Урок по русскому языку "Изменение по падежам имён прилагательных"
Оценка 4.6

Урок по русскому языку "Изменение по падежам имён прилагательных"

Оценка 4.6
docx
11.10.2024
Урок по русскому языку "Изменение по падежам имён прилагательных"
padezh_prilagatelnyh(1).docx

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Изменение по падежам имён прилагательных»

Основные цели:

1) актуализировать знания о взаимосвязи имён прилагательных  и имён существительных;

2)учить определять падеж имён прилагательных, изменять прилагательные по падежам.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: Анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.

Демонстрационный материал:

1)    Презентация

2)    Карточка с темой: Изменение по падежам имён прилагательных.

3)    Карточка алгоритма:

1.     Найти имя существительное

2.     Определить падеж имени существительного

3.     Определить падеж имени прилагательного

Раздаточный материал:

1) карточки для пробного действия

На севере диком стоит одиноко

На голой  вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

 

2) задание 2:

3) «Лестница успеха» для самооценки на этапе 8. (Приложение 1)

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

(на доске)

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок.

-        Как вы понимаете вторую строку? (Ответы детей)

-        Я вас правильно поняла? Талант не принесёт пользы, если его не развивать?

Дети соглашаются или уточняют свой вариант.

- Тогда давайте развивать свои таланты в русском языке.

-Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа. И словарное слово: тАлант. Поставьте ударение и подчеркните букву безударного гласного звука.

-Сколько слогов? (2)  Сколько букв? (6) Сколько звонких звуков? (2) .

-Молодцы.

2. Актуализация знаний.

-А сейчас, отгадайте, о какой части речи я говорю:

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь! (Прилагательное)

-Верно, а что вы уже знаете об имени прилагательном? (Это часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой?, какая? какое? Может изменятся по родам и числу. Всегда связано с именем существительным)

3. Пробное действие и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- Хорошо. Посмотрите на слайд (2), вспомните словарное слово и скажите, какие дети на картинке? (Талантливые дети)

- Да. А в единственном числе? (Талантливый ребёнок)

-Я изменила слово ребёнок по падежам (слайд 3). Посмотрите, что у меня получилось. Что интересного заметили?

Ответы детей:

(Некрасиво, не подходит…)

- Сделайте, правильно.

Работа со слайдом 4

-Что изменилось? (Окончание прилагательных)

-Почему изменилось окончание? (Потому что изменилось окончание у существительного)

-Какой вывод из данного наблюдения можно сделать? (Если у имени существительного меняется окончание, то и у имени прилагательного тоже меняется окончание; имя прилагательное изменяется по падежам)

-Кто может назвать тему урока? (Падеж имени прилагательного)

Учитель фиксирует тему на доске

У детей на партах лежат карточки для пробного действия

Пробное действие

На севере диком стоит одиноко

На голой  вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

-Определите падеж выделенных жирным шрифтом имён прилагательных.

Дети обязательно зададут вопрос, что обозначает слово «ризой».

«Риза»- из древне-русского «Одежда, облачение». Риза — верхнее облачение священника при богослужении. (Можно подготовить картинку или показать на слайде 5). 

-Итак, время истекло. Кто не выполнил это задание?

Учащиеся поднимают руки.

-Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли определить падеж прилагательного.)

-Кто смог определить?

Учащиеся поднимают руки. Вероятнее всего учащиеся не смогут правильно определить падеж имён прилагательных. В данном случае затруднение фиксируется так:

-Ребята, среди данных ответов нет правильного ответа. Что вы не смогли сделать? (Определить падеж имени прилагательного.)

-Какой следующий шаг на нашем уроке? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

-Почему не смогли определить? (Потому что не знаем как?)

- Какую цель поставите перед собой на уроке? (Научиться определять падеж имён прилагательных)

- Что вам может помочь. Вспомните, что вы повторяли в начале урока? (Мы повторяли, что имя прилагательное связано с именем существительным)

-Как вы раньше определяли род и число имён прилагательных? (По имени существительному)

-Кто догадался, как определить падеж у имени прилагательного? (Какой падеж у существительного, такой падеж и у прилагательного)

-У любого существительного? (Нет, у того к которому имя прилагательное относится)

-Верно. Давайте составим алгоритм для определения падежа.

Дети называют этапы, а учитель фиксирует на доске с помощью карточек.

1.     Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное

2.     Определить падеж имени существительного

3.     Определить падеж имени прилагательного

-Какой следующий этап? (Применить алгоритм)

-Предлагаю вернуться к заданию, с которым не справились.

Учащиеся фронтально определяют падеж имён прилагательных на карточках с пробным действием.

- Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

-Что теперь вы можете? (Мы можем определять падеж имён прилагательных.)

-Какой следующий шаг на уроке? (Потренироваться применять алгоритм)

 

5. Реализация построенного проекта.

- Запишите предложение под диктовку. Определите падеж имени прилагательного.

Один ученик работает у доски.

Отпустил старик рыбку в синее море.

-О чем предложение?

-Назовите все имена существительные (Старик, рыбка, море)

-Назовите имя прилагательное?  (Синее)

-Какое имя существительное оно описывает? (Море)

-Первый этап выполнили, теперь выполните 2 и з («Море» стоит в винительном падеже, значит и «синее» тоже в винительном падеже).

 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Фронтальная работа

-Упр. 18

-Найдите упражнение 18 на странице 11.

-Определите падеж имени прилагательного по алгоритму.

Учащиеся с места выполняют задание с комментированием.

7. Включение в систему знаний и повторение.

-В конце урока я предлагаю потренироваться самостоятельно.

Учитель раздаёт карточки с заданием 2, учащиеся записывают в тетрадь и определяют падеж имени прилагательного по алгоритму.

1. Детвора была рада видеть известного  писателя.

2. Весь вечер я любовался вечерней зарёй.

3. В овощном магазине моя соседка работает.

4. Учёные до сих пор исследуют земную кору.

Самоконтроль с самопроверкой по эталону (слайд 6).

 

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Какую цель вы ставили перед собой на данном уроке?(Научиться определять падеж имён прилагательных) .

-       Вам удалось достичь цели? (Да.)

-        У кого не возникло трудностей в «открытии» нового?

-        Кому еще трудно?

-        Кто смог преодолеть трудности? Что помогло?

-        Кто не смог? Как вы думаете почему?

-Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.

Учащиеся показывают свои результаты на «лестнице успеха». Учитель анализирует результаты оценивания.

-       Какие вопросы остались на конец урока?

-       Как и где их можно развеять?

Далее учитель комментирует домашнее задание:

Домашнее задание: упр. 17, на стр. 11

 

 

 


 

Домаше задание:
ð № 6, №7, стр. 56.
☺ № 8, стр. 56.
Приложение 1

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/09b4/00065ecb-201d707b/hello_html_m22a04cbf.jpg


 

Тип урока: ОНЗ. Тема: «Изменение по падежам имён прилагательных»

Тип урока: ОНЗ. Тема: «Изменение по падежам имён прилагательных»

Лестница успеха» для самооценки на этапе 8

Лестница успеха» для самооценки на этапе 8

Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! (Прилагательное) -Верно, а что вы уже знаете об имени прилагательном? (

Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! (Прилагательное) -Верно, а что вы уже знаете об имени прилагательном? (

Пробное действие На севере диком стоит одиноко

Пробное действие На севере диком стоит одиноко

Что вам может помочь. Вспомните, что вы повторяли в начале урока? (Мы повторяли, что имя прилагательное связано с именем существительным) -Как вы раньше определяли род…

Что вам может помочь. Вспомните, что вы повторяли в начале урока? (Мы повторяли, что имя прилагательное связано с именем существительным) -Как вы раньше определяли род…

Отпустил старик рыбку в синее море

Отпустил старик рыбку в синее море

Какую цель вы ставили перед собой на данном уроке?(

Какую цель вы ставили перед собой на данном уроке?(

Приложение 1

Приложение 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2024