Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
религиоведение
5 кл
09.06.2017
Рабочая программа для 5-х классов составлена для реализации в рамках внеурочной деятельности. Особенность программы состоит в том, что в ее основе заложен материал раскрывающий общечеловеческие ценности, которые объединяют, а не разъединяют светскость и религиозность. Данная программа составлена с учетом того,что на основании ФГОС, направление ОДНК вводится в 4 классе и пятиклассники уже ориентируются в понятиях "духовность", "нравственность", "культура". Программа направлена не только на образование, но и на воспитание, эмоциональное развитие ребенка.Рабочая программа составлена к учебнику Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России из сборника Системы учебников "Алгоритм успеха".
5 СПб - внеурочная.docx
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №406
Пушкинского района Санкт–Петербурга
«Принято»
Методическим советом
ГБОУ гимназии № 406 Пушкинского района
СанктПетербурга
«Утверждаю»
Приказ от «30» августа 2016 г. № 208
Протокол от «30» августа 2016 г. № 1
Директор _______________ В.В. Штерн
«Согласовано»
методическим объединением
учителей ________________________
Протокол от «___» ________ 201__ г. № ___
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_______________ / /
«30» августа 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
направление:
Основы духовнонравственной культуры народов России
для 5 класса
20162017 уч. год
Ярцева Наталия Шарифовна,
учитель истории высшей квалификационной категории
ГБОУ гимназии № 406 Пушкинского района СанктПетербурга
Составитель: СанктПетербург, Пушкин
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного
учебного курса « Основы духовнонравственной культуры народов России»
авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой Н.Ф. Основы духовнонравственной
культуры народов России: 5 класс: учебник для обучающихся
общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В.
Поляков. – М.: ВентанаГраф, 2012., В.И. Власенко, А.В. Поляков из
сборника Система учебников «Алгоритм успеха».
В соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной
области «Основы духовнонравственной культуры народов России»
предполагается в четвертом и пятом классах.
Цель курса: «Основы духовнонравственной культуры народов России»
призван обогатить процесс воспитания в основной школе не только новым
содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского
государства), но и новым пониманием сущности российской культуры,
развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований.
Исходя из этого особое значение курса «Основы духовнонравственной
культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих
ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и
религиозность.
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками
определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10
12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным
событиям, они открыты для общения на различные темы, включая
религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об
истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них
развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне
представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать
более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми
ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты,
исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными
умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде
(текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Задачи курса: Для реализации поставленных целей курса рекомендовано
сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и
т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных
примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений)
особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур;
пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим
вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие в глубь веков», «По
страницам священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде
(рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и
рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого
и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового
словарика).
Данная программа рассчитана на 34 часа, исходя из 1 часа в неделю.
Тематическое планирование
Введение.
№ Наименование разделов и тем
1 В мире культуры
1.1 Величие многонациональной российской культуры
1.2 Человек – творец и носитель культуры
2 Нравственные ценности
2.1 «Береги землю родимую, как мать любимую»
2.2 Жизнь ратными подвигами полна
2.3 В труде – красота человека
2.4 «Плод добрых трудов славен»
2.5 Люди труда
2.6 Бережное отношение к природе
2.7 Семья – хранитель духовных ценностей
3
3.1 Роль религии в развитии культуры
3.2 Культурное наследие христианской Руси.
3.3 Культура ислама
Религия и культура
Всего часов
1ч
4ч
2
2
14ч
2
2
2
2
2
2
2
10ч
2
2
2 3.4 Иудаизм и культура
3.5 Культурные традиции буддизма
4 Как сохранить духовные ценности
4.1 Забота государства о сохранении духовных ценностей
4.2 Хранить память предков
5
Твой духовный мир
Твой духовный мир
2
2
4ч
2
1ч.
1
Итого: 34 ч.
Содержание курса
В федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования учебный предмет «Основы духовнонравственной
культуры народов России» определен как курс, направленный на
формирование первоначальных представлений о светской этике, о
традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности.
Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний
обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым
явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным
нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть
его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание
и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.
Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением
российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в
повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах
истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как
сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада
различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе
(раздел «Религия и культура»).
Предмет «Основы духовнонравственной культуры народов России» в
основной школе является частью всего учебновоспитательного процесса и
тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Литературы»,
«Истории»,
«Изобразительного
декоративноприкладным искусством,
«Обществознания»,
искусства».
Основным средством обучения является учебник, который построен в полном
соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может
использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и
методы проведения уроков.
Принципы организации обучения по курсу: «Основы духовнонравственной
культуры народов России».
Культуроведческий принцип определяет возможность широкого
1.
ознакомления с различными сторонами культуры народов России:
фольклором,
архитектурой,
особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в
курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это
позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в
обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина
многонационального государства – толерантность, доброжелательность,
эмпатию, гуманизм и др.
2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у
формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру,
обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к
философской стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические
возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности
восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям,
стремление к самоанализу и самостоятельности. Материал, который
предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего,
вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и
фактологическую сторону явления.
3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть
диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает
откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в
традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того,
учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться
коммуникативная деятельность, возникает необходимость создать условия
для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими
способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов,
обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.
4. Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип
остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в
естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические
нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление Принцип
поступательности обеспечивает
с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может
стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств
личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде.
Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина –
часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из
элементов общероссийской культуры.
5.
постепенность,
последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи
курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется,
школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране,
государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за
своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской
идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного
поведения;
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного
взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста,
национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических
потребностей.
Универсальные учебные действия. (УУД)
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовнонравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в
фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных
текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России; – кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм,
трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую
работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами
коммуникации и делового этикета.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе
графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение
искусства). К концу обучения учащиеся научатся:
∙Воспроизводитьполученную информацию,
приводить примеры из
прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и
прослушанных объяснений учителя.
∙ Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных
текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовнонравственными ценностями.
∙ Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
∙ Создавать по изображениям (художественным полотнам,
иллюстрациям) словесный портрет героя.
∙ Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
∙ Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с
учебной задачей.
∙ Использовать информацию, полученную из разных источников, для
решения
учебных и практических задач.
К концу обучения школьники смогут научиться:
∙ Высказывать
предположения о
(безнравственного) поведения человека.
∙ Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
намечать способы саморазвития.
∙ Работать с историческими источниками и документами
неправильного
иконам,
последствиях Содержание программы
российской общности;
Предмет «Основы духовнонравственной культуры народов России» не
решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное
назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать
гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу,
национальности,
воспитывать уважение к
представителям разных национальностей и вероисповеданий.
Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление
культурообразующего содержания духовнонравственного воспитания.
Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного,
этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как
религиозной, так и нерелигиозной части общества. Прежде всего, речь идет о
формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в
становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у
подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная
культура человека связывается не только с принадлежностью к
определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного
человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью,
порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей,
сформировавшихся на протяжении истории разных народов.
Основными целями и задачами реализации данной предметной области
средствами учебника «Духовнонравственная культура народов России» в 5
классе остаются следующие:
• совершенствование способности к восприятию накопленной разными
народами духовнонравственной культуры; осознание того, что человеческое
общество и конкретный индивид может благополучно существовать и
развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию,
проявляет готовность к духовному саморазвитию;
• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие
ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через
этнические,
общенациональные и
межнациональные отношения, религиозные верования;
• осознание того, что духовнонравственная культура современного человека
является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет
свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных
праздниках, религиозных обрядах и др.;
• становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций,
убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его
культурные,
семейные традиции, принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными
убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности,
чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их
культуре и традициям.
В программе курса для 5х классов представлены следующие содержательные
линии: «В мире культуры», «Нравственные ценности российского народа»,
«Религия и культура», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный
мир».
Планируемые результаты обучения
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного
общего образования содержание данного предмета определяет достижение
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной
образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения,
которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои
поступки, взаимоотношения со сверстниками;
• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и
самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную
деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование
его ценностного взгляда на окружающий мир:
* формирование основ российской гражданской идентичности, понимания
особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование ценностей многонационального российского общества;
* воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к
родному краю, своей семье, гуманного отношения и толерантности к людям,
независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
* понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного
поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
* формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных
действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные,
информационные), которые успешно формируются средствами данного
предмета. Среди них: * владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное
использование речевых средств для решения задач общения с учетом
особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать
собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и
жанров);
* овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с
информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
* овладение методами познания, логическими действиями и операциями
(сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
* освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
* умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей
и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего,
образовательных задач:
* осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
* использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными
средствами;
* расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование
умения воспринимать мир не только рационально, но и образ.
Материальнотехническое и информационнотехническое обеспечение
Главная цель курса – формирование российской гражданской идентичности
младшего школьника посредством его приобщения к отечественной
религиознокультурной традиции. Реализация этой цели ставит перед
учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем
материальнотехническом обеспечении.
В связи с тем, что начало изучения учебного курса осуществляется в
начальной школе, а завершается в основной школе, целесообразно
организовать специализированный класскабинет, который станет той
информационной средой, в которой будут проходить не только уроки по
курсу, но и внеурочные и внеклассные занятия, осуществляться проектная
деятельность учащихся. пособий и пр.,
Для изучения курса должны быть в наличии следующие объекты и средства
материальнотехнического обеспечения:
• оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся,
учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических
материалов,
настенные доски для вывешивания
иллюстративного материала;
• технические средстваобучения (предметы и устройства, которые выполняют
информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в
учебновоспитательном процессе)
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной
демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее
свойствами,
которые позволяют видеть предмет или явление
(компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя
устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор,
диапроектор, экспозиционный экран и др.);
вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для
обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных
средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч.
принтер, сканер, фото и видеотехника (по возможности) и др.;
• экраннозвуковые пособия, передающие содержание образования через
изображение, звук, анимацию и кинестику
электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных
культур и светской этики»;
дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы,
интернетресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные
презентации, тематически связанные с содержанием курса;
• библиотечный фонд(книгопечатная продукция)
учебнометодические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание
учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
(комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая
литература для учителя и др.);
нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства
и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в
учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и
светской этики; специальные дополнительные пособия для учителей и литература,
предназначенная для оказания им информационной и методической помощи
(учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории,
обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий,
окружающему миру, литературе и др.);
научнопопулярные книги, содержащие дополнительный познавательный
материал развивающего характера по различным темам курса;
хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных
произведений, тематически связанные с содержанием курса;
документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных
источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об
историческом развитии ведущих религий мира);
энциклопедическая и справочная литература (философские и
религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий,
биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд»
мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о
событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);
художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам
курса;
• печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные
материалы, включая портреты выдающихся людей России. №
п/п
Тема урока
Факт
По
плану
1
2
3.
Введение.
2. Культура
3. Величие
многонациональной
российской
культуры.
4
5.
4.Творчество
5.Человек – творец
и носитель
культуры.
6
7.
6.Роднаяземля
7.«Береги землю
родимую, как мать
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Характеристика основных видов деятельности ученика на уровне учебных
Домашнее задание
Подобрать
пословицы и
поговорки на темы:
«Честность»,
«Доброта»,
«Справедливость»
Подготовить
сообщение об
одном из героев
былин, сказаний,
легенд, эпоса
народов России.
Ответить на
вопросы.
метапредметные
Выбирать способы
достижения цели, проверять
и корректировать их.
Составлять разные виды
планов; следовать плану,
сверяя с ним свои действия
и ориентируясь во времени.
Анализировать текст,
выделять в нём главное и
формулировать своими
словами.
Организовывать работу в
паре и в группе,
сотрудничать с
одноклассниками,
договариваться, учитывая
разные мнения и
придерживаясь
согласованных правил.
Выбирать способы
достижения цели, проверять
и корректировать их.
предметные
Определять и
формулировать цель своей
деятельности, решаемую
проблему, поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.
действий
личностные
Оформлять свои мысли в
устной и письменной речи:
составлять монологические
высказывания и небольшие
повествовательные тексты
с элементами рассуждения.
Определять и
формулировать цель своей
деятельности, решаемую
проблему, поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.
Определять и
формулировать цель своей
деятельности, решаемую
Анализировать свои и
чужие поступки с точки
зрения норм морали,
сопоставлять и оценивать
их. Выделять поступки, за
которые человек может и
должен чувствовать стыд и
вину.
Анализировать свои и
чужие поступки с точки
зрения норм морали, любимую».
проблему, поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.
сопоставлять и оценивать
их. Выделять поступки, за
которые человек может и
должен чувствовать стыд и
вину.
8
9.
8.Подвиг
9.Жизнь ратными
подвигами полна.
10
11.
10. Труд
11.В труде –
красота человека.
Определять и
формулировать цель своей
деятельности, решаемую
проблему, поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.
Анализировать свои и
чужие поступки с точки
зрения норм морали,
сопоставлять и оценивать
их. Выделять поступки, за
которые человек может и
должен чувствовать стыд и
вину.
Делать нравственный
выбор в моделях
жизненных ситуаций и
обосновывать его.
Определять и
формулировать цель своей
деятельности, решаемую
проблему, поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.
Составлять разные виды
планов; следовать плану,
сверяя с ним свои действия
и ориентируясь во времени.
Анализировать текст,
выделять в нём главное и
формулировать своими
словами.
Выбирать способы
достижения цели, проверять
и корректировать их.
Составлять разные виды
планов; следовать плану,
сверяя с ним свои действия
и ориентируясь во времени.
Анализировать текст,
выделять в нём главное и
формулировать своими
словами.
Выбирать способы
достижения цели, проверять
и корректировать их.
Составлять разные виды
планов; следовать плану,
сверяя с ним свои действия
и ориентируясь во времени.
Анализировать текст,
выделять в нём главное и
формулировать своими
словами.
Ответить на
вопросы.
Объяснить значение
пословиц. 12
13.
12.Доброта
13.«Плод добрых
трудов славен».
14
15.
14.Труд
15.Люди труда.
16
17.
16.Природа и
человек
17.Бережное
отношение к
природе.
18
19.
18.Семья
19.Семья –
хранитель духовных
ценностей.
Определять и
формулировать цель своей
деятельности, решаемую
проблему, поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.
Встраивать этические
понятия в свою систему
знаний, оперировать ими в
рассуждениях.
Определять и
формулировать цель своей
деятельности, решаемую
проблему, поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.
Определять и
формулировать цель своей
деятельности, решаемую
проблему, поставленную
задачу. Строить
Анализировать свои и
чужие поступки с точки
зрения норм морали,
сопоставлять и оценивать
их. Выделять поступки, за
которые человек может и
должен чувствовать стыд и
вину.
Выступать перед
аудиторией (сверстников,
родителей, педагогов) с
сообщениями, используя
иллюстративный ряд
(плакаты, макеты,
презентации, отдельные
слайды, таблицы, графики,
схемы).
Делать нравственный
выбор в моделях
жизненных ситуаций и
обосновывать его.
Анализировать текст,
выделять в нём главное и
формулировать своими
словами.
Подобрать
пословицы и
поговорки народов
России о труде.
Готовить проекты.
Организовывать работу в
паре и в группе,
сотрудничать с
одноклассниками,
договариваться, учитывая
разные мнения и
придерживаясь
согласованных правил.
Оформлять свои мысли в
устной и письменной речи:
составлять монологические
высказывания и небольшие
повествовательные тексты с
элементами рассуждения.
Организовывать работу в
паре и в группе,
сотрудничать с
одноклассниками,
договариваться, учитывая
разные мнения и
придерживаясь
согласованных правил.
Формулировать смысловое
содержание иллюстраций,
связывать графическое и
текстовое представление
информации
Ответить на вопрос,
сообщение о
заповеднике.
Подобрать примеры
произведений
народов России о
нравственных
качествах человека. 20
21.
20.Религия
21.Роль религии в
развитии культуры.
22
23.
22.Культура
23.Культурное
наследие
христианской Руси.
24
25.
24.Культура
ислама.
25. Ислам и
христианство
26
27.
26.Иудаизм и
культура.
предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.
Определять и
формулировать цель своей
деятельности, решаемую
проблему, поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.
Встраивать этические
понятия в свою систему
знаний, оперировать ими в
рассуждениях.
Определять и
формулировать цель своей
деятельности, решаемую
проблему, поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.
Определять и
формулировать цель своей
Сопоставлять своё мнение
с мнениями других людей,
находить полезную для
себя информацию в их
позициях и высказываниях
Находить нужную
информацию в печатных и
электронных источниках.
Вспомнить
произведения о
справедливости,
милосердии,
терпимости,
зависти, честности.
Сообщение
презентация о
«Царьколоколе».
Выступать перед знакомой
аудиторией (сверстников,
родителей, педагогов) с
сообщениями, используя
иллюстративный ряд
(плакаты, макеты,
презентации, отдельные
слайды, таблицы, графики,
схемы).
Сопоставлять своё мнение
с мнениями других людей,
находить полезную для
себя информацию в их
позициях и высказываниях
Оформлять свои мысли в
устной и письменной речи:
составлять монологические
высказывания и небольшие
повествовательные тексты с
элементами рассуждения.
Сообщение
презентация об
исламе.
Выделять нравственные
мотивы в действиях
персонажей
художественных
произведений,
одноклассников и других
людей.
Открывать для себя
значение этических
Находить нужную
информацию в печатных и
Сообщение
презентация об 27.Иудаизм и
христианство
28
29.
28.Культурные
традиции буддизма.
29. Буддизм и
христианство
30
31.
32
33.
30.Забота
государства о
сохранении
духовных
ценностей.
31.Роль человека в
сохранении
духовных
ценностей
32.Хранить память
предков.
33. Зачем изучать
прошлое?
деятельности, решаемую
проблему, поставленную
задачу. Строить
предположения,
прогнозировать круг
возможных действий.
Встраивать этические
понятия в свою систему
знаний, оперировать ими в
рассуждениях.
Сопоставлять своё мнение с
мнениями других людей,
находить полезную для себя
информацию в их позициях
и высказываниях.
Обсуждать разные мнения,
оценивать их с точки зрения
норм морали и логики
понятий, объяснять их
смысл своими словами.
электронных источниках.
иудаизме.
Выступать перед знакомой
аудиторией (сверстников,
родителей, педагогов) с
сообщениями, используя
иллюстративный ряд
(плакаты, макеты,
презентации, отдельные
слайды, таблицы, графики,
схемы).
Анализировать текст,
выделять в нём главное и
формулировать своими
словами.
Оформлять свои мысли в
устной и письменной речи:
составлять монологические
высказывания и небольшие
повествовательные тексты с
элементами рассуждения.
Сообщение
презентация о
буддизме.
Сообщение
презентация о
храмах, мечетях,
синагогах .
Участвовать в дискуссии,
выслушивать
одноклассников, выделяя в
их речи мнения и
аргументы; задавать
вопросы; излагать своё
мнение, используя
аргументы.
Осознание целостности
окружающего мира,
расширение знаний о
российской
многонациональной
культуре, особенностях
Осознание своей
принадлежности к народу,
национальности, стране,
государству; чувство
привязанности и любви к
малой родине, гордости и
Высказывать
предположения о
последствиях неправильного
(безнравственного)
поведения человека.
Оценивать свои поступки,
Подготовить
ответы на вопросы. 34 Твой духовный мир.
традиционных религий
России;
Использование полученных
знаний в продуктивной и
преобразующей
деятельности; способность к
работе с информацией,
представленной разными
средствами
Расширение кругозора и
культурного опыта
школьника, формирование
умения воспринимать мир
не только рационально, но и
образно.
за своё Отечество,
российский народ и
историю России (элементы
гражданской
идентичности. Понимание
роли человека в обществе,
принятие норм
нравственного поведения.
Проявление гуманного
отношения, толерантности
к людям, правильного
взаимодействия в
совместной деятельности,
независимо от возраста,
национальности,
вероисповедания
участников диалога или
деятельности; стремление
к развитию
интеллектуальных,
нравственных,
эстетических
потребностей.
соотнося их с правилами
нравственности и этики;
намечать способы
саморазвития.
Участвовать в диалоге:
высказывать свои суждения,
анализировать
высказывания участников
беседы, добавлять,
приводить доказательства.
Создавать по изображениям
(художественным полотнам,
иконам, иллюстрациям)
словесный портрет героя.
Оценивать поступки
реальных лиц, героев
произведений, высказывания
известных личностей.
Учебнометодическое обеспечение учебного курса в 5 классе Клас
Количество часов
Программное обеспечение
Методическое обеспечение
с
5
В
В год/
неделю
полугодие
1 ч.
34ч.
Программа к курсу учебника « Основы духовно
нравственной культуры народов России» Н.Ф.
Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.:
ВентанаГраф, 2012.
«Основы духовнонравственной культуры народов
России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В.
Поляков. – М.: ВентанаГраф, 2012., В.И. Власенко,
А.В. Поляков
Учебник
Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Рабочая программа по направлению: "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.