Урок по специальности «Сольное пения (академический вокал)»
в МБОУ ДО «Нововаршавская ДШИ»
«Роль дикции в создании художественного образа».
«...Слово является самым конкретным выразителем человеческой мысли».
К. С. Станиславский
Пояснительная записка:
Приступая с учащимися к разучиванию произведения, необходимо прочитать название произведения, прочитать внимательно текст, вникнуть в содержание произведения, проанализировать средства музыкальной выразительности, понять замысел композитора и поэта для того, чтобы суметь передать этот замысел, эмоции, чувства, настроение, заложенные в произведение авторами.
Важнейшая задача певца – донести смысл художественного текста. Именно поэтому особое место в вокальной технике занимает развитие артикуляционного аппарата и дикции. Слово, обращенное к публике, должно быть четким, выразительным и достаточно громким.
Дикция – отчетливое произношение звуков, слогов и слов.
Ясность и чистота звучания речи зависят от правильной и активной работы артикуляционного аппарата.
Артикуляционным аппаратом называют все те органы, мышцы, которые непосредственно образуют звук: ротовая полость, гортань, глотка, язык, небо, щеки, даже челюсти и зубы.
Четкая дикция – это и есть результат слаженной работы артикуляционного аппарата.
Главные принципы работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Поющий должен помнить, что петь слово должно быть также естественно и удобно, как говорить, при этом, никогда нельзя забывать о важнейшем качестве певческого голоса – кантилене – способности голоса к напевности.
Дикция является средством донесения текстового содержания произведения, и одним из важнейших средств выразительности в раскрытии художественного образа.
Говоря о раскрытии художественного образа в пении, мы подразумеваем отражение в процессе пения музыкального и поэтического смысла, эмоций, чувств, переживаний авторов произведения.
Этот процесс напрямую связан с работой воображения поющего.
В младшем школьном возрасте ребенок лучше воспринимает наглядную информацию в красочной, увлекательной, игровой форме, следовательно, преподаватель должен использовать все имеющиеся в его арсенале педагогические технологии, находится в постоянном поиске наиболее эффективных и понятных ребенку методов ведения урока.
Для облегчения выполнения вокально-технических упражнений на развитие артикуляционного аппарата, мною был разработан видеоролик «Артикуляционная гимнастика», для стимулирования воображения учащихся, облегчения работы над художественным образом, разработан так называемых мультимедийный клип белорусской народной песни «Сел комарик на дубочек».
Урок разработан для учащейся 3 класс, специальности «Сольное пение (академический вокал)», МБОУ ДО «Нововаршавская ДШИ».
Возраст учащейся – 9 лет.
Форма урока: Индивидуальный урок сольного пения.
Рабочая программа: Дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства «Сольное пение (академический вокал)».
Тема: «Роль дикции в создании художественного образа».
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: разобрать понятие «певческая дикция», определить роль дикции в создании художественного образа вокального произведения, начать работу над созданием художественного образа белорусской народной песни «Сел комарик на дубочек»
Обучающие:
- учить работать с поэтическим текстом вокального произведения;
- определять художественно-смысловые и динамические кульминации;
- использовать средства музыкальной выразительности при исполнении вокального произведения;
Развивающие:
- развивать умение мыслить образами через исполнение музыкального произведения;
- развивать интеллектуальные способности, творческое воображение, музыкально-эстетическое восприятие, интерес к выразительному пению, мотивацию к приобретению певческих навыков;
Воспитательные:
- воспитывать художественный и музыкально-эстетический вкус, расширять представления об окружающем мире;
- воспитывать музыкальный вкус, желание творческой реализации своих возможностей;
Методы и приёмы:
- словесный (вербальный) - беседа, пояснение.
- наглядный (демонстрация видеороликов на интерактивной доске);
- практический - выполнение упражнений, распевание, пропевание вокального произведения.
Оборудование материалы:
- нотный материал;
- фортепиано;
- компьютер;
- интерактивная доска.
Ход урока:
-организационный момент (приветствие);
-краткая беседа по теме урока: разбор понятий «певческая дикция», «артикуляционный аппарат», «художественный образ», выявление взаимосвязи данных понятий в пении.
-выполнение комплекса вокально-технических упражнений (на развитие певческого дыхания: краткий комплекс упражнений дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, упражнение на развитие и укрепление головного резонатора, артикуляционные упражнения).
-распевание.
- просмотр мультимедийного клипа «Сел комарик на дубочек»
- работа над созданием художественного образа песни, смысловой разбор поэтического текста.
- обобщение.
- домашнее задание.
Приложение
Практическое выполнение вокально-технических тренажей включает в себя комплексы упражнений на развитие и укрепление певческого дыхания, резонанса, артикуляционного аппарата, дикции, а также распевание.
Для развития певческого дыхания, выполняли сокращенный адаптированный к уроку комплекс дыхательных упражнений А.Н. Стрельниковой, обладающий лечебно-профилактическим эффектом как для дыхательной системы, так и для всего организма в целом.
Выполнялись семь основных упражнений дыхательной гимнастики:
‒ Одиночные вдохи – выдохи без движения;
‒ Одиночные вдохи – выдохи с поворотом головы на вдох и исходным положением на выдох (влево – вправо);
‒ «Обними себя» - одиночные вдохи со скрещиванием рук в объятья, как бы сжимая грудную клетку, тем самым перераспределяя вдох в нижний отдел диафрагмы и возвращением в исходное положение на выдохе;
‒ Наклоны корпуса вперед в том же положении рук на вдохе, что и в предыдущем упражнении и возвращение в исходное положение на вдохе;
‒ «Танец» - тот же принцип физического и дыхательного действия, что и в предыдущем упражнении с добавлением движения ног в противоход;
‒ «Вертолет» - четыре шумных дозированных вдоха, сопровождающиеся переменным движением рук в стороны и вверх и шумный, плотным, «цедящим» выдохом на звук «пщщ» при возвращении в исходное положение, сопровождающееся плавным кругообразным «стеканием» рук к корпусу.
Между упражнениями маршировали на месте, сопровождая физическое действие дыхательным – четыре шумных, дробных диафрагмальных вдоха, четыре дробных выдоха. Упражнения выполняли на 4 счета.
Для развития и укрепления головного резонатора, на зевке (в положении высоко поднятого мягкого неба) в определенной системе издавали звуки, подражая собачке, кличу индейцев:
1. Собачка лает – два энергичных подготовительных выдоха без звука, два – на слог «а-у».
2. Щенок воет – плавный, протяжный выдох, выполненный на легато с тройным повторение слога «а-у», третье повторение слога выполняется с повышением интонации.
3. Клич индейца – плавный, протяжный выдох на звук «а», с изменением интонации от самого верхнего звука диапазона к самому нижнему звуку.
Распевание начинали с упражнения «поющая машинка» - распевание на условный звук «ббрр», губная вибрация на опоре, способствующее не только укреплению дыхательной мускулатуры, но и развитию такого важнейшего качества певческого звука, как кантилена – способность голоса к напевности. Далее распевались на слоги «ко-ку» - нисходящий интервал большая терция (штрих - стаккато); «а-у» - восходящий интервал чистая квинта, с поступенным возвращением к тонике (штрих - легато); «и-и-и-ой-ой-ой» - поступенное движения от 3 до 1 ступени (нисходящий интервал большая терция, штрих - стаккато).
Для развития певческой дикции, с помощью разработанного видеоролика выполняли артикуляционную гимнастику:
1. «Поцелуй» - активное, утрированное вытягивание губ вперед, переходящее в утрированное раскрытие, «растягивание» рта;
2. «Пятачок» - вытягиваем губы в «пятачок» и двигаем его вверх, вниз, влево, вправо и по кругу; упражнение
3. «Трубочка (вытянуть губы вперед) – улыбка (растянуть губы в стороны) – оскал (в положении «улыбка» обнажить зубы) – улыбка – трубочка». В своей педагогической практике мы модифицировали это упражнение, придав ему актерскую составляющую – «Обиделись – улыбнулись – разозлились – улыбнулись - обиделись» (сопровождаем выполнение упражнения эмоциональными возгласами, соответствующими действию);
4. «Змеиное жало» - широко раскрыв рот, выбрасываем вперед напряженный «острый» язык;
5. «Чистим зубы языком по кругу» - в положение зевок с закрытым ртом, чистим языком зубы в круговом движении по часовой стрелке и в обратном направлении. Придерживаем рукой нижнюю челюсть, тянем язык.
6. «Проколы щек языком» - в положение зевок с закрытым ртом, прокалываем языком щеки поочередно. Придерживаем рукой нижнюю челюсть, тянем язык.
7. Проговариваем гласные на зевке, запоминая их артикуляционное положение: у - уа - уао - уаоэ - уаоэи – уаоэиы.
Для создания видео ролика артикуляционной гимнастики использовались несколько компьютерных программ и приложений: Emoji Maker - приложение для создания главного персонажа ролика – Смайлика, программа Microsoft PowerPoint – для создания картинок с разъяснением поэтапного выполнения упражнений, приложение You Cut – для записи звукового сопровождения, редактирования и монтирования видео ролика.
В приложении Emoji Maker поэтапно создавался главный персонаж видео ролика Смайлик.
Для каждого артикуляционного упражнения подготавливались несколько графических картинок, изображающих главного персонажа в момент выполнения того или иного этапа упражнения.
Из галереи графических материалов приложения Emoji Maker подбирались:
‒ подходящая геометрическая фигура - объемный круг желтого цвета.
‒ отображающие необходимые эмоции персонажа варианты глаз, рта, языка, зубов.
Для выполнения одного упражнения артикуляционной гимнастики в среднем необходимо было создать от двух до шести картинок Смайлика с разной мимикой.
В программе Power Point соединялась графическая (картинки Смайлика, выполняющего тот или иной этап упражнения) и текстовая (объясняющая название, этапы выполнения упражнения) информация.
Все заготовки будущего видео ролика в строгой последовательности загружались в приложение видеоредактора You Cut, где редактировалось время, скорость воспроизведения каждой картинки, эффекты воспроизведения, в режиме воспроизведения производилась запись аудио комментария выполнения упражнения.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.