Кочнева Ольга Евгеньевна
МБОУ МАЛ г Мурманска
Учитель математики
Тема: Обыкновенные дроби
Цели урока:
1. Знакомство с понятиями доли и обыкновенной дроби;
2. Отработка навыков чтения и записи обыкновенных дробей.
Задачи:
1) обучающие
- ввести понятие доли и обыкновенной дроби, познакомить учащихся с числителем и знаменателем дроби, исторической справкой
- развивать творческие способности через решение задач
2) развивающие
- развивать у учащихся познавательный интерес посредством использования наглядных пособий (модели геометрических фигур презентация)
- развивать умение работать в парах
3) воспитательные
- воспитывать у учащихся умения сравнивать, выделять закономерности, обобщать (делать выводы)
- воспитывать взаимоуважения друг к другу
- воспитывать у учащихся любовь к предмету
Место: 5 класс
Время: 45 минут
Тип урока: урок изучения нового материала
Контроль: взаимопроверка в парах, самооценка
Оборудование урока: презентация, раздаточный материал (инструкция, карточки с заданиями)
Формы, применяемые на уроке:
1. Парная
2. Индивидуальная
3. Фронтальная, с использованием ИКТ
Методы, используемые на уроке:
1. Беседа
2. ИКТ
3. Игра
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания, актуализация знаний
3. Мотивация. Объяснение нового материала
4. Физическая минутка
6. Первичное закрепление пройденного
7. Домашнее задание
8. Итог урока
9. Рефлексия
Ход урока
1. Орг. момент
В начале урока построение, приветствие ребят и учителя. (Здравствуйте ребята садитесь)
2. Проверка домашнего задания, актуализация знаний. Начнем наш урок с проверки творческого домашнего задания. Дома вы рассматривали две геометрические задачи. Необходимо было разделить четырехугольники на части соответствующим образом и смоделировать из них определенную фигуру.
Давайте вспомним, в чем заключалось задание.
1. Имеется три квадрата, один со стороной 3см и два со стороной 6см. Разрежьте каждый из этих квадратов на две части и сложите из всех шести частей квадрат.
2. Кусок бумаги имеет форму прямоугольника, одна из сторон которого равна 4, а другая 9 единицам длины. Разрежьте этот прямоугольник на две равные части так, чтобы, сложив их определенным образом получить квадрат.
Поднимите руки, у кого решение данных задач вызвало затруднение. Вы можете после урока ознакомиться с решениями ваших одноклассников и моим.
Скажите ребята, а где в повседневной жизни мы могли бы применить навыки деления прямоугольников на части. ( Деление земельных участков). Делением земельных или по другому межеванием занимаются люди определенной профессии, их называют кадастровые инженеры. Сегодня на уроке мы поработаем стажерами кадастровых инженеров, но вначале пройдем небольшую тренировку и выясним, достаточно ли у нас знаний для выполнения такой сложной работы.
3.Мотивация. Объяснение нового материала. Мы, будем помогать фермерам, делить луг на части.
- Давайте разделим луг на двоих фермеров. Как вы думаете, чтобы между друзьями фермерами не было конфликтов, какие должны быть эти части? Т.е каждый получит равную долю. Что же такое доли? (доли – это равные части).
Ребята, а какую часть луга получит каждый фермер? (поллуга) или ½. Как это число записать с помощью математического языка.
Самая известная доля – это, конечно, половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать, пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма, полбулки и т.д.
Но есть и другие употребительные доли.
Чтобы рассмотреть их усложним нашу задачу.
Требуется разделить наш луг на 4 равные части для четверых фермеров.
Какую долю получит каждый фермер? А когда, ребята образуются доли? Тогда, когда один предмет делятся на равные части. Доля – это каждая из равных частей единицы. Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу.
Как же записать долю каждого фермера?
Для таких чисел используют «двухэтажную запись» . А вы знаете как называют такие числа? (обыкновенные дроби или дроби). Вот мы и подошли к теме нашего урока. Сегодня на уроке мы будем изучать обыкновенные дроби. А вы знаете с помощью каких чисел записывают обыкновенные дроби? (натуральные числа). Черта называется чертой дроби.
Давайте снова усложним нашу задачу. Требуется распределить землю между восьми фермерами.
Какую часть получит каждый фермер?
Три фермера засеяли свою землю пшеницей, а остальные гречихой. Какую часть засеяли пшеницей, а какую гречихой? Запишите эти числа с помощью обыкновенных дробей. Рассмотрим дробь . Как называют число, стоящее над чертой дроби? Как называют число, стоящее под чертой дроби? Число, располагающееся над чертой называют, числителем дроби, а число под чертой знаменателем дроби.
Скажите ребята, что показывает знаменатель дроби , а что показывает её числитель?
Знаменатель дроби показывает, на сколько частей разделили целое, а числитель, сколько частей взяли.
Давайте ребята вспомним еще раз, что такое доли?
С помощью каких чисел записывают обыкновенные дроби?
Что показывает знаменатель дроби?
Что показывает числитель дроби?
Прочитайте дроби:
4.Физкультминутка. Мы хорошо работали, и пришла пора небольшому отдыху.
Одолела нас дремота,
Шевельнутся неохота
Ну-ка делайте со мною
Упражнение такое:
Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
5.Первичное закрепление пройденного. Вот теперь ребята вы готовы к выполнению более сложных задач в качестве стажеров кадастровых инженеров на межевание земельных участков. Дальнейшую работу вы будете выполнять с товарищем, сидящим рядом с вами и от вашего умения слушать и понимать друг друга зависит тот результат, к которому вы придете к концу урока. Нам необходимо распределить участки земли для благоустройства поселка многодетных семей.
У вас на партах лежат план (макет) земельного участка, мы должны разделить его на части, непосредственно под строительство жилья для семей и создания инфраструктуры поселка. Так же к плану прилагается инструкция по межеванию. Ознакомьтесь с пунктами инструкции.
Приступим к выполнению первого пункта инструкции: рассмотрим участок слева от дороги. Нам необходимо разделить землю на 6 равных прямоугольных участков.
Заштриховать средние две части под будущий детский сад и определить, сколько частей отведено по детский сад и сколько распределят между многодетными семьями. (5минут). И записать ответ с помощью обыкновенных дробей.
Ответьте на вопрос: Сколько частей составляет 1 участок? Сколько частей отведут под строительство детского сада?
Сколько частей распределят между семьями? Как это записать с помощью математического языка?
Перейдем к выполнению второго более сложного пункта нашей инструкции, мы будем выполнять эту работу поэтапно, проверяя каждый пункт нашей инструкции. Нам необходимо разделить участок справа от дороги на три равные части (2 мин)
Какие фигуры у вас получились в результате деления?
Выясните, какую часть прямоугольника составляет один квадрат? Как это число записать? Запишите это число в первый квадрат.
Далее следуя инструкции, разделите средний квадрат на 4 равные части и закрасьте . Сколько ………… вы закрасили?
Не закрашенные части будут использованы под строительство детской площадки. Запишите с помощью дроби, какая часть земли будет отдана под детскую площадку?
Далее требуется разделить один из двух квадратов на равные прямоугольники, выяснить какую часть квадрата составляет один прямоугольник и записать это число (3мин).
Следуя инструкции, второй квадрат также разделим на два прямоугольника и проведем диагонали этих прямоугольников, чтобы они выходили из одной общей вершины этих прямоугольников. (3 мин)
Какие фигуры вы получили в результате деления? Какую фигуру ограничивают диагонали прямоугольников и одна из сторон квадрата? Какую часть квадрата составляет полученный треугольник? Запишите эту дробь.
Как разделить данный треугольник на 4 равных треугольника?
Выполните этот пункт инструкции.
В центральном треугольнике расположится магазин, а оставшиеся части земли отдадут под парковку для автомобилей. Определите, какую часть займет магазин, какую парковка и запишите части с помощью дробей? Посмотрите, какую большую работу мы проделали, в качестве стажеров кадастровых инженеров.
Следуя получившемуся у вас плану поселка, определите для какого количества семей вы распределили участки? Дорога в поселке будет отдана в собственность жителям. На сколько равных частей необходимо разделить этот участок? Разделите дорогу согласно инструкции и ответьте на вопрос: какую часть дороги получит каждая из семей?
Мы очень много частей земли отдали детям, которые будут жить в поселке. А как посчитать, сколько всего частей земли отдано под детский сад и игровую площадку? Пока мы это выяснить не можем, но наша работа с обыкновенными дробями будет продолжена, и на следующих уроках мы сможем ответить и на этот вопрос.
6.Итог урока. Как вы думаете, ребята, удалось ли нам помочь многодетным семьям, и понравится ли им задуманный поселок? Какими знаниями должен обладать кадастровый инженер? Знать и уметь он должен гораздо больше. Может быть, кто-нибудь из вас выберет в дальнейшем эту интересную и нужную профессию. Давайте еще раз вспомним, когда могут возникнуть дроби? Что такое доли? Что показывает числитель дроби? А что показывает знаменатель дроби?
Выполняя домашнее задание, которое лежит на партах, вы закрепите полученные на уроке знания и умения.
7. Домашнее задание:
1) Для озеленения поселка берут 29 саженцев из них 7 яблони. Какую часть всех деревьев составляют яблони?
2) В саду будут расти 24 куста ягод, из них составляет черная смородина. Сколько смородиновых кустов будет расти в саду?
3) №302 №303
4) Гамбарин стр 24 №194 (вг)
8. Рефлексия.
Если урок был интересен и понятен вам, и вы можете применить свои знания на практике, то прикрепите солнышко на нашу картину. Если урок не был вам интересен, то солнышко оставьте на парте.
Инструкция
«Размежевание земли под поселок для многодетных семей»
1. Рассмотрите участок слева от дороги.
1.1. Разделите землю на 6 равных прямоугольных участков.
1.2. Заштрихуйте две средние части под детский сад.
1.3. Определите, сколько частей отдали под детский сад.
1.4. Выясните, сколько частей распределили между семьями.
2. Рассмотрите участок справа от дороги.
2.1. Разделите землю на три равные части.
2.2. Выясните, какую часть прямоугольника составляет один квадрат.
2.3. Разделите на четыре равные части средний квадрат.
2.4. Закрасьте часть под хозяйственные нужды.
2.5. Определите, какую часть земли выделят под строительство детской площадки.
2.6. Разделите один из двух оставшихся квадратов на два равных прямоугольника.
2.7. Выясните, какую часть квадрата составляет один прямоугольник.
2.8. Разделите оставшийся квадрат на два равных прямоугольника и в каждом проведите диагонали, так чтобы они выходили из одной общей вершины.
2.9. Определите, какие фигуры вы получили.
2.10. Какую фигуру ограничивают диагонали прямоугольников и одна из сторон квадрата.
2.11. Выясните, какую часть квадрата составляет полученный треугольник.
2.12. Разделите построенный треугольник на четыре треугольника.
2.13. Заштрихуйте центральный треугольник. Там будет располагаться магазин, а на остальных треугольниках парковка для автомобилей.
2.14. Выясните, какую часть площади большого треугольника будет занимать парковка. Определите, какую часть площади большого треугольника будет занимать магазин.
3. Рассмотрите асфальтированную дорогу в поселке.
3.1. Выясните на сколько равных частей необходимо разделить дорогу.
3.2. Выполните, размежевание дороги.
Определите, какую часть дороги составляет один её участок
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.