Урок по теме: «Организм как единое целое»
Оценка 4.7

Урок по теме: «Организм как единое целое»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
6 кл—7 кл
23.04.2020
Урок по теме: «Организм как единое целое»
Поурочный план
1.docx

Дата

 

 

 

Завуч по УР    

Класс

____________З.И.Яндиева

Урок по теме: «Организм как единое целое»

 

Цель урока: закрепление знаний учащихся о взаимосвязи строения и функции клеток и тканей живых организмов, их многообразии; формирование представления об организме как о целостной системе.

Задачи:

1) Образовательные:

- сформировать представление учащихся об организме как о целостной системе;

- рассмотреть примеры негативного влияния работы органов на весь организм.

2) Воспитательные:

- формирование экологического мышления;

- продолжить формирование умений сравнивать объекты между собой.

3) Развивающие:

- продолжить развитие умений работать с учебником и тестовыми материалами;

- продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, комнатные растения, таблицы: «Растительная клетка», «Ткани животных», рисунки учеников.

 

Ход урока

 

1.Организационный момент.

-Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

- Я желаю, чтобы урок был интересен и полезен для вас.

2. Актуализация знаний.

На нашей планете мир живых  существ очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, не надо совершать далёкие путешествия в тропические леса Африки или Южной Америки, достаточно выглянуть в окно, а ещё лучше пойти в парк, лес, на луг. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим другим признакам.

- Почему такие разные по форме, размерам, поведению, значению в природе организмы можно назвать живыми?

    - Вспомните и назовите свойства живого.           

Итак, живые организмы имеют сходное клеточное строение. Им свойственны все основные признаки живого. Организмы питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью. Между ними и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии.

Обладая всеми признаками живых организмов, растения и животные могут существовать на разных уровнях организации.

        - Назовите  уровни организации живого. Для этого выполните следующее задание:

         Задание - Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, и от этого слова образуйте название уровня

- Наименьшая часть любого живого организма – это ...

- Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует ...

- Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это ...

- Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют ...

- Тогда, любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и функционирующая как единое целое будет называться ...

(Показываю название уровней на слайде №1)

Итак, все живые организмы существуют на разных уровнях    организации, от клеточного  до организменного

         На всех уровнях организации жизни организмы – это биологические системы. Сегодня на уроке мы попробуем доказать, что живой организм – единое целое

3. Изучение нового материала

  1. Понятие о системе

Проблемный вопрос.

- Можно ли на клеточном уровне организма говорить о растении или животном как об открытой целостной системе?  

         Запишем определение понятия «система» в тетрадь.

Система – (от греч.) – это целое, составленное из частей, которые взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, образуя единство (Н.Ф.Реймерс. Краткий словарь биологических терминов)

          2. Клетка –  открытая система

-Внимательно прочтите определение системы и ответьте на вопрос: «Можно ли на клеточном уровне организма говорить о растении или о животном как о биологической системе; т.е. является ли  отдельная клетка биологической системой? Почему?»

- Вспомните, из каких частей состоит клетка?

  Покажите их на таблице

-Взаимосвязаны ли они между собой?

-Взаимодействуют ли они друг с другом?           

Таким образом, клетку можно назвать биологической системой.

-Обменивается ли клетка с окружающей средой веществом и энергией?      

Вывод:  По этой причине клетку называют открытой биологической системой, т.е. клетка «открыта» для окружающей среды.

           Итак, мы рассмотрели понятие «биологическая система» на клеточном уровне.

           Клетки, объединяясь, образуют ткани

Вопросы: 1).Что называется тканью?

2). Почему при изучении тканей нужен микроскоп?

                    3). Какие виды тканей растений и животных  вам  известны?  

          Сыграем в игру “Угадай-ка”, в ходе которой узнаем, существует ли взаимосвязь между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями?

           Самостоятельная работа (по карточкам)

По особенностям строения и функциям узнайте, о какой ткани растительного организма идёт речь?

           Задание 1.  - Где в растении находятся фотосинтезирующая и запасающая ткани?

           Задание 2.- После полива завядшие листья принимают нормальный вид. Объясните, за счет, какой ткани это происходит

            Вывод: между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями существует взаимосвязь.

-Внимательно посмотрите на таблицу «Ткани животных и человека».

    - Можно ли ткань назвать системой? Объясните, почему?

       

  Давайте вернёмся к нашей схеме и вспомним, какой уровень организации следует за тканевым?

 Вопросы:     - Что такое орган?

         Назовите органы цветкового растения. Каково их значение.Назовите органы животных (игра «Снежный ком»)

            Вывод:      Таким образом, клетки, объединяясь, образуют ткани, из тканей состоят органы, а группы органов, связанные общей работой, образуют систему органов.

3.

-Проведем физкультминутку.Сейчас как раз время проверить согласованно ли работают ваши системы органов - нервная и мышечная. Проделаем упражнения на внимание. Вы должны выполнять те команды, которые я называю, а не повторять те движения, которые я показываю.

1. Встали.

2. Дотянулись правой рукой до левого уха. (Я достаю пальцем кончика носа)

3. Присели. (Я касаюсь уха)

4. Встали. (Я хлопаю в ладоши)

5. Достали указательным пальцем правой руки кончика носа.

6. Вытянули руки вперёд. (Я развожу руки в стороны)

7. Руки в стороны. (Я вытягиваю руки вперёд)

8. Опустили руки.

9. Сели на места.Молодцы!

4. Организм – открытая единая целостная система

-Единицей этого уровня является организм. Что такое организм?

(Запись определения в тетрадь «Организм – любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, функционирующая как единое целое»).

- Из каких частей состоит живой организм?(Работа у доски).

 -   Назовите и покажите на таблице органы пищеварительной системы человека. Назовите функции пищеварительной системы

   -  Назовите функции системы органов дыхания.Назовите и покажите их на таблице.

 Проблемный вопрос.  Представьте себе, что вы уменьшились настолько, что можете путешествовать внутри организма животного.

- Сможете ли вы попасть из ротовой полости в сердце, лёгкие, почки? Опишите маршрут своего движения. Объясните, почему это возможно.           Можно ли организм назвать биологической открытой системой? Попробуйте доказать это самостоятельно, используя при ответе конкретные примеры, например, комнатные растения, иллюстрации на доске, в учебнике. 

5. Нарушение целостности живого организма

         -Целостность живого организма может нарушаться. К каким последствиям может привести данное явление?Рассмотрите рисунки в учебнике. Что вы можете сказать? (Беседа).

-  Посмотрите записи в тетради и попробуйте самостоятельно сформулировать вывод   по уроку.

4. Отработка изученного (рефлексия)

   Послушайте стихотворение и определите, о каком органе растения идёт речь:Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых,

А потом цветов нам стало жалко.

Снова в землю закопали их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без чего расти они не станут?

- Доказано, что растение может жить без почвы, если его корни поместить в раствор минеральных веществ. А может ли растение жить без корней?

     

Приведите другие примеры из учебника или личного наблюдения

5.Просмотр презентации «Организм единое целое».

Рефлексия

Закончите устно  предложения:

1. А вы знаете, что сегодня на уроке я______________________

2. Самым сложным для меня сегодня было_________________

3. Сегодня я задумался__________________________________

4. Что осталось непонятным на уроке? (сомнения, противоречия, вопрос)

5. Подведение итогов и домашнее задание. Выставление отметок

- Вот и кончился урок,                                               

И подводим мы итог!

-Сегодня на уроке мы доказали, что живой организм состоит из взаимосвязанных частей и является единым целым. Все потрудились на «отлично». (Выставление отметок)

Домашнее задание. Параграф 1


 

Дата Завуч по

Дата Завуч по

Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья

Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнём урок, друзья

Итак, все живые организмы существуют на разных уровнях организации, от клеточного до организменного

Итак, все живые организмы существуют на разных уровнях организации, от клеточного до организменного

Почему при изучении тканей нужен микроскоп? 3)

Почему при изучении тканей нужен микроскоп? 3)

Понятие о системе Проблемный вопрос

Понятие о системе Проблемный вопрос

Послушайте стихотворение и определите, о каком органе растения идёт речь:Мы в букет собрали маки жаркие,

Послушайте стихотворение и определите, о каком органе растения идёт речь:Мы в букет собрали маки жаркие,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2020