Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Изменение по падежам имён прилагательных»
Основные цели:
1) актуализировать знания о взаимосвязи имён прилагательных и имён существительных;
2)учить определять падеж имён прилагательных, изменять прилагательные по падежам.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: Анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.
Демонстрационный материал:
1) Презентация
2) Карточка с темой: Изменение по падежам имён прилагательных.
3) Карточка алгоритма:
1. Найти имя существительное
2. Определить падеж имени существительного
3. Определить падеж имени прилагательного
Раздаточный материал:
1) карточки для пробного действия
На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. |
2) задание № 2:
3) «Лестница успеха» для самооценки на этапе 8. (Приложение 1)
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
(на доске)
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда – талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сотворим урок.
- Как вы понимаете вторую строку? (Ответы детей)
- Я вас правильно поняла? Талант не принесёт пользы, если его не развивать?
Дети соглашаются или уточняют свой вариант.
- Тогда давайте развивать свои таланты в русском языке.
-Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа. И словарное слово: тАлант. Поставьте ударение и подчеркните букву безударного гласного звука.
-Сколько слогов? (2) Сколько букв? (6) Сколько звонких звуков? (2) .
-Молодцы.
2. Актуализация знаний.
-А сейчас, отгадайте, о какой части речи я говорю:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! (Прилагательное)
-Верно, а что вы уже знаете об имени прилагательном? (Это часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой?, какая? какое? Может изменятся по родам и числу. Всегда связано с именем существительным)
3. Пробное действие и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- Хорошо. Посмотрите на слайд (2), вспомните словарное слово и скажите, какие дети на картинке? (Талантливые дети)
- Да. А в единственном числе? (Талантливый ребёнок)
-Я изменила слово ребёнок по падежам (слайд 3). Посмотрите, что у меня получилось. Что интересного заметили?
Ответы детей:
(Некрасиво, не подходит…)
- Сделайте, правильно.
Работа со слайдом 4
-Что изменилось? (Окончание прилагательных)
-Почему изменилось окончание? (Потому что изменилось окончание у существительного)
-Какой вывод из данного наблюдения можно сделать? (Если у имени существительного меняется окончание, то и у имени прилагательного тоже меняется окончание; имя прилагательное изменяется по падежам)
-Кто может назвать тему урока? (Падеж имени прилагательного)
Учитель фиксирует тему на доске
У детей на партах лежат карточки для пробного действия
Пробное действие На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. |
-Определите падеж выделенных жирным шрифтом имён прилагательных.
Дети обязательно зададут вопрос, что обозначает слово «ризой».
«Риза»- из древне-русского «Одежда, облачение». Риза — верхнее облачение священника при богослужении. (Можно подготовить картинку или показать на слайде 5).
-Итак, время истекло. Кто не выполнил это задание?
Учащиеся поднимают руки.
-Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли определить падеж прилагательного.)
-Кто смог определить?
Учащиеся поднимают руки. Вероятнее всего учащиеся не смогут правильно определить падеж имён прилагательных. В данном случае затруднение фиксируется так:
-Ребята, среди данных ответов нет правильного ответа. Что вы не смогли сделать? (Определить падеж имени прилагательного.)
-Какой следующий шаг на нашем уроке? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
-Почему не смогли определить? (Потому что не знаем как?)
- Какую цель поставите перед собой на уроке? (Научиться определять падеж имён прилагательных)
- Что вам может помочь. Вспомните, что вы повторяли в начале урока? (Мы повторяли, что имя прилагательное связано с именем существительным)
-Как вы раньше определяли род и число имён прилагательных? (По имени существительному)
-Кто догадался, как определить падеж у имени прилагательного? (Какой падеж у существительного, такой падеж и у прилагательного)
-У любого существительного? (Нет, у того к которому имя прилагательное относится)
-Верно. Давайте составим алгоритм для определения падежа.
Дети называют этапы, а учитель фиксирует на доске с помощью карточек.
1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное
2. Определить падеж имени существительного
3. Определить падеж имени прилагательного
-Какой следующий этап? (Применить алгоритм)
-Предлагаю вернуться к заданию, с которым не справились.
Учащиеся фронтально определяют падеж имён прилагательных на карточках с пробным действием.
- Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
-Что теперь вы можете? (Мы можем определять падеж имён прилагательных.)
-Какой следующий шаг на уроке? (Потренироваться применять алгоритм)
5. Реализация построенного проекта.
- Запишите предложение под диктовку. Определите падеж имени прилагательного.
Один ученик работает у доски.
Отпустил старик рыбку в синее море.
-О чем предложение?
-Назовите все имена существительные (Старик, рыбка, море)
-Назовите имя прилагательное? (Синее)
-Какое имя существительное оно описывает? (Море)
-Первый этап выполнили, теперь выполните 2 и з («Море» стоит в винительном падеже, значит и «синее» тоже в винительном падеже).
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Фронтальная работа
-Упр. 18
-Найдите упражнение 18 на странице 11.
-Определите падеж имени прилагательного по алгоритму.
Учащиеся с места выполняют задание с комментированием.
7. Включение в систему знаний и повторение.
-В конце урока я предлагаю потренироваться самостоятельно.
Учитель раздаёт карточки с заданием 2, учащиеся записывают в тетрадь и определяют падеж имени прилагательного по алгоритму.
1. Детвора была рада видеть известного писателя.
2. Весь вечер я любовался вечерней зарёй.
3. В овощном магазине моя соседка работает.
4. Учёные до сих пор исследуют земную кору.
Самоконтроль с самопроверкой по эталону (слайд 6).
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Какую цель вы ставили перед собой на данном уроке?(Научиться определять падеж имён прилагательных) .
- Вам удалось достичь цели? (Да.)
- У кого не возникло трудностей в «открытии» нового?
- Кому еще трудно?
- Кто смог преодолеть трудности? Что помогло?
- Кто не смог? Как вы думаете почему?
-Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.
Учащиеся показывают свои результаты на «лестнице успеха». Учитель анализирует результаты оценивания.
- Какие вопросы остались на конец урока?
- Как и где их можно развеять?
Далее учитель комментирует домашнее задание:
Домашнее задание: упр. 17, на стр. 11
Приложение 1
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.