Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Оценка 4.8

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
религиоведение
5 кл
09.06.2017
Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Рабочая программа для 5-х классов составлена для реализации в рамках внеурочной деятельности. Особенность программы состоит в том, что в ее основе заложен материал раскрывающий общечеловеческие ценности, которые объединяют, а не разъединяют светскость и религиозность. Данная программа составлена с учетом того,что на основании ФГОС, направление ОДНК вводится в 4 классе и пятиклассники уже ориентируются в понятиях "духовность", "нравственность", "культура". Программа направлена не только на образование, но и на воспитание, эмоциональное развитие ребенка.Рабочая программа составлена к учебнику Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России из сборника Системы учебников "Алгоритм успеха".
5 СПб - внеурочная.docx
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №406 Пушкинского района Санкт–Петербурга «Принято» Методическим советом ГБОУ гимназии № 406 Пушкинского района  Санкт­Петербурга «Утверждаю» Приказ от «30» августа 2016 г. № 208 Протокол от «30» августа 2016 г. № 1 Директор _______________  В.В. Штерн «Согласовано» методическим объединением учителей ________________________ Протокол от «___» ________ 201__ г. № ___ «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______________  /                         / «30» августа 2016 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ направление: Основы духовно­нравственной культуры народов России для 5 класса 2016­2017 уч. год Ярцева Наталия Шарифовна, учитель истории высшей квалификационной категории ГБОУ гимназии № 406 Пушкинского района Санкт­Петербурга   Составитель: Санкт­Петербург, Пушкин 2016 – 2017 учебный год Пояснительная записка Данная рабочая  программа  составлена  на основе  программы комплексного учебного курса « Основы духовно­нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой Н.Ф. Основы духовно­нравственной культуры   народов   России:   5   класс:   учебник   для   обучающихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков.   –   М.:   Вентана­Граф,   2012.,   В.И.   Власенко,   А.В.   Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». В   соответствии   с   федеральным   государственным   образовательным стандартом   общего   образования   изучение   новой   обязательной   предметной области   «Основы   духовно­нравственной   культуры   народов   России» предполагается в четвертом и пятом классах. Цель   курса:   «Основы   духовно­нравственной   культуры   народов   России» призван обогатить процесс воспитания в основной школе не только новым содержанием   (ознакомление   с   традиционными   религиями   Российского государства),   но   и   новым   пониманием   сущности   российской   культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя   из   этого   особое   значение   курса   «Основы   духовно­нравственной культуры   народов   России»   заключается   в   раскрытии   общечеловеческих ценностей,   которые   объединяют   (а   не   разъединяют)   светскость   и религиозность. Особое   значение   изучения   данного   предмета   младшими   подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10­ 12   лет   наблюдается   большой   интерес   к   социальному   миру,   общественным событиям,   они   открыты   для   общения   на   различные   темы,   включая религиозные.   Школьники   этого   возраста   уже   располагают   сведениями   об истории  нашего  государства,  ориентируются   в понятии  «культура». У  них развиты   предпосылки   исторического   мышления,   на   достаточном   уровне представлено   логическое   мышление,   воображение,   что   позволяет   решать более   сложные   теоретические   задачи   и   работать   с   воображаемыми ситуациями.   Пятиклассники   могут   читать   более   серьезные   тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). Задачи   курса:   Для   реализации   поставленных   целей   курса   рекомендовано сочетание   разных   методов   обучения   –   чтение   текстов   учебника,   анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают: –   организацию   диалога   различных   культур,   раскрытие   на   конкретных примерах   (из   реальной   жизни,   истории   России,   религиозных   учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники   продолжают   работать   с   рубриками   учебника   «Обсудим вместе»,   «Жил   на   свете   человек»,   «Путешествие   в   глубь   веков»,   «По страницам священных книг»; – отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика   учебника   «Картинная   галерея»,   тематические   фотографии   и рисунки, схемы); – последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и   религиозного   содержания   (текстовое   объяснение;   наличие   толкового словарика). Данная программа рассчитана на 34 часа, исходя из 1 часа в неделю. Тематическое планирование Введение. № Наименование разделов и тем      1  В мире культуры 1.1 Величие многонациональной российской культуры 1.2 Человек – творец и носитель культуры 2 Нравственные ценности 2.1 «Береги землю родимую, как мать любимую» 2.2 Жизнь ратными подвигами полна 2.3 В труде – красота человека 2.4 «Плод добрых трудов славен» 2.5 Люди труда 2.6 Бережное отношение к природе 2.7 Семья – хранитель духовных ценностей 3 3.1 Роль религии в развитии культуры 3.2 Культурное наследие христианской Руси. 3.3 Культура ислама Религия и культура Всего часов 1ч  4ч 2 2 14ч 2 2 2 2 2 2 2 10ч 2 2 2 3.4 Иудаизм и культура 3.5 Культурные традиции буддизма 4 Как сохранить духовные ценности 4.1 Забота государства о сохранении духовных ценностей 4.2 Хранить память предков 5 Твой духовный мир Твой духовный мир 2 2 4ч 2 1ч. 1 Итого:  34 ч. Содержание курса В   федеральном   государственном   образовательном   стандарте   основного общего   образования   учебный   предмет   «Основы   духовно­нравственной культуры   народов   России»   определен   как   курс,   направленный   на формирование   первоначальных   представлений   о   светской   этике,   о традиционных   религиях,   их   роли   в   культуре,   истории   и   современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы: 1.   Формирование   понятия   «культура»,   ознакомление   с   ролью   и   значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»). 2.   Характеристика   общечеловеческих   ценностей,   их   представленность   в повседневной   жизни   народа   и   особое   значение   в   чрезвычайных   моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»). 3.   Истоки   становления   общечеловеческих   ценностей,   раскрытие   вклада различных   религий   в   формирование   законов   и   правил   жизни   в   обществе (раздел «Религия и культура»). Предмет   «Основы   духовно­нравственной   культуры   народов   России»   в основной школе является частью всего учебно­воспитательного процесса и тесно   связан   с   содержанием   других   предметных   областей,   прежде   всего, «Литературы»,   «Истории»,   «Изобразительного   декоративно­прикладным   искусством, «Обществознания», искусства». Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии   с   программой   обучения.   Вместе   с   тем,   учитель   может использовать   разнообразные   средства   ИКТ,   что   обогатит   содержание   и методы проведения уроков. Принципы   организации   обучения  по   курсу: «Основы  духовно­нравственной культуры народов России».   Культуроведческий принцип   определяет   возможность   широкого 1. ознакомления   с   различными   сторонами   культуры   народов   России: фольклором,   архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе   занимает   знакомство   с   культурой,   рожденной   религией.   Все   это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе   и   воспитать   важнейшие   нравственные   качества   гражданина многонационального   государства   –   толерантность,   доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др. 2.   Принцип   природосообразности.   В   младшем   подростковом   возрасте   у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности   и   малый   жизненный   опыт   младших   подростков:   особенности восприятия   ими   философских   идей,   тягу   к   эмоциональным   впечатлениям, стремление   к   самоанализу   и   самостоятельности.   Материал,   который предоставляется   для   восприятия   пятиклассникам,   должен,   прежде   всего, вызывать   у   них   эмоциональную   реакцию,   а   память   фиксировать   образы   и фактологическую сторону явления. 3.   Принцип   диалогичности.   Поскольку   сама   российская   культура   есть диалог   различных   культур,   то   и   ознакомление   с   ними   предполагает откровенный   и   задушевный   разговор   о   ценностях,   представленных   как   в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая,   что   ведущей   деятельностью   подростка   начинает   становиться коммуникативная   деятельность,   возникает   необходимость   создать   условия для   ее   развития.   Диалогичность   реализуется   разными   дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах. 4.   Принцип   краеведения.   При   обучении   пятиклассников   этот   принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной   среде,   частью   которой   являются   быт,   традиции,   этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление Принцип     поступательности обеспечивает с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать   основой   формирования   системы   ценностей,   нравственных   качеств личности,   позволяющих   ей   адаптироваться   в   различной   этнической   среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов общероссийской культуры. 5. постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса   содержание   обучения   постепенно   углубляется   и   расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи.   Требования к уровню подготовки обучающихся Личностные: – осознание   своей   принадлежности   к   народу,   национальности,   стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности); –   понимание   роли   человека   в   обществе,   принятие   норм   нравственного поведения; –   проявление   гуманного   отношения,   толерантности   к   людям,   правильного взаимодействия   в   совместной   деятельности,   независимо   от   возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; –   стремление   к   развитию   интеллектуальных,   нравственных,   эстетических потребностей. Универсальные учебные действия. (УУД) Познавательные: – характеризовать понятие «духовно­нравственная культура»; –   сравнивать   нравственные   ценности   разных   народов,   представленные   в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; – различать культовые сооружения разных религий; –   формулировать   выводы   и   умозаключения   на   основе   анализа   учебных текстов. Коммуникативные: – рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России; –   кратко   характеризовать   нравственные   ценности   человека   (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.). Рефлексивные: – оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»; – анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу)   в   соответствии   с   поставленной   учебной   задачей,   правилами коммуникации и делового этикета. Информационные: – анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической)   и   в   разных   источниках   (текст,   иллюстрация,   произведение искусства). К концу обучения учащиеся научатся: ∙Воспроизводитьполученную   информацию,   приводить   примеры   из прочитанных   текстов;   оценивать   главную   мысль   прочитанных   текстов   и прослушанных объяснений учителя. ∙ Сравнивать главную   мысль   литературных,   фольклорных   и   религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно­нравственными ценностями. ∙ Участвовать   в   диалоге:   высказывать   свои   суждения,   анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. ∙ Создавать по   изображениям   (художественным   полотнам, иллюстрациям) словесный портрет героя. ∙ Оценивать поступки   реальных   лиц,   героев   произведений,   высказывания известных личностей. ∙ Работать   с   исторической   картой:   находить   объекты   в   соответствии   с учебной задачей. ∙ Использовать   информацию, полученную   из   разных   источников,   для решения учебных и практических задач.   К концу обучения школьники смогут научиться: ∙ Высказывать предположения о (безнравственного) поведения человека. ∙ Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития. ∙ Работать с историческими источниками и документами неправильного   иконам,     последствиях Содержание программы   российской   общности; Предмет   «Основы   духовно­нравственной   культуры   народов   России»   не решает   задачи   подробного   знакомства   с   разными   религиями.   Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую   идентичность,   осознание   своей   принадлежности   к   народу, национальности,   воспитывать   уважение   к представителям разных национальностей и вероисповеданий. Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего   содержания   духовно­нравственного   воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Прежде всего, речь идет о формировании   у   школьников   представлений   о   вкладе   разных   религий   в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего   поколения   нравственных   ценностей.   Индивидуальная культура   человека   связывается   не   только   с   принадлежностью   к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством   культурного   наследия,   гордостью   перед   умом,   честностью, порядочностью   предшествующих   поколений,   с   принятием   ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов. Основными   целями   и   задачами   реализации   данной   предметной   области средствами учебника «Духовно­нравственная культура народов России» в 5 классе остаются следующие: •   совершенствование   способности   к   восприятию   накопленной   разными народами духовно­нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество   и   конкретный   индивид   может   благополучно   существовать   и развиваться,   если   стремится   к   нравственному   самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию; •   углубление   и   расширение   представлений   о   том,   что   общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические,   общенациональные   и межнациональные отношения, религиозные верования; • осознание того, что духовно­нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои   истоки   в   повседневной   жизни,   в   народном   эпосе,   фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.; •   становление   внутренних   установок   личности,   ценностных   ориентаций, убеждения   в   том,   что   отношение   к   члену   общества   определяется   не   его   культурные,   семейные   традиции, принадлежностью   к   определенному   этносу,   не   его   религиозными убеждениями,   а   нравственным   характером   поведения   и   деятельности, чувством   любви   к   своей   родине,   уважения   к   народам,  населяющим   ее,   их культуре и традициям. В программе курса для 5­х классов представлены следующие содержательные линии: «В мире   культуры», «Нравственные  ценности  российского  народа», «Религия и культура», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир». Планируемые результаты обучения В   соответствии   с   федеральным   государственным   стандартом   основного общего   образования   содержание   данного   предмета   определяет   достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это: •   готовность   к   нравственному   саморазвитию;   способность   оценивать   свои поступки, взаимоотношения со сверстниками; •   достаточно   высокий   уровень   учебной   мотивации,   самоконтроля   и самооценки; личностные   качества,   позволяющие   успешно   осуществлять   различную деятельность и взаимодействие с ее участниками. Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его ценностного взгляда на окружающий мир: *   формирование   основ   российской   гражданской   идентичности,   понимания особой   роли   многонациональной   России   в   современном   мире;   воспитание чувства   гордости   за   свою   Родину,   российский   народ   и   историю   России; формирование ценностей многонационального российского общества; * воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения и толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; *   понимание   роли   человека   в   обществе,   принятие   норм   нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; *   формирование   эстетических   потребностей,   ценностей   и   чувств. Метапредметные   результаты определяют   круг   универсальных   учебных действий   разного   типа   (познавательные,   коммуникативные,   рефлексивные, информационные),   которые   успешно   формируются   средствами   данного предмета. Среди них: *   владение   коммуникативной   деятельностью,   активное   и   адекватное использование   речевых   средств   для   решения   задач   общения   с   учетом особенностей   собеседников   и   ситуации   общения   (готовность   слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку   зрения,   оценивать   события,   изложенные   в   текстах   разных   видов   и жанров); *   овладение   навыками   смыслового   чтения   текстов   различных   стилей   и жанров,   в   том   числе   религиозного   характера;   способность   работать   с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме; *   овладение   методами   познания,   логическими   действиями   и   операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений); * освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; * умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда. Предметные  результаты обучения   нацелены   на   решение,   прежде   всего, образовательных задач: * осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России; *   использование   полученных   знаний   в   продуктивной   и   преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами; *   расширение   кругозора   и   культурного   опыта   школьника,   формирование умения   воспринимать   мир   не   только   рационально,   но   и   образ. Материально­техническое и информационно­техническое обеспечение   Главная цель курса – формирование российской гражданской идентичности младшего   школьника   посредством   его   приобщения   к   отечественной религиозно­культурной   традиции.   Реализация   этой   цели   ставит   перед учителем   задачи,  решения   которых   можно   добиться   при   соответствующем материально­техническом обеспечении. В   связи   с   тем,   что   начало   изучения   учебного   курса   осуществляется   в начальной   школе,   а   завершается   в   основной   школе,   целесообразно организовать   специализированный   класс­кабинет,   который   станет   той информационной   средой,   в   которой   будут   проходить   не   только   уроки   по курсу, но и внеурочные и внеклассные занятия, осуществляться проектная деятельность учащихся. пособий   и   пр., Для изучения курса должны быть в наличии следующие объекты и средства материально­технического обеспечения: •   оборудование:   ученические   столы   и   стулья   по   количеству   учащихся, учительский   стол,   шкафы   для   хранения   учебников,   дидактических материалов,   настенные   доски   для   вывешивания иллюстративного материала; • технические средстваобучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно­воспитательном процессе) ­ классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок; ­   демонстрационное   оборудование,   предназначенное   для   одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами,   которые   позволяют   видеть   предмет   или   явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.); ­   вспомогательное   оборудование   и   устройства,   предназначенные   для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото­ и видеотехника (по возможности) и др.; •   экранно­звуковые   пособия,   передающие   содержание   образования   через изображение, звук, анимацию и кинестику ­   электронное   пособие   к   каждому   модулю   курса   «Основы   религиозных культур и светской этики»; ­   дополнительные   мультимедийные   (цифровые)   образовательные   ресурсы, интернет­ресурсы,   аудиозаписи,   видеофильмы,   слайды,   мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса; • библиотечный фонд(книгопечатная продукция) ­   учебно­методические   комплекты,   обеспечивающие   изучение/преподавание учебного   курса   «Основы   религиозных   культур   и   светской   этики» (комплексная   программа,   учебные   пособия   для   учащихся,   методическая литература для учителя и др.); ­ нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях   системы   общего   образования   основ   религиозных   культур   и светской этики; ­   специальные   дополнительные   пособия   для   учителей   и   литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию,   мировой   художественной   культуре,   истории   религий, окружающему миру, литературе и др.); ­   научно­популярные   книги,   содержащие   дополнительный   познавательный материал развивающего характера по различным темам курса; ­   хрестоматийные   материалы,   включающие   тексты   художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса; ­ документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира); ­   энциклопедическая   и   справочная   литература   (философские   и религиоведческие   словари,   справочники   по   теории   и   истории   религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.); ­   религиозная   литература   (произведения,   составляющие   «золотой   фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества); ­ художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса; •   печатные   пособия,   в   т.ч.   картографические   издания,   иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России. №  п/п Тема урока   Факт По плану 1   2­ 3. Введение.    2. Культура 3. Величие  многонациональной  российской  культуры. 4­ 5. 4.Творчество 5.Человек – творец  и носитель  культуры. 6­ 7. 6.Роднаяземля 7.«Береги землю  родимую, как мать                  КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Характеристика основных видов деятельности ученика на уровне учебных Домашнее задание     Подобрать  пословицы и  поговорки на темы:  «Честность»,  «Доброта»,  «Справедливость» Подготовить  сообщение об  одном из героев  былин, сказаний,  легенд, эпоса  народов России. Ответить на  вопросы. метапредметные     Выбирать способы  достижения цели, проверять и корректировать их.  Составлять разные виды  планов; следовать плану,  сверяя с ним свои действия  и ориентируясь во времени.  Анализировать текст,  выделять в нём главное и  формулировать своими  словами. Организовывать работу в  паре и в группе,  сотрудничать с  одноклассниками,  договариваться, учитывая  разные мнения и  придерживаясь  согласованных правил. Выбирать способы  достижения цели, проверять и корректировать их.  предметные     Определять и  формулировать цель своей  деятельности, решаемую  проблему, поставленную  задачу. Строить  предположения,  прогнозировать круг  возможных действий. действий личностные     Оформлять свои мысли в  устной и письменной речи:  составлять монологические высказывания и небольшие  повествовательные тексты  с элементами рассуждения. Определять и  формулировать цель своей  деятельности, решаемую  проблему, поставленную  задачу. Строить  предположения,  прогнозировать круг  возможных действий. Определять и  формулировать цель своей  деятельности, решаемую  Анализировать свои и  чужие поступки с точки  зрения норм морали,  сопоставлять и оценивать  их. Выделять поступки, за  которые человек может и  должен чувствовать стыд и вину. Анализировать свои и  чужие поступки с точки  зрения норм морали, любимую». проблему, поставленную  задачу. Строить  предположения,  прогнозировать круг  возможных действий. сопоставлять и оценивать  их. Выделять поступки, за  которые человек может и  должен чувствовать стыд и вину. 8­ 9. 8.Подвиг 9.Жизнь ратными  подвигами полна. 10­ 11. 10. Труд 11.В труде –  красота человека.         Определять и  формулировать цель своей  деятельности, решаемую  проблему, поставленную  задачу. Строить  предположения,  прогнозировать круг  возможных действий. Анализировать свои и  чужие поступки с точки  зрения норм морали,  сопоставлять и оценивать  их. Выделять поступки, за  которые человек может и  должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный  выбор в моделях  жизненных ситуаций и  обосновывать его. Определять и  формулировать цель своей  деятельности, решаемую  проблему, поставленную  задачу. Строить  предположения,  прогнозировать круг  возможных действий. Составлять разные виды  планов; следовать плану,  сверяя с ним свои действия  и ориентируясь во времени.  Анализировать текст,  выделять в нём главное и  формулировать своими  словами. Выбирать способы  достижения цели, проверять и корректировать их.  Составлять разные виды  планов; следовать плану,  сверяя с ним свои действия  и ориентируясь во времени.  Анализировать текст,  выделять в нём главное и  формулировать своими  словами. Выбирать способы  достижения цели, проверять и корректировать их.  Составлять разные виды  планов; следовать плану,  сверяя с ним свои действия  и ориентируясь во времени.  Анализировать текст,  выделять в нём главное и  формулировать своими  словами. Ответить на  вопросы. Объяснить значение пословиц. 12­ 13. 12.Доброта 13.«Плод добрых  трудов славен». 14­ 15. 14.Труд 15.Люди труда. 16­ 17. 16.Природа и  человек 17.Бережное  отношение к  природе. 18­ 19. 18.Семья 19.Семья –  хранитель духовных ценностей.   Определять и  формулировать цель своей  деятельности, решаемую  проблему, поставленную  задачу. Строить  предположения,  прогнозировать круг  возможных действий. Встраивать этические  понятия в свою систему  знаний, оперировать ими в  рассуждениях. Определять и  формулировать цель своей  деятельности, решаемую  проблему, поставленную  задачу. Строить  предположения,  прогнозировать круг  возможных действий. Определять и  формулировать цель своей  деятельности, решаемую  проблему, поставленную  задачу. Строить  Анализировать свои и  чужие поступки с точки  зрения норм морали,  сопоставлять и оценивать  их. Выделять поступки, за  которые человек может и  должен чувствовать стыд и вину. Выступать перед  аудиторией (сверстников,  родителей, педагогов) с  сообщениями, используя  иллюстративный ряд  (плакаты, макеты,  презентации, отдельные  слайды, таблицы, графики,  схемы). Делать нравственный  выбор в моделях  жизненных ситуаций и  обосновывать его. Анализировать текст,  выделять в нём главное и  формулировать своими  словами. Подобрать  пословицы и  поговорки народов  России о труде. Готовить проекты. Организовывать работу в  паре и в группе,  сотрудничать с  одноклассниками,  договариваться, учитывая  разные мнения и  придерживаясь  согласованных правил. Оформлять свои мысли в  устной и письменной речи:  составлять монологические  высказывания и небольшие  повествовательные тексты с  элементами рассуждения. Организовывать работу в  паре и в группе,  сотрудничать с  одноклассниками,  договариваться, учитывая  разные мнения и  придерживаясь  согласованных правил. Формулировать смысловое  содержание иллюстраций,  связывать графическое и  текстовое представление  информации Ответить на вопрос, сообщение о  заповеднике. Подобрать примеры произведений  народов России о  нравственных  качествах человека. 20­ 21. 20.Религия  21.Роль религии в  развитии культуры. 22­ 23. 22.Культура 23.Культурное  наследие  христианской Руси. 24­ 25.  24.Культура  ислама. 25. Ислам и  христианство 26­ 27. 26.Иудаизм и  культура.                 предположения,  прогнозировать круг  возможных действий. Определять и  формулировать цель своей  деятельности, решаемую  проблему, поставленную  задачу. Строить  предположения,  прогнозировать круг  возможных действий. Встраивать этические  понятия в свою систему  знаний, оперировать ими в  рассуждениях. Определять и  формулировать цель своей  деятельности, решаемую  проблему, поставленную  задачу. Строить  предположения,  прогнозировать круг  возможных действий. Определять и  формулировать цель своей  Сопоставлять своё мнение  с мнениями других людей,  находить полезную для  себя информацию в их  позициях и высказываниях Находить нужную  информацию в печатных и  электронных источниках. Вспомнить  произведения о  справедливости,  милосердии,  терпимости,  зависти, честности. Сообщение­ презентация о  «Царь­колоколе». Выступать перед знакомой  аудиторией (сверстников,  родителей, педагогов) с  сообщениями, используя  иллюстративный ряд  (плакаты, макеты,  презентации, отдельные  слайды, таблицы, графики,  схемы). Сопоставлять своё мнение  с мнениями других людей,  находить полезную для  себя информацию в их  позициях и высказываниях Оформлять свои мысли в  устной и письменной речи:  составлять монологические  высказывания и небольшие  повествовательные тексты с  элементами рассуждения. Сообщение­ презентация об  исламе. Выделять нравственные  мотивы в действиях  персонажей  художественных  произведений,  одноклассников и других  людей. Открывать для себя  значение этических  Находить нужную  информацию в печатных и  Сообщение­ презентация об 27.Иудаизм и  христианство 28­ 29. 28.Культурные  традиции буддизма. 29. Буддизм и  христианство 30­ 31. 32­ 33. 30.Забота  государства о  сохранении  духовных  ценностей. 31.Роль человека в  сохранении  духовных  ценностей 32.Хранить память  предков. 33. Зачем изучать  прошлое?             деятельности, решаемую  проблему, поставленную  задачу. Строить  предположения,  прогнозировать круг  возможных действий. Встраивать этические  понятия в свою систему  знаний, оперировать ими в  рассуждениях. Сопоставлять своё мнение с  мнениями других людей,  находить полезную для себя информацию в их позициях  и высказываниях.  Обсуждать разные мнения,  оценивать их с точки зрения  норм морали и логики понятий, объяснять их  смысл своими словами. электронных источниках. иудаизме. Выступать перед знакомой  аудиторией (сверстников,  родителей, педагогов) с  сообщениями, используя  иллюстративный ряд  (плакаты, макеты,  презентации, отдельные  слайды, таблицы, графики,  схемы). Анализировать текст,  выделять в нём главное и  формулировать своими  словами. Оформлять свои мысли в  устной и письменной речи:  составлять монологические  высказывания и небольшие  повествовательные тексты с  элементами рассуждения. Сообщение­ презентация о  буддизме. Сообщение­ презентация о  храмах, мечетях,  синагогах . Участвовать в дискуссии,  выслушивать  одноклассников, выделяя в  их речи мнения и  аргументы; задавать  вопросы; излагать своё  мнение, используя  аргументы. Осознание целостности  окружающего мира,  расширение знаний о  российской  многонациональной  культуре, особенностях  Осознание своей  принадлежности к народу,  национальности, стране,  государству; чувство  привязанности и любви к  малой родине, гордости и  Высказывать  предположения о  последствиях неправильного (безнравственного)  поведения человека.  Оценивать свои поступки,  Подготовить  ответы на вопросы. 34 Твой духовный мир.     традиционных религий  России; Использование полученных  знаний в продуктивной и  преобразующей деятельности; способность к работе с информацией,  представленной разными  средствами Расширение кругозора и  культурного опыта  школьника, формирование умения воспринимать мир  не только рационально, но и  образно.   за своё Отечество,  российский народ и  историю России (элементы  гражданской  идентичности. Понимание  роли человека в обществе,  принятие норм  нравственного поведения.   Проявление гуманного  отношения, толерантности  к людям, правильного  взаимодействия в  совместной деятельности,  независимо от возраста,  национальности,  вероисповедания  участников диалога или  деятельности; стремление  к развитию  интеллектуальных,  нравственных,  эстетических  потребностей.   соотнося их с правилами  нравственности и этики;  намечать способы  саморазвития.     Участвовать в диалоге:  высказывать свои суждения,  анализировать высказывания участников  беседы, добавлять,  приводить доказательства. Создавать по изображениям  (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям)  словесный портрет героя.  Оценивать поступки  реальных лиц, героев  произведений, высказывания известных личностей. Учебно­методическое обеспечение учебного курса в 5 классе Клас Количество часов Программное обеспечение Методичес­кое обеспечение     с 5 В В год/ неделю полугодие 1 ч. 34ч.   Программа к курсу учебника « Основы духовно­ нравственной культуры народов России» Н.Ф.  Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.:  Вентана­Граф, 2012. «Основы духовно­нравственной культуры народов  России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В.  Поляков. – М.: Вентана­Граф, 2012., В.И. Власенко,  А.В. Поляков Учебник

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017