С чего начинается Родина?
Урок родного русского языка в 9 класс.
Цели урока:- подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения; - продолжить работу над особенностями рассуждения как типа речи; - воспитывать у учащихся морально-ценностные чувства, в частности, любовь к Родине.
Задачи урока:- развивать умение работать над сочинением-рассуждением; - закрепить умение разбирать слова по составу; - совершенствовать навыки правописания.
Форма урока
Урок развития речи, подготовка к сочинению-рассуждению о родном крае
Оборудование урока
Раздаточный материал, репродукции картин,
Конспект урока
Ход урока
Урок начинается с заочной экскурсии по родному краю.
Учащимся демонстрируется фотоальбом «Буздякский район».
1. Вступительное слово учителя: С чего начинается Родина? Когда я задумываюсь над этим, я слышу птичий щебет, чувствую, что солнечные лучи раздвигают шторы и врываются в комнату. Я открываю глаза и вижу утро. Это утро –как начало новой жизни. Оно сулит погожий день. Мое понимание Родины восстанавливает душевное равновесие, воодушевляет, обнадеживает. На нее можно опереться – она надежна. Моя родина – щедра. Итак, ребята, вы уже поняли, чему будет посвящен наш урок. Какова его тема? (ответы учащихся) Сегодня мы готовимся к написанию сочинения-рассуждения о родном крае. Откройте тетради, запишите число и тему урока. Я предлагаю назвать наш урок так «С чего начинается родина…»
2. Беседа.
- Ребята, а что для вас означает понятие Родины? (ответы учащихся) - Спасибо. Мы убедились, что это понятие очень широкое, слово Родина многозначно. Заглянем в «Словарь русского языка» С.И.Ожегова. Учащемуся было дано задание найти в словаре толкование слова «родина». Ответ учащегося
Родина, -ы,ж 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь, возникновения чего-нибудь. Москва – его родина. Индия – родина шахмат.
- Назовите те слова, которые возникают у вас в памяти в связи со слово «родина» (ответы учащихся) - Родина! Что может быть дороже? Подберите однокоренные слова к слову родина. Ответы учащихся (Слайд 3)
Давайте постараемся проникнуть в тайну названий.
Задания:
1) запишите данные слова и произведите их морфемный разбор
Род-н-ой, род-ител-и, род-ств-енн-ик-и, народ, род, род-н-я, родин-а
2) Вдумайтесь в значение, сосредоточенное в корне. Каково оно? ( Это что-то близкое, родное, свое по рождению, по духу)
Молодцы! Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего города, со всего, что с ними связано, т.е. с Малой Родины (Слайд 4)
Текст
У каждого из нас при слове «Родина» перед мысленным взором возникает вполне конкретный образ: родной дом, городская или сельская улица, что помнит наши детские и школьные годы, завод, стройка или ферма, откуда началась трудовая биография; родные просторы, по которым столько хожено-перехожено… Многолик и многоцветен этот образ, выхваченный, как правило, из нашего детства…(В.Степаненко)
3. Работа с текстом.
Задание: прочитать текст, объяснить выделенные орфограммы, пунктограммы (текст роздан каждому учащемуся на листочках)
Давайте вспомним нашу экскурсию в начале урока. Какие места, достопримечательности вы узнали? (ответы учащихся). И все это – Родина. Эта тема находит отражение и в лирике. Русская поэзия, созерцая, любуясь, чувствуя, размышляя, осваивает близкие сердцу уголки. Благодаря поэзии, прозе, родина становится очарованием не только для глаз, но и для сердца.
Послушайте стихотворение К.Симонова «Родина» (стихотворение читает наизусть заранее подготовившийся учащийся)
4. Чтение стихотворения.К.Симонов «Родина»
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке,
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспомнишь не страну большую,
Какую ты объездил и узнал,
Ты вспомнишь родину – такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родится,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
Вопрос: - О какой родине говорит поэт? Конечно, о малой родине, о месте, где родился и вырос, о стране своего детства. Мне бы хотелось, чтобы и наша школьная березовая алея, наши березки стали для вас родными.
Ребята, мы готовимся к сочинению-рассуждению о нашем родном крае, о тех местах, где мы с вами родились и живем. Вспомним особенности рассуждения как типа речи (Слайд 5)
5. Работа с алгоритмом написания сочинения-рассуждения. 1. Тезис – утверждение, которое нужно доказать. 2. Обоснование – аргументы, доводы, доказательства, примеры. 3. Вывод.
- Какие тезисы, т.е. утверждения мы можем выделить, если пишем о нашем родном крае? Каков наш край? (ответы учащихся) (Слайд 6)
Тезисы: Наш родной край самый прекрасный. Мы здесь родились, поэтому всегда будем любить нашу малую родину. Мы можем гордиться нашим родным краем. Нам есть что беречь. Родина начинается с …
Согласны вы с этими утверждениями?
- Какие факты приведем в качестве обоснований? К каким источникам мы можем обратиться? (Слайд 7)
Немного истории
Современность люди – главное украшение края примеры из личной жизни заметки газет
При подготовке к уроку мы с вами приготовили буклет. В нем нашли отражение история нашей земли, ее настоящее (из жизни нашей школы, класса).
Беседа по материалам слайда и буклета
А в заключительной части сочинения я предлагаю вам задуматься о будущем (Слайд 8)
Ребята, сегодня мы с вами увидели какая она, наша малая родина. - А вы любите родной край? - За что? - Что значит «любить свою родину»? - Что мы должны делать, чтобы наш край становился еще краше? Об этом поразмышляем в последней части сочинения.
Слайд 8
Теперь обратимся к пословицам – источнику народной мудрости. Объясним значение пословиц из словаря В.И.Даля, запишем их в тетрадь. Можно использовать пословицы в качестве эпиграфа к сочинению.
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха. Где кто родится, там и пригодится. Всякому мила своя сторона. Без корня и полынь не растет. На родной стороне и камешек знаком.
6. Итоги урока. Слово учителя. Ребята, человек должен с детства помнить, на какой земле он родился, помнить, что у него есть обязанности перед этой великой красивейшей землей в мире, которую зовут Родиной. И она у человека одна.
Учитель читает стихотворение
Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней легкий ветерок,
Душистее цветы, холмы там зеленее,
Там сладостней звучит поток,
Там соловей поет звучнее,
Там все нас может восхищать,
Там все прекрасно, там все мило,
Там дни, как молнии, летят,
И нет тоски унылой,
Там наше счастие живет,
Там можно жизнью наслаждаться!
7. Оценки за урок. На втором уроке начинается самостоятельная работа учащихся над сочинением.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.