Урок по русскому языку в 3 классе на тему: "Род местоимения третьего лица единственного числа"

  • doc
  • 22.05.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Род местоимений 3 лица единственного числа.doc

Конструкт урока русского языка

студентки группы 46

специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Колпащиковой Екатерины Сергеевны

 

Дата: 21.04.2023

Класс: 3 «В»                                                                                                                                                                       Подпись ______________

Тема урока: «Род местоимения третьего лица единственного числа»

Тип урока: освоения новых знаний и способов действий

Планируемые результаты:

·        Личностные: обучающиеся проявляют чувства любви и уважение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения.

·        Метапредметные: обучающиеся демонстрируют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу, планируют её реализацию; контролируют, вносят коррективы в их выполнение; понимают выделенные ориентиры действий в заданиях учебника при работе с учебным материалом; осознают познавательную задачу, решают её (под руководством учителя или самостоятельно); осознанно строят речевое высказывание в устной форме; осуществляют анализ, синтез как составление целого из частей; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно–следственные связи; делают выводы, формулируют их с помощью педагога;  выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; приходят к общему решению; высказывают своё собственное мнение, аргументируют его.

·        Предметные: обучающиеся демонстрируют умение определять лицо, число, род местоимений и пользоваться местоимениями в речи.

Цель: формирование умений определять лицо, число и род местоимений в процессе практической деятельности.

Задачи:

·         Воспитательные: воспитывать у обучающихся чувства любви и уважение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения.

·        Развивающие: развивать у обучающихся волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию; контролировать, вносить коррективы в их выполнение; понимать выделенные ориентиры действий в заданиях учебника при работе с учебным материалом; осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); осознанно строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять анализ, синтез как составление целого из частей; строить несложные рассуждения; устанавливать причинно – следственные связи; делать выводы, формулировать их с помощью педагога; выражать свои мысли в устной форме; участвовать в диалоге, общей беседе; приходить к общему решению; высказывать своё собственное мнение, аргументировать его.

·        Образовательные: формировать у обучающихся умения определять лицо, число, род местоимений и пользоваться местоимениями в речи.

 

Принципы обучения и воспитания:

Принципы обучения:

  • Принцип наглядности
  • Принцип систематичности и последовательности
  • Принцип доступности
  • Принцип деятельности
  • Принцип психологической комфортности

Принципы воспитания:

  • Создание положительного эмоционального подъема
  • Стимулирование активности
  • Сотрудничества, партнерства
  • Гуманистической направленности воспитания

 

Методы обучения:

1.      По источнику получения знаний:

· словесные: беседа, работа с учебником

· наглядные: демонстрация, организация наблюдения

· практические: упражнения

2.      Методы закрепления и повторения изученного материала:

· беседа, повторение

3.      Методы эмоционального стимулирования:

· создание ситуации успеха

· поощрение

4.      Методы развития познавательного интереса:

· формирование готовности к восприятию

· стимулирование занимательным содержанием

5.      Методы формирования ответственности и обязанности:

· предъявление педагогических требований, оперативный контроль.

Методы воспитания:

1. Методы самоопределения личности ребенка:

· рефлексия

3. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

· поощрение

Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная

Оборудование:

·        Демонстрационное: презентация «Род местоимения третьего лица единственного числа», аншлаги с темой и задачами

·        Индивидуальное: учебник по русскому языку В.П. Канакина, В.Г. Горецкий; тетрадь; пенал; таблица.

Обеспечение урока:

Информационное обеспечение:

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья утвержден приказом министерства образования и науки российской федерации от 2014г

2. Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 "санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 2015г

3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 993 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (Зарегистрирован 22.12.2022 № 71764).

4. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 159 с., [2] л. ил. : ил. – (Школа России). - ISBN 978-5-09-024116-8.

 

 

 

Структура (план) урока (в соответствии с типом урока): 

 

Этап урока

Время

Мотивация к учебной деятельности

2 мин

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

12 мин

Решение проблемы

17 мин

Физкультминутка

2 мин

Организация самостоятельной работы  

7 мин

Информация о домашнем задании

2 мин

Рефлексия учебной деятельности

3 мин

Итого

45 мин

 

 

 

Оформление учебного кабинета, макет доски:

 

Тема: «Род местоимения третьего лица единственного числа»

Задачи:

1.         Научиться определять род у местоимений.3-го л., ед.ч.

2.         Научиться использовать местоимения 3 – го лица в тексте.

3.         Потренироваться заменять имена существительные на местоимения.

Двадцать первое апреля.

Классная работа.

 

 

 

Ход урока:

Этапы0урока

Образовательные задачи

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

 

Деятельность обучающихся

 

Формы организации деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля, самоконтроля

Планируемые результаты

Мотивация к учебной деятельности

 

Смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку.

 

Методы обучения:

1.Методы эмоционального стимулирования:

•создание ситуации успеха

2.Методы развития познавательного интереса:

•формирование готовности к восприятию

 

- Здравствуйте, ребята!

-Проверьте готовность к уроку. На вашей парте должна лежать тетрадь, учебник русского языка, дневник, пенал.

-  У кого всё из перечисленного лежит на парте, просигнализируйте – показав класс.

- Спасибо, вижу все готовы к уроку, можете тихонько присаживаться на места.

- Ножки стоят на полу, спинка прямая, ручки лежат домиком на парте, все внимание на меня.

-Послушайте стихотворение и скажите, какими надо быть на уроке.

«На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Все пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать».

 

- Итак, ребята, какими надо быть на уроке?

 -Верно, ребята, чтобы стать успешными на уроке русского языка, нам нужно стараться, нужно быть старательным, внимательным и тогда у вас все получится.

 

Приветствуют педагога

 

 

 

-проверяют рабочее место

 

 

 

 

 

 

 

-старательным, внимательным, послушным

 

 

Ф

_____

ОК

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют волевую саморегуляцию

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

актуализировать знания детей.

Выявить причину затруднения,сформулировать тему, цель урока

 

Методы обучения:

1.         По источнику получения знаний:

•словесные: беседа

•наглядные: демонстрация, организация наблюдения

2.         Методы закрепления и повторения изученного материала:

•беседа, повторение

3.         Методы эмоционального стимулирования:

•создание ситуации успеха

•поощрение

4.Методы формирования ответственности и обязанности:

•предъявление педагогических требований, оперативный контроль.

Методы воспитания:

1.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

•поощрение

-Ребята, чему мы учимся на уроках русского языка?

- Для того, чтобы мы с вами аккуратно и правильно писали, предлагаю провести словарную работу.

-Откройте тетради для контрольных работ. Отступите от предыдущей работы 2 строчки вниз, в третьей пишем дату, сегодня 21 апреля, незабываем поставить точку. Ниже в следующей строке пишем классная работа.

 Слова: интересный, завтрак, дежурный, компьютер, помидор, лестница, растение, чувство, до свидания, здравствуйте, вместе, воскресенье, килограмм, праздник, Красная площадь.

 

-Закрываем тетради для контрольных работ и передаем на первую парту.

 

- Откройте свои тетради. От прошлой работы отступите 2 строчки вниз в третьей пишем дату, сегодня 21 апреля, не забывайте поставить точку в конце. Ниже в следующей строке пишем классная работа.

- Кто записал – руку на локоток, глазки на меня.

 

- Ребята, я знаю, что вы на прошлом уроке изучали личные местоимения. Кто нам может напомнить, что такое местоимение? (это часть речи)

- На что указывают местоимения? (указывают на предметы, но не называют их)

- Ребята, для того чтобы вспомнить личные местоимения предлагаю поиграть в игру. Если я называю личное местоимение, то вы хлопаете в ладоши, если это слово не относится к местоимению, то вы ничего не делаете. Что мы будем делать?

- Я (хлопают)

До

На

Мы (хлопают)

Ты (хлопают)

Он (хлопают)

От

Вы (хлопают)

Она (хлопают)

За

Они (хлопают)

Из

Оно (хлопают)

- Молодцы, мы с вами вспомнили личные местоимения.

 

- Для того, чтобы вспомнить, какие местоимения относятся к 1, ко 2 и к 3 лицу, я предлагаю заполнить таблицу, которая лежит у вас на парте. Вам необходимо распределить личные местоимения по колонкам.

1 лицо

2 лицо

3 лицо

 

 

 

Местоимения: он, я, вы, ты, она, мы, они, оно

 

- Кто готов – глазки на меня.

- Давайте проверим. Обратите внимание на слайд, и сверьте свои ответы со ответами со слайда.

- 1 лицо – я, мы. 2 лицо – ты, вы. 3 лицо- он, она, они.

1 лицо

2 лицо

3 лицо

Я, мы

Ты, вы

Он, она, они

 

-У кого всё правильно покажите класс.

- Отлично, молодцы.

- Ребята, сегодня мы продолжаем изучать местоимения, но, чтобы узнать тему нашего урока – обратите внимание на слайд.

- Тема урока перепуталась и для того, чтобы узнать, как будет она называться предлагаю её собрать.

(третьего лица Род местоимения единственного числа.)

- Верно, тема нашего урока: Род местоимения третьего лица единственного числа. (прикрепляется на доску)

- Ребята, обратите внимание на слайд, здесь представлены задачи урока, но они тоже перепутались, давайте попробуем их собрать.

 

1. род у местоимений 3-го л. ед.ч. Научиться определять

2. местоимения 3 – го л. в тексте. Научиться использовать

3. имена существительные на местоимения. Потренироваться заменять

- Помним, что предложение начинается с заглавной буквы, а в конце предложения ставится точка.

- Как будет звучать первая наша задача? вторая, третья? (прикрепляются на доску)

Задачи:

1.      Научиться определять род у местоимений 3-го л. ед.ч.

2.      Научиться использовать местоимения 3 – го л. в тексте.

3.      Потренироваться заменять имена существительные на местоимения.

-Теперь, когда у нас есть задачи мы можем приступать

-правильно и аккуратно писать, соблюдая правила письма

 

 

Открывают тетради для контрольных работа, записывают дату и классную работу

 

 

-под диктовку пишут словарную работу

 

 

 

 

-передают тетради на первую парту

 

 

 

 

 

 

-записывают дату в рабочих тетрадях

 

 

 

-часть речи

 

 

 

 

-указывают на предметы, но не называют их

 

 

 

 

 

 

-хлопать когда называют личные местоимения

 

 

 

 

Хлопают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание на карточках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют ответы

 

 

 

 

 

 

 

-показывают класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Род местоимения 3 лица единственного числа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.    Научиться определять род местоимений 3-го л. ед.ч.

2.    Научиться использовать местоимения 3-го л. в тексте

3.    Потренироваться заменять имена существительные на местоимения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф, И

Презентация «Род местоимений 3 лица единственного числа», Карточки «Местоимения», аншлаги с темой и планом

 

СК, ОК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: обучающиеся проявляют чувства любви и уважение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения.

Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу, планируют её реализацию; контролируют, вносят коррективы в их выполнение; осознанно строят речевое высказывание в устной форме; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно – следственные связи; выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; приходят к общему решению; высказывают своё собственное мнение, аргументируют его.

Предметные: обучающиеся демонстрируют умение определять лицо местоимений.

 

Решение проблемы

Выявить пути решения проблемы

Методы обучения:

1.         По источнику получения знаний:

•словесные: беседа, работа с учебником

•наглядные: демонстрация, организация наблюдения

•практические: упражнения

2.Методы эмоционального стимулирования:

•создание ситуации успеха

•поощрение

4.         Методы развития познавательного интереса:

•стимулирование занимательным содержанием

Методы воспитания:

1.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

•поощрение

- Ребята, у каких частей речи мы можем определить род? (у существительных, глаголов, прилагательных)

- Верно, мы можем определить род у существительных и прилагательных.

- Какая часть речи изменяется по родам?

- Для решения первой задачи, для того, чтобы научиться определять род у местоимений предлагаю выполнить задание. Но сначала нужно разгадать ребусы.

- Первый ребус, кто догадался, что это за слово? (ручей)

- Верно, первое слово ручей. (вывешиваю на доску слово)

- Давайте попробуем разгадать второй ребус.

 

- Кто разгадал ребус? (листва)

- Верно, это листва. (вывешиваю на доску слово)

- Следующий ребус:

 

- Кто догадался, какое слово здесь зашифровано? (дерево)

- Верно, это дерево (вывешиваю на доску слово)

 

- Ещё раз обратите внимание на данный слова.

- Мы можем определить у данных слов род? (да)

 

- Слово ручей мы каким местоимением можем заменить? (он) – прикрепляется на доску

- А слово листва мы каким местоимением заменим? (она) – прикрепляется на доску

-  Теперь обратим внимание на последнее слово – дерево, каким местоимением мы его можем заменить? (оно) - прикрепляется на доску.

- Верно.

- Эти местоимения, которые мы с вами заменили – какого лица? (3) – прикрепляется выше слов

- А в каком числе эти местоимения? (единственном) – прикрепляется на доску

 

- Местоимение он – это какой род? (мужской) – прикрепляется на доску

- Верно.

- А местоимение она – это какой род? (женский) - прикрепляется на доску.

- Оно – это какой род? (средний) - прикрепляется на доску

- Верно.

- Ребята, какой мы можем сделать вывод о местоимениях 3 лица единственного числа? (он – местоимение мужского рода, она – женского, оно - среднего)

- Какое местоимение 3 лица мы не назвали? (они) - прикрепляется на доску.

- В каком числе это местоимение? (множественном)

- Местоимение они – какого рода? (не можем определить)

- Верно, в местоимении мн. ч.  они - род не определяется.

- Ребята, кто может сделать вывод о местоимениях 3 лица, опираясь на наглядный материал?

- Давайте проверим ваши рассуждения, для этого откроем учебник на странице 95 и прочитаем правило вверху страницы.

- Кто может прочитать правило?

- Какие слова выделены в правиле? (изменяются по родам, он, оно, она)

- Почему эти слова выделены в правиле? (мы должны запомнить эти местоимения, что они изменяются по родам)

- Ребята, давайте обратимся к задачам нашего урока. Прочитай первую задачу. (научиться определять род у местоимений)

- Если мы ее выполнили покажите класс.

- Что мы для этого сделали? (заменяли сущ. на местоимения, определяли род местоимений, число, лицо)

Существительные, глаголы, прилагательные

 

 

 

 

 

 

прилагательные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ручей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Листва

 

 

 

 

 

 

 

Дерево

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да

 

 

 

Он

 

 

 

 

 

 

Она

 

 

 

 

Оно

 

 

 

 

 

3 лицо

 

 

Единственное число

 

 

 

Мужской род

 

 

 

 

-женский род

 

 

-средний род

 

 

 

 

 

 

-он- мест., м.р.

Она-мест., ж.р.

Оно -мест., ср.р

 

 

Они

 

 

Мн.ч.

 

 

 

Не можем определить

 

 

 

 

Различаются по радам

 

 

 

 

 

 

Читают правило

 

 

Изменяются по родам, он, она, оно

 

-мы должны запомнить эти местоимения, что они изменяются по родам

 

 

Научиться определять род местоимений

Показывают

 

 

Заменяли сущ. на местоимения

Ф

Презентация «Род местоимений 3 лица единственного числа»

 

СК, ОК

Личностные: обучающиеся проявляют чувства любви и уважение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу, контролируют, вносят коррективы в их выполнение; понимают выделенные ориентиры действий в заданиях учебника при работе с учебным материалом; осознают познавательную задачу, решают её (под руководством учителя или самостоятельно); осознанно строят речевое высказывание в устной форме; осуществляют анализ, синтез как составление целого из частей; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно – следственные связи; делают выводы, формулируют их с помощью педагога;  выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; приходят к общему решению; высказывают своё собственное мнение, аргументируют его.

Предметный: демонстрируют знания о том, как определять лицо и род местоимений.

Физкультминутка

 

снять

мышечное

напряжение,

переключиться на

другой вид

деятельности.

 

Методы обучения:

1.Методы развития познавательного интереса:

•формирование готовности к восприятию

Методы воспитания:

1.         Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

•поощрение

- Перед тем как мы перейдём к решению 2 задачи, предлагаю немного отдохнуть.

- Встаньте со своих мест. Встаньте так, чтобы не мешать соседу.

- Я буду проговаривать слова, а вы внимательно слушайте и выполняйте нужное действие.

Из-за парт мы быстро встали,

И на месте зашагали. (шагаем на месте)

А потом мы улыбнулись, (подарите друг другу свои улыбки)

Выше-выше потянулись. (потянулись все к солнышку)

Сели-встали, сели – встали (выполняем приседания)

За минутку сил набрались.

Плечи ваши распрямите,

 Поднимите, опустите,

Вправо, влево (повороты туловищем вправо, влево)

Повернитесь

И за парту вновь садитесь. (тихо присаживайтесь на свое место)

-не забываем про правильную посадку

 

Встают со своих мест

 

 

 

 

-выполняют физминутку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют посадку

 

Ф

---------

ОК

Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию.

Первичное закрепление

закрепить полученные знания

Методы обучения:

1.         По источнику получения знаний:

•словесные: беседа, работа с учебником

•наглядные: демонстрация, организация наблюдения

•практические: упражнения

2.         Методы закрепления и повторения изученного материала:

•беседа, повторение

3.         Методы эмоционального стимулирования:

•создание ситуации успеха

•поощрение

Методы воспитания:

1.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

•поощрение

- Для того, чтобы потренироваться определять лицо местоимений единственного числа, предлагаю выполнить упражнение 161.

- (Имя), прочитай задание. Под первой точкой (определите лицо, число и род местоимений в единственном числе)

- Обратите внимание, какие местоимения представлены.

- Местоимение он какого рода? (мужского)

- Местоимение она какого рода? (женского)

- А местоимение оно какого рода? (среднего)

- Местоимение они какого рода? (не определяется, т.к. во мн. ч.)

- Верно.

- Эти местоимения какого лица? (3)

- Выполним задание под 3-ой точкой: соотнесём сущ. с местоимением.

- Итак, какое первое слово представлено? (сирень)

- (Имя), выходи к доске.

- Записываем первое существительное – сирень, рядом в скобках местоимение и через тире род.

Образец: Сирень (она) – жен. р.

- Слово сирень мы каким местоимением можем заменить? (она)

- Верно, записываем в скобках она.

- Местоимение она это какой род? (женский)

- Верно, записываем через тире жен. род.

- (Имя), выходи к доске, записываем следующее слово – тополь ниже в столбик.

- Слово тополь мы каким местоимение заменим? (он) (ОТВЕЧАЮТ ПОЛНЫМ ОТВЕТОМ)

- Это какой род? (мужской)

- Давай полным ответом.

- Верно, записываем.

- (Имя), выходи к доске, записываем следующее слово морковь ниже.

- Слово морковь мы каким местоимение заменим? (она)

- Местоимение она это какой род? (женский)

- Верно, записываем.

- (Имя), выходи к доске, запишем ещё одно слово имя.

- Слово имя мы каким местоимением заменим? (оно)

- Местоимение оно это какой род? (средний)

- Верно, записываем.

- Давайте сделаем вывод, как мы можем определить род у имён существительных?

Верно! Чтобы легко определить род у имени сущ. необходимо заменить сущ. на местоимение

- Ребята, зачем в речи нам нужны местоимения? (чтобы предложения были красивые и правильные)

- Для решения 2 задачи - Мы будем учиться использовать местоимения 3 лица в тексте, для этого мы выполним упражнение 164.

- Вам необходимо в парах составить 2-3 предложения по рисунку устно, в одном из предложений нужно употребить местоимение 3-го лица. Предложения вы будете составлять в парах. 1 ряд составляет предложения по первому рисунку, 2 ряд по 2, 3 ряд по третьему рисунку.

- Кому не понятно задание поднимите руку. На данное задание вам даётся 2 минуты.

- Давайте послушаем друг друга, далее вы выберите любую картинку и запишите по ней предложения.

- Кто желает представить свои составленные предложения с 1 ряда? со 2, с 3 ряда. (спрашиваю по одной паре с каждого ряда)

- У вас получились замечательные предложения.

- Теперь выберите любую картинку, составьте 2-3 предложения с использованием местоимения 3 – го лица, запишите эти предложения к себе в тетрадь. Вам даётся на это задание 3 минуты.

- Кто готов глазки на меня.

- Кто желает прочитать свои предложения? (слушаю 2 учеников)

- Давайте обратимся к задачам нашего урока. Что было во 2 задаче? (Научиться использовать местоимения 3 – го лица в тексте)

- Мы выполнили её? (да)

- Что мы для этого сделали? (выполняли упражнение 164, составляли предложения, употребляя местоимения)

 

 

 

 

 

 

 

определите лицо, число и род местоимений

 

он, она, оно

 

мужского

 

 

женского

 

 

среднего

 

не определяется т.к. во множественном числе

 

3

 

 

 

 

 

Сирень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Она

 

 

 

 

 

Женский род

 

Сирень (она) – жен. р.

 

 

Тополь (он) – м.р.

 

 

он

 

 

 

мужской

 

 

 

 

Морковь (Она) – ж.р.

 

 

она

 

женский род

 

 

 

имя (оно) – ср.р.

 

 

оно

 

средний

 

 

необходимо заменить сущ. на местоимение

 

 

 

 

-чтобы предложения были красивыми и правильными

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют предложения в парах по рядам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают

 

 

 

 

Отвечают

 

 

 

 

 

 

Составляют предложения с местоимениями и записывают в тетрадь

 

 

 

слушаю

 

 

 

- Научиться использовать местоимения 3 – го лица в тексте

Да

 

Выполняли упражнения

 

Ф, П

Учебник по русскому языку, рабочая тетрадь

СК, ОК, ВК

Личностные: обучающиеся проявляют чувства любви и уважение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют осуществляют волевую саморегуляцию; понимают выделенные ориентиры действий в заданиях учебника при работе с учебным материалом; решают познавательную задачу осознанно; строят речевое высказывание в устной форме; осуществляют анализ, синтез как составление целого из частей; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно – следственные связи; делают выводы, формулируют их с помощью педагога;  выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; приходят к общему решению; высказывают своё собственное мнение, аргументируют его.

Предметные: обучающиеся демонстрируют умение определять род местоимений 3 л. ед. ч.

 

Самостоятельная работа

Выявление качества и уровня освоения обучающимися знаний и способов действия

Методы обучения:

1.         По источнику получения знаний:

•           словесные: беседа, работа с учебником

•практические: упражнения

2.         Методы закрепления и повторения изученного материала:

•          беседа

3.         Методы эмоционального стимулирования:

•          создание ситуации успеха

•           поощрение

4.         Методы развития познавательного интереса:

•стимулирование занимательным содержанием

5.         Методы формирования ответственности и обязанности:

•предъявление педагогических требований, оперативный контроль.

Методы воспитания:

1.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

•           поощрение

 - Ребята, для решения третьей задачи для того, чтобы потренироваться заменять имена существительные на местоимения предлагаю выполнить упражнение 166.

- В данном задании нам необходимо прочитать текст, найти повторяющиеся имена существительные и заменить одно из них местоимением.

- Для начала предлагаю прочитать текст по цепочке по одному предложению, начиная с первой парты.

 

- Как вы поняли, о чём текст? (о зоопарке)

- Давайте вместе найдём повторяющиеся имена существительные и где нужно заменим их местоимениями.

- Давайте начнём со 2-ой цифры.

- (Имя), прочитай предложения под цифрой 2. (В пруду плавала уточка. Уточка подплыла к берегу и закрякала.)

- Здесь есть повторяющиеся имена существительные? (да)

- Какие? (уточка)

- В каком случае мы заменим имя сущ.-уточка на местоимение? (во 2 предложении)

- Почему во втором? (потому что в первом предложении уже говорилось о уточке ИЛИ потому что если мы заменим в первом предложении уточка на местоимение она, будет не понятно про кого говориться в предложении)

- Верно.

 

- Теперь попробуйте самостоятельно, записывая в тетрадь заменить имя существительное на местоимение. Первый ряд работает с предложением под цифрой 3, второй с цифрой 4, третий с цифрой 5. На данное задание вам даётся 2 минуты. Работаем самостоятельно

- Кто готов глазки на меня.

 

- (Имя), прочитай под цифрой 3, что у тебя получилось. (У клетки стоял павлин. Он распушил свой красивый хвост.)

- У кого получилось также – покажите класс.

- Молодцы!

 

- Кто работал с цифрой 4? Что у вас получилось? (Мы вошли в здание. Оно было большое и тёплое.)

- У кого получилось также - покажите класс.

- Хорошо!

 

- Кто работал с цифрой 5, что у вас получилось? (Здесь жил старый слон. Он обедал. Сначала он съел морковь, потом принялся за сено.)

- У кого получилось также - покажите класс.

- Молодцы! ы отлично справились с заданием.

 

- Давайте обратимся к задачам нашего урока. Что нам нужно было сделать в 3 задаче? (потренироваться заменять имена существительные на местоимения)

- Мы выполнили эту задачу? (да)

- Что мы для этого сделали? (выполняли упражнение 166, в предложениях повторяющиеся сущ. заменяли на местоимения)

 - Какой мы можем сделать вывод, зачем нужны местоимения в тексте? (для замены повторяющихся слов)

- Что обозначают местоимения?

- Назовите местоимения ж. р…, м.р…, ср.р… (ж.р – она, м.р. – он, ср. р  - оно)

 

 

 

 

 

 

По цепочке читают

 

 

 

 

 

 

О зоопарке

 

 

 

 

 

- В пруду плавала уточка. Уточка подплыла к берегу и закрякала.

-да

-уточка

 

-во 2 предложении

-в 1 предложении говорилось про уточку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно работают

 

 

 

 

 

 

- У клетки стоял павлин. Он распушил свой красивый хвост

 

 

 

 

- Мы вошли в здание. Оно было большое и тёплое.

 

 

 

 

Здесь жил старый слон. Он обедал. Сначала он съел морковь, потом принялся за сено

 

 

 

потренироваться заменять имена существительные на местоимения

 

да

 

-выполняли упражнения

 

 

 

 

 

 

Она, он, оно

Ф,И

Учебник по русскому языку, рабочая тетрадь

СК, ОК

Личностные: обучающиеся проявляют чувства любви и уважение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют осуществляют волевую саморегуляцию; понимают выделенные ориентиры действий в заданиях учебника при работе с учебным материалом; осознанно строят речевое высказывание в устной форме; осуществляют анализ, синтез как составление целого из частей; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно – следственные связи; делают выводы, формулируют их с помощью педагога;  выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; приходят к общему решению; высказывают своё собственное мнение, аргументируют его.

Предметные: обучающиеся демонстрируют умение пользоваться местоимениями в речи.

Инструктаж домашнего задания

Познакомить обучающихся с домашним заданием.

Методы обучения:

1.По источнику получения знаний:

•словесные: объяснение

 

-Дома вам необходимо выучить правила на странице 92, 93, 95. Домашнее задание на понедельник.

-записывают домашнее задание

Ф, И

Презентация «Род местоимений 3 лица единственного числа»

СК, ОК

Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию

 

Рефлексия

подвести

итог урока и

самостоятельно

проанализировать

свою деятельность

в течении урока.

Методы обучения:

1.         По источнику получения знаний:

•словесные: беседа

2.Методы эмоционального стимулирования:

•создание ситуации успеха

•поощрение

3.Методы развития познавательного интереса:

•стимулирование занимательным содержанием

Методы воспитания:

1.         Методы самоопределения личности ребенка:

•рефлексия

2.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

•поощрение

- Ребята, наш урок подходит к концу.

- Давайте с вами подведем итог урока.

- Какая была тема нашего урока?

- Какие задачи мы ставили перед собой. Что нам нужно было сделать, чтобы решить первую задачу?

- Мы выполнили её? (да)

- Что мы для этого сделали? (заменяли сущ. на местоимения, определяли род местоимений, число, лицо)

-Что нам нужно было сделать, чтобы решить 2 задачу? (Научиться использовать местоимения 3 – го лица в тексте).

- Что мы для этого сделали? (выполняли упражнение 164, составляли предложения, употребляя местоимения)

- Что мы делали, чтобы решить в третью задачу?

- Что мы для этого сделали? (выполняли упражнение 166, в предложениях повторяющиеся сущ. заменяли на местоимения)

- Теперь я предлагаю вам оценить своё настроение. На ваших партах лежат смайлики. Пусть каждый из вас выберет определённый смайлик и покажет его:

радостный - "мне было интересно и у меня всё получилось",

грустный - "мне было трудно и трудности я не преодолел",

- Ребята, кто поднял грустный смайлик – не переживайте, можете дома ещё раз попробовать выполнить упражнения или вы можете обратиться ко мне, и я вам обязательно подскажу.

 

- Ребята, мне сегодня очень понравилось с вами работать.

Я хочу похвалить (Имя), за активность на уроке.

(Имя), за правильные ответы на уроке.

(Имя), за внимательность на уроке.

- Мы сегодня все очень хорошо поработали, узнали много нового и интересного. Спасибо вам за урок!

 - До свидания.

 

 

 

 

 

«Род местоимения третьего лица единственного числа»

 

научиться определять род у местоимений

да

 

заменяли сущ. на местоимения, определяли род местоимений, число, лицо

 

- Научиться использовать местоимения 3 – го лица в тексте

 

 

-выполняли упражнение 164, составляли предложения, употребляя местоимения

-тренировались заменять имена существительные на местоимения

 

 

выполняли упражнение 166, в предложениях повторяющиеся сущ. заменяли на местоимения

Ф

Презентация «Род местоимений 3 лица единственного числа», карточки для рефлексии

 

ОК, СК

Личностные: обучающиеся проявляют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; способность к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу, планируют её реализацию; контролируют, вносят коррективы в их выполнение; понимают выделенные ориентиры действий в заданиях учебника при работе с учебным материалом; осознают познавательную задачу, решают её (под руководством учителя или самостоятельно); осознанно строят речевое высказывание в устной форме; осуществляют анализ, синтез как составление целого из частей; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно – следственные связи; делают выводы, формулируют их с помощью педагога; выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; приходят к общему решению; высказывают своё собственное мнение, аргументируют его).

Предметные: обучающиеся демонстрируют умение определять лицо, число, род местоимений и пользоваться местоимениями в речи.

 


Скачано с www.znanio.ru