Тема урока по биологии в 7 классе: «Органы дыхания и газообмен».
Цели и задачи урока.
Образовательные:
Вспомнить, что такое газообмен, выяснить, как кислород проникает в клетки простейших, кишечнополостных, свободноживущих и круглых червей. Выделить появление специальных органов дыхания.
Развивающие:
А) учить выделять главное в изучаемом материале (путем составления таблицы);
Б) уметь анализировать наглядные фрагменты видеофильма;
В) уметь работать с учебником.
Воспитательные:
А) формировать культуру учебного труда;
Б) привлечь внимание учащихся к вопросам гигиены, психологическим аспектам культуры общения
Оборудование: учебник, мультимедиапроектор, раздаточный материал, схема «Эволюция органов дыхания», карточки с терминами.
Основные термины и понятия ( выписаны на доске):
-диффузия
-газообмен
-трахеи
-жабры
-бронхи
-легкие
-альвеолы
-диафрагма
-легочные перегородки
Оформление доски: дата, тема урока, оформление схемы «Эволюция органов дыхания», п.39.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
Добрый день, ребята! Я рада вас видеть с улыбками на лице.
Актуализация знаний
На предыдущих уроках вы познакомились с многообразием животного мира, при изучении которого перед вами разворачивалась картина постепенного развития животных от низших к высшим: они становились все более сложными по строению, образу жизни, поведению. Вместе с совершенствованием их строения развивались и функции тканей, органов, систем органов, организмов в целом.
Сегодня мы рассмотрим, как происходила эволюция органов дыхания и вспомним, что такое газообмен, выясним, как кислород проникает в клетки простейших, кишечнополостных и круглых червей; выделим появление специальных органов у водных членистоногих; проследим дальнейшую эволюцию органов дыхания.
Ребята! Кто мне скажет, что такое эволюция? Правильно.
А что такое дыхание?
Что такое газообмен?
Спасибо, молодцы.
В ходе урока вы познакомитесь с новыми терминами. Обратите внимание на доску.
2. Основное содержание темы урока
1.Начнем с изучения процессов газообмена у простейших.
Каких простейших животных вы знаете? (амеба, инфузория)
Эти простейшие одноклеточные дышат всей поверхностью тела. Кислород поступает в клетку, благодаря проницаемости клеточных мембран и диффузии.
Что такое диффузия? Вспомните из курса физики.
Диффузия-процесс выравнивания концентрации кислорода внутри организма и в его окружающей среде.
Подобным образом дышат не только одноклеточные, но и многоклеточные животные. Кишечнополостные, кольчатые черви – дождевой червь, круглые – аскариды, плоские – планария. Аскарида, как известно, паразитирующее животное, обитающее в кишечнике человека.
Ребята! А вы знаете, каким образом происходит заражение?
Употребление в пищу немытых овощей, фруктов, не соблюдение правил личной гигиены.
Дождевой червь дышит всей поверхностью тела, за счет проникновения кислорода через покровы. Появление дождевых червей на поверхности почвы после обильных дождей объясняется тем, что их норки заливаются водой, в которых червь не может дышать.
У всех перечисленных животных самый простой тип дыхания – клеточный.
2. Специальные и более совершенные органы дыхания – жабры, появляются у многоклеточных водных обитателей.
Жабры – это особые разветвленные кожные выросты тела. В дыхании участвует кровь, которая обильно притекает к жабрам. Омывает их, освобождается от углекислого газа, насыщается кислородом, который затем переносится по всему организму. Жаберный тип дыхания у моллюсков, раков, рыб.
Наличие двуветвистой конечности отличает ракообразных от всех остальных членистоногих. На наружной, обращенной к телу ветви, образуется жабра, выполняющая функцию органа дыхания. Жаберное дыхание характерно только для ракообразных.
Вода, заглатываемая рыбой, попадает в ротовую полость, проходит через жаберные лепестки наружу, омывает их и снабжает кровь кислородом. Впроцессе дыхания рыбы постоянно пропускают воду через глотку. В тот момент, когда вода поступает в ротовое отверстие жаберные крышки плотно прилегают к телу и закрывают выход из глотки. После того, как порция воды попала в глотку, рот закрывается. Одновременно с этим открываются жаберные крышки. В результате вода, проходя через жаберные щели омывает жабры, в которых совершается газообмен.
3. Органами дыхания наземных членистоногих являются трахеи, которые представляют собой длинные трубочки с отверстиями - дыхальца, образовавшиеся в результате впячивания части покрова внутрь тела.
4. Наземные позвоночные дышат легкими. Они представляют собой тонкостенные полые мешки, стенки которых оплетены густой сетью сосудов – капилляров.
Земноводные дышат с помощью простых легких и слизистой кожи. Легкие земноводных развиты очень слабо и имеют небольшую площадь поверхности. Поэтому большое значение в дыхании земноводных играет кожа. Газообмен через влажную кожу проходит гораздо лучше. Поэтому земноводные очень чувствительны к иссушению.
Обратите внимание на рисунок 159 на странице 207
5. Пресмыкающиеся дышат более сложными органами. В легких появляются многочисленные выросты и легочные перегородки, что значительно увеличивает их внутреннюю поверхность.
6. У птиц в связи с приспособленностью к полету газообмен протекает более сложно. Легкие птиц представляют собой плотные губчатые тела, входя в них бронхи ветвятся, часть ответвлений доходит до множества мелких полостей, стенки которых пронизаны мельчайшими капиллярами кровеносной системы. Другая часть бронхов проходит через легкие и за их пределами образует большие тонкостенные воздушные мешки, что значительно увеличивает площадь поверхности легких. Это необходимо для полета птиц.
7. Млекопитающие также обладают совершенной системой органов дыхания. Она состоит из трахеи, бронхов и легких. По трахее и бронхам воздух проходит в легкие, где осуществляется газообмен. Легкие губчатые. В легких – бронхи ветвятся. По ним воздух попадает в легочные пузырьки – альвеолы, которые оплетены густой сетью мельчайших капилляров. Вентиляцию легких обеспечивает появившаяся диафрагма, отделяющая брюшную полость от грудной, а так же сокращение и расслабление межреберных мышц. Вдох сопровождается увеличением объема грудной клетки – выдох приводит к ее уменьшению.
3. Физминутка.
Ребята, расслабьтесь. Медленно откиньте голову назад, закройте глаза. Сделайте наклоны головы вправо и влево. Потянитесь. Сядьте прямо и сделайте глубокий вдох, выдох. Примите исходное положение. Продолжаем работать.
4. Закрепление изученного.
Ребята. Сейчас мы проверим, как вы запомнили этапы эволюции органов дыхания и выполним работу в группах. Ваша задача заключается в том, чтобы из частей собрать изображение животного и определить, какие органы и тип дыхания присущи данным представителям животного мира.
Получите правильный рисунок и сверьте со своим.
А теперь построим цепочку эволюции органов дыхания.
Как вы думаете, кто должен стать в ней первым звеном, вторым…
Прошу выйти к доске по одному представителю от каждой группы и занять свое место в цепи.
Посмотрите, правильно ли ребята составили эволюционную цепь?
Какой тип дыхания представляет амеба, таракан, рыба, голубь и собака?
Спасибо, садитесь.
Обратимся к учебнику стр. 207, рис. 159.
Таким образом, мы убедились, что эволюция органов дыхания у позвоночных шла по пути увеличения площади легочных перегородок, участвующих в газообмене, совершенствования транспортных систем доставки кислорода к клеткам, расположенным внутри организма, и развития систем, обеспечивающих вентиляцию органов дыхания.
Ребята! А сейчас я вам предлагаю проверить усвоение полученных знаний путем самоконтроля. На листочках даны задания открытого теста. Определите органы дыхания у различных животных. Такие типы заданий включены в предстоящую ГИА.
Обменяйтесь работами и сверьте результаты с доской.
5. Выставление оценок.
За работу на уроке вы получаете оценки…
6. Рефлексия.
А сейчас мне бы очень хотелось узнать, понравился ли вам урок, поделитесь со мной впечатлениями. Если вам все понятно и понравилось – поднимите желтую карточку. Если урок был очень интересным, то покажите розовую карточку, если вам было не интересно, поднимите зеленую.
7. Домашнее задание.
П. 39, ответить на вопросы
Благодарю за урок. До свидания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.