Урок по семьеведению для старшеклассников "Семья и брак"
Оценка 4.7

Урок по семьеведению для старшеклассников "Семья и брак"

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
психологическая работа
10 кл—11 кл
10.04.2020
Урок по семьеведению для старшеклассников "Семья и брак"
Урок по семьеведению для старшеклассников
Конспект Семья и брак.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Частинская средняя  общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по семьеведению

«Семья и брак»

для обучающихся 10, 11 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила: Е.Л. Дегтярева,

педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020год

 

Тема «Семья и брак».

Педагог-психолог: Екатерина Леонидовна Дегтярева

Цель: формирование у детей представлений о семье  и браке,  этике семейных отношений.

Задачи:

Образовательная задача: формировать у обучающихся 11  класса адекватные представления о взаимоотношениях в семье;

познакомить с понятиями семья и брак.

Развивающая задача: развивать умения и навыки, помогающие в преодолении трудностей, возникающих в семье;

развивать понятийный аппарат учащихся и устную речь при ответах на вопросы.

Воспитательная задача: способствовать формированию отношения к семье для ориентировки в актуальных жизненных вопросах, выработки собственной ответственной позиции;

учить учащихся мыслить, высказывать и аргументировать свою позицию по заданным вопросам.

Аудитория: обучающиеся 10, 11 классов.

Основные понятия: семья, брак, семьянин,  родство, современная семья.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, листы бумаги, карандаши, ручки, ромашки, аудио.

Ход урока.

I.                  Организационный момент. Эмоциональный разогрев группы.

-Доброе утро! Я очень рада видеть вас!  А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и наша встреча оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа и пожелайте успехов ему сегодня.

1. Упражнение «Салюты-  1 минута.

Цель: способствование созданию условий для снижения напряжения и позитивного настроя на работу.

По предложению педагога-психолога:

- Давайте поприветствуем всех собравшихся «салютами». Дети, наклонившись к полу, начинают хлопать в ладоши, приговаривая: «Хлоп – хлоп- хлоп». Постепенно поднимая руки вверх.  Выполняют 2 – 3 раза.

2.Упражнение «На пути к счастью»  - 2 минуты.

Цель: снятие эмоционального напряжения.

-Что мешает  быть  счастливыми:

Дети смотрят на слайд и повторяют за педагогом-психологом звуки слова, используя интонацию, мимику и жесты.

Ленька: «М-м-м…»

Боялка : АЙ-Ай-ай!»

Бубнилка : «Бу-бу-бу…»

Нылка: «Ну че! Ну блииин!»

Кипишилка: «Быстро-быстро!»

Тупила: «… …Чё!»

Гнобилка : «Фу-у!».

II.                Сообщение темы и цели урока. 1 минута.

- Чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, я предлагаю вам послушать стихотворение.

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!

Слайд со словом «Семья».

Уютный дом – это место, где живет дружная счастливая семья.

В народе существует пословица: «Каждый сам творец своего счастья». Творец – это значит строитель. Сегодня на занятии каждый из вас будет строителем, мы будем строить дом счастливой семьи и попробуем выяснить,  что такое семья, брак, какими качества должен обладать семьянин.

III.           Мини-лекция по теме урока. 2 минуты.

- Семья зародилась еще в первобытном обществе и прошла долгий путь своего становления. На протяжении всей своей жизни человек находится в особой системе отношений, которые называются семейными. На всех ступенях развития человечества она играла большую роль во взаимоотношениях людей. И в современном мире семья остается одной из традиционных ценностей, самой значимой для людей. Почти вся наша жизнь строится на основе семьи. С рождения до подросткового возраста мы живём в доме наших родителей. Через несколько лет мы женимся и создаём нашу собственную семью.

В семье мы переживаем наш первый опыт любви в отношениях с нашими родителями. Эта любовь создаёт наш характер. Не важно - какая у нас позиция в обществе, какой уровень образования, богатства или известности -семья это то место, где создаётся окружение долгосрочных отношений, заботы и даже образца для нашего развития.

IV.            Выполнение упражнений.

1.     Упражнение «Составь пословицу»  - 3 минуты.

Цель: деление учащихся на пары для совместной работы.

Пословицы разбиты на две части и разбросаны, нужно их правильно сопоставить. Дети ищут начало и конец пословиц, тем самым создавая пары.

В семье дружат – живут не тужат.

В семье разлад – так и дому не рад.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Птица рада весне, а дитя – матери.

Сердце матери лучше солнца греет. Слайд

- Что такое семья? Обсудите в паре 2 минуты.

2.Работа с ассоциациями на тему «Семья» - 1 минута.

Семья – это первичная социальная группа, основанная на браке или кровном родстве между людьми, связанная ведением общего хозяйства, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью. Слайд.

Семья – это люди, которые живут вместе, ведут общее хозяйство и заботятся друг о друге.

2.     Упражнение «Тройки» - 5 минут.

Цель: работа в тройках, ответы на вопросы.

Деление: две девочки, 1 мальчик.

Дети работают в тройках, отвечают на вопросы, по хлопку один из тройки переходит в другую и продолжают отвечать на вопрос педагога-психолога.

- Перечислите членов семьи.

- Кто такой идеальный семьянин?

Семьянин – одна из традиционных социальных ролей личности, которая реализуется в семье и предполагает нормативно одобренные формы поведения в рамках семьи, ожидаемые от индивида. Слайд.

           - Что объединяет членов семьи?

·         любят и уважают друг друга;

·         живут в одной квартире или доме;

·         ведут общее хозяйство;

·         сообща распределяют деньги на покупки;

·         вместе отдыхают.

            -Что даёт человеку семья?

Семья даёт человеку любовь, заботу, помощь, воспитание, …

Подведение итогов упражнения, общее выслушивание ответов на вопросы.

4.Упражнение «Чемодан» - 10 минут.

Цель: осмысление положительных и отрицательных качеств семьянина.

Делятся по гендерному признаку.

Мальчики и девочки образуют два круга. Им предлагается, работая вместе, собрать каждой команде «чемодан». Содержимое чемодана будет особым. Туда необходимо положить те качества идеальной и плохой жены (мальчики) или идеального и плохого мужа (девочки), которые будут помогать или мешать в будущей семейной жизни.  Качества выписываются на ватманы-чемоданы в два столбика, озвучиваются по окончанию упражнения. Работают 5 -7 минут.

Собирая чемодан, группа придерживается следующих правил:

1.     Должно быть одинаковое количество положительных и отрицательных качеств.

2.     Каждое качество записывается только с согласия всей группы. Если кто-то не согласен, его можно попытаться убедить, но если это не удастся, качество в чемодан не кладется.

3.     Положить в чемодан можно только те качества, которые поддаются коррекции.  Слайд с правилами.

- Важнейшим условием образования семьи является брак как форма отношений между мужчиной и женщиной.

Брак –добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи, зарегистрированный в ЗАГСе. Слайд

-ЗАГС - это …запись актов гражданского состояния.

Понятие «брак» произошло от древнерусского слова «брачити», имеющего значение «отбирать, выбирать».

Условия заключения брака:

- добровольное согласие сторон;

- достижение брачного возраста.

Не допускается брак:

- состояние в другом браке;

- близкое родство;

- состояние усыновленного и усыновителя.

Индивиды, вступающие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей.

Родственные узы (родство) – это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети т.д.). Слайд.

 В Российской Федерации правоотношения в области семьи, отцовства, материнства и детства регулируются особой отраслью права – семейным правомЕго источниками являются Конституция РФ и Семейный кодекс РФ. Слайд.

5.Работа командами по принципу двух кругов - 10 минут.

        Деление с помощью упражнения «Фишка» на 2 подгруппы — из 2-х цветов листочки.

Участники встают в круг и закрывают глаза. Педагог-психолог  на спину каждому крепит листочки. По команде педагога-психолога все открывают глаза. После чего без слов, звуков все участники должны распределиться на две группы.

Дети образуют два круга - внешний и внутренний. Поворачиваются друг к другу лицом. Внутренний круг отвечает на вопрос, внешний дополняет с помощью фразы «Спасибо, но я хочу добавить, что…». По звонку колокольчика внешний круг делает шаг влево.

- Мы будем рассуждать на тему: «Какой семьянин нужен современному обществу.

Какие главные черты характера?

Как он живет?

Как он влияет на других?

Что о нем думают близкие?

Во что он верит?

О чем мечтает?

Как он достигает целей?

В чем главный смысл его жизни?

Как он относится к себе?

Его поступки? Мысли? Слова?

6. Индивидуальная работа учащихся - 4 минуты.

- 8 июля – День святых Петра и Февроньи. Они прожили вместе всю жизнь и умерли в один день. Слайд.

8 июля в России отмечают День семьи, любви и верности.

Символом семейного счастья принято считать ромашку.

 - Сейчас я раздам вам заготовки ромашки, а вы самостоятельно создадите модель своей будущей семьи. На лепестках ромашки напишите те качества, основываясь на которых постараетесь построить свою семью.

Дети выполняют аппликацию под музыкальное сопровождение группы КВАТРО «Ромашковые поля». Полученные ромашки на доску .

V.               Домашнее задание. 1 минута.

Карточка «Закончи предложения».

Моя семья в будущем…

Хорошая мать…

Хороший отец…

Для меня родители это…

Для меня семья это …

VI.            Рефлексия. 5 минут.

- У каждой семьи есть свой жизненный цикл. Создание семьи – ответственный шаг в жизни человека. Члены семьи связаны общностью быта, моральной, правовой ответственностью. Необходимо научиться понимать друг друга, уважать взаимные интересы и разрешать все проблемы мирным путём. Слайд.

- Мы с вами начинали со слов о счастье и с помощью хлопков приветствовали друг друга. Теперь закончим нашу встречу тем же самым.

Упражнение «Секрет счастья».

Цель: экспресс-регуляция эмоционального состояния.

Прямая  спинка, солнышко  в сердце, приподнятый  носик, широко открытые  восхищенные глазки, улыбочка  на  лице и крылышки  за  спиной. С таким состоянием идем по жизни. Легко и свободно.

- Поблагодарим за активное общение себя и друг друга хлопками.

Упражнение «Ладоши».

Цель: рефлексия внутреннего состояния.

Первый начинает хлопать и, молча меняется с любым игроком местами,  они хлопают, не переставая вдвоем, второй меняется с третьим местами, третий начинает хлопать, хлопают втроем и так далее до последнего игрока.

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Частинская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Частинская средняя общеобразовательная школа»

Тема «Семья и брак». Педагог-психолог:

Тема «Семья и брак». Педагог-психолог:

Цель: способствование созданию условий для снижения напряжения и позитивного настроя на работу

Цель: способствование созданию условий для снижения напряжения и позитивного настроя на работу

Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно!

Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно!

В хорошей семье хорошие дети растут

В хорошей семье хорошие дети растут

Упражнение «Чемодан» - 10 минут

Упражнение «Чемодан» - 10 минут

Индивиды, вступающие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей

Индивиды, вступающие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей

Как он достигает целей? В чем главный смысл его жизни?

Как он достигает целей? В чем главный смысл его жизни?

Прямая спинка, солнышко в сердце, приподнятый носик, широко открытые восхищенные глазки, улыбочка на лице и крылышки за спиной

Прямая спинка, солнышко в сердце, приподнятый носик, широко открытые восхищенные глазки, улыбочка на лице и крылышки за спиной
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2020