Тема: «Религиозные ритуалы. Обычаи, обряды».
Урок: ОРКСЭ
Класс: 4
Учитель: Козлова Галина Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 6 им. А.С. Пушкина»
Тип урока: изучение нового
Цель урока: формирование гражданской идентичности, мотивация к осознанному нравственному поведению через знакомство с религиозными ритуалами, обычаями и обрядами.
Задачи:
Личностный результат: формирование чувства сопричастности к обычаям, традициям своего народа.
Метапредметный результат: формирование навыка целеполагания, планирования, рефлексии
формирование навыка работы в группе;
формирование коммуникативных навыков (вести диалог, слушать собеседника)
Предметный результат: формирование первоначальных представлений о религиозных ритуалах, обычаях, обрядах;
Оборудование: учебник, электронная презентация ppt , индивидуальные карточки для выполнения стратегии ЗХУ, схема для групповой работы стратегии «Кластер».
Этапы урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые методы, приемы, формы |
Формируемые УУД |
||||||||||||
1.Этап мотивации
|
Какие правила нужно вспомнить, чтобы на уроке вы получили новые знания, чтобы урок прошёл для вас не скучно. |
Настраивается на плодотворную, активную работу |
Организация произвольного внимания. |
1)Регулятивные (волевая саморегуляция), 2)Личностные (действие смыслообразования) |
||||||||||||
2.Этап актуализации и фиксирования знаний
|
Посмотрите на фотографии и иллюстрации. Подборка фотографий с военными ритуалами (отдание воинской чести, военная присяга, военные марши). Как назвать одним словом эти ситуации? Учитель фиксирует на доске «нужные» слова: «Обычаи», «ритуалы». Добавляет сама. У военных существует множество обрядов и ритуалов, пришли они из древности. Боевые игры, воинственные пляски, песни, которые исполнялись при встречах возвращавшихся после вооруженных столкновений соплеменников, стали прообразами современных воинских ритуалов. - Что такое ритуал? (Это традиционный порядок проведения какой-либо церемонии). Кроме воинских ритуалов, существуют и другие ритуалы. Какие вы знаете? |
Дети отвечают своими словами: правила, законы, обычаи…
Дети с помощью учителя выходят на тему урока «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды». |
Показ электронной презентации
Беседа
|
1)Коммуникативные (умение выслушать собеседника и вести диалог) 2)Познавательные (общеучебные УД -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи)
3)Регулятивные (самоопределение учащимися темы урока (или с помощью учителя) |
||||||||||||
Постановка учебной проблемы,
|
Попробуйте сформулировать цель урока. Чему вы сегодня научитесь?
Заполните карточку в графах «Знаю» по данной теме. (Приложение 1). На столах у нас лежит схема, которую мы будем заполнять в течение урока. (приложение 2). Каждая группа заполняет свою гроздь. (Группы заранее выбрали для изучения данной темы религию: христианство, ислам, иудаизм, буддизм). Символом обозначьте религию. А какие ритуалы, обряды и традиции существуют, вы изучите и запишите, после группового изучения. А теперь покажите, что у вас получилось и скажите нам, почему именно этот символ выбрали. |
Дети ставят цель. «Мы познакомимся с религиозными ритуалами, обычаями и обрядами». Дети заполняют карточку самостоятельно
Дети в группе выбирают, придумывают, рисуют. Дети представляют классу свой кластер |
Стратегия ЗХУ
«Кластер»
Групповая работа |
1)Регулятивные (определение цели урока, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить) 2)Познавательные (поиск и выделение необходимой информации, контроль и оценка процесса и результатов деятельности) 3)Коммуникативные (участие в групповой работе, в коллективном обсуждении. Учёт позиции других людей.) |
||||||||||||
Открытие нового знания
|
Где мы можем найти новую информацию по теме? Дети читают раздел в соответствии со своей темой, обсуждают, записывают в «Кластер». Детям предложены карточки-помощницы. (Приложение 3). |
Учебник.
Дети читают материал учебника, обсуждают, записывают в кластер |
Работа с учебником |
1)Регулятивные (способность к волевому усилию) 2)Познавательные (поиск и выделение необходимой информации, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Моделирование и преобразование объекта в кластер, где выделены существенные характеристики объекта) |
||||||||||||
Физминутка |
|
|
|
|
||||||||||||
Применение нового знания. Первичное закрепление |
Итак, теперь вы поделитесь результатами своей работы с другими и все остальные смогут узнать много нового, и мы сможем восстановить общий кластер. Приглашаем представителя первой группы. В это время в группах можете отметить на своём кластере некоторые ритуалы, о которых сейчас будет идти речь. Примерный рассказ о ритуалах в христианстве: Мы узнали, что в христианстве существуют такие ритуалы: 1. Евхаристия – когда хлеб и вино во время молитвы верующих претворяются в тело и кровь Христа и затем предлагаются верующим для причащения; 2. Крещение, которое совершается над новорожденным; 3. Брак, в христианстве его называют еще венчанием; 4. В воскресенье проходят еженедельные праздничные богослужения. 5. Молитва – главный религиозный ритуал. Теперь приглашаем представителя 2 – ой группы. Мы узнали, что в исламе существуют такие ритуалы: 1. Намаз – так называется ежедневная молитва, главный ритуал. 2. Ритуальное омовение – это подготовка к молитве. 3. Соборный день, день собрания, когда все слушают специальную пятничную проповедь, а также читают совместную пятничную молитву. 4. Слова шахады необходимо произнести взрослому, чтобы стать мусульманином. 5. Брак, семья – считается обязательным для каждого, кто достиг совершеннолетия. Дополните свои кластеры. Приклейте иллюстрации. Теперь послушаем о ритуалах в иудаизме. В иудаизме есть такие ритуалы: 1. Молитва в специальные часы. 2. Суббота (шаббат)- этот день верующие должны посвятить Богу, проводя его в молитве. 3. Обряд посвящения мальчика Богу совершается над новорожденными. 4. Обряд вступления в иудейскую общину совершается над подростками 12-13 лет. 5. Церемония бракосочетания – одна из красивейших в иудаизме, совершается под особым навесом. - Внесите результат в кластер. Найдите и распределите иллюстрации. - Теперь предоставим слово 4 группе. Примерный рассказ о ритуалах буддизма: 1. Мантры – это ежедневные молитвы. 2. Повороты специальных цилиндров, в которых заложены молитвенные тексты. 3. Составление астрологом гороскопа. 4. Обряды, связанные со смертью человека, когда к умирающему должен быть приглашен лама для совершения обряда напутствия. Оформите свои кластер, приклеиваем соответствующие иллюстрации. |
Дети презентуют свою работу. Остальные группы по ходу презентации добавляют недостающую информацию в «Кластер» |
|
1)Коммуникативные (умение вступать в диалог) 2)Познавательные (самостоятельное применение полученных знаний в изменённых условиях) 3)Регулятивные (контроль, коррекция, взаимооценка) |
||||||||||||
Обобщение. Рефлексия. |
Скажите, что общего в ритуалах, обрядах и традициях мировых религий. (Ритуалы связаны с молитвой, браком, рождением, смертью человека, обряды, связанные с приобщением к Богу). Можем ли мы сказать, что обряды какой-то религии лучше или красивее… Все религии провозглашают только добро. Заполняем последнюю колонку в карточке ЗХУ «Узнал». Поделитесь с классом, что нового узнали на уроке. |
Дети отвечают на вопросы |
Стратегия ЗХУ |
1)Личностные (сформированность адекватной самооценки) 2)Регулятивные (умение устанавливать причинно-следственные связи) 3)Коммуникативные (умение вступать в диалог) 4)Познавательные (общеучебные: умение осознаннои произвольно строить речевое высказывание) |
||||||||||||
Домашнее задание |
1) Допишите таблицу «Как я понимаю религиозные ритуалы. Обычаи, обряды»
2) Напишите небольшое сочинение на тему «Наши семейные обычаи» 3) Используя кластер, созданный на уроке, расскажите родителям о религиозных ритуалах, обычаях, обрядах. |
Дети записывают д/з и выбирают адекватное задание для домашнего выполнения. |
|
1) Регулятивные (умение устанавливать причинно-следственные связи) |
Список литературы
1. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. М.: Просвещение, 2012
2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Под редакцией А. Г. Асмолова. М.: Просвещение. 2011
4. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2010. – 272 с.
5. Приложение на электронном носителе.
6.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.