Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока:
1) Актуализировать знания о понятии «родственные слова»
2) Ввести понятия «однокоренные слова», «корень».
3) Научить: выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней; определять группу родственных слов и обосновывать своё мнение.
Задачи:
Обучающие:
1. познакомить с признаками родственных однокоренных слов;
2. формировать умение определять в словах корень;
3. учить подбирать однокоренные слова.
Развивающие:
1. развивать мышление, внимание, память, речь учащихся;
2. развивать орфографическую зоркость учащихся;
3. развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
Воспитывающие:
1. воспитывать интерес к русскому языку, любознательность, аккуратность;
2. воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль;
3. воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи, умение работать в паре,
4. воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока.
1. Организационный момент.
В стране родного языка
Не все известно нам пока,
Но путешествовать начнем
И сами до всего дойдем.
Записать в тетрадях число и классная работа.
2. Минутка чистописания.
У: У нас минутка чистописания.
- Сегодня мы с вами будем писать ту букву, которая здесь лишняя.
Б Д В К Ж З
(Это буква «К», т.к. она глухая парная, а остальные звонкие парные)
Записываем строчку буквы Кк.
3. Словарно – орфографическая работа.
Сегодня мы с вами вспомним написание некоторых словарных слов. Для этого вам надо разгадать кроссворд (работа с доской).
1 СОБАКА
2 ВОРОБЕЙ
3 БЕРЕЗА
4 ДЕЖУРНЫЙ
5 ПЕНАЛ
6 ПАЛЬТО
Загадки:
1.
И лапы, и усы имею,
Но не считай меня котом.
Какой же это кот умеет
Махать приветливо хвостом
2. Маленькая серая птичка.
3.
Есть
дерево стройное
С белым стволом,
Отметинки чёрные
Видно на нём!
4. Мы порядок соблюдаем,
Нарушителей ругаем.
Нынче класс у нас нешумный,
Потому что класс...
5. Портфель у меня
не велик и не мал,
Лежит в нём задачник,
букварь и …
6. Пусть тесновато оно, но зато
Мы для тепла надеваем ...
У: - Какое слово у нас получилось? (Корень)
4. Постановка учебной задачи.
У: - Кто знает лексическое значение слова «Корень»?
(Дети дают свои варианты ответов. Обратимся к толковому словарю, если не все значения слова будут названы).
1) подземная часть растения;
2) внутренняя, находящаяся в десне часть зуба;
3) часть слова…
У: - Сколько значений у слова корень? Какой вывод можно сделать?
Д: - Слово корень – многозначное.
У: - Как вы думаете, какое значение имеет корень для растения, для зуба или слова?
Д: Это важная необходимая часть.
У: - Как думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Д: - Мы будем говорить о корне как части слова.
У: - Что бы вы хотели узнать на этом уроке?
На доске и в тетрадях у учеников
Корень –
многозначное слово
растения зуба слова???
5. Этап усвоения новых знаний.
У: - Ребята, сейчас вы будете работать в группах.
Вы знаете, что в русском языке есть родственные слова. У каждый группы будет своя история про родственников. Прочитайте ее и выполните задание.
1 группа
Жили-были слова гора, горка, горе, горный,
пригорок. Дружно жили эти слова, как одна семья. Но однажды в их гористую местность
пришла беда. С тех пор начались у них ссоры да раздоры.
За какое бы дело ни брались родственные слова – ничего
у них не получалось. Горе одно, да и только! Задумались слова
и поняли, что мир покинул их семью, потому что с ними вместе живет слово,
которое не является их родственником. Выгнали родственники это слово
и снова зажили дружно и счастливо, стали жить-поживать да горя
не знать! Кто же был лишним?
Соберите
всех родственников вместе. Найдите и выделите в тексте все родственные слова. Кто здесь чужак?
2 группа
Идет по лугу гусиная семья – гусь, гусыня и гусята. Идут они радостные гуськом. Навстречу им ползет гусеница.
-О, здравствуйте! Вы кто?
-Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?
-А я ваша родственница – гусеница.
Соберите всех родственников вместе. Найдите и выделите в тексте все родственные слова. Кто здесь чужак? __________________________________________________________________
3 группа
Собрались у Воды родственники. Подводник и Водица беседуют. Водолаз и Водопад на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка и Водоросли заигрались. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Все старуху Воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился.
Соберите всех родственников вместе. Найдите и выделите в тексте все родственные слова. Кто здесь чужак? __________________________________________________________________
Проверка задания. Дети из каждой группы вывешивают на доску родственные слова, доказывая правильность выполнения. Отдельно вывешиваются слова, которые являются чужаками.
Д: -Родственные слова – это слова близкие по значению и имеют общую часть.
1гр.: Гора, горка, горный, пригорок, гористую. (Лишнее – горе)
2гр.: Гусь, гусыня, гусята, гусиная, гуськом. (Лишнее – гусеница)
3гр.: Вода, подводник, водица, водолаз, водопад, водомерка, водоросли, водичка, водяной. (Лишнее – водитель)
У: - Корень - это общая часть родственных слов.
У: - Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.
У: - Ясен ли смысл слова?
Д: - Нет.
У: Оставьте корень, а другую часть слова закройте. Понятен смысл? Вывод?
Д: - Без корня смысл теряется.
У: - Корень - это главная часть слова.
У: - А кто уже догадался, как найти корень и не ошибиться?
Д: - Надо подобрать как можно больше родственных слов и выделить общую часть.
У: - Подумайте, можно дать другое название словам, образованным от одного и того же корня?
Д: - Можно – однокоренные.
У: - Сделайте вывод.
Д: - Однокоренные слова - это родственные слова, имеющие общую часть.
У: -Запишите любую группу однокоренных слов в тетрадь и выделите в них корень.
(Обратить внимание детей на то, что ы 3 группе слов встречаются особенные слова, которые имеют 2 корня, т.к. образованы от 2 слов. Например: водолаз- лазать под водой, водопад – вода падает)
6.Закрепление пройденного материала.
У: - Поработайте самостоятельно.
Напишите цепочки однокоренных слов, зачеркнув лишнее слово. Выделите корень.
Белка, бельчата, белочка, белый.
Море, мороз, морской, моряк.
Проводится коллективная проверка.
7. Этап подведения итогов урока.
У: - Чему же учились сегодня на уроке? Давайте ответить на несколько вопросов.
Что такое корень слова?
Что надо сделать, чтобы правильно выделить корень?
Как по-другому называются родственные слова?
8. Домашнее задание.
У: - Вам надо подобрать родственников (однокоренные слова) чужакам, которых мы сегодня обнаружили в наших историях.
Горе, гусеница, водитель.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.