Урок по русскому языку в 5 классе.Употребление времен глаголов.
Оценка 4.9

Урок по русскому языку в 5 классе.Употребление времен глаголов.

Оценка 4.9
docx
22.05.2023
Урок по русскому языку в 5 классе.Употребление времен глаголов.
Употребление времен глаголов.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г.Сердобска

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок

«Употребление времен глаголов»

 

 

 

 

Подготовила  учитель

русского языка и литературы

МОУ СОШ №1 г.Сердобска

Гладкова Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сердобск,

2023 г.

Русский язык

5 класс

Употребление времён глагола.

 

Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с употреблением форм настоящего и будущего времени глаголов, формировать умение употреблять формы настоящего и будущего времени глагола; формировать познавательную активность.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели деятельности ученика:

-пользоваться учебником, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;

Планируемые результаты:

Предметные: знать об употреблении форм настоящего и будущего времени глагола в рассказе о прошлом, уметь употреблять формы настоящего и будущего времени глагола при сообщении о событиях прошлого.

Метапредметные:

Познавательные УУД- самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;

Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Личностные - уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.

Вопросы урока.

1. Употребление глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени в речи.

2.Употребление одних форм времени вместо других.

Прошедшее время глагола – это время, которое указывает на то, что называемое глаголом действие происходило или произошло до момента речи.

Настоящее время глагола – это время, которое показывает, что называемое глаголом действие происходит в момент речи.

Будущее время глагола – это время, которое указывает на то, что называемое глаголом действие будет происходить или произойдет после момента речи, в будущем

 

Ход урока.

 

1.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Время глагола выражает отношение действия, обозначаемого глаголом, ко времени его осуществления. В русском языке выделяются формы прошедшего, настоящего и будущего времени.

Вспомним, что обозначает каждая форма времени. Обратите внимание на таблицу.

Прошедшее

Настоящее

Будущее

обозначают действие, которое уже совершилось

обозначают действия, которые происходят сейчас

обозначают действия, которые будут происходить

изменяются по числам и родам (в ед. ч.) учил, пел, играл

изменяются по лицам и числам: учу, пою, играю

изменяются по лицам и числам: буду учить, буду петь, буду играть

Прочитаем текст.

Застучала за окошком звонкая капель, потеплел воздух, потемнел и осел снег. Умчались зимние дни. В лесу все дышит весной. Вот-вот выбросят первые цветки-серёжки деревья, прилетят грачи, поплывут по реке первые льдинки. Заблестят шальные весенние ручьи, наполнят лес звонким журчанием. А пока ещё лесной народ оставляет на снегу свои автографы.

Подберём глаголы в пустые ячейки, воспользуемся примерами из текста.

2.

Проверим:

Наст.вр.

Прош.вр.

Буд. вр.

Сов. вид

застучала

потеплел

потемнел

осел

умчались

выбросят

прилетят

поплывут

заблестят

наполнят

Несов. вид

дышит

оставляет

Глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени, а глаголы совершенного вида имеют формы прошедшего и будущего времени.

Глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени, а глаголы совершенного вида имеют формы прошедшего и будущего времени.

Обратите внимание на формы будущего времени. У глаголов совершенного вида форма простая (выбросят, прилетят, поплывут, заблестят, наполнят); а у глаголов несовершенного – сложная или составная (например, будет дышать, будут оставлять).

Рассмотрим употребление форм одного времени в значении другого.

Применение форм одного времени в значении другого часто встречается в литературных произведениях. Это позволяет автору достичь выразительности, образности.

1. Форма настоящего времени может употребляться в значении будущего (действие должно осуществиться в скором будущем): «Завтра я еду в Москву».

2. Формы настоящего времени – в значении прошедшего: «Подхожу к дому и вижу одни развалины». Это так называемое настоящее историческое.

3. Формы будущего простого времени с отрицанием обозначают отсутствие или невозможность действия в настоящем: «Она думает о чём-то и не шевельнёт даже бровью, и не слышит меня» (А.П. Чехов).

4. Простое будущее может обозначать действия, повторяющиеся в настоящем или в прошлом:

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле,

И скроется за край окружных гор.

(А. С. Пушкин)

5. В сочетании с частицей «как» форма будущего времени обозначает стремительное действие в прошлом:

Собака-то как зарычит,

А барыня как закричит.

(С.Я. Маршак)

6. Формы прошедшего времени глаголов совершенного вида изредка употребляются в значении будущего: «Пропала моя головушка!» (Л. Н. Толстой).

Прочитаем стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимний вечер» и найдём глаголы.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит

В произведении некоторые глаголы будущего времени употребляются вместо глаголов настоящего времени. При этом такие глаголы помогают выразить однократные повторяющиеся действия.

В речи также может происходить замена одних глагольных временных форм другими. Такая замена позволяет приблизить действие к слушателю, показать его более ярко.

7.Самостоятельная работа

(1) Есть в русском языке служебная часть речи - частица. (2) Вы, конечно, используете в своей речи частицы, не подозревая, как называются эти слова. (3) Умелое использование частиц всегда обогащало речь, делало её более точной и выразительной. (4) Частицы помогают говорящему выразить или усилить вопрос, сомнение, восклицание, уточнение.

-исправьте и объясните ошибки в употреблении времен глагола

- составьте схему последнего предложения

-выпишите глаголы, определите их время, лицо и спряжение.

8. Анализ самостоятельной работы, взаимопроверка, самооценка

9.Итоги. Рефлексия

Устный рассказ (Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)

Дайте оценку вашей работе на уроке.

10. Домашнее задание.

Составить устный рассказ по рисункам упр.697, применив знания, полученные в ходе урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Примеры заданий из тренировочного модуля

Найдите предложения, в которых настоящее время используется вместо прошедшего.

1. Иду я вчера в школу и вдруг натыкаюсь на дерево!

2. Сегодня я занимаюсь только важными делами.

3. Каждый день мы дружно убираем наш класс.

4. В 988 году князь Владимир вводит христианство в качестве государственной религии.

Ответы:

1. Иду я вчера в школу и вдруг натыкаюсь на дерево!

4. В 988 году князь Владимир вводит христианство в качестве государственной религии.

Выделите цветом верные утверждения.

Одна временная форма глагола может употребляться в значении другой.

Прошлое может описываться только при помощи глаголов прошедшего времени.

Глаголы прошедшего времени могут использоваться в значении глаголов настоящего времени.

Глаголы будущего времени могут использоваться в значении глаголов настоящего времени.

Ответы:

Одна временная форма глагола может употребляться в значении другой.

Глаголы прошедшего времени могут использоваться в значении глаголов настоящего времени.

Глаголы будущего времени могут использоваться в значении глаголов настоящего времени.


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г

Русский язык 5 класс Употребление времён глагола

Русский язык 5 класс Употребление времён глагола

Будущее время глагола – это время, которое указывает на то, что называемое глаголом действие будет происходить или произойдет после момента речи, в будущем

Будущее время глагола – это время, которое указывает на то, что называемое глаголом действие будет происходить или произойдет после момента речи, в будущем

Рассмотрим употребление форм одного времени в значении другого

Рассмотрим употребление форм одного времени в значении другого

Самостоятельная работа (1) Есть в русском языке служебная часть речи - частица

Самостоятельная работа (1) Есть в русском языке служебная часть речи - частица

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Примеры заданий из тренировочного модуля

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Примеры заданий из тренировочного модуля
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2023