Урок по русскому языку 4 класс " Обобщение знаний об имени прилагательном."
Оценка 4.6

Урок по русскому языку 4 класс " Обобщение знаний об имени прилагательном."

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
19.01.2024
Урок по русскому языку 4 класс " Обобщение знаний об имени прилагательном."
Цель урока - организовать деятельность обучающихся (совместную и самостоятельную), направленную на систематизацию знаний об имени прилагательном. Задачи урока: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном, как части речи, его изменении по падежам. Совершенствовать навык правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных. Развивать орфографическую зоркость учащихся. Формировать навыки работы в коллективе, учить самостоятельно планировать свою деятельность. Развивать интерес к учению, формировать желание и умение учиться.
Урок русского языка.docx

Учитель: Кухарева Татьяна Алексеевна

Предмет: Русский язык.

Класс: 4.

Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном.

Учебник: Канакина В. П., Горецкий В. Г. «Русский язык» 4 класс.

Тип урока: Повторение и систематизация знаний.

Цель: Организовать деятельность обучающихся (совместную и самостоятельную), направленную на систематизацию знаний об имени прилагательном.

Задачи урока:

Обобщить знания учащихся об имени прилагательном, как части речи, его изменении по падежам.

Совершенствовать навык правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Развивать орфографическую зоркость учащихся.

Формировать навыки работы в коллективе, учить самостоятельно планировать свою деятельность.

Развивать интерес к учению, формировать желание и умение учиться.

Формируемые УУД:

Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешности деятельности, воспитывать толерантность – терпимость к чужому мнению.

Метапредметные:

1.Познавательные: формировать умение искать и выделять необходимую информацию, учитывая поставленные задачи.

2.Регулятивные: а) формировать умения выделять и формулировать, то что усвоено и нужно усвоить;

б) определять качество и уровень усвоения;

в) ставить цель и осуществлять пути достижения;

г) осуществлять самоконтроль и самооценку, взаимооценку;

3.Коммуникативные: формировать умение проявлять активность во взаимоотношении с одноклассниками и учителем для решения коммуникативных и познавательных задач.

Предметные:  обобщить и систематизировать знания учащихся о падежных формах склоняемых частей  речи.

Оборудование:

Карточки с заданиями, таблица, алгоритм, смайлики, «таинственная коробка», флаг, снежинка, проектор, презентация.

 

Ход урока.

I. Организационный момент. Мотивация деятельности.

 

1. Вы ладони протяните, в них любовь свою вложите,
Ей с друзьями поделитесь и друг другу улыбнитесь.

                                                                                                                                                 2. Мы пришли сюда учиться

Не  лениться, а трудиться,

Только тот, кто много знает-

В жизни что-то достигает!         

 

 3. Запись числа с комментированием.

 

4. Высказывание К. Г. Паустовского о русском языке: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
- Каким вы хотели видеть урок? Подберите эпитеты к существительному “Урок”                    
(Слайд 2)

 

II. Актуализация опорных знаний.

1. Каллиграфическая минутка.   

ая яя ый ий ой ое ее ые ие

- Что можете сказать об этих соединениях?
– А что мы можем определить по этим окончаниям? (род имён прилагательных)

- Какие окончания имеют прилагательные ж.р., м.р., ср.р.?

- Какие остались окончания? ( мн. ч.)

2. Словарная работа.

- Запишите по 3 прилагательных  с данными окончаниями.

1 ряд –  прилагательные м.р.

2 ряд – прилагательные ср.р.

3 ряд – прилагательные ж.р.

–– Взаимопроверка.   Взаимооценка..

III. Самоопределение к деятельности.

1.     Работа над стихотворением.

– Какая часть речи говорит о себе следующее?

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им  веселее станет жить!
                                               (В.Агафонов)

– Имя прилагательное.

Вывод:  Тема нашего урока “Имя прилагательное” (открываем название части речи)

 

2. - Значит сегодня мы узнаем, кто является знатоком имени прилагательного.

- Чему мы учились на последних уроках русского языка? (Писать безударные падежные окончания имен прилагательных.)

- Какие задачи мы поставим на уроке-закреплении?

- Сегодня мы повторим все об имени прилагательном, как части речи.

 - Закрепим навыки правильного написания безударных падежных окончаний имен  прилагательных.

IV. Работа по теме урока.

1. Работа по таблице

https://urok.1sept.ru/articles/651687/img1.gif

- Что такое имя прилагательное?

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? (Добавить в схему)

- В словаре Ожегова читаем:

Имя прилагательное - часть речи, обозначающая качество, свойство или принадлежность и выражающая это значение в формах падежа, числа и (в ед. ч.) рода.

- Как изменяются имена  прилагательные?                                                                       Имена прилагательные изменяется по числам, родам в ед. числе и падежам.

-  С какой частью речи связано имя прилагательное?                                                                                 С именем существительным.

- Как определить род, число и падеж имени прилагательного?                                        (Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, к которому оно относится.)

"Существительное с прилагательным
Живет на редкость дружно.
Изменит окончание,
Когда ему так нужно.
Оно его не бросит
В воде и  на земле.
Стоит в одном с ним роде,
Числе и падеже".

- Для чего нужны имена прилагательные?                                                                               Прилагательные украшают и уточняют  нашу речь.

2. Способы определения написания безударных падежных окончаний имен прилагательных.                                                                                                       -Давайте вспомним способы определения написания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

1. Определить падеж и род имени прилагательного по падежу и роду имени существительного, к которому оно относится и вспомнить какое окончание пишется у имени прилагательного в этом падеже и роде.

2. Подобрать имя прилагательное в том же падеже и роде, но с ударным окончанием.

3. Проверить окончание имени прилагательного по окончанию вопроса, на который отвечает имя прилагательное.

 

3. Определение падежа имени прилагательного.

Работа по слайду 3

 

4. Работа со словосочетаниями.

-Вставить окончания имён прилагательных,  определить падеж и род имён прилагательных.

В  холодн... воздухе,   из лёгк... облака, по узкой тропинке, пушист... снегом, о трескуч... морозе, по син... небу.

(3 словосочетания – с комментированием, а 3  - самостоятельно (1 ученик за доской))

Проверка с помощью смайликов

 

5. Составление и запись предложения.

- Составьте предложение с любым словосочетанием.

- А я составила вот такое предложение

Яркое  солнце  освещает верхушки деревьев.

 

V. Физкультминутка

Потрудились - отдохнуть,
Нужно, без сомнения.
Дружно быстренько встаем,
Выполним движения.

Учитель: Я буду называть слова, если вы услышите имя прилагательное женского рода – встают девочки, имя прилагательное мужского рода – мальчики.

Весёлый, быстрая, овальный, маленький, интересная, лесные, красивая, заботливый, смелый, трудолюбивая, мальчик, застенчивая, внимательный.

VI.  Продолжение работы по теме урока.

1. Работа в группах.

- Можно ли представить нашу речь без прилагательных?

- Что делают прилагательные? (Украшают и уточняют  нашу речь)

- А могли бы поэты, писатели создать свои произведения без прилагательных?

- Вставить пропущенные окончания у имен прилагательных  и объяснить их. (определить падеж и род).

Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои пролески, перелески -
Все, что без памяти люблю:

И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой...

                                                                                                 (А. Жигулин)

(Слайд 4)

-Определите главную мысль поэтических строк.

- Родина! Как много в этом слове! У каждого человека есть Родина, и она начинается с малого: родной дом, родная улица, родное село, родной город. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша большая общая великая Родина - РОССИЯ.

 

    2. Игра “Таинственная коробка”.

Перед вами “таинственная” коробка, в которой спрятан некий предмет. Предлагаю желающему заглянуть в коробку и рассказать о лежащем там предмете. Условие: использовать только имена прилагательные. А все остальные должны догадаться, о чем идет речь.

(флаг,  снежинка)

3. Работа по учебнику.

с. 50 задание 2

4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

               Тест: выбери правильный ответ.

1.Имя прилагательное – часть речи, которая:

а) обозначает предмет;

б) обозначает признак предмета;

в) обозначает действие или состояние.

2. Указать имя прилагательное:

а) бледнеть;

б) бледноватый;

в) бледнота.

3. У прилагательного нет следующего признака:

а) времени;

б) числа;

в) рода.

4. Указать имя прилагательнще с окончанием –ая:

а) дальн… дорога;

б) осенн… грязь;

в) лучш… ученица.

5. Укажите, в каком слове пишется окончание –ий:

а) у син… реки;

б) свеж… карп;

в) свеж… зеленью.

6. Имена прилагательные во множественном числе не изменяются:

а) по падежам;

б) по родам;

в) по временам.

Проверка по образцу  (!   +   -)

 

VII. Дифференцированное домашнее задание.

- Домашнее задание спряталось, чтобы его найти нужно скопировать движение стрелки по классу.

 Красный конверт – 1 уровень сложности.               http://festival.1september.ru/articles/566401/img2.gif                                                        Зеленый конверт – 2 уровень сложности.                                                                                       Желтый конверт– 3 уровень сложности.

1 уровень сложности

Определи падеж и род  имён прилагательных, подбери верное окончание.

Чудесн…утро наступило в сказочн…лесу. По стволу толст…дерева скакала рыж…белка.

2 уровень сложности

Отредактируй предложения в тексте, укажи падеж и род  прилагательных, выдели окончания.

(Чудесный) утро наступило в (сказочный) лесу. По стволу (толстый)дерева скакала (рыжий)белка.

3 уровень сложности.

Запиши вместо точек подходящие по смыслу имена прилагательные. Укажи падеж и род, выдели окончание.

…….утро наступило в ……….лесу . По стволу ……дерева скакала …….белка.

 

VIII. Рефлексия.

Оцените свою работу в группе пословицей, поговоркой или изречением.

1) Терпение дает умение.

2) Это успех.

3) Не будь тороплив, а будь терпелив.

4) Нерадивый дважды дело делает.

5) Перо пишет, а ум водит.

6) Захотел – сделал.

 

IX. Итог урока.

 - Что самое интересное было на уроке?

- Самое трудное?

- Самое важное?

- Нужен вам был наш урок? Почему?

- Спасибо за урок!


 

Учитель: Кухарева Татьяна Алексеевна

Учитель: Кухарева Татьяна Алексеевна

Мы пришли сюда учиться Не лениться, а трудиться,

Мы пришли сюда учиться Не лениться, а трудиться,

Значит сегодня мы узнаем, кто является знатоком имени прилагательного

Значит сегодня мы узнаем, кто является знатоком имени прилагательного

Стоит в одном с ним роде, Числе и падеже"

Стоит в одном с ним роде, Числе и падеже"

Весёлый, быстрая , овальный, маленький, интересная, лесные, красивая, заботливый, смелый, трудолюбивая, мальчик, застенчивая , внимательный

Весёлый, быстрая , овальный, маленький, интересная, лесные, красивая, заботливый, смелый, трудолюбивая, мальчик, застенчивая , внимательный

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Отредактируй предложения в тексте, укажи падеж и род прилагательных, выдели окончания

Отредактируй предложения в тексте, укажи падеж и род прилагательных, выдели окончания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2024