Урок по русскому языку. Тема-«РНО.Слово и его лексическое значение».
Оценка 4.9

Урок по русскому языку. Тема-«РНО.Слово и его лексическое значение».

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
3 кл—4 кл
20.02.2020
Урок по русскому языку. Тема-«РНО.Слово и его лексическое значение».
Урок по русскому языку. Тема-«РНО.Слово и его лексическое значение».
слово и его лексич значен.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема-«РНО.Слово и его лексическое значение».

Цель: Повторить основные лексические понятия. Развивать умение давать

лексическое толкование слову, подбирать синонимы и антонимы,

развивать интерес к слову посредством словесной игры, загадок.

Задачи-- формирование представления о лексическом значении слова как об

             обязательном значении любого слова в языке;

- развитие орфографической зоркости, речи и мыслительных операций

  учащихся;

- воспитание любви к родному языку.

Оборудование-учебник, тетрадь, раздаточный материал.

Ход урока.

1.Оргмомент.

-Здравствуйте, садитесь.

В языке, как в зеркале, отражается жизнь народа. Слово – основная единица языка. Функция (роль) слова в том, что оно называет предмет, процесс, признак, свойство и т.п.

Нет предмета во Вселенной, для которого человек не придумал бы слова. Словарь человека отражает все изменения, происходящие в мире, и даже то, что мы можем себе представить, вообразить.

По своему смыслу и по употреблению в речи слова делятся на несколько типов.

Самостоятельные и служебные слова в предложении играют различные роли.

- А теперь отгадайте загадку: Не мёд, а ко всему липнут. (Слова)

- Я думаю, что у каждого возникло множество ответов. Пожалуйста! (Клей, жвачка, варенье.) Всё это верно, но, тем не менее, разгадку вы дадите в конце урока. Может быть, мнения поменяются.

- Для того чтобы общаться, передавать друг другу мысли, чувства необходимы слова. Чтобы понимать собеседника в обычном разговоре, достаточно 4-5 тыс. слов. Но и этого мало. Чем больше слов и их значений знает, умеет и использует в речи человек, тем точнее он может выражать свои мысли, тем он интереснее. Наверное, каждый из вас хочет быть интересным собеседником и человеком. Поэтому я думаю, что каждый справится со всеми заданиями на уроке.

-Сколько слов в русском языке?(Очень много)

2.Актуализация знаний.

- Многие слова, называющие близкие понятия, образуют тематические группы. Они охватывают не только предметы, их признаки, но и действия, отношения.

Среди данных слов спряталась тематическая группа слов. Найдите ее.

Борода, хоккей, раковина, сирень, футбол, промокашка, гитара, пловец, троллейбус, теннис, скафандр, кукушка, тренер, родственник, спартакиада, одеяло, чемпион.

Чистописание.

Задание . Составьте и запишите предложения из приведенных здесь слов. Какие служебные слова вам понадобились?По рядам.

1.Мы, жить, Россия. (Мы живем в России.)

2.Зимой, я, кататься, коньки. (Зимой я катаюсь на коньках.)

3.Внук, писать, дедушка, письмо. (Внук пишет дедушке письмо.)

-Сформулируйте тему урока.

3.Работа по теме урока.

С.78 упр2 устно. Прочитайте слова. Рассмотрите схему. Объясните, все ли слова состоят из данных значимых частей.

упр. 183 с. 97 - 1б

Лесник, подъезд, красный, лесной, полоска, хорошо.

  • Запишите слова, соответствующие данной схеме. Выделите в них все значимые части слова.

Лес/ник, крас/н/ый, лес/н/ой, полос/к/а.

1 (Лесник) лес-корень,ник-суффикс,лесник-основа,нулевое окончание.

2(Подъезд) подъ-приставка,езд-корень,подъезд-основа ,нулевое окончание.

3(Красный)крас-корень, н -суффикс,ый-окончание,красн-основа.

4(Лесной)лес-корень,н-суффикс,ой-окончание,лесн-основа.

5(Полоска)полос-корень,к-суффикс,а-окончание,полоск-основа.

6(Хорошо)хорошо-корень,окончания нет , т.к. это слово- наречие,хорошо -основа.

Упр.135 письменно.Прочитайте.

В рощах птичье пение,
А в классе — тишина.
Проходим мы склонение,
Склоняется «весна».
Склоняем вслух: «Весна, весны...
Весне, весну, весною, о весне...»
«Пришла ве-сна,
Дождись ве-сны...
Привет ве-сне,
Встречай ве-сну...
Весна, весны, весне, весну,
Весною, о весне...»

  • Что обозначает выражение склоняется «весна»? Какая часть в слове весна при склонении изменяется?

Склоняется — изменяется по вопросам или по падежам. При склонении изменяются окончания имени существительного весна.

  • Спишите последнее предложение. Определите падеж имени существительного весна по вопросам.

(Что?) весна И. п.), (чего?) весны (Р. п.), (чему?) весне (Д. п.), (что?) весну (В. п.), (чем?) весною (Т. п.), (о чём?) о весне (П. п.).

И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.

(кто?) лис/а
(кого?) лис/ы
(кому?) лис/е
(кого?) лис/у
(кем?) лис/ой
(о ком?) о лис/е

(что?) окн/о
(чего?) окн/а
(чему?) окн/у
(что?) окн/о
(чем?) окн/ом
(о чём?) об окн/е

(кто?) еж/и
(кого?) еж/ей
(кому?) еж/ам
(кого?) еж/ей
(кем?) еж/ами
(о ком?) о еж/ах

Упр.136 устно.

  • Письменно по рядам.137. Устно просклоняйте вместе со вспомогательными словами имена существительные лисá, окнó, ежи′. Запишите склонение этих существительных без вспомогательных слов. Выделите окончания имён существительных.

Физминутка

4.Закрепление.

Упр.138 устно.

 

Письменно 139. Прочитайте. Соотнесите загадки и отгадки.

1. Конь бежит, земля дрожит. 2. Шёл долговяз, в землю увяз. 3. Из земли вырастаю, весь мир одеваю. 4. Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла. 5. Красна, сочна, душиста, растёт низко, к земле близко. 6. Алый сапог в земле горит.4

Отгадки: дождь, гром, лён, земляника, картофель, свёкла.

  • Подготовьтесь объяснить, как определить падеж имени существительного земля в каждом предложении.

«Что сначала нужно сделать, чтобы определить падеж? (Назвать все имена существительные, падеж которых определяется.) Что надо сделать потом? (Найти слово, от которого зависит каждое имя существительное, и поставить от этого слова вопрос.) Что нужно сделать после этого? (Соотнести вопрос и предлог с падежом.)

  • Спишите любые три загадки. Укажите падеж имени существительного земля в каждом предложении.

Конь бежит, земля (И. п.) дрожит. (Гром.) 2. Шёл долговяз, в землю (В. п.) увяз. (Дождь.) 3. Из земли (Р. п.) вырастаю, весь мир одеваю. (Лён.) 4.Под землёй (Т. п.) птица гнездо свила, яиц нанесла.(Картофель.) 5. Красна, сочна, душиста, растёт низко, к земле (Д. п.) близко. (Земляника.) 6. Алый сапог в земле горит. (Свёкла.)

 

Алый сапог в земле горит.4
сапог (какой?) алый, горит (где?) в земле.

Лён-

 

Карточки.

Задание. Составьте словосочетания с данными парами слов.

опасный – опасливый (преступник, взгляд)

рыбная – рыбья (уха, чешуя)

удачливый – удачный (хозяин, улов)

жесткий – жестокий (стул, человек)

Задание. Составьте словосочетания с данными парами слов.

Занятия: практические или практичные.

Мастер: искусный или искусственный.

Тополь: высокий или высотный.

Как правильно?

Одеть или надеть очки?

Поставить свою роспись или подпись?

Встать или стать на цыпочки?

Правильные ответы: надеть, подпись, стать.

 

5.Итог урока.

- Так какое слово будет являться отгадкой загадки, которую мы прочитали в начале урока?

- С каким настроением заканчиваем урок?

- Что нового узнали?

 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:  упр. № 140, стр. 83.

Составьте словосочетания с данными парами слов.

опасный – опасливый (преступник, взгляд)

рыбная – рыбья (уха, чешуя)

удачливый – удачный (хозяин, улов)

жесткий – жестокий (стул, человек)

 

 

 

Составьте словосочетания с данными парами слов.

Занятия: практические или практичные.

Мастер: искусный или искусственный.

Тополь: высокий или высотный.

Как правильно? Напишите.

Одеть или надеть очки?

Поставить свою роспись или подпись?

Встать или стать на цыпочки?

 

 

 

Составьте словосочетания с данными парами слов.

опасный – опасливый (преступник, взгляд)

рыбная – рыбья (уха, чешуя)

удачливый – удачный (хозяин, улов)

жесткий – жестокий (стул, человек)

 

 

 

Составьте словосочетания с данными парами слов.

Занятия: практические или практичные.

Мастер: искусный или искусственный.

Тополь: высокий или высотный.

Как правильно? Напишите.

Одеть или надеть очки?

Поставить свою роспись или подпись?

Встать или стать на цыпочки?

 

 

 

 

Составьте словосочетания с данными парами слов.

опасный – опасливый (преступник, взгляд)

рыбная – рыбья (уха, чешуя)

удачливый – удачный (хозяин, улов)

жесткий – жестокий (стул, человек)


 

Урок по русскому языку. Тема-«РНО.Слово и его лексическое значение».

Урок по русскому языку. Тема-«РНО.Слово и его лексическое значение».

Урок по русскому языку. Тема-«РНО.Слово и его лексическое значение».

Урок по русскому языку. Тема-«РНО.Слово и его лексическое значение».

Тема-«РНО.Слово и его лексическое значение»

Тема-«РНО.Слово и его лексическое значение»

Внук, писать, дедушка, письмо. (Внук пишет дедушке письмо

Внук, писать, дедушка, письмо. (Внук пишет дедушке письмо

Конь бежит, земля дрожит. 2. Шёл долговяз, в землю увяз

Конь бежит, земля дрожит. 2. Шёл долговяз, в землю увяз

Составьте словосочетания с данными парами слов

Составьте словосочетания с данными парами слов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2020