Технологическая карта
Урок русского языка в 5 классе
Учитель: Калугина Анна Юрьевна
Тема урока: «Не с глаголами».
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Планируемый результат: сформировать умение видеть орфограмму.
Цели: Научиться опознавать орфограмму; отрабатывать навыки написания.
Задачи:
Обучающие: вспомнить ранее изученный материал по глаголу; познакомить с орфограммой.
Развивающие: развивать устную речь обучающихся.
Воспитательные: воспитывать культуру общения, доброжелательное отношение во время совместной работы.
Формируемые УУД:
Коммуникативные: умение сотрудничать в парах: слушать, аргументировать, уметь договариваться.
Регулятивные: умение понимать и принимать учебную задачу, умение оценивать качество и уровень усвоения учебного материала.
Личностные: формирование положительной мотивации к учению, осознание ценности русского языка, стремление к самосовершенствованию, способность к самооценке.
№ п\п
|
Этапы урока |
Цель и содержание учебного материала. |
Функции и виды деятельности учителя |
Формы и виды деятельности учащихся |
Планируемые результаты УУД |
1 |
Мотивация к учебной деятельности |
Цель: выработать на личностно значимом уровне внутреннюю готовность к учебной деятельности –Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: письменные принадлежности, учебник.
- Готовы к работе?
|
Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!) Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности (- надо!) - устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!) |
Ученики встали, настроились на работу, проверили наличие учебных предметов, поделились эмоциями. |
Самоопределение к деятельности – (Л); Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);
|
2 |
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии 1. Разминка
2. Проверка ответов 3. Фиксация основных моментов по глаголу
|
Цель: освежить в памяти пройденные темы и подготовить обучающихся к восприятию нового материала - Ребята, для начала мы с вами поиграем в игру «Верите ли вы?» и вспомним изученный материал ранее. Если вы считаете, что моя информация ложная, значит встаете, если считаете, что я говорю правду, остаетесь на своих местах. 1. Верите ли вы, что глагол – это служебная часть речи? (НЕТ) 2. Верите ли вы, что глагол имеет время? (ДА) 3. Верите ли вы, что глагол мы можем склонять? (НЕТ) 4. Верите ли вы, что глагол бывает совершенного и несовершенного вида? (ДА) 5. Верите ли вы, что глагол «критиковать» относится к I спр? (ДА) 6. Верите ли вы, что окончание у глаголов I спр связано с буквой «И»? (НЕТ) 7. Верите ли вы, что написание в глаголах ТСЯ/ТЬСЯ зависит от вопроса? (ДА) 8. Верите ли вы, что в русском языке существует 3 спряжения? (НЕТ) - Ребята, вы молодцы, а сейчас мы с вами обобщим то, что вспомнили с вами о глаголе. Приступаем к «Паучку» (прием «Паучок») Рисуем паучка и под каждой лапкой фиксируем основные моменты по глаголу. - Раз уж мы вспомнили о спряжении, то давайте выполним небольшое задание по глаголу. Запишите, определите спряжение, выделите окончание. Ты бреешь, он гонит, вы заморозите, ты синеешь, вы готовите, они ходят, ты сломаешь. - Давайте еще немного поработаем. Я вам дам 3 лексических значения слов, а вам необходимо будет с этими словами составить предложения с ПП, с ПП однородными членами, СП. 1. Укол, который делает медсестра (ИНЪЕКЦИЯ). 2. Отвар из мяса (БУЛЬОН) 3. Тот, кто приносит газеты и журналы (ПОЧТАЛЬОН) - Сегодня на уроке нам предстоит с вми вспомнить то, что вы изучали в начальной школе. Этот материал будет вас сопровождать на протяжении изучения всего курса русского языка. А свои открытия я вам предлагаю начать с составления предложения. (прием «Бусы», слова записаны на доске; полученное предложение записывают в тетради) ПРИШЛА, В, ВЕСНА, ГОРОД, НЕ, НАШ Вам необходимо составить 1 предложение из этого набора слов. - Какую орфограмму мы увидели в этом предложении? Подумайте.
- Верно. |
Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальные задания на повторение изученного материала. Организует подготовку к изучению нового материала. |
Воспроизводят и фиксируют ЗУНы, достаточные для построения нового способа действий. Актуализируют изученный ранее материал (знаю, могу) Пытаются выполнить самостоятельно индивидуальные задания на повторение, необходимые для изучения нового материала на данном уроке.
|
- Мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение) -П; -осознанные и произвольные речевые высказывания – К; -волевая саморегуляция в затруднении – Р; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К; -аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- К . |
3 |
Выявление места и причины затруднения.
|
Цель: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации
Это предложение в тетради у вас записано, подчеркните грамматическую основу. - Сделайте вывод, какую орфограмму мы сегодня будем вспоминать на уроке? -сформулируйте свои, важные для вас, цели урока. Используйте опорные слова: 1) Вспомнить … 2) Учиться …
-Сообщение целей урока учителем. - Запишите тему урока в тетрадь.
|
Учитель выступает в роли организатора. После ответов детей уточняет цель и тему урока. |
Выдвигают гипотезы решения задачи. Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться) Предлагают и согласовывают тему урока.
Ведут записи в тетради. |
Самоопределение – Л; Смыслообразование –Л; Мыслительные операции – П; Самостоятельное выделение и формирование цели-Р;
Выдвигают гипотезы и обосновывают их—П; Развитие монологической речи -К |
4 |
Работа с теоретическим материалом учебника.
|
Цель: построить новый способ действия и сформировать умение применять его при решении задачи, которая вызвала затруднение.
- Где мы с вами можем получить более подробную информацию? Из каких источников? (из учебника) - Я предлагаю вам поработать с теоретическим материалом учебника.). с. 99 упр.609. - Что вы будете выяснять? (как пишется НЕ с глаголами). Записать предложения, подчеркнуть нашу орфограмму. Как правильно ее обозначить, смотрите в правило №21 на стр.99 |
Учитель выступает в роли организатора. Следит за временем урока. |
Учащиеся работают с теоретическим материалом учебника, используя знаковую систему. Пытаются решить причину затруднения.
|
Мыслительные операции – П; -поиск и выделение необходимой информации- П. Установление причинно – следственных связей -П |
5 |
Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи.
|
Цель: реализовать новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа. - А сейчас мы с вами сделаем упр. 610, чтобы закрепить наш навык.
|
Учитель выступает в роли организатора. Организует процесс совместного творчества. Организует обсуждения учащихся. Следит за временем урока.
Фиксирует новый способ действия (алгоритмы) на доске
|
На основе изученного учащимися материала они разрабатывают алгоритм применения нового знания, используя схемы, чертежи и др. Применяют новый способ действий к задаче, которая вызвала затруднения. Фиксируют преодоление возникшего раннее затруднения. Работают в группах. |
Формирование критического и творческого мышления Умение сверять свои действия с целью- Р
Развитие связной речи, умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, умение учиться подтверждать аргументы фактами- К
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера |
6 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля. |
Цель: усвоение учащимися новых способов действия. - Сейчас мы с вами запишем предложения, в которые вам необходимо вставить подходящий по смыслу глагол с частицей НЕ. 1. Бабушка меня и продолжала заниматься своими делами. (НЕ УВИДЕЛА) 2. Если хочешь, чтобы к тебе относились с уважением, никогда тех, кто рядом с тобой. (НЕ ОБИЖАЙ)
|
Организует самопроверку учебных решений по эталону. Создаёт (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка, для уч-ся допустивших ошибки. Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность) |
Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия.
Выполняют предложенные учителем задания. |
Осознанные и произвольное речевые высказывания – К; Построение логической цепи рассуждений и доказательств- К,Р Умение преодолевать трудности в выполнении –Л. Мыслительные операции –П Все познавательные УУД + контроль, коррекция, оценка –Р |
7 |
Включение в систему знаний и повторение.
|
Цель: включить новый способ действий в систему знаний, при этом повторить и закрепить раннее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов. - Давайте подведём итог нашего урока. Какую тему мы изучили? Что мы пытались с вами выяснить на уроке? - Где нам может понадобиться эта тема?
|
Организует выполнение заданий, в которых новый способ действий связан с ранее изученными. Организует тренинг ЗУНов , раннее сформированных доведением их до автоматизма. |
Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания.
Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия. |
Все познавательные УУД + контроль, коррекция, оценка –Р, формирование критического и творческого мышления, |
8 |
Домашнее задание |
- Ребята, над чем вы будете работать дома? УПР. 612, знать правило стр.99 |
Инструктаж Определяет домашнее задание для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества. |
Выбор задания |
Планирование, прогнозирование –Р Оценивание трудности выполнения –Л. |
9 |
Рефлексия учебной деятельности
1.Обмен мнениями
2.Оценивание деятельности
|
Цель: оценка учащимися собственной учебной деятельности , осознание методов построения и границ применения нового способа действий
- А теперь давайте поделимся впечатлениями от сегодняшнего урока. Прием 3-2-1 3 – 3 пункта, которые вы извлекли из нашего урока; 2 – 2 пункт, которые у вас вызвали затруднения; 1 – 1 пункт, над которым вы бы хотели поработать
( заполняется на отдельных листочках )
|
Организует рефлексию (по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности. Какова была цель урока? Достиг ли урок цели? Что нового узнали? Что вызвало затруднение? Над чем необходимо поработать еще? |
Соотносят цель и результат учебной деятельности Фиксируют степень соответствия. Намечают цели дальнейшей деятельности. |
Рефлексия способов и условий действий – П; Контроль и оценка способов своей деятельности -Р; Самооценка на основе критерий успешности-Л; Адекватное понимание успешности или неуспешности; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью –К; Планирование успешного сотрудничества - К Следование моральным нормам и этическим требованиям - Л |
Работа на карточках.
А
Фамилия, имя________________________________________________Вариант 1.
Прочитайте предложения. Подчеркните грамматические основы. Постройте схему предложения, определите смысловые отношения между частями БСП. Расставьте, где нужно, запятые.
ОБРАЗЕЦ: Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер.
последовательность событий
[ ], [ ], [ ].
1.Под окном зашумели птицы, туман ушёл из сада, всё кругом озарилось весенним светом.
2.Царь ступил на двор широкий, там, под ёлкою высокой, белка песенки поёт золотой орех грызёт.
3. За селом синел далёкий лес, рожь качалась, колос созревал.
4. Всю дорогу от станции до хутора молчали: говорить мешала тряская езда.
А
Фамилия, имя________________________________________________Вариант 2.
Прочитайте предложения. Подчеркните грамматические основы. Расставьте запятые. Постройте схему предложения, определите смысловые отношения между частями БСП.
ОБРАЗЕЦ: Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер.
(последовательность событий)
[ ], [ ], [ ].
4. Слабо шурша падали шишки вздыхая шумел лес.
Для сильных учащихся: В
Заменить ССП и СПП БСП.
Фамилия, имя________________________________________________Вариант 3.
Прочитайте предложения. Определить их вид. Замените ССП и СПП бессоюзными сложными. Подумайте, какой знак нужно поставить между частями БСП.
Подчеркните грамматические основы в записанных предложениях, составьте схемы, укажите смысловые отношения между частями.
Образец: Если скучно тебе жить, займись чем-нибудь. (СПП ). - Скучно тебе жить – займись чем-нибудь. [ ] – [ ]. (Условие)
1.В глазах у меня потемнело, и голова закружилась.
2.Однако пора спать, потому что уже без четверти шесть.
3.Когда ехал сюда, рожь только начинала желтеть.
ЛИСТ ОЦЕНКИ___(фамилия, имя)_________________________________________________
1 задание: Распределить предложения по группам. |
2 задание: Индивидуальное задание. |
3 задание: Нахождение БСП. |
За урок я поставлю себе оценку: « » |
Сегодня на уроке: Я понял(а)………………………… ……………………………………… ………………………………………… ………………………………………….. Я узнал(а)…………………………. …………………………………………….. ……………………………………………………………………………………………. Лучше всего у меня получилось………………………….. ………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………….. Я испытал(а) затруднение в… ……………………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………………… Думаю, что этот материал мне пригодится…………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………
|
Литература
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.