Цель уроков:
· ознакомление учащихся с понятиями «дублирование», «перенос линий выкройки», «примётывание»,«вымётывание»;
· усвоение учащимися приёмов дублирования деталей кроя клеевой прокладкой, переноса линий выкройки, примётывания и вымётывания деталей;
· ознакомление с терминологией и технологией ручных работ;
· ознакомление с профессией технолог-конструктор.
· общее представление о рациональной организации рабочего места при ручных швейных работах, соблюдении правил безопасного труда;
· общее представление о требованиях к выполнению ручных работ;
· формирование умений дублировать детали кроя клеевой прокладкой, переносить линии выкройки на детали кроя копировальными строчками, примётывать одну деталь к другой;
· приобретение навыков самооценки, рефлексии.
Место проведения уроков: кабинет технологии.
Дидактические средства обучения: инструменты и приспособления для ручных работ, детали кроя для изготовления образцов с приколотыми к ним выкройками (выкрое- ны на прошлом уроке), видеоматериалы, учебник технологии (§ 18, 19), рабочая тетрадь.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа.
Формируемые УУД: познавательные.
Материалы, служащие для мотивации и постановки проблемы, включения учащихся в учебную деятельность: плакат «Ручные операции при пошиве швейных изделий», учебные карты, образцы ручных швейных работ.
Материалы, служащие для первичного закрепления и применения изучаемого материала: п. 1, 2 задания 18 и п. 1, 2 задания 19 из рабочей тетради, практические работы № 12 и 13 из учебника.
Материалы для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся: п. 3 задания 18 и п. 3 задания 19 из рабочей тетради.
Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, решаемых на уроках: освоение знаний, коммуникация, использование ИКТ.
Организационная модель использования ИКТ: одно компьютеризированное рабочее место (учителя).
Потребность в технических устройствах, средствах и инструментах ИКТ: ПК, мультимедийный проектор, программы для работы с ресурсами.
Потребности в ЭОР: иллюстративные материалы, деловая графика (схемы, таблицы).
Ход уроков
1. Проверка знаний по теме предыдущих уроков («Раскрой плечевого изделия»)
Проверку знаний можно осуществить с помощью п. 4 задания 17 из рабочей тетради или устного опроса по следующим вопросам.
Как можно сложить ткань перед раскроем? Для чего нужны припуски на швы?
Почему детали обтачек из ткани и прокладочного материала должны иметь одинаковые припуски на швы и направление до- левой нити?
Актуализация знаний. Для активизации познавательной деятельности обучающихся зададим им следующие вопросы.
Что означают слова «дубль», «дублирование»? Чем можно склеить между собой детали из ткани?
Зачем вы склеивали детали из ткани в начальной школе?
объясним ученикам, что в технологии изготовления швейных изделий применяется термин «дублирование», который означает соединение поверхностей деталей из ткани пу- тём склеивания. Часто требуется, чтобы некоторые детали швейного изделия получили особую плотность и прочность. Для этого применяют специальные прокладочные материалы, например флизелин с клеевым покрытием в виде тонкого слоя или мелких точек (застывших капель). В домашних условиях дублирование выполняют на утюжильной доске с помощью разогретого до определённой температуры утюга и проутюжильника. Изучим со школьниками технологию соединения детали с клеевой про- кладкой можно с помощью алгоритма из учебника.
Осуществляются в процессе выполнения п. 1 задания 18 из рабочей тетради и практической работы № 12 «Дублирование деталей клеевой прокладкой» из учебника.
Сначала учащиеся выполняют п. 1 задания 18 из рабочей тетради на закрепление знаний о последовательности соединения детали с клеевой прокладкой.
При проведении практической работы обучающиеся используют детали кроя, которые они выкраивали на прошлом уроке. повторяем с учащимися правила безопасной работы утюгом, вырабатываем вместе с ними критерии оценки практической работы, например:
· детали из ткани и прокладки сложены правильно (к изнаночной стороне детали прилегает клеевая сторона прокладки);
· детали из ткани и прокладки сложены ровно (прокладка не выступает за края детали кроя);
· проутюжильник разложен поверх флизелина;
· утюг разогрет до температуры, обозначенной на терморегуляторе двумя точками;
· детали склеились равномерно по всей поверхности (отслоения или коробления детали не произошло).
разъясняем ученикам последовательность выполнения практической работы. С помощью утюга они выполняют дублирование детали из ткани «Образец дублирования», а затем делают ту же операцию на подкройных обтачках проектного изделия. Внимательно следим, как выполняет дублирование деталей каждый из учащихся, поскольку работа утюгом представляет определённую опасность.
В целях актуализации полученных в 5 классе знаний предложим учащимся ответить на следующие вопросы.
Какие способы переноса линий выкройки на детали кроя вы узнали в 5 классе?
Как называется временное ниточное соединение равных по величине деталей?
Как называется временное ниточное закрепление подогнутого края?
объясняем ученикам, что в 6 классе они продолжат освоение ручных операций. Им предстоит научиться примётывать маленькую деталь к большой и вымётывать край детали, чтобы придать ей форму.
напомним учащимся, как должно быть ор- ганизовано рабочее место для выполнения ручных швейных работ, как нужно правильно сидеть, чтобы не испортить осанку. В форме беседы вспомним правила безопасного труда.
демонстрируем образец переноса линий выкройки строчкой прямых копировальных стежков и, пользуясь рис. 40 и 41 и описанием технологии выполнения операции в учебнике, анализируем вместе со школьниками эту операцию, обращая внимание на то, что этот приём — самый трудоёмкий и его применяют для тонких тканей, которые легко повредить копиро- вальным колёсиком и булавками. предупреждаем обучающихся, что при выполнении копирования линий прямыми стежками нитку не нужно закреплять на ткани ни в начале строчки, ни в конце, для того чтобы в дальнейшем её можно было быстро удалить. скажем, что при выполнении практической работы учащиеся потренируются в выполнении прямых копировальных стежков на деталях, которые выкроили на прошлом уроке.
Далее знакомим школьников с операцией примётывание, обращая внимание на то, что она похожа на операцию смётывание, и объясняем разницу между ними. Технология выполнения примётывания описана и изображена в учебнике.
Операцию вымётывание применяют после машинной операции обтачивание, которая будет изучена на следующем уроке, поэтому во время практической работы учащиеся только подготовят детали к обтачиванию, т. е. сметают их, а вымётывать будут позже.
Осуществляются в процессе выполнения задания 19 из рабочей тетради и практической работы № 13 «Изготовление образцов ручных работ» из учебника.
Первоначально учащиеся выполняют п. 1 задания 19 из рабочей тетради на уяснение значения терминов ручных швейных работ.
При проведении практической работы обучающиеся используют детали кроя, которые они выкраивали на прошлом уроке.
повторяем с учащимися правила безопасной работы со швейными иглами и булавками, ножницами и другими колющими инструментами и вырабатываем вместе с ними критерии оценки практической работы, например:
· цвет ниток для работы — контрастный цвету ткани;
· копировальные строчки проложены ниткой в два сложения;
· примёточные и смёточные строчки — ниткой в одно сложение;
· ручные закрепки в заданиях 2 и 3 выполнены в начале и в конце строчки;
· смёточные и примёточные строчки проложены в соответствии с заданием: на образце смётывания — отступив от намеченной линии на 1 мм в сторону среза детали.
обсудим с обучающимися последова- тельность выполнения задания 1 практической работы. Демонтрируем образец и приём копирования линий выкройки копи- ровальными прямыми стежками (силками). Ученики выполняют задание.
Затем последовательно демонстрируем образцы и приёмы примётывания и вымётывания предварительно обтачанного и вывернутого края с расположением шва на сгибе и с образованием канта — выступающего края шириной 1–3 мм (рис. 43 из учебника). Объясним, что этот приём учащиеся выполнят не на этом уроке, а на последующих, когда они обтачают края детали. А сейчас следует только подготовить детали к обтачиванию, т. е. сметать их по трём сторонам.
Во время проведения практической работы постоянно следим за соблюдением учащимися правил безопасной работы.
предлагаем учащимся ответить на контрольные вопросы, приведённые в конце § 18, 19 учебника, оцениваем ответы, обсуждаем с учащимися результаты выполнения практиче- ских работ № 12 и 13 из учебника с учётом разработанных критериев и заданий 18, 19 из рабочей тетради, оцениваем работу учащихся на уроке, отмечаем лучшие результаты.
Школьники отвечают на вопросы п. 3 задания 18 и п. 3 задания 19 из рабочей тетради.
«Технология дублирования деталей»
Верны ли следующие утверждения?
|
Утверждение |
Да |
Нет |
|
1. |
✓ |
|
|
2. |
|
✓ |
|
3. |
✓ |
|
|
4. |
|
✓ |
|
5. |
✓ |
|
«Ручные работы»
Верны ли следующие утверждения?
|
Утверждение |
Да |
Нет |
|
1. |
|
✓ |
|
2. |
✓ |
|
|
3. |
✓ |
|
|
4. |
|
✓ |
|
5. |
✓ |
|
1. Изучить материал § 18 и 19. Ответить на вопросы параграфов.
2. Выполнить п. 2 задания 18 из рабочей тетради.
3. Выполнить задания из
учебника и рабочей тетради, от- меченные значком
.
4. Принести на следующий урок лоскут любой ткани (можно
не новой) размером приблизительно 20 × 30 см (формат А4).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.