформулировать понятия “друг”, “дружба”, назвать правила дружбы; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка к написанию рассказа.

Технологии: Модульное обучение (умения находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знаний), игровое обучение (игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность), проблемное обучение (постановка познавательных задач), форма драматизации, групповая работа.

Основные термины и понятия: “дружба”, “друг”, “бескорыстность”.

Оборудование:  мультимедийная презентация, записи детских песен «Если с другом вышел в путь» сл. М.Танича, муз. В.Шаинского; «Ты да я, да мы с тобой” сл. М. Пляцковского, музыка В.Иванова; толковые словари Ожегова, Даля.

                                           Ход урока.

1.                  Мотивация учебной деятельности 

- Дорогие ребята. Я рада  видеть вас на нашем уроке, который  посвящен ещё одной важной теме. Мы продолжаем говорить о человеке и его личностных качествах.

2. Актуализация знаний

- Чтобы определить тему урока, прослушайте песню (Слайд №1)

Слова М. Пляцковского  Музыка: В. Иванова «Ты да я, да мы с тобой»

- О чём эта песня? (о дружбе) (Слайд № 2)

-Как вы думаете, почему прозвучала именно эта песня?

-Правильно, мы будем говорить о дружбе.

Запишем тему урока в тетрадь.                                                                                                                                -Как вы думаете, что такое «дружба»? ( Мозговой штурм).                                                                                                              Итак, дружба-это (слайд №3)                                                                                                                              3. Работа с толковым словарём.

- А теперь посмотрите, как объясняется слово дружба в толковом словаре С. И. Ожегова. (Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов)

Теперь давайте обратимся к словарю В. И Даля  

(Дружба – это взаимная привязанность двух и более людей, бескорыстная, основанная на  любви и уважении).                                                                                                                                                                 Прочитаем в учебнике, что такое дружба и запишем определение в тетрадь.                                                                     4. Постановка проблемы:                                                                                                                                                              - А чем дружба отличается от других отношений?  Какими чертами должен  обладать друг?                                                                                                                                                                           4а)  Работа над отличительными чертами дружбы.

- Посмотрите сценку “Друзья”

Однажды Саша принес в школу электронную игру “Футбол”. К нему тут же подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”

– Давай, – согласился Саша. Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.

– Я Сашин друг! Гордо сказал он. – Я один буду с ним играть.

На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.

– Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем играть вместе.

Но тут подошел Саша.

– И меня примите.

– Нет, не примем, – сказал Максим.

– Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.

– То вчера, – Объяснил максим, – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы.

Сегодня я с Денисом дружу.

 

- Что вы можете рассказать об этих друзьях? (ответы детей)

- Какое правило дружбы нарушил Максим? (дружить надо, не требуя ничего взамен)

- Максим дружил только с тем, от кого он получал пользу. Это называется корысть.

- В дружбе ценится бескорыстность. Бескорыстие предполагает готовность помочь друг другу, делает отношение между друзьями благородными и чистыми.

- А теперь прочитайте, как в статье учебника объясняется, что такое бескорыстность.

4б). Разбор ситуаций в группах, дискуссия (Двум группам раздаются карточки с текстом)                                                                                                                                                     Ситуация № 1 (для первой группы.)                                                                                                                                  Аня была лидером в классе. Ее любили все, потому что она была веселой и очень общительной. А Вера была тихой и застенчивой. Заговорить в присутствии многих ребят  ей было очень трудно. Если она заболеет, ребята и не заметят, что ее нет. Но у нее было много других достоинств: она могла быстро и без суеты решать задачи, много читала, коллекционировала редкие и красивые марки. Удивительным было то, что эти девочки дружили, были, что называется «не разлей вода».                                                                Вопросы для обсуждения:                                                                                                                         1. Почему непохожие люди становятся неразлучными друзьями?                                                             2. Знаете ли вы такие примеры?                                                                                                                    3. Какие качества вы цените в друге?  

Ситуация № 2 (для второй группы.)                                                                                                                        Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке,  в школьной столовой, на улице. Олег и  Миша были друзьями уже три года. Вместе они посещали научное общество учащихся и были отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, участниками  которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот  день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло. А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом.                                                                                                                     Вопросы для обсуждения:

1.                  Что случилось с Мишей?

2.                  Почему он повел себя так?

3.                  А как бы вы повели себя в такой ситуации?

4.                  Были ли в вашей жизни подобные ситуации?

5.                  Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой?

Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой,  но и радостью. Настоящий дуг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость.                                                                                                                                                               Вывод.                                                                                                                                                                        - Какими же личными качествами, по вашему, должен обладать настоящий друг? (Слайд №4)

5.Беседа.

- Ребята, а какие пословице о дружбе вы  знаете? ( Ответы детей.)

А сейчас послушайте пословицы и поясните смысл этих пословиц)

«Дружба крепка не лестью, а правдой и честью»

« Не мил и свет, коли друга нет».

« Человек без друзей, что дерево без корней».

« Старый друг, лучше новых двух».

« Сам пропадай, а товарища выручай».

« Настоящий друг познаётся в беде».

« Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

-Чему же учат нас эти пословицы? Итак, по каким же законам строится дружба? Посмотрим слайд и прочтем их. (слайд № 5)

6.      Физ. минутка.  ( упражнения под песню « Если с другом вышел в путь») (слайд 6)

7. Групповая работа.

А теперь такое задание. Перед вами три пословицы. К каждой следующей ситуации попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя и опишите свои действия (обсуждение в группах)

Пословицы:

Друга иметь - себя не жалеть.

Друг познаётся в беде.

Друга на деньги не купишь.

Ситуация 1. Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую компьютер. (Помогу, «Друга иметь - себя не жалеть»)

Ситуация 2. Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. (Доведу его до дома, вызову «скорую помощь», «Друг познаётся в беде»)

Ситуация 3. Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму, «Друга на деньги не купишь»)

 

Задание 2. А сейчас я предлагаю вам послушать притчи и сказать, какой смысл кроется в них.

ПОСТУПОК  ДРУГА.

Однажды к учителю пришел человек, который был расстроен тем, что его друг начал его избегать. Он спросил:

- Учитель, мой друг меня избегает. Я думаю, ему наскучило мое общество. Как мне поступить?

- А ты считаешь себя до сих пор его другом?- спросил учитель.

- Конечно, - ответил человек.

- Тогда подойди к нему  и спроси  прямо о причине его поведения, - посоветовал мудрец,- и если увидишь в его словах или  глазах, что ты действительно ему наскучил, то лучшее, что ты можешь сделать как друг- освободить его от необходимости избегать тебя, - уйти первым и не искать с ним встреч.

- А если он захочет вернуться, что лучшее, как друг, смогу я сделать?

- Не держать обиды,- сказал учитель.

 

- С каким вопросом обратился человек к учителю?                                                                                                 - Что посоветовал мудрец человеку?

                                           НАСТОЯЩИЙ  ДРУГ.

Высунув  голову из гнезда, орленок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

- Мама, что это за птицы? – спросил он.

- Наши друзья, - ответила орлица сыну. – Орел живет в одиночестве – такова его роль. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, - наши верные друзья. 

Удовлетворенный маминым разъяснением, орленок продолжал с интересом наблюдать за полетом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

- Ай- ай, они украли у нас еду!

- Успокойся, сынок! Они ничего у нас  не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я сейчас тебе скажу! Как бы орел ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.

Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почет и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.

- О чем спросил сын мать-орлицу?                                                                                                                                   - Что ответила мама на вопрос сына?                                                                                                                              - Каким должен быть тот, кто желает иметь верных друзей?                                                                           - Чем добываются почет и уважение?                                                                                          

ОБИДЫ И РАДОСТИ

Как-то, два друга много дней шли в пустыне.

   Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.

   Молча, он написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину".

   Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас.

   Когда он пришёл в себя, то высек на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь".

   Первый спросил его:

   - Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

   И друг ответил:

   - Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Каков смысл этой притчи?

   Научись писать  обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло.

 

БОГ ДРУЖБЫ

 

Жил был на свете человек, и сопровождали его в жизни три бога: бог красоты, бог богатства и бог дружбы.

Когда этот человек достиг в жизни больших успехов, боги посетили его, и сказали:

- Человек ты достиг желаемого и двое из нас покидают тебя, но ты можешь оставить одного из нас с собой.

Человек задумался, и ответил:

- Пусть со мной останется бог дружбы, - сказал человек и лёг спать.

На утро он открыл глаза и увидел рядом со своей постелью всех трех богов.

Человек удивленно спросил:

- Почему Вы все остались.

- Потому, что ты оставил рядом с собой бога дружбы, а он и наш друг. Дороже дружбы нет ничего на свете, поэтому мы и остались, - ответили ему боги.

Каков смысл этой притчи?

 

Слайд 6(гладиолус)

- Ребята, а кто знает название этого цветка? Скажите, почему на слайде гладиолус? (Этот цветок считается символом дружбы и благородства?  Послушайте сообщение одноклассника об этом.                                                                                                                                        В древнем Риме гладиолусы считались цветами гладиаторов. По одной из легенд, римский военачальник решил устроить бои гладиаторов между захваченными в плен войнами. И первыми, кого полководец приказал вывести на бой, были верные друзья. Много горожан собралось на центральной площади Рима ради того, что бы посмотреть на кровавую схватку двух лучших друзей.                                                                                                                                                                                 Однако увидеть борьбу им так и не пришлось: когда затрубил горн, призывая гладиаторов к бою, друзья демонстративно воткнули мечи в землю и подошли друг к другу для того, чтобы обменяться дружеским рукопожатием. Толпа собравшихся зевак возмущенно загудела, требуя поединка. Но когда гладиаторы вновь ослушались приказа военачальника, их казнили. И как только бездыханные тела друзей коснулись земли, их мечи обратились цветущими гладиолусами. С того времени эти грациозные цветы стали считаться символом дружбы и благородства .

9. Рефлексия.

 Итак, о чем мы говорили на уроке? Что такое дружба?

- Когда дружбу можно считать настоящей?

 - Чему научил вас этот урок? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, в жизни?

Слайд 7 Закончи предложения...

И в заключение…

У каждого человека не так много настоящих друзей. Берегите друзей. Бытует мнение, что друзья познаются в беде, в трудную минуту. Однако существует еще одно мнение. Дружба познается не только бедами, но и обыденными мелочами. Выбирайте друзей не спеша, но  расставаться с ними не торопитесь. И помните, друзья создаются в детстве, в юности, дальше становится все труднее и труднее подружиться.

Слайд 8. Картинка о дружбе с песней

10.Д. задание: (под песню «Если с другом вышел в путь» сл. М.Танича, муз. В. Шаинского)  прочитать стр. 32 – 33, написать небольшой рассказ о своем друге.

 

 

 

Используемая литература и интернет- ресурсы:

1. Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Учеб.для общеобразоват.учреждений. М.Просвещение, 2012.

2. Романюта В.Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться: Методическое пособие для учителей начальной школы, психологов, воспитателей и родителей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 64 с. (Метод. биб-ка).

3. www/ped-kopilka.ru

4.www. riddle-middle.ru

5.www.o-druzbe.ru

6. www.roza2012net.ua

7.www.angel-loves.com

8.www.liveinternet.ru

9.www.musofon.com

10.www.iplayer.fm

11. nsportal.ru> nachalnaya…2013/03/04 orkse


 

Скачано с www.znanio.ru

Филиал МОУ «СОШ п. Кушумский

Филиал МОУ «СОШ п. Кушумский

А теперь посмотрите, как объясняется слово дружба в толковом словаре

А теперь посмотрите, как объясняется слово дружба в толковом словаре

Ситуация № 2 (для второй группы

Ситуация № 2 (для второй группы

Ситуация 2. Вы играли в футбол во дворе

Ситуация 2. Вы играли в футбол во дворе

Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому

Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому

Рефлексия. Итак, о чем мы говорили на уроке?

Рефлексия. Итак, о чем мы говорили на уроке?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2021