Урок по русскому языку "Правописание глаголов"
Оценка 4.7

Урок по русскому языку "Правописание глаголов"

Оценка 4.7
docx
27.03.2022
Урок по русскому языку "Правописание глаголов"
Технологическая карта урока.docx

Технологическая карта урока

Предмет:     русский язык

Класс:             4

УМК «Начальная школа ΧΧI века», автор: Иванов С.В., Евдокимова А.О.

Тема урока:       Правописание глаголов

       Тип урока:    урок рефлексии (обобщение и систематизация знаний)

Разработала:  Четверткова Ольга Юрьевна МБОУ СОШ 1 г. Мичуринска                                                                    

Цель

Создать условия для совершенствования умения  правописания глаголов

Задачи

Образовательные:

• Отработка умений писать частицу НЕ с глаголами, мягкий знак после шипящих в глаголах, правописания –ться и – тся в глаголах.

• Знакомство с правописанием буквы О - Ё после шипящих в окончаниях глаголов.

Развивающие: 

• Развитие мыслительных операций и психических процессов (внимание, восприятие, память).

• Развитие орфографической зоркости.

• Развитие связной устной и письменной речи.

• Развитие навыков самоорганизации, самоанализа, саморегуляции, взаимопроверки.

Воспитательные:

• Воспитание умения работать в коллективе.

• Воспитание любви  к русскому языку.

Планируемый результат

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группах

Методы

Словесный, проблемно-поисковый, практический

Оборудование

Учебник «Русский язык» 4 кл, часть1 (автор Иванов С.В. и др.), карточки с индивидуальными заданиями, смайлики, презентация для SMART доски, ноутбуки для учащихся

Интрернет-ресурсы

https://learningapps.org, https://etreniki.ru, https://media.prosv.ru/content/item/reader/10292/

 

 

 

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

 

Организационный

момент (мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством тренинга и создания эмоциональной обстановки)

Тренинг (Слайд 1 – музыка)

      Возьмите в руки карандаш (любой предмет с гранями). Покатайте его по ладоням. Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты!

 

Послушайте  притчу.

  Шел мудрец, навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!».

   - Ребята, желаю вам, чтобы вы были сегодня именно строителями «ХРАМА ЗНАНИЙ».

Как вы считаете, эта работа легкая и трудная?
Но, пусть урок принес вам новые открытия, успехов вам.

  - Так как мы являемся строителями храма, мы должны быть здоровыми и крепкими. Поэтому следим за осанкой.

Запишите число, классная работа.

 

 

 

Учащиеся выполняют упражнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся слушают притчу.

 

 

 

 

 

 

 

Ответ учащихся.

Учащиеся проверяют посадку за партой на уроке.

Учащиеся записывают число, классная работа

Актуализация знаний в индивидуальной деятельности.  Целеполагание, постановка проблемы.

-   Начнем наше строительство «Храма Знаний» со словарной работы.

- Из букв составьте словарные слова. Можете воспользоваться подсказкой.

  (сверкать, желать, решать, минута)

- Запишите эти слова в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

- Какое слово лишнее и почему?

  - С какой частью речи будет связана тема нашего урока?

  - Вспомним, что такое глагол?

- Какой формой глагола являются словарные слова?

- Что указывает на начальную форму?

- Образуйте от данных слов однокоренные слова с помощью приставок. Какую орфограмму мы должны знать, чтобы верно записать новые слова?

 На доске записаны  пословицы. Слайд 3.

  -  Какое задание нужно выполнить, чтобы мы могли записать эти пословицы в тетрадь?

   Запись пословиц с комментированием. Объяснение смысла пословиц.

  - Какие орфограммы вам встретились в пословицах?

 (Не)(п.)мучиш.ся – (не)(н.)учиш.ся.

П.вт.рять да учить - ум т.чить.

Дело мастера б.ит.ся.

- Сформулируем каждое правило и составим кластер.

Составление кластера «Орфограммы глаголов». Слайд 4.

Орфограммы  глаголов

,Правописание Не с глаголами

,Правописание приставок с глаголами

,Правописание безударной гласной в корне глаголов,Ь знак после шипящих у глаголов,Правописание - тся, -ться
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Определите тему нашего урока.

 - Ориентируясь на тему нашего урока – сформулируем цель и задачи урока. Слайд 5.

Цель: повторение:…

Задачи:

формировать: … (умения видеть и находить орфограммы в  глаголах).

развивать: … (орфографическую зоркость, речь, внимание, самостоятельность)

воспитывать: …  (интерес к изучению русского языка).

Учащиеся работают в малых группах на ноутбуках, пройдя по ссылке (https://etreniki.ru/3GNZGSYFY3 )

Учащиеся записывают составленные словарные слова в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают безударные гласные.

 

Учащиеся находят лишнее слово. (Минута – это существительное).

Ответ учащихся (с глаголами).

 

Учащиеся актуализируют знания о глаголе.

 

 

Составляют и записывают однокоренные слова.

Ответ учащихся.

 

Ответ учащихся. (Вставить пропущенные буквы)

 

Один из учеников комментирует запись пословицы. Называет изученные орфограммы. Объясняет смысл пословицы.

 

 

 

Учащиеся формулируют правила на изученные орфограммы глаголов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ учащихся. (Правописание глаголов).

Учащиеся формулируют цель и задачи урока. 

Локализация индивидуальных затруднений.

Практическая работа.

 

Фундамент нашего Храма заложен: орфограммы повторили. Проверим прочность нашего фундамента. Слайд 6.

- У каждого есть индивидуальный конверт. Подпишите его. Оцените ваши знания в начале урока. Поставьте эту оценку на свой конверт. Слайд 7.

Возьмите из конверта желтые карточки.

 Работа в группах. Каждая группа получает свое задание (разные орфограммы глаголов).

1 группа

Запишите слова в два столбика, раскрывая скобки.

(не)бояться, (не)грустить, (не)годовать, (не)любить, (не)взлюбить, (не)теряться, (не)годиться, (не)понимать, (не)доумевать

Вспомните правило о правописании глаголов с частицей не.

2 группа

Выпиши глаголы в два столбика.

 улыба[ца], улыбае[ца],  ули[ца],   кусае[ца], куса[ца], умыва[ца], умывае[ца], волнуе[ца],волнова[ца]

Какое слово лишнее? Почему?

Вспомните правило о правописании –тся, - ться в глаголах.

3 группа

Выпиши только глаголы, раскрывая скобки.

Пряч(?), горяч(?), бегаеш(?), ключ(?), прилеч(?), плывёш(?), меч(?), камыш(?), увлеч(?), реч(?), заплач(?), учиш(?)ся, дремуч(?)

Вспомните правило о правописании мягкого знака у глаголов после шипящих.

  Проверка  работы экспертом группы.

 Каждая группа отчитывается о выполнении задания, называет правило, которое повторяли:

1.      Какое правило повторяли.

2.      Прочитать выполненное задание.

Оценка работа в группах.

Учащиеся оценивают знания в начале урока.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся работают в группах, выполняя задание на карточке.  Эксперт группы контролирует ход выполнения задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Эксперт группы отчитывается о выполненном задании. Учащиеся оценивают свою работу.

Постановка учебной задачи, проблемного вопроса.

Начинаем  воздвигать стены «Храма Знаний». Слайд 8.

Работа по учебнику с. 129. Фронтальная работа (Слайд –электронная форма учебника)

- Прочитайте внимательно глаголы.

- Какая форма глагола записана в учебнике? Докажите.

- Что общего у всех глаголов?

-Какой звук вы слышите под ударением?

-Какой буквой обозначается ударный звук?

-В какой части слова находится буква?

-После какой буквы?

- Какой вывод сделаем о правописании этих глаголов?

- А теперь давайте проверим.

 Откроем учебник на с. 130 и прочитаем правило в рубрике «Тайна языка».

 

 

 

 

Учащиеся работают по учебнику и отвечают на вопросы учителя.

 

Учащиеся формулируют вывод на проблемный вопрос.

Практическая работа

Работа на карточках. Слайд 9.

Возьмите голубые карточки. Допишите окончания глаголов. Индивидуальная работа.

   Коля береж… свои книги. Как неторопливо теч… речка. Куда ты теч… ручей? Мама печ… вкусные пироги. Пёс Полкан много лет стереж… наш дом. Садовник каждую неделю стриж… газон.

Найдите  и запишите в тетрадь, предложения, которые будут соответствовать схеме:

______ ‗‗‗‗‗‗‗῀῀῀῀῀῀῀῀῀_ _ _ _ .

  Проверяют работу на доске. Оценивают работу у доски и свою.

- Итак, с каким новым правописанием глагола мы сегодня с вами познакомились? Слайд 10.

 

 

Ученики по очереди выходят к доске и вставляют окончания глаголов. Формулируют изученное правило.

 

 

Учащиеся находят предложения соответствующие схеме.

 

 

 

 

Учащиеся оценивают свою работу.

Формулируют изученное правило.

Физкультминутка.

В любой работе, нужен  отдых. Слайд 11.

 На экране будут появляться словосочетания с тся или ться. Если в словах должно быть написано тся –  руки в стороны, если пишется ться – руки вверх.

https://learningapps.org/7648803 (тся, ться – 20 глаголов)

Учащиеся выполняют движения в соответствии с правилами.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Мы переходим к возведению крыши для «Храма Знаний». Она очень нужна ему. Вы сейчас догадаетесь почему, посмотрев на следующее задание. Это карточка розового цвета. Исправьте ошибки.

    Осенний дождь мелко сееца да долго тянеца.

    Мокрый дождя  небаица.

   От дождя уйдеш, а от беды неуйдеш.

   Туча про  шла, а дождя невидали.  

Самопроверка по образцу.

Слайд 13. Назовите орфограммы в словах, где вы исправили  ошибки. Запишите верно две любых пословицы.

 

 

Учащиеся работают самостоятельно, исправляют ошибки на изученные правила,  сравнивают свою работу с образцом на доске.

 

 

Рефлексия учебной деятельности на уроке

 

Возьмите свой конверт. Сложите все карточки в конверт. Оцените свою работу на уроке. Поставьте вторую оценку.

Оцените  свои ощущения в конце урока: слайд 14. Возьмите смайлики разные по цвету.

На доске записаны фразы:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Ещё придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

При выполнении каких упражнений, мы достигли задач, поставленных в начале урока. Слайд 15.

Формировать: … (умения видеть и находить орфограммы в  глаголах).

Развивать: … (орфографическую зоркость, речь, внимание, самостоятельность)

Воспитывать: …  (интерес к изучению русского языка)

Учащиеся оценивают свою работу на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выбирают одно из предложенных на доске предложений и поднимают соответствующий смайлик.

Ответы учащихся.

 

 

 

 

Домашнее задание

Предлагаю вам на выбор домашнее задание: на сайте ЯндексУчебник, тест сайте Дневник.ру или учебник с. 131 упр.6

 

Учащиеся записывают домашнее задание.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока Предмет: русский язык

Технологическая карта урока Предмет: русский язык

SMART доски, ноутбуки для учащихся

SMART доски, ноутбуки для учащихся

Какое слово лишнее и почему? -

Какое слово лишнее и почему? -

Учащиеся работают в малых группах на ноутбуках, пройдя по ссылке (https://etreniki

Учащиеся работают в малых группах на ноутбуках, пройдя по ссылке (https://etreniki

Начинаем воздвигать стены «Храма

Начинаем воздвигать стены «Храма

От дождя уйдеш, а от беды неуйдеш

От дождя уйдеш, а от беды неуйдеш
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2022