Учитель: Кухарева Татьяна Алексеевна
Предмет: Русский язык.
Класс: 4.
Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном.
Учебник: Канакина В. П., Горецкий В. Г. «Русский язык» 4 класс.
Тип урока: Повторение и систематизация знаний.
Цель: Организовать деятельность обучающихся (совместную и самостоятельную), направленную на систематизацию знаний об имени прилагательном.
Задачи урока:
Обобщить знания учащихся об имени прилагательном, как части речи, его изменении по падежам.
Совершенствовать навык правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Развивать орфографическую зоркость учащихся.
Формировать навыки работы в коллективе, учить самостоятельно планировать свою деятельность.
Развивать интерес к учению, формировать желание и умение учиться.
Формируемые УУД:
Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешности деятельности, воспитывать толерантность – терпимость к чужому мнению.
Метапредметные:
1.Познавательные: формировать умение искать и выделять необходимую информацию, учитывая поставленные задачи.
2.Регулятивные: а) формировать умения выделять и формулировать, то что усвоено и нужно усвоить;
б) определять качество и уровень усвоения;
в) ставить цель и осуществлять пути достижения;
г) осуществлять самоконтроль и самооценку, взаимооценку;
3.Коммуникативные: формировать умение проявлять активность во взаимоотношении с одноклассниками и учителем для решения коммуникативных и познавательных задач.
Предметные: обобщить и систематизировать знания учащихся о падежных формах склоняемых частей речи.
Оборудование:
Карточки с заданиями, таблица, алгоритм, смайлики, «таинственная коробка», флаг, снежинка, проектор, презентация.
Ход урока.
I. Организационный момент. Мотивация деятельности.
1. Вы ладони протяните, в них любовь свою вложите,
Ей с друзьями поделитесь и друг другу улыбнитесь.
2. Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться,
Только тот, кто много знает-
В жизни что-то достигает!
3. Запись числа с комментированием.
4.
Высказывание К. Г. Паустовского о русском языке: «Нам дан во
владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
- Каким вы хотели видеть урок? Подберите эпитеты к существительному “Урок” (Слайд 2)
II. Актуализация опорных знаний.
1. Каллиграфическая минутка.
ая яя ый ий ой ое ее ые ие
- Что можете сказать об этих соединениях?
– А что мы можем определить по этим окончаниям? (род имён прилагательных)
- Какие окончания имеют прилагательные ж.р., м.р., ср.р.?
- Какие остались окончания? ( мн. ч.)
2. Словарная работа.
- Запишите по 3 прилагательных с данными окончаниями.
1 ряд – прилагательные м.р.
2 ряд – прилагательные ср.р.
3 ряд – прилагательные ж.р.
–– Взаимопроверка. Взаимооценка..
III. Самоопределение к деятельности.
1. Работа над стихотворением.
– Какая часть речи говорит о себе следующее?
У существительных
подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!
(В.Агафонов)
– Имя прилагательное.
Вывод: Тема нашего урока “Имя прилагательное” (открываем название части речи)
2. - Значит сегодня мы узнаем, кто является знатоком имени прилагательного.
- Чему мы учились на последних уроках русского языка? (Писать безударные падежные окончания имен прилагательных.)
- Какие задачи мы поставим на уроке-закреплении?
- Сегодня мы повторим все об имени прилагательном, как части речи.
- Закрепим навыки правильного написания безударных падежных окончаний имен прилагательных.
IV. Работа по теме урока.
1. Работа по таблице
- Что такое имя прилагательное?
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? (Добавить в схему)
- В словаре Ожегова читаем:
Имя прилагательное - часть речи, обозначающая качество, свойство или принадлежность и выражающая это значение в формах падежа, числа и (в ед. ч.) рода.
- Как изменяются имена прилагательные? Имена прилагательные изменяется по числам, родам в ед. числе и падежам.
- С какой частью речи связано имя прилагательное? С именем существительным.
- Как определить род, число и падеж имени прилагательного? (Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, к которому оно относится.)
"Существительное с прилагательным
Живет на редкость дружно.
Изменит окончание,
Когда ему так нужно.
Оно его не бросит
В воде и на земле.
Стоит в одном с ним роде,
Числе и падеже".
- Для чего нужны имена прилагательные? Прилагательные украшают и уточняют нашу речь.
2. Способы определения написания безударных падежных окончаний имен прилагательных. -Давайте вспомним способы определения написания безударных падежных окончаний имен прилагательных.
1. Определить падеж и род имени прилагательного по падежу и роду имени существительного, к которому оно относится и вспомнить какое окончание пишется у имени прилагательного в этом падеже и роде.
2. Подобрать имя прилагательное в том же падеже и роде, но с ударным окончанием.
3. Проверить окончание имени прилагательного по окончанию вопроса, на который отвечает имя прилагательное.
3. Определение падежа имени прилагательного.
Работа по слайду 3
4. Работа со словосочетаниями.
-Вставить окончания имён прилагательных, определить падеж и род имён прилагательных.
В холодн... воздухе, из лёгк... облака, по узкой тропинке, пушист... снегом, о трескуч... морозе, по син... небу.
(3 словосочетания – с комментированием, а 3 - самостоятельно (1 ученик за доской))
Проверка с помощью смайликов
5. Составление и запись предложения.
- Составьте предложение с любым словосочетанием.
- А я составила вот такое предложение
Яркое солнце освещает верхушки деревьев.
V. Физкультминутка
Потрудились - отдохнуть,
Нужно, без сомнения.
Дружно быстренько встаем,
Выполним движения.
Учитель: Я буду называть слова, если вы услышите имя прилагательное женского рода – встают девочки, имя прилагательное мужского рода – мальчики.
Весёлый, быстрая, овальный, маленький, интересная, лесные, красивая, заботливый, смелый, трудолюбивая, мальчик, застенчивая, внимательный.
VI. Продолжение работы по теме урока.
1. Работа в группах.
- Можно ли представить нашу речь без прилагательных?
- Что делают прилагательные? (Украшают и уточняют нашу речь)
- А могли бы поэты, писатели создать свои произведения без прилагательных?
- Вставить пропущенные окончания у имен прилагательных и объяснить их. (определить падеж и род).
Родина! В неярком
блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои пролески, перелески -
Все, что без памяти люблю:
И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой...
(А. Жигулин)
(Слайд 4)
-Определите главную мысль поэтических строк.
- Родина! Как много в этом слове! У каждого человека есть Родина, и она начинается с малого: родной дом, родная улица, родное село, родной город. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша большая общая великая Родина - РОССИЯ.
2. Игра “Таинственная коробка”.
Перед вами “таинственная” коробка, в которой спрятан некий предмет. Предлагаю желающему заглянуть в коробку и рассказать о лежащем там предмете. Условие: использовать только имена прилагательные. А все остальные должны догадаться, о чем идет речь.
(флаг, снежинка)
3. Работа по учебнику.
с. 50 задание 2
4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Тест: выбери правильный ответ.
1.Имя прилагательное – часть речи, которая:
а) обозначает предмет;
б) обозначает признак предмета;
в) обозначает действие или состояние.
2. Указать имя прилагательное:
а) бледнеть;
б) бледноватый;
в) бледнота.
3. У прилагательного нет следующего признака:
а) времени;
б) числа;
в) рода.
4. Указать имя прилагательнще с окончанием –ая:
а) дальн… дорога;
б) осенн… грязь;
в) лучш… ученица.
5. Укажите, в каком слове пишется окончание –ий:
а) у син… реки;
б) свеж… карп;
в) свеж… зеленью.
6. Имена прилагательные во множественном числе не изменяются:
а) по падежам;
б) по родам;
в) по временам.
Проверка по образцу (! + -)
VII. Дифференцированное домашнее задание.
- Домашнее задание спряталось, чтобы его найти нужно скопировать движение стрелки по классу.
Красный конверт – 1 уровень сложности. Зеленый конверт – 2 уровень сложности. Желтый конверт– 3 уровень сложности.
1 уровень сложности
Определи падеж и род имён прилагательных, подбери верное окончание.
Чудесн…утро наступило в сказочн…лесу. По стволу толст…дерева скакала рыж…белка.
2 уровень сложности
Отредактируй предложения в тексте, укажи падеж и род прилагательных, выдели окончания.
(Чудесный) утро наступило в (сказочный) лесу. По стволу (толстый)дерева скакала (рыжий)белка.
3 уровень сложности.
Запиши вместо точек подходящие по смыслу имена прилагательные. Укажи падеж и род, выдели окончание.
…….утро наступило в ……….лесу . По стволу ……дерева скакала …….белка.
VIII. Рефлексия.
Оцените свою работу в группе пословицей, поговоркой или изречением.
1) Терпение дает умение.
2) Это успех.
3) Не будь тороплив, а будь терпелив.
4) Нерадивый дважды дело делает.
5) Перо пишет, а ум водит.
6) Захотел – сделал.
IX. Итог урока.
- Что самое интересное было на уроке?
- Самое трудное?
- Самое важное?
- Нужен вам был наш урок? Почему?
- Спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.