Урок по русскому языку в 5 классе "Слово и его лексическое значение"
Оценка 4.9

Урок по русскому языку в 5 классе "Слово и его лексическое значение"

Оценка 4.9
docx
12.10.2020
Урок по русскому языку в 5 классе "Слово и его лексическое значение"
Методический продукт. разработка урока.docx

МОУ «Амвросиевская  школа №6»

 Амвросиевского района ДНР

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Слово и его лексическое значение»

(русский язык 5 класс)

 

 

 

 

Подготовила и провела:

учитель русского языка и литературы

Путря Светлана Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017г.

Тема урока: «Слово и его лексическое значение»

Место и роль в изучаемой теме:

Урок № 23 по теме «Морфемика. Лексикология»

Эпиграф: Определяйте значения слов - и вы избавите мир от половины его заблуждений

Рене Декарт

 

Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков.

Цель урока:

Обучающая: дать обучающимся понятие о слове как основной единице языка, о лексическом значении слова, учить его определять; показать важность изучения лексики; представить слово как единство лексического и грамматического значений, выявить способы определения лексического значения слова.

Развивающая: формировать ана­литические навыки культуру речи,; совершенствовать умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств; разви­вать навыки работы с толковыми словарями, определять лексическое значение слова по контексту и словарю, развивать орфографическую зоркость и умения критически мыслить.

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества; прививать любознательность, любовь к русскому языку;

Задачи урока:

Повторить и углубить сведения о лексикологии как разделе лингвистики;

рассмотреть лексику как раздел науки о языке, слово как еди­ницу языка;

сформировать представление о разных способах определения лексического значения слова;

определить понятие «грамматическое значение слова»;

формировать умение различать однозначные и многозначные слова с использованием толкового словаря и употреблять многозначные слова в разных значениях

сформировать умение работы с разными видами словарей,

научить составлять словарную статью;

продолжить работу с текстами различных типов речи;

Обогащать речь обучающихся с помощью раскрытия многозначности слов русского языка.

Ожидаемый результат: обучающиеся знают понятие «слово»; умеют определять лексическое значение слова по контексту и словарю, пользоваться толковым словарём; используют слова в зависимости от ситуации общения. Вырабатывают  навыки применения полученных знаний.

Информационно- техническое сопровождение урока: Компьютерная презентация «Слово и его лексическое значение» (программа Мspowr Point), компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска).

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, толковые словари.

План – схема урока

 

Этап урока

Время.

Мин.

Формы и методы деятельности учителя

Результат деяльности

І

Организационно- вступительный

2

 

 

 

2

Приветствие. Определение отсутствующих,проверка готовности учащихся к уроку.Создание рабочего,творческого, доброжелательного настроения  методом «Слово – пожелание» Установка на успех.

Создание групп, готовность к уроку.

Настрой на успешную работу.

ІІ

Сообщение темы,целей, задач и ожидаемых результатов

2

 Интерактивное упражнение

« Фруктовый сад»

Определение целей и задач урока, обозначение объёма работ.

ІІІ

Психологическая подготовка

2

Работа с эпиграфом

Создание эмоциональной атмосферы. Самостоятельное формулирование  проблемы и обдумывание путей её решения.

 

ІV

Актуализация опорних знаний учений и навыков

2

4

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос

Воссоздание знаний необходимых для последующих этапов урока

V

Вступительное  слово учителя.

Мотивация учебной и познавальной деяльности

3

 

 

Дискусия, проблемная жизненная ситуация.

Усвоение сущности проблемы. Привлечение учеников к  групповой работе.

Выявление готовности каждого из учасников к продуктивному сотрудничеству.

VІ

Восприятие, усвоение,осмысление и первичное закрепление новых знаний

 

3

 

3                                         

Евристичная беседа.Задание с открытым ответом

Упражнение «Ромашка»

 

Восприятие информации и настрой на работу с текстом упражнения. Приобретение навыков самостоятельного конструирования определений. Исследование и объяснение лексического значения слов.Выработка совместного обучающего продукта.

VІІ

 

Релаксация

1

Физкультурная минутка. «Четыре стихии природы»

 

Восстановление бодрого настроения, улучшение концентрации внимания  и работоспособности Создание условий для психоэмоциональной разгрузки.

VІІІ

 

 

 

Овладение и закрепление новых знаний.

 

3

 

 

2

Исследовательский метод-моделирование - игра «Собираем родственников» ( Работа в группах)

Дидактическая игра «Назови одним словом» (индивидуальная работа)

Практическое  использование правил определения лексического и грамматического значений слова.Приобретение нових умений и навыков.Подбороднокоренных слов, доказательство того, что слова однокоренные.составление словосочетаний. Распознавание слов по толкованию их лексического значения)

ІХ

 

Контроль и коррекция полученных знаний

2

 

 

3

 

3

Индивидуальная работа со словарём по самостоятельному поиску в словаре, выбранных обучающимися  слов и их значений по плану:

Конструктивное задание – Составление словарной статьи.

Распределительный диктант.

Формивание критического мышления. Создание алгоритма правильного действия. Отработка умений самостоятельного поиска в словаре данных слов и их значений,комментирование,составлениесловарной статьи.

Отбор нужной информации.

Х

Подведение итогов. Рефлексия

2

 

2

 

Оценивание и самооценивание, виявление лучших.

Упражнение «Незаконченное предложение»

Анализ результатов урока: Определение главного, полезного, интересного. Выводы. Комментарии - пожелания учащихся к уроку.

ХІ

Домашнее задание

2

Задания репродуктивного,

конструктивного и творческого характера.

Усвоение и повторение материалов темы, создание творческого продукта.

ХІІ

Заключительное                                     слово учителя

2

Упражнение «Напутствие»

Сброс эмоционального напряжения. создание позитивной обстановки. Осознание напутственных слов.

 

Структура урока:

I Организационно – вступительная часть..

1. Приветствие.

2. Организация рабочего места

3. Настрой на позитивную, плодотворную работу.

Метод «Слово – пожелание» Обучающиеся одним словом высказывают пожелания своим одноклассникам (добра, мира, здоровья, справедливости, успехов, счастья, внимания, радости, благополучия, веселья, везения и т. д.)

ІІ Сообщение темы, целей и ожидаемых результатов.

Упражнение «Фруктовый сад» На предварительно, вырезанных из бумаги фруктах обучающиеся с одной стороны пишут свои ожидания от этого урока, а с другой стороны – свои опасения и сомнения. Затем с помощью скотча прикрепляют их на дерево, сделанное из сухих веток.

IIІ Психологическая подготовка к работе на уроке.

Слово учителя.

Ребята, сегодня мы продолжим изучение лексики - одного из самых интересных разделов науки о языке.

Эпиграфом к нашему уроку стали слова французского ученого Рене Декарта: «Определяйте значения слов - и вы избавите мир от половины его заблуждений». Давайте его рассмотрим. Что такое значение слов и как их надо определять? Почему мир, не зная значения слов, может заблуждаться?

Вывод: Значение слов – это и есть их лексическое значение. Поэтому, чтобы достичь взаимопонимания между людьми, необходимо правильно употреблять слова на письме и в речи, в соответствии с их лексическим значением.

В младших классах вы уже изучали лексику, поэтому сегодня мы восстановим и повторим ваши знания на эту тему.

 

ІV Актуализация опорных знаний,умений и навыков

Фронтальный опрос.

Что  такое лексика? (словарный состав языка; раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка).

А что такое лексическое значение слова? (тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово)

Как можно объяснить лексическое значение слова? (словари, подбор синонимов, подбор однокоренных слов, рисунок).

По каким трем критериям можно разделить лексику русского языка? (по значению, по употреблению, по происхождению).

На какие группы делится лексика по происхождению? (исконно-русская, старославянская, заимствованная)

На какие группы делится лексика по употреблению? (общеупотребительная и ограниченного употребления).

Что относится к словам ограниченного употребления? (диалектные, профессиональные, неологизмы, арго).

Что такое диалектные слова? (слова, которые употребляются только жителями той или иной местности).

Что такое профессиональные слова? (слова, которые употребляются людьми определенных профессий или рода занятий).

Что такое неологизмы? (новые слова, которые возникают в языке в связи с развитием науки, техники и общественных отношений).

Какие группы слов можно выделить в лексике по значению? (однозначные, многозначные, синонимы, антонимы, омонимы).

Что такое синонимы? (слова, близкие по лексическому значению)

Что такое антонимы? (слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением).

Что такое омонимы? (слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению).

Какие слова называют однозначными? (слова, которые имеют одно лексическое значение).

Какие слова называют многозначными? (слова, которые имеют два или более лексических значения).

 

V Мотивация учебной и познавательной деятельности.

Дискуссия.  Вопросы для обсуждения:

1.Считаете ли вы, что изучая лексику, можно узнать, как жили наши пращуры, чем занимались, во что верили.

2. Как вы понимаете библейскую фразу «В начале было Слово».

3 Возможно ли заменить слова музыкой, живописью, если да, то в каких ситуациях?

Слово учителя.

         Лексика - один из самых интересных разделов языкознания. Лексика изучает словарный состав языка, т. е. богатства, накоп­ленные всеми многочисленными поколениями наших предков, богатства, которые приумножает каждое новое поколение, в том числе и мы с вами.

         Вспомним библейскую фразу «В начале было Слово». Ее по­нимают по-разному. Одно из значений фразы - утверждение ве­ликой, основополагающей роли Слова. Почти всё в мире названо: предметы, явления, действия, признаки предметов и действий. Почему почти? Потому что явления, чувства, настроения, со­стояния души трудно поддаются описанию. Порой мы не можем найти слов для их обозначения, выражения. Этот недостаток вос­полняется, например, музыкой, живописью, искусством вообще. Мы обнаруживаем созвучные нашей душе чувства, настроения у художников слова. Мир бесконечно многообразен, постоянно обновляется. Воз­никают новые явления, и язык находит новые слова для их обо­значения.

VІ  Восприятие, усвоение, осознание и первичное  закрепление новых знаний.

Слово учителя

         Мы знаем, что каждое слово что-либо обозначает: предметы, действия, признаки. Но у каждого слова есть и грамматические значения, которые определяют его принадлежность к определен­ной части речи.Поясним связь лексического и грамматического значения слов на примере. Представьте, что перед нами стакан с чаем и чашка с чаем. Форма этих предметов разная, а содержание одно. Теперь представим, что перед нами две одинаковые чашки (или два стакана). В одной - чай, в другой - кофе. Форма чашек оди­наковая, а содержание разное.

Обучающиеся делают вывод

Содержание слова - это его лексическое значение, а форма - грамматическое значение.

         Например, лексические значения слов «урок» и «май» со­вершенно разные. Грамматические же значения совпадают: это имена существительные 2-го склонения, мужского рода, ед. ч. Другой пример. Лексические значения слов «календула» и «но­готки» практически совпадают: это разные названия одного и того же цветка, синонимы, зато грамматические значения этих слов разные. Оба слова - имена существительные, но календула - 1-го склонения, женского рода, единственного числа, а слово ноготки в значении «травянистое растение семейства сложноцветных с оранжево-желты­ми соцветиями» имеет форму только множественного числа.

Работа с учебником

Найти информацию о способах определения лексического значения слова.

Существует 3 способа определения лексического значения любого слова:

1.Отличительные признаки

2.Подбор синонимов

3. Раскрытие значений частей слова

Задание с открытым ответом

Определите и запишите лексическое и грамматическое значение слов «айсберг», «смотрел» ( по вариантам). Каким способом вы определили лексическое значение слов?

Упражнение «Ромашка» Детям предлагается большая бумажная ромашка на  каждом лепестке нужно прочитать слово, исследовать и объяснить лексическое значение: лес, лесок, лесник, лесной, лесистый, лесовик, лесничество.

- Запишите слова в столбик, докажите что они однокоренные, покажите это графически.

- Одинаковы ли лексические значения у этих слов? (Лексические значения слов и графическое изображение демонстрируется на доске).

Вывод: однокоренные слова обозначают разные предметы, качества, имеют различные лексические значения (на доске).

 

- Выберите любое из этих слов, измените по падежам и по числам, запишите в тетрадь.

- Определите лексическое значение этих слов.

Вывод: при изменении слов по падежам, числам, родам мы получаем формы одного и того же слова; изменяется только грамматическое значение слова, а не лексическое (на доске).

 

VІІ Релаксация. Физкультурная минутка. «Четыре стихии природы»

 Детям предлагается вспомнить название четырёх стихий: Воздух, земля, вода, огонь. Соответственно каждой стихии придумать и  выполнить физические упражнения. Воздух – взмахи руками – птицы в полёте. Земля – наклоны – собираем ягоды. Вода – плавные движения руками – пловец в воде. Огонь – прыжки на двух ногах – языки пламени отрываются и летят вверх.

VІІІ  Закрепление изученного материала:

Игра «Собираем родственников »( Работа в группах)

За две минуты подобрать как можно больше однокоренных слов. Затем обменяться заданиями и составить словосочетание с придуманными словами. Каждая группа работает с одним словом из: трава (травяной, травка, травы, травушка). Цветок (цветы, цветочек, цветник, цветной, цветастый). Лист (листик, листы, листовой, лиственный, листочек), Снег (снега, снежный, снеговик, снежок, снежинка, подснежник). Вода (водный, подводный, водица. водичка, водник, водяной). Доказать, что эти слова однокоренные.

Дидактическая игра «Назови одним словом»

( узнать слово по толкованию его лексического значения).

Работа в парах, каждой паре – одно предложение.

1.Сосуд для содержания и разведения водяных животных и растений.

2. Печатное издание небольшого объема.

3.  Безмоторный летательный аппарат.

4. Прибор для определения направления и скорости ветра.

5. Бьющая вверх струя (воды, нефти и т. д.).

6.  Место в пути, где дорога поднимается вверх.

7. Коробка для ручек, карандашей.

8.  Разграфлённые листы в обложке.                                                                                        9. Здание для экспонатов на выставке.                                                                                10. Разносчик почты, корреспонденции.                                                                       11. Носимое на шее ювелирное изделие.                                                                            12. Снежная буря, метель.                                                                                                        13. Собрание представителей каких-то организаций.                                                                            14. Лицо, которое снимает помещение.                                                                               15. Полоска земли вдоль берега моря, озера.                                                                 16. Крытый вход в здание.17. Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке.                                                                                                       18.  Вращающаяся модель земного шара с его картографическим изображением.                                                                                                           19. Самая низкая школьная учебная отметка.

20. Территория, на которой запрещена охота, рыбная ловля.                                        21. То, что ученику каждый день нужно приготовить, но нельзя съесть.                       22. Традиционное место в классе, откуда ученики делятся своими знаниями с учителями и одноклассниками.                                                                                    23. Звуковой сигнал, извещающий о начале и окончании уроков.                                                                                        24.  Планка для вычерчивания прямых линей, для измерений.                                    25.  Часть лица, которую иногда вешают ученики, получив плохую оценку.                                                                                                                                              26. То, что определяет, сколько и каких уроков будет.

 Слова для справок: Аквариум,  пенал, планер, подъём, брошюра, фонтан , флюгер, тетрадь, азбука доска, единица, глобус, звонок, заповедник, линейка уроки, подъезд, побережье, съезд, съёмщик, павильон, медальон, почтальон, нос, вьюга, расписание

ІХ Контроль и коррекция полученных знаний

К какому источнику мы можем обратиться, чтобы уточнить лексическое значение слова?

Лексическое значение слова можно узнать или уточнить в толковом словаре. Толковый словарь — это справочная книга, состоящая из словарных статей, в которых разъясняется лексическое значение, и указываются некоторые особенности изменения слова. Слова в толковых словарях располагаются по алфавиту.

Например, прочитаем и прокомментируем словарную статью ЯБЛОКО в «Толковом словаре русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова. ЯБЛОКО , яблока, ср., и (обл.) яблок, яблока, м., мн. яблоки, яблок и яблоков . Плод яблони, обычно шаровидной формы. Спелое яблоко. Зеленое яблоко. Сладкие яблоки. Сушеные яблоки. Гнилое яблоко.

Индивидуальная работа со словарём по самостоятельному поиску в словаре, выбранных обучающимися  слов и их значений по плану:

1.Прочитайте словарную статью.

2.Укажите в ней заголовочное слово

3.Определите грамматические пометы

3. Изучите толкование лексического значения слова

4. Рассмотрите пример этого слова в речи.

Составление словарной статьи

Обучающиеся выбирают слово на школьную тематику (школа, урок, звонок, тетрадь, дневник, пенал и т.д.) и составляют словарную статью.

Распределительный диктант

1. Распределить в две колонки однозначные и многозначные слова.

2.С каждым значением многозначного слова составить словосочетание или предложение».

3. Цель упражнения: Научить различать однозначные и многозначные слова, научить определять значение многозначных слов.

4. Содержание упражнения: тяжелый, собака, земля, лексика, ладонь, язык, ходить, лиловый, зеленый.

5.Выполнение упражнения:

Однозначные слова

Многозначные слова

Собака

Ладонь

Лиловый

Тяжелый: груз, работа, характер, воздух, вода.

Земля: вращаться вокруг; берега земли, плодородная земля.

Лексика – раздел науки, словарный состав.

Язык: русский, говяжий, привести языка, колокольный язык.

Ходить: по земле, по воде, в костюме.

Зеленый: трава, активист, юноша.

6. Три человека делают упражнение поочередно у доски, остальные работают в тетрадях, дополняя с места.

7. Вопрос к упражнению: Как мы можем определить конкретное значение многозначного слова? (по контексту).

Х Подведение итогов:

1. Анализ результатов урока

(вернуться к ожидаемым результатам\опасениям, которые обозначили в начале урока, и сделать вывод оправдались ли ожидания).

Оценивание: Самооценка и оценка ответов. Обучающиеся и учитель оценивают и комментируют ответы одноклассников, отмечают наиболее активных обучающихся, определяют  лучший ответ.

 

Рефлексия.

Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжить фразу:

1 Сегодня на уроке я узнал…

2. Узнав новые сведения о лексикологии, я сделал вывод…

3. Знания о связи лексического и грамматического значения слова пригодятся мне для...

4. Работа с толковым словарём научила меня…

5.Умение различать однозначные и многозначные слова позволит мне…

6. Я хотел бы узнать больше о…

7.Наиболее интересной для меня была форма работы

8. Больше сведений я хотел бы получить о…

ХІ Домашнее задание.

Обязательная часть.

1.Прочитать § 64 учебника, выучить правила лексического и грамматического значения слова.

2.Выполнить упражнение № 336, с.153

Вариативная часть , по выбору обучающегося.

3. Написать сочинение – миниатюру на тему: «Планета хороших слов».

4. Нарисовать иллюстрации к некоторым словарным статьям по выбору.

5. Найти в сети Интернет фотографии или рисунки, иллюстрирующие многозначные слова, составить небольшие презентации – слайд-шоу.

6. Составить вопросы для тестовых заданий по теме «Слово и его лексическое значение»

ХІІ Заключительное слово учителя:

Сегодня на уроке вы убедились в том, что слово играет огромную роль в жизни человека. А умение правильно употреблять слова в речи, понимать их лексическое значение, позволяет ему в полном объёме овладеть и управлять информацией, выражать свои мнения, учит чувству ответственности за результат обучения, даст возможность, самостоятельно обучаться через поисковую деятельность, быстрее достигать поставленных целей, становиться успешным, самодостаточным человеком. Я желаю, чтобы в вашей жизни присутствовали только хорошие, правильные слова, создающие позитивное настроение, нацеливающее на успех.

 

Упражнение «Напутствие»

( Работа в парах) Обучающиеся дают короткое напутствие своему соседу по парте, с учётом его результатов на уроке.

( Так держать, лучше выучить правило, обратить внимание на свою речь, больше читать и т.д.)

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МОУ «Амвросиевская школа №6»

МОУ «Амвросиевская школа №6»

Тема урока : «Слово и его лексическое значение»

Тема урока : «Слово и его лексическое значение»

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, толковые словари

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, толковые словари

V ІІ Релаксация 1

V ІІ Релаксация 1

Организация рабочего места 3

Организация рабочего места 3

Что такое диалектные слова? (слова, которые употребляются только жителями той или иной местности)

Что такое диалектные слова? (слова, которые употребляются только жителями той или иной местности)

Мы знаем, что каждое слово что-либо обозначает: предметы, действия, признаки

Мы знаем, что каждое слово что-либо обозначает: предметы, действия, признаки

Определите лексическое значение этих слов

Определите лексическое значение этих слов

Самая низкая школьная учебная отметка

Самая низкая школьная учебная отметка

Содержание упражнения: тяжелый, собака, земля, лексика, ладонь, язык, ходить, лиловый, зеленый

Содержание упражнения: тяжелый, собака, земля, лексика, ладонь, язык, ходить, лиловый, зеленый

Нарисовать иллюстрации к некоторым словарным статьям по выбору

Нарисовать иллюстрации к некоторым словарным статьям по выбору
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2020