Урок по теме "Голосование, выборы, референдум" .Обществознание 9 класс
Оценка 4.6

Урок по теме "Голосование, выборы, референдум" .Обществознание 9 класс

Оценка 4.6
doc
19.08.2021
Урок по теме "Голосование, выборы, референдум" .Обществознание 9 класс
урок по теме Голосование.doc

 

Тема: Голосование, выборы, референдум.

Цель:

·        Создать условия для усвоения учащимися основных форм участия граждан в политической жизни;

·        Способствовать формированию элементарных умений грамотного поведения в политической сфере общества;

·        Содействовать воспитанию ответственности, законопослушания и патриотического отношения к судьбе своей страны.

Оборудование: 

  • учебник А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание 9 класс» М. «Русское слово» 2008 г.;
  • презентация по теме урока;
  • папка с дидактическими материалами к урокам.

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма проведения: Традиционный с элементами ИКТ.

 

Ход урока

1.     Организация класса.

Повторение пройденного  Решение тестовых заданий  ГИА ч.1.Слайды 2-7

2.     Актуализация знаний « мозговой штурм» работа в малых группах -парах.

Вопрос: Каким образом любой гражданин России может принять участие в политической жизни страны? Заполните карточку, допишите.

Работа в парах.

Ответы учащихся:    Обобщение – Слайд 8

1. Граждане могут участвовать в собраниях, митингах.

2. Агитация за ту или иную политическую партию.

3. Обращение в парламент, местные законодательные органы с предложениями, проектами.

4. Участие  в выборах и референдумах.

5. Организация и участие в политических и общественных движениях.

6. Работа в качестве партийного деятеля.

7. Членство в политическом клубе или организации.

8. Денежные  пожертвования в пользу  партии.

3.   Сообщение темы и цели урока

Сегодня мы будем говорить о таких формах политического участия народа как выборы, голосование, референдум.

 Тема- межкурсовая, она относится и к политике и к праву. Речь пойдёт  об избирательном праве и избирательной системе. Наша задача – выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют избирательные системы.

Как вы думаете: нужно вам знать это? Это экзаменационные вопросы.

Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим правом избирать.

Независимая социологическая служба «Bаше мнение!» провела социологический опрос среди горожан «Почему вы не пришли на выборы главы Воронежа 8 сентября 2013г.?».

  Результаты инициативного телефонного опроса среднего населения г. Воронежа в возрасте 18 лет и старше. Сроки проведения опроса  12-16 сентября 2013 г. Объем выборки: 200 респондентов, что гарантирует статистическую погрешность, не превышающую 5,7% при уровне доверительной вероятности 90%. Выборка случайная, стратифицированная по номерам АТС Воронежа   Слайд

Почему вы не пришли на выборы главы Воронежа 8 сентября?

1.    Я не знал, что были выборы-      8,5%

2.    Мой голос ничего не значит, мэром станет тот, кого выберет начальство-14%

3.    Не было кандидатов, которым бы я доверял  -17,5%

4.    У меня появились неожиданные неотложные дела   24,5%

5.    Помешала плохая погода 5,5%

6.    Другое           4%

7.    Я участвовал в выборах   26%

Проблема Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы? Попробуем разобраться в этих вопросах. Запись темы и плана.

4.     Изучение  нового материала по плану.

1вопрос Источники избирательного права.

2.Выборы.Активное и пассивное избирательное право.

3.Стадии избирательного процесса.

4. Процедура голосования

5. Электорат

6.Избирательные системы: мажоритарная и пропорциональная

1вопрос

В каком документе закреплены основные права и обязанности граждан РФ? (в Конституции РФ).

Когда была принята? Кто её принимал? Нас интересуют политические права-права граждан участвовать в управлении государством.

В Российской Федерации важнейшими источниками избирательного права на федеральном уровне являются:

·       Конституция Российской Федерации;

·       Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

·       Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»;

·       Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;

·       Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

·       Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Практикум. Работа с документами. 3 группы по рядам.

 Прочитайте отрывок из Конституции РФ и ответьте на вопросы?

Первая группа      

Статья 32
Конституция РФ

  • Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  • Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
  • Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Вопросы к документу:

1. О каком праве граждан РФ идет речь в статьях Конституции РФ?

2. Что означает избирать и быть избранным?  ( Активное и пассивное право)

3.Кто не имеет права принимать участия в выборах?

Слайд 12. ( запись в тетради)

Своим правом избирать вы сможете воспользоваться уже через 3 года. От того, как вы поступите, будет выражаться ваша гражданская позиция. А чтобы выборы не проходили стихийно, существуют определённые правила их проведения, закреплённые законодательством. Таков Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". 2002г. Ознакомьтесь с отрывками из него и ответьте на вопросы.

Вторая группа  

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"    

 Статья 3 Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума
Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

  • Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах…

                                                Статья 4

Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации …и иными правовыми актами…, быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Вопросы к документу:

1.     С какого возраста граждане РФ имеют право принимать участия в выборах?

2.     Назовите основные принципы избирательного права. (Записать)

                              Третья группа

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят областной Думой 14 июня 2007 год

 

1. Настоящий Закон Воронежской области регулирует порядок проведения выборов депутатов Воронежской областной Думы (далее - областная Дума), депутатов представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований и иных выборных лиц местного самоуправления, которые в соответствии с уставами муниципальных образований избираются непосредственно населением муниципальных образований.

 

 2. Настоящий Закон Воронежской области не регулирует порядок избрания выборных должностных лиц местного самоуправления представительным органом муниципального образования.

 

Настоящий Закон Воронежской области имеет прямое действие и применяется на всей территории Воронежской области.

 

10. Депутатом областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования двадцати одного года, главой муниципального образования - двадцати одного года, депутатом представительного органа муниципального образования - восемнадцати лет.

 

Вопросы к документу:

1.Какие органы власти  в Воронежской области формируются в ходе выборов?

2. О каком избирательном цензе говорится в законе?

 

Выборы могут ограничиваться цензом.

Существуют избирательные цензы:

1.         возрастной;

2.         имущественный;

3.         половой;

4.         социальный;

5.         религиозный;

6.         расовый;

7.         ценз оседлости;

8.образовательный

 

2 вопрос

 

Выборы- процедура наделения полномочиями государственного органа или должностного лица. Слайд12. ( запись в тетради)

Вопрос. Кого выбираем мы- россияне? ( президента, депутатов нижней палаты парламента, руководителей субъектов и муниципальных образований)

3 вопрос.

Алгоритм выборов прописан в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". Закон очень объёмен и сложен. Но вы должны представлять саму процедуру выборов. Слайд 14

Стадии избирательного процесса

Ответственные

Сроки

Назначение дня выборов

Президент РФ, Совет Федерации или другие уполномоченные на это органы или должностные лица.

Не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который избраны соответствующие органы или часть депутатов.

Образование избирательных округов

Представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления.

Не позднее чем за 60 дней до голосования.

Создание избирательных комиссий

Центризбирком РФ – действует на постоянной основе в течение 4 лет.

Избирком субъекта РФ - ? членов назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, ? назначается исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Территориальные избиркомы – представительный орган местного самоуправления.

Не позднее чем за 20 дней до голосования.

Выдвижение и регистрация кандидатов

Политические партии.

Общественные движения.

Самовыдвиженцы.

 

Предвыборная агитация

СМИ, массовые мероприятия (митинги, демонстрации, дебаты и т. д.), выпуск печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов, иные формы (не запрещённые законом)

Со дня регистрации до ноля часов за сутки до дня голосования.

Голосование

Территориальная избирательная комиссия

8.00 – 20.00

 

4 вопрос

Процедура голосования имеет свои элементы: Слайд 15

Самостоятельная работа с текстом учебника  пар 7. 4 абзац.

·       Регистрация в списке избирателей по месту жительства;

·        Тайное голосования в специальной кабине;

·        Использование одинакового для всех избирательных округов списка кандидатов;

·        Присутствие на выборах сторонних наблюдателей, контролирующих правильность процедуры голосования;

·        Подсчёт бюллетеней специально созданной комиссией;

·        Официальное опубликование результатов голосования.

Задание по слайду: расставить в нужном порядке  Слайд 15

5 вопрос

Электорат – круг избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах Слайд 16

Вопрос учащимся: От чего зависит активность электората?

Найдите ответ на вопрос в учебнике « активность электората…»четыре абзаца.

Кандидат должен: Слайд 17. Дополните предложения.

·        Обнародовать свою политическую программу;

·        Собрать нужное количество подписей своих избирателей(10000 или 1000000, зафиксировано в законе), выдвигающих его на выборы;

·        Заручиться финансовой поддержкой влиятельных организаций, кругов, партий, оплачивающих все расходы по выборам;

·        Указать свои доходы, какой собственностью владеет.

6 вопрос

Избирательные системы: мажоритарная и пропорциональная. Слайд 19

 

Деловая игра.

Выберем мэра города по определенной избирательной системе, а в конце практикума вы мне скажите, какая избирательная система была применена для этих выборов?

Далее каждый кандидат предлагает свою предвыборную программу.

Избирательная комиссия в составе учителя и двух учеников начинает свою работу:

1)запечатывается избирательная урна;

2)выдаются избирательные бюллетени;

3)следят за голосованием.

Ученики по одному делают свой выбор, бросают свои бюллетени в урну. После того, как все проголосуют, избирательная комиссия объявляет, что выборы состоялись. Пересчитывает все голоса и объявляет результаты выборов.

Референдум – форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путём всеобщего голосования.

4. Закрепление изученного.

Как вы сегодня смогли убедиться, выборы – это процесс длительный, сложный, требующий больших моральных и финансовых затрат. Почему же государство идёт на это? (с целью сохранения свободы выбора, свободы слова и т. д. то есть основных прав граждан страны). Ведь не даром Хилер Бэллок сказал: “У каждого народа те правители, каких он заслуживает”.

  Вы согласны с этим высказыванием? Объясните своё мнение.

Почему нужно участвовать в выборах?

 

5.     Итог урока.

Учащимся предложено написать синквейн с использованием понятий “выборы”, “избиратель”. Работа в больших группах -3.

Синквейн – это “стихотворение”, состоящее из пяти строк.

В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме. Порядок написания синквейна: первая строка – ключевое слово, определяющее содержание; вторая строка – два прилагательных, характеризующие данное понятие; третья строка – три глагола, выражающие действия понятия; четвертая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к понятию; пятая строка - одно слово, через которое выражаются ассоциации, связанные с данным понятием.


1.     Выборы.

2.     Демократические, свободные.

3.     Определяют, обязывают, направляют.

4.     Выборы – право человека.

5.     Демократия.

 

1.     Избиратель.

2.     Грамотный, ответственный.

3.     Голосует, агитирует, выдвигает.

4.     Он определяет будущее страны.

5.     Народовластие.


Выступления учащихся

Выставление оценок.

6.     Домашнее задание.

Подготовиться к тестированию по изученной теме. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Я – будущий избиратель».

 

7.     Рефлексия.

        

Ты уже не просто ребенок. Ты самостоятельная личность, которая может принимать решения, делать выбор и влиять на решение серьёзных вопросов! В твоей жизни будет ещё много выборов – маленьких и больших, простых и сложных. Будешь ли ты голосовать за кандидата в Президенты, или решать по какой дороге пойти – ты будешь делать выбор, от которого, так или иначе, будет зависеть твоя дальнейшая судьба в следующие несколько минут или лет. Ты сам отвечаешь за все!

Вопросы

Разместить жетоны

Я смогу объяснить основы Избирательного права другим ученикам в школе

 

Я смогу убедить родителей в необходимости идти на выборы

 

Я знаю и могу поговорить о политических событиях в стране

 

Я хорошо понял учебный материал и потому активно работал на уроке

 

Я знаю, что такое выборы

 

Каждый ученик получает в начале урока три жетона со своими фамилиями, которые он должен разместить в колонке с выбранным утверждением. Например, я познакомилась с основами избирательного права, значит, располагаю свой жетон напротив этого утверждения. Так необходимо разместить три жетона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второй урок данной темы можно провести в форме тестирования.

Вариант теста:

1.Человек, участвующий в выборах, называется:

а) избиратель;  б) кандидат;  в) депутат;  г) демократ.   (а,б,в)

2.С какого возраста гражданин РФ становится избирателем:

а) с 20 лет;  б) с 25 лет;  в) с 16 лет;  г) с 18 лет. (г)

3.Новгородское вече – это:

а) полная демократия;  б) прямая демократия; 

в) представительная демократия;  г) местная демократия.  (б)

4.Избирательный ценз – это:

а) правило;  б) ограничение;  в) постановление;   г) право.  (б)

5.Право быть избранным – это:

а)Пассивное избирательное право;  б) активное избирательное право. (а)

6.Какие категории граждан лишены права избирать в РФ:

а) недееспособные и находящиеся в местах лишения свободы;

б) женщины и военнослужащие;

в) пенсионеры недееспособные;  г) студенты и малообеспеченные. (а)

7. Какой возрастной ценз действует в РФ при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания:

в) 18 лет;  б) 20 лет;  в) 21 год;  г) 25 лет.  (в)

8. Какие органы власти избираются в РФ:

в) местные органы власти, Государственная Дума, Правительство;

б) министерства, Президент; Государственная Дума;

в) местные органы власти, правительство, Президент;

г) Президент страны, Государственная Дума, местные органы власти. (г)

9. Какие избирательные цензы действуют в РФ при выборах Президента:

а) возрастной, религиозный;  б) ценз оседлости, возрастной;

в) расовый, возрастной;  г) возрастной, половой.    (б)

10.Указать верные принципы избирательного права в РФ:

а) всеобщее, многоступенчатое, равное;  б) добровольное, всеобщее, равное;

в) равное, добровольное, непрямое;  г) прямое, принудительное, всеобщее.(б)

11.В древних Афинах Собрание составляли:

а) старейшины;  б) все взрослые граждане Афин;  в) самые знаменитые воины.    (б)

12.Прямая демократия – это:

а) осуществление принятых коллективных решений на следующий же день;

б) принятие важнейших политических и иных решений всеми гражданами на общем митинге;

в) соединение законодательной и исполнительной власти.  (б)

13.О каком признаке демократических выборов идёт речь в следующем тексте: «Все политические силы, все кандидаты на выборные должности имеют равное право вести предвыборную агитацию…»?

а) методичность;  б) конкурентность;  в) элитарность.  (б)

14.По достижении какого возраста гражданин РФ приобретает активное избирательное право?

а) 16 лет;  б) 18 лет;  в) 21 год.  (б)

15. Быть избранным в Государственную Думу гражданин имеет право по достижении:

а) 18 лет;  б) 21 года;  в) 30 лет.   (б)

16. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе:

а) 25 лет;  б) 30 лет;  в) 35 лет.   (в)

17. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства:

а) непосредственно;  б) через своих представителей;  в) обоими путями. (в)

18. Высшим непосредственным выражением власти народа являются:

а) референдум;  б) свободные выборы;  в) и то и другое.  (в)

19. Каких представителей власти мы выбираем?

а) Генерального прокурора РФ;  б) депутатов Государственной Думы;  в) Президента РФ;  г) членов Конституционного суда;  д) министров;  е) президентов республик в составе РФ;  ж) депутатов законодательных органов власти субъектов федерации;  з) начальников отделений милиции;  и) членов органов местного самоуправления.   (б,в,е,ж,и)

20.Кандидат на должность Президента должен постоянно проживать в России, то есть быть гражданином, не менее:

а) 5 лет;  б) 8 лет;  в) 10 лет.     (в)

21. Почему в зале для голосования предусмотрены две двери: вход и выход?

а) для проветривания помещения;  б) для того, чтобы при входе и выходе в одну и ту же дверь не было возможных влияний одних избирателей на других;  в) в целях противопожарной безопасности.   (б)

22. Почему по закону во время выборов на избирательных участках могут находиться различные наблюдатели: от объединений и блоков, от средств массовой информации, международных организаций и т.д.?

а) чтобы создать видимость заполнения избирательных участков;  б) чтобы помогать членам избирательной комиссии выдавать избирателям бюллетени для голосования;  в) чтобы контролировать правильность процедуры выборов, фиксировать нарушения законодательства о выборах.  (в)

23. Сколько избирателей должно принять участие в голосовании по выборам депутатов Государственной Думы, чтобы эти выборы были признаны состоявшимися?

а) 25% от списочного состава избирателей;  б) 33% от списочного состава избирателей;  в) 50% от списочного состава избирателей.   (а)

24.Сколько голосов должен набрать кандидат в депутаты Государственной Думы, чтобы победить на выборах?

а) 25% от общего количества проголосовавших;  б) 50% от общего количества проголосовавших;  в) простое большинство.  (в)

25.Сколько избирателей должно принять участие в голосовании по выборам Президента РФ, чтобы эти выборы были признаны состоявшимися?

а) 25% от списочного состава;  б) 50% от списочного состава;  в) 75% от списочного состава.     (б)

26. Сколько голосов должен набрать кандидат на должность Президента РФ, чтобы победить на выборах?

а) 30% от явившихся на голосование;  б) 50% от явившихся на голосование;  в) 75% от явившихся на голосование.    (б)

27.Гражданин участвует в политике, когда:

а) высказывает своё мнение на референдуме;  б) получает высшее образование;  в) платит государственные налоги;  г) читает газеты.  (а)

28.Всенародные выборы в РФ определяют состав:

а) правительства;  б) депутатов законодательных органов;  в) менеджеров предприятий;  г) представителей страны в международных организациях.  (б)

29.На референдум в РФ выносится (-ятся):

а) Конституция;  б) все законы;  в) кандидатуры высших должностных лиц;  г) государственный бюджет.   (а)

30. Референдум является элементом:

а) представительной демократии; б) ограниченной демократии;  в) декоративной демократии;  г) прямой демократии.  (г)

31. На всенародных выборах в РФ избирается глава:

а) Правительства;  б) государства;  в) Верховного суда;  г) парламента. (б)

 

После тестирования можно послушать сочинения учащихся по теме: «Я – будущий избиратель».

 

В заключении второго урока дать учащимся анкету.

 

АНКЕТА

1.Может ли, по вашему мнению, участие в выборах способствовать решению проблем молодёжи?

а) да;  б) Скорее да, чем нет;  в) скорее нет, чем да; г) нет;  д) затрудняюсь ответить.

2.Нужны ли в современной России выборы?

а) да;  б) скорее да, чем нет;  в) скорее нет, чем да;  г) нет;  д) затрудняюсь ответить.

3.Намерены ли вы участвовать в будущих выборах?

а) да;  б) нет;  в) пока не решил.

4.Вы намерены участвовать в выборах, потому что…:

а) этого требует закон;  б) это мой гражданский долг;  в) хочу таким образом участвовать в решении общественных проблем;  г) по привычке;  д) так поступает большинство людей в моём окружении;  е) потому что заставят;  ж) затрудняюсь ответить.

5.Если вы не будете участвовать в выборах, то почему?

а) не верю в честные выборы;  б) устал от выборов, надоело;  в) не поддерживаю саму идею выборов;  г) моё участие в них ни чего не решит; д) без каких-либо причин;  е) не бывает достойных кандидатов;  ж) не нравятся методы, которые используются в избирательной борьбе;  з) затрудняюсь ответить.

6.Хотели ли вы принять участие в работе какой-либо избирательной комиссии?

а) да;  б) скорее да, чем нет;  в) Скорее нет, чем да;  г) нет;  д) затрудняюсь ответить.

7.Хотели бы Вы принять участие на будущих выборах в качестве наблюдателя?

а) да;  б) нет;  в) затрудняюсь ответить.

 

 

Используемая литература:

1.     Избирательный кодекс Белгородской области.

2.     Конституция Российской Федерации, глава II.

3.     Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации».

4.     Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

5.     Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

6.     Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 9 класса М., «Русское слово», 2008 г.

7.     Никитин А.Ф. Право и политика, рабочая тетрадь. М., «Просвещение», 2002 г.

8.     Певцова Е.А. Поурочные методические разработки к учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой «Обществознание. 9 класс». М., «Русское слово», 2008 г.

9.     Рутковская Е.Л., Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. Обществознание 8-9 классы. Тематический контроль. М., Интеллект-Центр, 2005 г.


Тема: Голосование, выборы, референдум

Тема: Голосование, выборы, референдум

Участие в выборах и референдумах

Участие в выборах и референдумах

У меня появились неожиданные неотложные дела 24,5% 2

У меня появились неожиданные неотложные дела 24,5% 2

Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов

Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов

Об основных гарантиях избирательных прав граждан

Об основных гарантиях избирательных прав граждан

Настоящий Закон Воронежской области не регулирует порядок избрания выборных должностных лиц местного самоуправления представительным органом муниципального образования

Настоящий Закон Воронежской области не регулирует порядок избрания выборных должностных лиц местного самоуправления представительным органом муниципального образования

Назначение дня выборовПрезидент

Назначение дня выборовПрезидент

Предвыборная агитация СМИ, массовые мероприятия (митинги, демонстрации, дебаты и т

Предвыборная агитация СМИ, массовые мероприятия (митинги, демонстрации, дебаты и т

Заручиться финансовой поддержкой влиятельных организаций, кругов, партий, оплачивающих все расходы по выборам; ·

Заручиться финансовой поддержкой влиятельных организаций, кругов, партий, оплачивающих все расходы по выборам; ·

Ведь не даром Хилер Бэллок сказал: “У каждого народа те правители, каких он заслуживает”

Ведь не даром Хилер Бэллок сказал: “У каждого народа те правители, каких он заслуживает”

Рефлексия. Ты уже не просто ребенок

Рефлексия. Ты уже не просто ребенок

Второй урок данной темы можно провести в форме тестирования

Второй урок данной темы можно провести в форме тестирования

Какой возрастной ценз действует в

Какой возрастной ценз действует в

По достижении какого возраста гражданин

По достижении какого возраста гражданин

Сколько избирателей должно принять участие в голосовании по выборам депутатов

Сколько избирателей должно принять участие в голосовании по выборам депутатов

На всенародных выборах в РФ избирается глава: а)

На всенародных выборах в РФ избирается глава: а)

Хотели ли вы принять участие в работе какой-либо избирательной комиссии? а) да; б) скорее да, чем нет; в)

Хотели ли вы принять участие в работе какой-либо избирательной комиссии? а) да; б) скорее да, чем нет; в)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.08.2021