Урок по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Россия – наша Родина»
Оценка 5

Урок по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Россия – наша Родина»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
религиоведение
5 кл
19.10.2022
Урок по предмету  «Основы религиозных культур и светской этики»  Тема урока: «Россия – наша Родина»
Цель урока:привлечение внимания обучающихся к традиционным ценностям духовно-нравственной (православной) культуры и формирование патриотизма к своей Родине.
Урок по ОРКСЭ.docx

УПРАВЛЕНИЕ

 ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25»

141323, п. Лоза Сергиево-Посадского района Московской области

Тел. 8(496) 551-9-6-27 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок по предмету

 «Основы религиозных культур и светской этики»

Тема урока: «Россия – наша Родина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала:

учитель начальных классов Абрамова Г.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022

Цель: привлечение внимания обучающихся к традиционным ценностям духовно-нравственной (православной) культуры и  формирование патриотизма к своей Родине.

Задачи:

Предметная:

 - формирование понятий: Россия, Родина, Отечество, духовный мир человека, культурные традиции.

Метапредметная:

 - способствовать развитию познавательного  интереса, мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся;

- через работу в группах организовать совместную деятельность на уроке;

- создать условия для формирования умений  работать с информацией, вести диалог, делать выводы.

Личностная:

- содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого материала;

- способность формированию качеств личности: гордости за своё Отечество.

 

Тип урока: Изучение нового материала.

Планируемые результаты: Учащиеся будут:

- знать основные понятия темы;

-уметь извлекать информацию из источников, выражать собственное мнение;

- уметь работать в группе, вести диалог, приводить примеры из жизни.

Основные понятия: Россия, Родина, Отечество, духовный мир, культурные традиции, патриот.

Оборудование:

Основные: учебник.

Дополнительные: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, карточки с заданиями, выставка книг о Родине, политическая карта мира, карта московской области и Сергиево-Посадского района.

Форма организации работы на уроке: работа в парах, группах, по рядам,  фронтальная   работа, творческая работа.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, чтение наизусть,  устный рассказ на тему, работа с карточками, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания.

 

Ход урока:

1.Организационный момент.

 Ребята, вы у меня замечательные, самые добрые и внимательные. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, возьмите за руку, передайте уверенность и спокойствие своему товарищу.

 2. Самоопределение к деятельности.

   Мы начинаем изучать новый предмет, который называется «Основы религиозный культур и светской этики». Мы вместе будем учиться различать добро и зло, поговорим о дружбе, милосердии, справедливости и многом другом. Сегодня у нас первый урок по новому предмету.

3. Постановка учебной задачи. Определение темы и цели урока.

Нам пришло очень важное зашифрованное сообщение и сейчас предстоит  его расшифровать. (Нужно отгадать загадки, работая в группах)

1группа.

Где белоствольные берёзки
Растут кругом под небом синим?
Они милы и так неброски,
Берёзки родом из…(России).

2 группа:

За околицей цветут
Белые ромашки,
Жаворонки поют
Над широкой пашней.
Теплый ветер принесет
Аромат смородины,
Так чего дороже нет? —
Нет дороже…(Родины).

 3 группа:

В государстве я родился,

В государстве я живу,

И всегда я им гордился,

Как его я назову? (Отечество).

 

   Что получилось? (Ответы учащихся:  Россия – Родина – Отечество).

Значит, какова же тема нашего урока? (Ответы детей). Правильно тема урока «Россия – наша Родина».

А какую  цель  мы поставим себе на  урока? (Ответы детей).

Да, я согласна с вами, цель урока это формирование понятий: Россия, Родина, Отечество, патриот, а также культурные традиции, духовный мир человека.

3. Актуализация опорных знаний.

Поисковая работа:

   Давайте вспомним значение слова Россия (работают со словарями С.И. Ожегова, В.И. Даля в группах. Зачитывают по словарю  выбранные понятия)

   Знаете ли вы, где мы  живем? Конечно знаем, скажете вы: мы живем на Земле, в стране, которая называется Россия, в поселке,  доме… Но знаете ли вы, по-настоящему, где мы живем. А мы живем в прекрасной стране, которая носит удивительное название «Святая Русь».

   Как вы думаете, есть ли в мире  другие страны, которые могут так называться? (ответы учащихся).

Конечно же, нет! «Святая» - только Русь. И это не мы так себя называем. Это другие народы дали нам такое название. Нести такое имя очень непросто. Нужно много трудиться, чтобы иметь право так называться. Послушайте замечательные стихи (читает ученик):

О, Родина! Святая Русь!

Живу тобой, ты мне награда.

Я гражданин и тем горжусь!

Другой мне Родины не надо.

 

Делю и радость, и печаль,

А воздух твой даёт мне силы.

Купаюсь в солнечных лучах

И чувствую себя счастливым.

 

Я в силу верую  твою

И  мудрость многовековую.

Всем сердцем и душой люблю,

Россию славную, родную!
4. Открытие новых знаний.

  Посмотрите на карту (на экране политическая карта мира) и сравните нашу страну по размеру с другими странами. Какая страна занимает самую большую площадь? Конечно, это наша с вами Россия-матушка с ее красивейшей столицей, городом Москва.

а)  Наша большая страна состоит из маленьких городов и посёлков. Давайте посмотрим на карте, (на экране карта Москвы и Московской области) где мы живём. Найдите наш поселок. Это наша малая Родина.

б) Ученик делает сообщение о поселке Лоза:

   Поселок Лоза находится на северо-востоке Подмосковья на удалении в  пятьдесят два километра от Москвы. Совсем молодой, в сравнении с другими поселениями Сергиево-Посадского района, он был основан в начале второй половины ХХ столетия, вокруг  местечка под названием «Царь-Дар» с церковью Святой Равноапостольной  Марии Магдалины (1902г) - летней резиденции Александро-Мариинского дома призрения, где жили дети-сироты. Храм назван в память первой покровительницы Дома призрения – императрицы Марии Александровны, жены императора Александра Первого.

   У каждого на свете есть, наверно,

Любимый уголок земли, такой,

Где листья по-особому на вербе

Склонились над задумчивой водой.

Где небо выше и просторы шире

И так привольно и легко дышать,

Где ко всему в прекрасном этом мире

По-детски чисто тянется душа…

  Любимый уголок земли, называют малой родиной. Давайте посмотрим отрывок фильма о нашем родном уголке.

Просмотр фрагмента из фильма о родном крае

 «Успенская церковь села Подсосино».

в) Беседа после просмотра видеофильма.

Почему Родину называют Отечеством?  Почему Матушкой? (ответы детей)

г) Чтение учеником рассказа   Ушинского К. Д.  «Наше Отечество»:

 Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

д) Учитель: Прекрасные строки  К.Д. Ушинского: «Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…».  И мы, сыны и дочери, должны беречь и охранять нашу Родину от посягательства  врагов. Наша прямая обязанность защищать ее. Мы-патриоты своей страны.

  Со словами «Отечество», «патриотизм» вы знакомы с детских лет. Но задумывался ли кто-нибудь из вас, а что же обозначают эти слова?

   Давайте вместе попробуем составить ассоциативный ряд «Патриот-это…?» (каждый получает карточку и индивидуально выбирает ассоциативный ряд)

 1. Каждый, кто любит то место, где родился и вырос.

 2. Тот, кто любит и не забывает свою мать, свой дом.

 3. Кто с гордостью осознаѐт, что нет на Земле страны лучше нашей.

 4. Кто не только любит, но и охраняет природу.

 5. Готов стать на защиту Отечества .

 6. Отстаивает престиж свой страны.

 7. Знает государственную символику.

 8. Готов отдать своей родине все силы и способности.

 9. Патриот тот, кто украшает Родину своим трудом.

 10. Строит своѐ будущее, связывая его только со своим отечеством .

 11. Знает свой родной язык.

 12. Знает историю своей страны, гордится своими предкам.

  Ученики читают свои ассоциации и делают вывод:

« Патриот — это человек, который любит свою Родину, готов на подвиги во имя Отечества и предан своему народу».

4.Первичное закрепление знаний.

а)  Учитель: Все мы гордимся своей Родиной, поэты посвящают ей стихи, композиторы песни, художники пишут картины. Мы должны знать  духовные и культурные традиции своего народа.

  А.С. Пушкин великий русский  поэт написал следующее  в своей поэме «Руслан и Людмила»:

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кощей над златом чахнет;

Там русский дух... там Русью пахнет!

  «Русский дух», как понять это выражение? Подберите к слову «дух» однокоренные слова (Ответы – духовный, душевный).

– Что же такое духовный мир?

б) Работа по учебнику.

– Обратимся к учебнику. (Обучающиеся читают в учебнике определение духовного мира).

в) Сейчас я предлагаю вам игру «Подбори – антонимы» (работа в парах):

Высокое                      ложь

Светлое                       злое

Красивое                     бесчестие

Доброе                        тёмное

Любовь                       низкое

Честь                           уродливое

Правда                        ненависть

Учитель: Слова, какого столбика нравятся вам больше? Почему? (ответы детей о ценностях, которые  бывают материальные и духовные)

– У каждого народа – своя культура и свои традиции. Как вы понимаете, что такое традиции? Давайте обратимся к толковому словарю.

(Находят в словаре значение слова: традиция – передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение).

– Какие бывают традиции?

(Ответы детей: духовные традиции, национальные, семейные традиции и другие).

Учитель: В России много этносов, у каждого из них — свои традиции, формировавшиеся в зависимости от климата, местоположения, культуры, под влиянием политических событий. Много изменений было вызвано революцией 1917 года, заменившей религиозные нормы. На сегодняшний день основными остаются советские традиции празднования Нового года, Дня Победы, а также обычаи отмечать Рождество и Пасху.

г) Работа по учебнику. Россия - многонациональная страна с богатой историей и культурой. Российские традиции пошли из Древней и Московской Руси, Петровской России. (Обучающиеся читают в учебнике понятие культурные традиции).

5. Самопроверка.

(Самостоятельная индивидуальная работа):

   Возьмите «красную» карточку и заполните пропуски в предложениях:

Имя замечательной страны, в которой мы  живём - _______________.

Нашу страну мы с любовью называем - __________, потому что родились и живём в ней.

Человек, который предан своему народу, готов на жертвы во имя интересов своей Родины - ______________.

Какие ты знаешь традиции России________________________.

6. Итог урока. Рефлексия.

 Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги. Напишите, пожалуйста, отзыв-памятку  об уроке использую следующие выражения:

Сегодня на уроке я узнал……

Самым неожиданным для меня было…

Мне больше всего запомнилось…

Россиянами называют тех, кто …

(Зачитают несколько отзывов).

7. Домашнее задание:

Ребята,  дома я предлагаю вам собрать  пословицы, разделенные на две половинки. Нужно найти и соединить эти половинки. Проиллюстрировать любую пословицу. (Учащиеся получают карточки с пословицами.

Пример:

Одна у человека мать -

чужая – мачеха. 

Родная сторона – мать,

одна у него и Родина.

 

Пословицы для работы:

1.     Одна у человека мать, одна у него и Родина.

2.     Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

3.     Всякому мила своя сторона.

4.     Где родился, там и пригодился.

5.     Москва – царство, а наша деревня – рай.

6.     С родной земли умри – не сходи.

7.     Чужая сторона – дремучий бор.

8.     Кто Родине изменяет, того народ презирает.

9.     Кто за Родину горой, тот истинный герой.

10.  Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

11.   Родина – мать, умей за неё постоять.

12.   Всякому мила родная сторона.

13.    Человек без Родины, что слово без песни.

 

   В заключении мне хочется сказать: мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной. Я верю, что вы будете достойными гражданами России, будете горячо любить свою Родину. Спасибо всем за урок. Вы большие молодцы.

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Видеофильм о родном крае.

2. Интернет – ресурсы:

https://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/9-krasivye-stikhi-p

(https://just-moment.ru/stihi/stihi-pro-sergiev-posad-podborka-stihotvorenij/)

(https://skazki.rustih.ru/konstantin-ushinskij-nashe-otechestvo/)

https://ria.ru/20220305/traditsii-1776736598.html

https://travelask.ru/russia/traditsii-rossii-proshloe-i-nastoyaschee

3. Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс» А.В. Кураева, изд. «Просвещение», 2018 г.

4. Рассказ Ушинский  К. Д.  «Наше Отечество».

5. Выставка книг о России:

-     Соловьев, В.М.Великая Россия: история и современность : к 1150-летию российской государственности / [Владимир Михайлович Соловьев]. - Москва

-      Востоков, С.В.Белый город, 2012. - 31 с.: цв. ил. Рябиновое солнце : [рассказы : для младшего и среднего школьного возраста] / Станислав Востоков ; ил. Марии Воронцовой. - Москва: Самокат, 2013. - 37, [2] с.: цв. ил.

-     Клиентов, А.Е. Города России: [для среднего школьного возраста] / Алексей Клиентов. - Москва: Белый город, 2008. - 47, [1] с.: цв. ил. - (История России).

-     Клиентов, А.Е. Города России: [для среднего школьного возраста] / Алексей Клиентов. - Москва: Белый город, 2008. - 47, [1] с.: цв. ил. - (История России).

-     Мой мир, моя страна, мои друзья: стихи и рассказы / [сост.: В. В. Занков, Ю. Н. Оленичева]. - Москва: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Оникс, 2009. - 160 с.: ил.; 22 см. - (Библиотека младшего школьника).

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

Цель: привлечение внимания обучающихся к традиционным ценностям духовно-нравственной (православной) культуры и формирование патриотизма к своей

Цель: привлечение внимания обучающихся к традиционным ценностям духовно-нравственной (православной) культуры и формирование патриотизма к своей

Сегодня у нас первый урок по новому предмету

Сегодня у нас первый урок по новому предмету

Конечно же, нет! «Святая» - только

Конечно же, нет! «Святая» - только

Любимый уголок земли, называют малой родиной

Любимый уголок земли, называют малой родиной

В темнице там царевна тужит,

В темнице там царевна тужит,

Н ашу страну м ы с любовью называем - __________, потому что родились и живём в ней

Н ашу страну м ы с любовью называем - __________, потому что родились и живём в ней

Список использованной литературы: 1

Список использованной литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2022