Урок по русскому языку: " Тире между подлежащим и сказуемым."
Оценка 4.7

Урок по русскому языку: " Тире между подлежащим и сказуемым."

Оценка 4.7
docx
08.01.2020
Урок по русскому языку: " Тире между подлежащим и сказуемым."
8 класс ТИРЕ МЕЖД..ПОДЛ. И СКАЗ.docx

 

 

8 класс

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.

Цель урока:

Отработать навыки  учащихся по  постановке  тире между подлежащим и сказуемым.

Задачи:

Обучающие: Систематизировать  знания учащихся о постановке тире между подлежащим и сказуемым; углубить знания учащихся о нормах пунктуации

Развивающие: Формировать навык использования нового пунктуационного правила на практике; формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, умение учиться и способность организовать свою деятельность;  развивать коммуникативную и информационную компетентность; способствовать развитию грамотной, точной, выразительной речи, позволяющей ученику наиболее точно выражать собственные мысли, чувства, эмоции;

Воспитательныевоспитывать интерес к выразительным возможностям русского языка; прививать любовь и интерес к русскому языку через художественное слово

 

эпиграф  «Удивление –путь к познанию»

 

ХОД УРОКА

     I. Организационный момент.

- Добрый день, ребята, Я думаю, он по-настоящему добрый. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь своему соседу по парте, улыбнитесь всем, улыбнитесь новому дню, солнцу  (слайд-2).

II.Актуализация  опорных знаний. Объявление темы урока.

1.                      Учитель. Я предлагаю вам прослушать сказку  и отгадать, какая будет сегодня тема урока.

Сказка

Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:− В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире.

− Хорошо, − соглашалось Подлежащее, − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или неопределённой формой Глагола.

− Согласно, − кивало Сказуемое, но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ.

На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени.

 

  - О чем же идет речь в сказке? Знакома ли она вам?

Тему урока вы узнаете из стихотворения:

Я минус в математике,

но знак другой в грамматике.

Знаком я детворе,

Меня зовут…              тире.

- Так о чём мы будем говорить на уроке? (ответы детей).

  - Сформулируйте тему урока. (Тире между подлежащим и сказуемым).

- Поставьте перед собой цели, которых мы должны будем достичь в результате работы на уроке   

(- научиться определять постановку тире между подлежащим и сказуемым;

- научиться правильно ставить тире).

- Какие вопросы о тире необходимо решить, чтобы в  итоге достичь поставленных целей?

(1. В каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире?

2. Каковы особенности употребления тире в речи?)

 

3. Повторение

- какие знаки препинания вы знаете?

- знаете ли вы историю знаков препинания? Сейчас некоторые дети познакомят нас с историей некоторых знаков препинания.

4. Сообщения учащихся.

1 уч-сяРодоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.

2 уч-ся Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков: дефис (чёрточка) — из нем.Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer (тянуть)

3 уч-сяТире [-]относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А.А. Барсова.

4 уч-ся Тире многозначно. Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речь, при оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. В энциклопедии «Русский язык» обозначено девять условий постановки тире в современной письменной речи. Может быть, именно из-за многозначности тире любят поэты и писатели, превращая его в главное средство авторской пунктуации. 

 

5. А когда же ставится тире?

 (диалог, прямая речь, неполные предложения, между подлежащим и сказуемым).

7. У вас имеются знания по постановке тире между подлежащим и сказуемым, вы прослушали сказку. А когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится? (ответы учащихся)

 Теперь ваша задача – составить опорную схему, которая поможет вам в постановке тире.

 Составьте схемы, когда между подлежащим и сказуемым ставится тире-1 команда, когда тире не ставится-2 команда.

 

 

Тире ставится:

1. Сущ. + сущ.

Книга лучший друг человека.

2. Числ. + числ.

Пятью девять  -  сорок пять

3.Сущ. + числ.

  Расстояние между посёлками  -   пятьдесят километров.

4. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.

Охранять природу — любить родину.

5. Сущ. + н. ф. глаг.

Наша задача — хорошо учиться.

6. Н. ф. глаг. + сущ.

Ходить босиком —  большое удовольствие.

7. сущ. (гл.) + Это( вот, значит) +сущ.(гл.)

Чтение — вот лучшее учение.

Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

Язык  -  это история народа.

Тире не ставится:

1. Если в роли связки выступают сравнительные союзы  как, словно, будто, точно, вроде как   и др.

Звёзды будто алмазы.

Небо точно море.

Пруд как зеркало.

2. Если подлежащее выражено личным местоимением.

Подлеж. = личное местоим.

Он порча, он чума, он язва здешних мест.

3. Если перед сказуемом стоит частица  не

Бедность не порок

4. Если подлежащее и сказуемое образуют фразеологический  оборот                

Два сапога пара.

5. Если перед сказуемым стоитвводное слово

Собака, известно, друг человека

 

8. Самостоятельная работа.

3. Программированный диктант.

На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.

1.

-

Труд как блестящая сталь.

2.

+

О решенном говорить – только путать.

3.

+

Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать.

4.

-

Бедность не порок.

5.

-

Июнь лишь начало лета.

6.

-

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

7.

+

Сердце наше – вечная тайна для нас самих.

8.

+

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.

9.

+

Искусство – это мышление в образах.

10.

+

Память - одно из важнейших свойств бытия.

 

11.Словарная работа.

На доске записано слово счастье, учащимся предлагается объяснить его значение. 
Учитель, опираясь на словарь С. И. Ожегова, обобщает:
Счастье –
1. чувство и состояние полного, высшего удовлетворения;
2. успех, удача.
Задание классу:
1. Подберите синонимы к слову (успех, удача, удовлетворение).
2. Подберите антонимы к слову (мука, скорбь, горе, печаль).
3. Подберите однокоренные слова (счастливый, счастливчик, счастливица, счастливо и т.д.) 
4. Включите слово счастье в словосочетание (счастливый случай, полный счастья, надеяться на счастье, несчастный исход, половина счастья и т.д.). 
5. Составьте предложение с последним словосочетанием (устно).

 

10.1. Деформированный текст.

Один писатель перепутал все слова в предложении. Ваша задача составить правильное предложение. Это, веток, составления, из, икебана, искусство, и, цветов, букета.  (Икебана – это искусство составления букета из веток и цветов.)Объяснить тире.

10.2. Карточки.

Нет на земле (н…)чего пр…краснее и нежнее цветов! Цветы это п…хучее чудо. Цветы это хрупкий и др…гоце (н, нн)ый дар природы. Цветы источник вд…хновения и замечательного  настр…ения!. Объяснить пропущенные буквы и знаки препинания.

10.3. Объясните употребление тире в отрывке из стихотворения М.И. Цветаевой, посвященном А. Блоку

Имя твое - птица в руке, 
Имя твое - льдинка на языке, 
Одно - единственное движение губ. 
Имя твое - пять букв.
Мячик, пойманный на лету, 
Серебряный бубенец во рту.

- Когда свои подчёркиваешь мысли,
Когда ты пишешь диалог любой,
Твоя отметка полностью зависит
От поперечной палочки одной.
Тире – моё короткое названье,
Не палка я, а очень важный знак.
Чтоб уделить грамматике вниманье,
Не сможешь избежать меня никак!

10.4. А теперь вы сами попробуете составить текст с использованием тире. Самостоятельная работа

Великие люди в своих высказываниях использовали тире

 Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире.

1. Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть. (А.Чехов)
2. Ах, красота – это страшная сила!.. (С.Надсон)
3. Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда ее. (Ф.Достоевский)
4. Самое трудное для человека – это борьба с самим собой. (Г.Троепольский)
5. Мы – это воля людей, устремленных только вперед, вперед! (А.Прокофьев)
6. Грубость – такое же уродство, как горб. (М.Горький)
7. Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души. (И.Тургенев)
8. Острый язык– дарование, длинный язык – наказание. (Д.Минаев)

9. Жить – это значит радоваться. (В.Сидоров)

10.6.Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.

 1)Повесть "Капитанская дочка" была историческим произведением.

2) Основу повести составляют картины восстания Пугачева.

3) Маша Миронова стала любимым женским образом автора.

 

Подчеркните подлежащее и сказуемое; Поставьте, где нужно, тире. Объясните свой выбор.
О б р а з е ц: Ученье — свет, а неученье — тьма. [сущ. — сущ.], а [сущ. – сущ.].
1. Плохой товарищ не подмога. 2. Сердце не камень. З. Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь. 4. И неподкупный голос мой был эхо русского народа. 5. Точность и краткость вот первые достоинства прозы. 6. Друга любить себя не щадить. 7. Земля как будто глобус. 8. Счастье умов благородных видеть довольство вокруг.

Тестирование

1. В каком предложении не ставится тире?
1) Грузинские деревни__это сплошные сады.
2) Прилет журавлей__есть признак весны.
3) Агата Кристи__самый популярный автор детективного жанра.
4) Приезд в Москву этого эстрадного артиста__важное событие в культурной жизни столицы.
2. В каком предложении не ставится тире?
1) Расточать восторги__признак ограниченности понимания и вкуса.
2) Наш долг__совершенствовать знания.
3) Эти равнины__словно море бескрайнее.
4) Безумство храбрых__вот мудрость жизни.
3. В каком предложении ставится тире?
1) Твои радость и горе__это радость и горе для меня. 
2) Этот яркий свет__словно ливень золотой.
3) Наш край__богат и прекрасен.
4) Снег__словно шелк.
4. В каком предложении ставится тире?
1) Одна беда еще__не беда.
2) Принятый сотрудник, кажется,__хороший специалист.
3) Сегодня небо__как море.
4) Превосходная должность__быть на земле человеком.

-А вы знаете, что картины осенней природы можно создать не только с помощью слов, но и красками. Рассмотрите репродукции картин

Творческие работы.

 

-Составьте связный текст, используя тире между подлежащим и сказуемым.

( Пока учащиеся работают,  звучит музыка П.И.Чайковского «Зима»).

После выполнения задания представители каждой из  команд зачитывают по одному сочинению.

 

IV. Выставление оценок. Итоги урока.

     Рефлексия.

     Закончите предложение: «На уроке мне понравилось…»,

    «На уроке я научился…»

Дом. зад.:      с. 54,55, п.15, упр.90

И закончить урок я хочу словами:

Человек рождается на свет,

Чтоб дерзать, творить, а не иначе,

Чтоб оставить в жизни добрый свет

И решать все трудные задачи.

Человек рождается на свет…

Для чего?.. Ищите свой ответ.

Оценки за урок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 класс

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.

 

Тире ставится:

1. Сущ. + сущ.

Книга лучший друг человека.

2. Числ. + числ.

Пятью девять  -  сорок пять

3.Сущ. + числ.

  Расстояние между посёлками  -   пятьдесят километров.

4. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.

Охранять природу — любить родину.

5. Сущ. + н. ф. глаг.

Наша задача — хорошо учиться.

6. Н. ф. глаг. + сущ.

Ходить босиком —  большое удовольствие.

7. сущ. (гл.) + Это( вот, значит) +сущ.(гл.)

Чтение — вот лучшее учение.

Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

Язык  -  это история народа.

Тире не ставится:

1. Если в роли связки выступают сравнительные союзы  как, словно, будто, точно, вроде как   и др.

Звёзды будто алмазы.

Небо точно море.

Пруд как зеркало.

2. Если подлежащее выражено личным местоимением.

Подлеж. = личное местоим.

Он порча, он чума, он язва здешних мест.

3. Если перед сказуемом стоит частица  не

Бедность не порок

4. Если подлежащее и сказуемое образуют фразеологический  оборот                

Два сапога пара.

5. Если перед сказуемым стоитвводное слово

Собака, известно, друг человека

 

10.1. Деформированный текст.

Один писатель перепутал все слова в предложении. Ваша задача составить правильное предложение. Это, веток, составления, из, икебана, искусство, и, цветов, букета.  (Икебана – это искусство составления букета из веток и цветов.)Объяснить тире.

10.2. Карточки.

Нет на земле (н…)чего пр…краснее и нежнее цветов! Цветы это п…хучее чудо. Цветы это хрупкий и др…гоце (н, нн)ый дар природы. Цветы источник вд…хновения и замечательного  настр…ения!. Объяснить пропущенные буквы и знаки препинания.

10.3. Объясните употребление тире в отрывке из стихотворения М.И. Цветаевой, посвященном А. Блоку


Имя твое - птица в руке, 
Имя твое - льдинка на языке, 
Одно - единственное движение губ. 
Имя твое - пять букв.
Мячик, пойманный на лету, 
Серебряный бубенец во рту.

- Когда свои подчёркиваешь мысли,
Когда ты пишешь диалог любой,
Твоя отметка полностью зависит
От поперечной палочки одной.
Тире – моё короткое названье,
Не палка я, а очень важный знак.
Чтоб уделить грамматике вниманье,
Не сможешь избежать меня никак!


Тестирование

1.        В каком предложении не ставится тире?
1) Грузинские деревни__это сплошные сады.
2) Прилет журавлей__есть признак весны.
3) Агата Кристи__самый популярный автор детективного жанра.
4) Приезд в Москву этого эстрадного артиста__важное событие в культурной жизни столицы.
2. В каком предложении не ставится тире?
1) Расточать восторги__признак ограниченности понимания и вкуса.
2) Наш долг__совершенствовать знания.
3) Эти равнины__словно море бескрайнее.
4) Безумство храбрых__вот мудрость жизни.
3. В каком предложении ставится тире?
1) Твои радость и горе__это радость и горе для меня. 
2) Этот яркий свет__словно ливень золотой.
3) Наш край__богат и прекрасен.
4) Снег__словно шелк.
4. В каком предложении ставится тире?
1) Одна беда еще__не беда.
2) Принятый сотрудник, кажется,__хороший специалист.
3) Сегодня небо__как море.
4) Превосходная должность__быть на земле человеком.

Урок по русскому языку: " Тире между подлежащим и сказуемым."

Урок по русскому языку: " Тире между подлежащим и сказуемым."

Урок по русскому языку: " Тире между подлежащим и сказуемым."

Урок по русскому языку: " Тире между подлежащим и сказуемым."

Урок по русскому языку: " Тире между подлежащим и сказуемым."

Урок по русскому языку: " Тире между подлежащим и сказуемым."

Урок по русскому языку: " Тире между подлежащим и сказуемым."

Урок по русскому языку: " Тире между подлежащим и сказуемым."

Урок по русскому языку: " Тире между подлежащим и сказуемым."

Урок по русскому языку: " Тире между подлежащим и сказуемым."

Урок по русскому языку: " Тире между подлежащим и сказуемым."

Урок по русскому языку: " Тире между подлежащим и сказуемым."

Урок по русскому языку: " Тире между подлежащим и сказуемым."

Урок по русскому языку: " Тире между подлежащим и сказуемым."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2020