Предмет: Человек и мир, 3 класс
Тема: Человек - часть живой природы.
Цель: к концу урока учащиеся должны знать о сходстве человека и других живых организмов.
Задачи: повторить отличительные признаки живых организмов; содействовать осознанию учащимися, что человек – часть живой природы, пониманию ими, для чего нужно знать свой организм; формировать первоначальные представления об организме человека, его внутренних органах; способствовать развитию познавательного интереса учащихся.
Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение физкультминутки, карточки для составления схемы, карточки для работы в парах и плакат для доски, карточка-тест для проверки д/з и карточки тест «Организм человека», набор карточек для рефлексии.
Ход учебного занятия
1.Организационный этап
Девиз урока:
Окружающий нас мир
Интересно познавать.
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.
2. Этап проверки домашнего задания.
Учащиеся отвечают на вопросы теста «Животные – обитатели морей и океанов»
Тест «Животные – обитатели морей и океанов», 3 класс 1. Обведи животных – обитателей морей и океанов.
2. Дополни предложения словами- подсказками. Большинство рыб в морях и океанах встречаются в _________________ слоях воды, где много _______________. Дышат рыбы растворенным в воде _______________________ с помощью ________________, а передвигаются с помощью ___________________. Быстро передвигаться в воде им помогает __________________________________. Слова - подсказки: кислородом, жабр, верхних, плавников, корма, обтекаемая форма.
3. Назови по 2 морских обитателя: · Рыбы, обитающие у поверхности воды___________________________________________________________ · Глубоководные рыбы_________________________ · Морские звери_______________________________.
|
3. Этап изучения нового материала.
* Актуализация знаний учащихся
Учащимся предлагается составить схему (На доске карточка со словом природа, дальше схему дополняют сами дети, кроме карточки с вопросом).
ПРИРОДА
ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ
дышит не дышит
питается не питается
растет не растет
размножается не размножается
умирает не умирает
РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ ?
- Ребята, а как вы думаете, какое слово может скрываться под карточкой вопрос? (Варианты ответов детей).
Карточка со словом «человек» переворачивается.
- Какая тема сегодняшнего занятия? Какие цели урока?
(Слайд 1) + тема урока на доске
(Знать: чем человек, как часть живой природы, похож на другие живые существа, чем похож на животных; чем отличается от животных.)
4. Этап усвоения новых знаний.
· Работа с учебником стр. 101
- Что общего у человека и других живых организмов? (Ответы детей)
- Правильно, как и другие живые организмы, он дышит, питается, растет, оставляет потомство, умирает.
- Ребята, рассмотрите рисунки и прочитайте, пожалуйста, текст о том, что же умеет делать человек в отличие от других живых существ.
- Так в чем же главное отличие человека от других живущих на Земле существ? (Ответы детей)
- Правильно, человек – существо разумное.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬМИНУТКА «Пяточка - носочек»
- А сейчас, я предлагаю вам провести небольшую исследовательскую работу по теме «Организм человека». (На доске слова «Организм человека»)
(Слайд 2)
- Организм человека состоит из различных органов. Каждый из них имеет особое строение и выполняет определенную работу.
(Слайд 3) Организм человека
внешнее внутреннее
строение строение
это устройство тела тело человека внутри
человека снаружи состоит из органов
(Слайд 4)
Сначала рассматривается плакат одетого человека: голова, шея, грудь, живот, руки (верхние конечности), ноги (нижние конечности).
(Слайд 5)
Затем рассматривается внутренне строение человека: головной мозг, сердце, легкие, печень, желудок, кишечник.
(Слайды 6,7)
- Каждый орган имеет особое строение и выполняет определенную работу. Работа каждого органа связана с работой других. Группы органов, которые согласованно выполняют общую работу, образуют систему органов.
(Слайд 8, 9, 10, 11)
Учащиеся знакомятся с системами органов человека: пищеварительная, кровеносная, нервная, дыхательная, опорно-двигательная, выделительная.
- Все системы органов работают согласованно, слажено. Организм человека– единое целое.
- Ребята, а кто из вас может быть знает, как называется наука, которая занимается изучением строения тела человека? (Ответы детей)
- Правильно - анатомия. (Слайд 12)
- А какая наука изучает работу органов человека?
- Эта наука называется - физиология. (Слайд 13)
- Еще есть наука об укреплении и сохранении здоровья человека. Что это за наука такая? (Гигиена) (Слайд 14)
5. Этап закрепления нового материала
· Работа в парах
Учащиеся выполняют задание на карточках «Тело человека».
- Ребята, вам необходимо найти и определить, где живут в нашем теле помощники: головной мозг, сердце, легкие, желудок, почки и мочевой пузырь.
Затем проверка с доской. (На доске такой же плакат)
(Слайд 15)
· Игра «Разгадай кроссворд – прочитай зашифрованное слово»
На экране появляются по очереди органы человека, учащиеся отгадывают, как они называются, кроссворд заполняется и дети читают зашифрованное слово «ОРГАНИЗМ».
- О каком организме сегодня мы с вами вели речь? (О человеке)
- Ребята, а теперь давайте ответим на несколько вопросов теста «Организм человека»
Тест «Организм человека»
1. Чем отличается человек от других объектов живой природы?
А. дышит
Б. питается
В. Растет
Г. мыслит
2. К внутренним органам относится…
А. шея
Б. сердце
В. рука
Г. кожа
3. Определите орган по рисунку.
А. печень
Б. желудок
В. Легкие
Г. мозг
4. Правда ли, что работа всех органов взаимосвязана?
А. да
Б. нет
5. Знания о внутренних органах необходимы только врачам. Вы согласны?
А. да
Б. нет
6. Этап информации о домашнем задании
Прочитать текст «Человек – часть живой природы» (стр.100-102), ответить на вопросы.
7. Этап подведения итогов
- Что нового и интересного вы узнали?
- Почему человека относят к живым организмам?
- Чем отличается человек от других живых существ?
- Из чего состоит организм человека?
- Что такое система органов? О каких системах вы узнали?
7. Этап рефлексии
Учащимся предлагается разместить магниты-книги на одной из 3 карточек: «Чемодан» - все, что пригодится в дальнейшем, «Мясорубка» - полученную информацию переработаю; «Корзина» - абсолютно бесполезная информация.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.