8 класс
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.
Цель урока:
Отработать навыки учащихся по постановке тире между подлежащим и сказуемым.
Задачи:
Обучающие: Систематизировать знания учащихся о постановке тире между подлежащим и сказуемым; углубить знания учащихся о нормах пунктуации
Развивающие: Формировать навык использования нового пунктуационного правила на практике; формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, умение учиться и способность организовать свою деятельность; развивать коммуникативную и информационную компетентность; способствовать развитию грамотной, точной, выразительной речи, позволяющей ученику наиболее точно выражать собственные мысли, чувства, эмоции;
Воспитательные: воспитывать интерес к выразительным возможностям русского языка; прививать любовь и интерес к русскому языку через художественное слово
эпиграф «Удивление –путь к познанию»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Добрый день, ребята, Я думаю, он по-настоящему добрый. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь своему соседу по парте, улыбнитесь всем, улыбнитесь новому дню, солнцу (слайд-2).
II.Актуализация опорных знаний. Объявление темы урока.
1. Учитель. Я предлагаю вам прослушать сказку и отгадать, какая будет сегодня тема урока.
Сказка
Жила-была Связка Быть. Она охотно связывала Подлежащее и Сказуемое в прошедшем и будущем времени. Но как только случалось настоящее время, Связка почти всегда заявляла:− В настоящем времени мне нужно заняться личными делами, пусть вместо меня трудится Тире.
− Хорошо, − соглашалось Подлежащее, − но при условии, что я буду существительным в Именительном падеже, Числительным или неопределённой формой Глагола.
− Согласно, − кивало Сказуемое, но я тоже ставлю свои условия: требования Подлежащего – это и мои требования. Кроме того, не ставьте передо мной сравнительные союзы и частицу НЕ.
На этих условиях Связка отправляется по своим делам до прихода прошедшего или будущего времени.
- О чем же идет речь в сказке? Знакома ли она вам?
Тему урока вы узнаете из стихотворения:
Я минус в математике,
но знак другой в грамматике.
Знаком я детворе,
Меня зовут… тире.
- Так о чём мы будем говорить на уроке? (ответы детей).
- Сформулируйте тему урока. (Тире между подлежащим и сказуемым).
- Поставьте перед собой цели, которых мы должны будем достичь в результате работы на уроке
(- научиться определять постановку тире между подлежащим и сказуемым;
- научиться правильно ставить тире).
- Какие вопросы о тире необходимо решить, чтобы в итоге достичь поставленных целей?
(1. В каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире?
2. Каковы особенности употребления тире в речи?)
3. Повторение
- какие знаки препинания вы знаете?
- знаете ли вы историю знаков препинания? Сейчас некоторые дети познакомят нас с историей некоторых знаков препинания.
4. Сообщения учащихся.
1 уч-сяРодоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.
2 уч-ся Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков: дефис (чёрточка) — из нем.Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer (тянуть)
3 уч-сяТире [-]относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А.А. Барсова.
4 уч-ся Тире многозначно. Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речь, при оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. В энциклопедии «Русский язык» обозначено девять условий постановки тире в современной письменной речи. Может быть, именно из-за многозначности тире любят поэты и писатели, превращая его в главное средство авторской пунктуации.
5. А когда же ставится тире?
(диалог, прямая речь, неполные предложения, между подлежащим и сказуемым).
7. У вас имеются знания по постановке тире между подлежащим и сказуемым, вы прослушали сказку. А когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится? (ответы учащихся)
Теперь ваша задача – составить опорную схему, которая поможет вам в постановке тире.
Составьте схемы, когда между подлежащим и сказуемым ставится тире-1 команда, когда тире не ставится-2 команда.
|
|
Тире ставится: |
|
1. Сущ. + сущ. |
Книга— лучший друг человека. |
2. Числ. + числ. |
Пятью девять - сорок пять |
3.Сущ. + числ. |
Расстояние между посёлками - пятьдесят километров. |
4. Н. ф. гл. + н. ф. глаг. |
Охранять природу — любить родину. |
5. Сущ. + н. ф. глаг. |
Наша задача — хорошо учиться. |
6. Н. ф. глаг. + сущ. |
Ходить босиком — большое удовольствие. |
7. сущ. (гл.) + Это( вот, значит) +сущ.(гл.) |
Чтение — вот лучшее учение. Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное. Язык - это история народа. |
Тире не ставится: |
|
1. Если в роли связки выступают сравнительные союзы как, словно, будто, точно, вроде как и др. |
Звёзды будто алмазы. Небо точно море. Пруд как зеркало. |
2. Если подлежащее выражено личным местоимением. Подлеж. = личное местоим. |
Он порча, он чума, он язва здешних мест. |
3. Если перед сказуемом стоит частица не |
Бедность не порок |
4. Если подлежащее и сказуемое образуют фразеологический оборот |
Два сапога пара. |
5. Если перед сказуемым стоитвводное слово |
Собака, известно, друг человека |
8. Самостоятельная работа.
3. Программированный диктант.
На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.
1. |
- |
Труд как блестящая сталь. |
2. |
+ |
О решенном говорить – только путать. |
3. |
+ |
Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать. |
4. |
- |
Бедность не порок. |
5. |
- |
Июнь лишь начало лета. |
6. |
- |
Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек. |
7. |
+ |
Сердце наше – вечная тайна для нас самих. |
8. |
+ |
Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку. |
9. |
+ |
Искусство – это мышление в образах. |
10. |
+ |
Память - одно из важнейших свойств бытия. |
11.Словарная работа.
На доске записано слово счастье,
учащимся предлагается объяснить его значение.
Учитель, опираясь на словарь С. И. Ожегова,
обобщает:
Счастье –
1. чувство и состояние полного, высшего
удовлетворения;
2. успех, удача.
Задание классу:
1. Подберите синонимы к слову (успех, удача, удовлетворение).
2. Подберите антонимы к слову (мука, скорбь,
горе, печаль).
3. Подберите однокоренные слова (счастливый,
счастливчик, счастливица, счастливо и т.д.)
4. Включите слово счастье в
словосочетание (счастливый случай, полный счастья, надеяться на счастье,
несчастный исход, половина счастья и т.д.).
5. Составьте предложение с последним
словосочетанием (устно).
10.1. Деформированный текст.
Один писатель перепутал все слова в предложении. Ваша задача составить правильное предложение. Это, веток, составления, из, икебана, искусство, и, цветов, букета. (Икебана – это искусство составления букета из веток и цветов.)Объяснить тире.
10.2. Карточки.
Нет на земле (н…)чего пр…краснее и нежнее цветов! Цветы это п…хучее чудо. Цветы это хрупкий и др…гоце (н, нн)ый дар природы. Цветы источник вд…хновения и замечательного настр…ения!. Объяснить пропущенные буквы и знаки препинания.
10.3. Объясните употребление тире в отрывке из стихотворения М.И. Цветаевой, посвященном А. Блоку
Имя твое - птица в
руке,
Имя твое - льдинка на языке,
Одно - единственное движение губ.
Имя твое - пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
- Когда свои
подчёркиваешь мысли,
Когда ты пишешь диалог любой,
Твоя отметка полностью зависит
От поперечной палочки одной.
Тире – моё короткое названье,
Не палка я, а очень
важный знак.
Чтоб уделить грамматике вниманье,
Не сможешь избежать меня никак!
10.4. А теперь вы сами попробуете составить текст с использованием тире. Самостоятельная работа
Великие люди в своих высказываниях использовали тире
Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире.
1. Равнодушие – это паралич души, преждевременная
смерть. (А.Чехов)
2. Ах, красота – это страшная сила!.. (С.Надсон)
3. Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство
справедливости и жажда ее. (Ф.Достоевский)
4. Самое трудное для человека – это борьба с самим собой. (Г.Троепольский)
5. Мы – это воля людей, устремленных только вперед, вперед! (А.Прокофьев)
6. Грубость – такое же уродство, как горб. (М.Горький)
7. Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной
души. (И.Тургенев)
8. Острый язык– дарование, длинный язык –
наказание. (Д.Минаев)
9. Жить – это значит радоваться. (В.Сидоров)
10.6.Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.
1)Повесть "Капитанская дочка" была историческим произведением.
2) Основу повести составляют картины восстания Пугачева.
3) Маша Миронова стала любимым женским образом автора.
Подчеркните
подлежащее и сказуемое; Поставьте, где нужно, тире. Объясните свой выбор.
О б р а з е ц: Ученье — свет,
а неученье — тьма. [сущ. — сущ.], а [сущ.
– сущ.].
1. Плохой товарищ не подмога. 2. Сердце не камень. З. Назначение искусства
помогать людям полюбить жизнь. 4. И неподкупный голос мой был эхо русского
народа. 5. Точность и краткость вот первые достоинства прозы. 6. Друга любить
себя не щадить. 7. Земля как будто глобус. 8. Счастье умов благородных видеть
довольство вокруг.
Тестирование
1.
В каком предложении не ставится тире?
1) Грузинские деревни__это сплошные сады.
2) Прилет журавлей__есть признак весны.
3) Агата Кристи__самый популярный автор детективного жанра.
4) Приезд в Москву этого эстрадного артиста__важное событие в культурной жизни
столицы.
2. В каком предложении не ставится тире?
1) Расточать восторги__признак ограниченности понимания и вкуса.
2) Наш долг__совершенствовать знания.
3) Эти равнины__словно море бескрайнее.
4) Безумство храбрых__вот мудрость жизни.
3. В каком предложении ставится тире?
1) Твои радость и горе__это радость и горе для меня.
2) Этот яркий свет__словно ливень золотой.
3) Наш край__богат и прекрасен.
4) Снег__словно шелк.
4. В каком предложении ставится тире?
1) Одна беда еще__не беда.
2) Принятый сотрудник, кажется,__хороший специалист.
3) Сегодня небо__как море.
4) Превосходная должность__быть на земле человеком.
-А вы знаете, что картины осенней природы можно создать не только с помощью слов, но и красками. Рассмотрите репродукции картин
Творческие работы.
-Составьте связный текст, используя тире между подлежащим и сказуемым.
( Пока учащиеся работают, звучит музыка П.И.Чайковского «Зима»).
После выполнения задания представители каждой из команд зачитывают по одному сочинению.
IV. Выставление оценок. Итоги урока.
Рефлексия.
Закончите предложение: «На уроке мне понравилось…»,
«На уроке я научился…»
Дом. зад.: с. 54,55, п.15, упр.90
И закончить урок я хочу словами:
Человек рождается на свет,
Чтоб дерзать, творить, а не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый свет
И решать все трудные задачи.
Человек рождается на свет…
Для чего?.. Ищите свой ответ.
Оценки за урок
8 класс
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.
|
|
Тире ставится: |
|
1. Сущ. + сущ. |
Книга— лучший друг человека. |
2. Числ. + числ. |
Пятью девять - сорок пять |
3.Сущ. + числ. |
Расстояние между посёлками - пятьдесят километров. |
4. Н. ф. гл. + н. ф. глаг. |
Охранять природу — любить родину. |
5. Сущ. + н. ф. глаг. |
Наша задача — хорошо учиться. |
6. Н. ф. глаг. + сущ. |
Ходить босиком — большое удовольствие. |
7. сущ. (гл.) + Это( вот, значит) +сущ.(гл.) |
Чтение — вот лучшее учение. Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное. Язык - это история народа. |
Тире не ставится: |
|
1. Если в роли связки выступают сравнительные союзы как, словно, будто, точно, вроде как и др. |
Звёзды будто алмазы. Небо точно море. Пруд как зеркало. |
2. Если подлежащее выражено личным местоимением. Подлеж. = личное местоим. |
Он порча, он чума, он язва здешних мест. |
3. Если перед сказуемом стоит частица не |
Бедность не порок |
4. Если подлежащее и сказуемое образуют фразеологический оборот |
Два сапога пара. |
5. Если перед сказуемым стоитвводное слово |
Собака, известно, друг человека |
10.1. Деформированный текст.
Один писатель перепутал все слова в предложении. Ваша задача составить правильное предложение. Это, веток, составления, из, икебана, искусство, и, цветов, букета. (Икебана – это искусство составления букета из веток и цветов.)Объяснить тире.
10.2. Карточки.
Нет на земле (н…)чего пр…краснее и нежнее цветов! Цветы это п…хучее чудо. Цветы это хрупкий и др…гоце (н, нн)ый дар природы. Цветы источник вд…хновения и замечательного настр…ения!. Объяснить пропущенные буквы и знаки препинания.
10.3. Объясните употребление тире в отрывке из стихотворения М.И. Цветаевой, посвященном А. Блоку
Имя твое - птица в руке,
Имя твое - льдинка на языке,
Одно - единственное движение губ.
Имя твое - пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
- Когда свои подчёркиваешь мысли,
Когда ты пишешь диалог любой,
Твоя отметка полностью зависит
От поперечной палочки одной.
Тире – моё короткое названье,
Не палка я, а очень
важный знак.
Чтоб уделить грамматике вниманье,
Не сможешь избежать меня никак!
Тестирование
1.
В
каком предложении не ставится тире?
1)
Грузинские деревни__это сплошные сады.
2) Прилет журавлей__есть признак весны.
3) Агата Кристи__самый популярный автор детективного жанра.
4) Приезд в Москву этого эстрадного артиста__важное событие в культурной жизни
столицы.
2. В каком предложении не ставится тире?
1) Расточать восторги__признак ограниченности понимания и вкуса.
2) Наш долг__совершенствовать знания.
3) Эти равнины__словно море бескрайнее.
4) Безумство храбрых__вот мудрость жизни.
3. В каком предложении ставится тире?
1) Твои радость и горе__это радость и горе для меня.
2) Этот яркий свет__словно ливень золотой.
3) Наш край__богат и прекрасен.
4) Снег__словно шелк.
4. В каком предложении ставится тире?
1) Одна беда еще__не беда.
2) Принятый сотрудник, кажется,__хороший специалист.
3) Сегодня небо__как море.
4) Превосходная должность__быть на земле человеком.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.