Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г.Сердобска
Открытый урок
«Употребление времен глаголов»
Подготовила учитель
русского языка и литературы
МОУ СОШ №1 г.Сердобска
Гладкова Л.В.
Сердобск,
2023 г.
Русский язык
5 класс
Употребление времён глагола.
Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с употреблением форм настоящего и будущего времени глаголов, формировать умение употреблять формы настоящего и будущего времени глагола; формировать познавательную активность.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели деятельности ученика:
-пользоваться учебником, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;
Планируемые результаты:
Предметные: знать об употреблении форм настоящего и будущего времени глагола в рассказе о прошлом, уметь употреблять формы настоящего и будущего времени глагола при сообщении о событиях прошлого.
Метапредметные:
Познавательные УУД- самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;
Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Личностные - уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.
Вопросы урока.
1. Употребление глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени в речи.
2.Употребление одних форм времени вместо других.
Прошедшее время глагола – это время, которое указывает на то, что называемое глаголом действие происходило или произошло до момента речи.
Настоящее время глагола – это время, которое показывает, что называемое глаголом действие происходит в момент речи.
Будущее время глагола – это время, которое указывает на то, что называемое глаголом действие будет происходить или произойдет после момента речи, в будущем
Ход урока.
1.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Время глагола выражает отношение действия, обозначаемого глаголом, ко времени его осуществления. В русском языке выделяются формы прошедшего, настоящего и будущего времени.
Вспомним, что обозначает каждая форма времени. Обратите внимание на таблицу.
Прошедшее |
Настоящее |
Будущее |
обозначают действие, которое уже совершилось |
обозначают действия, которые происходят сейчас |
обозначают действия, которые будут происходить |
изменяются по числам и родам (в ед. ч.) учил, пел, играл |
изменяются по лицам и числам: учу, пою, играю |
изменяются по лицам и числам: буду учить, буду петь, буду играть |
Прочитаем текст.
Застучала за окошком звонкая капель, потеплел воздух, потемнел и осел снег. Умчались зимние дни. В лесу все дышит весной. Вот-вот выбросят первые цветки-серёжки деревья, прилетят грачи, поплывут по реке первые льдинки. Заблестят шальные весенние ручьи, наполнят лес звонким журчанием. А пока ещё лесной народ оставляет на снегу свои автографы.
Подберём глаголы в пустые ячейки, воспользуемся примерами из текста.
2.
Проверим:
Наст.вр. |
Прош.вр. |
Буд. вр. |
|
Сов. вид |
застучала потеплел потемнел осел умчались |
выбросят прилетят поплывут заблестят наполнят |
|
Несов. вид |
дышит оставляет |
Глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени, а глаголы совершенного вида имеют формы прошедшего и будущего времени.
Глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени, а глаголы совершенного вида имеют формы прошедшего и будущего времени.
Обратите внимание на формы будущего времени. У глаголов совершенного вида форма простая (выбросят, прилетят, поплывут, заблестят, наполнят); а у глаголов несовершенного – сложная или составная (например, будет дышать, будут оставлять).
Рассмотрим употребление форм одного времени в значении другого.
Применение форм одного времени в значении другого часто встречается в литературных произведениях. Это позволяет автору достичь выразительности, образности.
1. Форма настоящего времени может употребляться в значении будущего (действие должно осуществиться в скором будущем): «Завтра я еду в Москву».
2. Формы настоящего времени – в значении прошедшего: «Подхожу к дому и вижу одни развалины». Это так называемое настоящее историческое.
3. Формы будущего простого времени с отрицанием обозначают отсутствие или невозможность действия в настоящем: «Она думает о чём-то и не шевельнёт даже бровью, и не слышит меня» (А.П. Чехов).
4. Простое будущее может обозначать действия, повторяющиеся в настоящем или в прошлом:
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор.
(А. С. Пушкин)
5. В сочетании с частицей «как» форма будущего времени обозначает стремительное действие в прошлом:
Собака-то как зарычит,
А барыня как закричит.
(С.Я. Маршак)
6. Формы прошедшего времени глаголов совершенного вида изредка употребляются в значении будущего: «Пропала моя головушка!» (Л. Н. Толстой).
Прочитаем стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимний вечер» и найдём глаголы.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит…
В произведении некоторые глаголы будущего времени употребляются вместо глаголов настоящего времени. При этом такие глаголы помогают выразить однократные повторяющиеся действия.
В речи также может происходить замена одних глагольных временных форм другими. Такая замена позволяет приблизить действие к слушателю, показать его более ярко.
7.Самостоятельная работа
(1) Есть в русском языке служебная часть речи - частица. (2) Вы, конечно, используете в своей речи частицы, не подозревая, как называются эти слова. (3) Умелое использование частиц всегда обогащало речь, делало её более точной и выразительной. (4) Частицы помогают говорящему выразить или усилить вопрос, сомнение, восклицание, уточнение.
-исправьте и объясните ошибки в употреблении времен глагола
- составьте схему последнего предложения
-выпишите глаголы, определите их время, лицо и спряжение.
8. Анализ самостоятельной работы, взаимопроверка, самооценка
9.Итоги. Рефлексия
Устный рассказ (Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)
Дайте оценку вашей работе на уроке.
10. Домашнее задание.
Составить устный рассказ по рисункам упр.697, применив знания, полученные в ходе урока
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Примеры заданий из тренировочного модуля
Найдите предложения, в которых настоящее время используется вместо прошедшего.
1. Иду я вчера в школу и вдруг натыкаюсь на дерево!
2. Сегодня я занимаюсь только важными делами.
3. Каждый день мы дружно убираем наш класс.
4. В 988 году князь Владимир вводит христианство в качестве государственной религии.
Ответы:
1. Иду я вчера в школу и вдруг натыкаюсь на дерево!
4. В 988 году князь Владимир вводит христианство в качестве государственной религии.
Выделите цветом верные утверждения.
Одна временная форма глагола может употребляться в значении другой.
Прошлое может описываться только при помощи глаголов прошедшего времени.
Глаголы прошедшего времени могут использоваться в значении глаголов настоящего времени.
Глаголы будущего времени могут использоваться в значении глаголов настоящего времени.
Ответы:
Одна временная форма глагола может употребляться в значении другой.
Глаголы прошедшего времени могут использоваться в значении глаголов настоящего времени.
Глаголы будущего времени могут использоваться в значении глаголов настоящего времени.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.