Тема: Значение и употребление имён существительных в речи
урок русского языка во 2 классе.Подготовила Лаврусь М.Н.учитель начальных классов г.Тольятти.
Цель: развивать умения распознавать имена существительные, определять их значения, правильно употреблять в речи.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте пары слов, назовите части речи.
— Докажите, что это однокоренные слова.
— Назовите орфограммы в словах.
III. Актуализация знаний
— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.
Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? (Карандаш.)
Стукнешь о стенку —
А я отскочу.
Бросишь на землю —
А я подскочу.
Я из ладони
В ладони лечу —
Смирно лежать
Я никак не хочу! (Мяч.)
Что за чудо? Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо.
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги. (Черепаха.)
Нашумела, нагремела,
Всё промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округе полила. (Гроза.)
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. (Белка.)
По реке плывёт бревно —
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит... (крокодил).
— Разделите слова-отгадки на две группы. Допишите в каждую группу по два своих примера.
IV. Самоопределение к деятельности
(Работа в парах.)
— Запишите пять слов, отвечающих на вопрос кто ?, и пять слов, отвечающих на вопрос что?
— Что такое имя существительное?
— Что могут обозначать имена существительные?
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 12 (с. 10).
— Прочитайте.
— Каким словом можно заменить словосочетание классная комната! (Класс.)
— Посмотрите вокруг себя. Что вы видите в классе?
— Составьте об этом рассказ.
(Несколько учеников рассказывают свои тексты.)
— Запишите свои рассказы. (Проверка.)
2. Работа со словом из словаря
— Какое новое слово вы использовали в своём рассказе? (Комната.)
— Найдите слово комната в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
— Составьте предложение со словом комната, запишите.
— Запомните написание этого слова.
· Работа по учебнику
Упр. 13 (с. 10).
— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
— Какие существительные отвечают на вопрос кто ?
— Какие существительные отвечают на вопрос что?
— На какие вопросы отвечают остальные имена существительные?
— Измените их так, чтобы они отвечали на вопросы кто ? или что. Смотрите образец.
— На какие вопросы могут отвечать имена существительные?
— Прочитайте сведения о языке на с. 11.
— Что такое начальная форма имени существительного?
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
· Работа по учебнику
Упр. 14 (с. 11).
— Прочитайте словосочетания.
— Назовите часть речи каждого слова в словосочетаниях. Докажите.
— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Учащиеся читают словосочетания с вопросами.)
— Из чего могут состоять вопросы?
2. Запись под диктовку
Налетел яростный ветер. Закрутились снежные вихри. Белая пелена закрыла небо. В вихрях закуталось тусклое солнце.
— Подчеркните главные члены в каждом предложении, укажите части речи. .
VIII. Рефлексия
(Работа в парах.)
— Прочитайте строки из стихотворения «Великан» С.Я. Маршака.
Вынимает он из шкафа
Длинноногого жирафа,
А из ящика стола —
Длинноухого осла.
— Найдите имена существительные. Поставьте их в начальную форму. Запищите. (Шкаф, жираф, ящик, стол, осёл.)
— Что такое начальная форма имени существительного?
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
Составить и записать два предложения. Подчеркнуть имена существительные.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.