Разработка конспекта урока по окружающему миру
Предмет: окружающий мир
Класс: 1 (УМК «Школа России»)
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма проведения: урок
Учитель: Шишкина Н.Е.
Тема урока: «Почему мы любим кошек и собак?»
Педагогическая цель:
Познакомить с условиями жизни домашних животных (кошка, собака) и особенностями ухода за ними
Прогнозируемые результаты (предметные):
Знать, правила содержания кошек и собак, правила ухода за ними.
Уметь применять полученные знания на практике.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь ставить цели, адекватно реагировать на указанные ошибки, оценивать свои достижения, ориентироваться в учебнике и в дополнительных материалах.
Коммуникативные: уметь слушать учителя, работать в группе, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации; согласовывать свои действия с партнёром, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: уметь ориентироваться в информационном материале, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера в группе, стремиться к расширению своей познавательной сферы.
Личностные: формировать бережное отношение к домашним животным; проявлять интерес к учебном материалу; соблюдать организованность и дисциплинированность на уроке.
Формы и методы:
Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Методы: словесный, наглядный, практический, частично – поисковый.
Образовательные (цифровые ) ресурсы:
Для учащихся:
- учебник «Окружающий мир» 1 класс 2ч. Автор А.А. Плешаков (каждому); - вопросы для работы (на группу); дополнительные материалы (на группу); - косточка и рыбка (каждому).
Для учителя:
- компьютер; - проектор (программа PowerPoint); - экран; - таблица (цели и задачи); - раздаточный материал.
Ход урока.
I. Мотивационный этап.
- Ребята! Слайд 2
- Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
- Надеюсь, что наш урок пройдет интересно и увлекательно.
II. Актуализация ранее изученного материала.
- Прежде, чем изучать новый материал, повторим то, что изучили на прошлом уроке.
Отгадайте загадку:
Приказало солнце: Стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнца свет!
Рухнул мост, а щепок нет.
- Что это? (Радуга)
- Кто может назвать цвета радуги по порядку?
(Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)
- Какие фразы-подсказки помогают запомнить цвета радуги?
(Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Как однажды Жан-звонарь головою сбил фонарь.)
III. Подготовка к преодолению затруднений.
- Ребята отгадайте загадки, и догадайтесь, о ком пойдет речь на нашем уроке.
1. Промурлыкала немножко
И в клубок свернулась… (кошка)
2. Машет хвостом нам верный служака,
Друг человека – это… (собака)
Слайд 3 (изображение кошки и собаки)
- Предположим, о ком и о чем пойдет речь на уроке. (Ответы детей.)
– Уточним тему урока, а для этого откроем учебник и прочитаем её на с. 42.
- Поставим цели нашего урока с помощью слов-помощников: (ТАБЛИЦА)
- Мы познакомимся…
- Мы выясним…
- Мы научимся…
- Мы сравним…
- Мы проанализируем…
IV. Конструирование проекта решения проблемы.
- Как вы думаете, всегда ли кошка и собака были домашними животными?
- Есть такое выражение: «живут, как кошка с собакой».
- Как вы это понимаете?
- А как вы думаете, могут ли собаки и кошки жить дружно?
- На эти и на многие другие вопросы об этих удивительных животных вы сегодня будете искать ответы самостоятельно, работая в группах.
- У нас сегодня будет работать 5 групп: Слайд 4 (названия групп)
1 группа – «Кошки»
2 группа – «Собаки»
3 группа – «Польза»
4 группа – «Особенности содержания»
5 группа - «Правила ухода»
- Вспомним правила работы в группе.
«Доскажи словечко»
Команда – это значит вместе,
Команда – все за … (одного).
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят … (никого).
Команда нас объединяет
Не испугаемся … (преград),
Здесь каждый свое дело знает,
Работает на … (результат).
А если возникают споры,
Они решаются тотчас,
И никакие разговоры
Не отвлекут от дела … (нас).
В своей команде нам уютно
Мы оказались в ней не вдруг,
Когда кому-то станет трудно,
Свое плечо подставит … (друг).
Девиз сегодняшнего урока: Слайд 5
«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»
- У каждой группы на столе список вопросов и материалы, в которых можно найти на них ответы.
- Работаем по плану: Слайд 6 (План работы группы)
1. Прочитайте вопросы.
2. Прочитайте дополнительные материалы и найти в них ответы.
3. Обсудите найденное в группе.
4. Вырежьте и приклейте к вопросам ответы.
5. Представьте результат работы группы.
- Обращаю ваше внимание на то, что время на работу групп ограничено.
- Приступаем!
V. Реализация проекта.
Работа в группах
Физкультминутка под музыку Слайд 7
VI. Закрепление учебного опыта.
Отчеты о работе в группах (ответы на поставленные вопросы)
1 группа – «Кошки» Слайд 8
Вопросы:
1. Какие бывают кошки?
(Кошки бывают домашние и дикие. Домашние кошки похожи друг на друга, люди вывели много различных пород домашних кошек.)
2. Когда и как приручили первых кошек?
(Приручили их в Древнем Египте около 6 тыс. лет назад. Люди заметили, что дикие кошки, живущие в лесах, ходят возле амбаров с зерном, ловят и едят мышей. Люди решили приручить этих полезных животных, и стали их подкармливать.)
3. Какие хищные родственники есть у кошки?
(В дикой природе у кошек есть родственники. Среди них такие гиганты, как лев, барс, пума, ягуар, рысь, леопард.)
2 группа – «Собаки» Слайд 9
Вопросы:
1. Какие бывают собаки?
(Всех собак можно разделить на три большие группы:
· охотничьи;
· служебные;
· декоративные.
К охотничьим собакам относятся лайки и таксы. Они помогают хозяину на охоте.
Служебные собаки служат в армии и в полиции.
А декоративные собаки названы так потому, что они украшают жизнь человека.
2. Когда и как приручили первых собак?
(Собака стала другом человека ещё в каменном веке 15 тысяч лет назад. Приручил человек волка и постепенно, благодаря совместному сотрудничеству, превратился волк в собаку. Первые собаки были помощниками и сторожами.)
3. Какие хищные родственники есть у собаки?
(В дикой природе у собак остались родственники: серый волк, рыжая лисица и голубой песец.)
3 группа – «Польза» Слайд 10
Вопросы:
1. Какую пользу приносят кошки?
(Кошки проявляют необыкновенную чуткость к больным хозяевам, согревая их своим телом. Как правило, кошка устраивается рядом с больным, дремлет, урчит, позволяет себя гладить. От этого люди быстрее идут на поправку.
Кошка может быть охотником и охранником, лекарем и другом и даже живым «будильником»).
2. Чем полезны собаки?
(Собака - самый верный друг из домашних животных. Она защищает хозяина, помогает ему на охоте, на работе, украшает жизнь человека.)
4 группа – «Особенности содержания» Слайд 11
Вопросы:
1. Что нужно сделать, если ты хочешь завести кошку или собаку?
(1 правило: Прежде чем завести кошку или собаку, посоветуйся с родителями. Убедись в том, что все члены семьи не возражают против появления в доме животного.
2 правило: Домашних животных нужно кормить и поить, а также ухаживать за ними.
3 правило: Домашних животных учат правилам поведения в доме, дисциплине, приучают к тому, где надо ходить в туалет.
4 правило: Собак специально дрессируют. На прогулку собак выводят в ошейнике и наморднике, надев поводок.
5 правило: Нужно следить за здоровьем домашнего животного. Своевременно возить его к специальному врачу – ветеринару.)
2. Что должно быть у домашней кошки и собаки?
(Для кошки нужны: двойная миска для корма, миска для воды, туалетный лоток, шампунь, расческа, щётка (фуминатор) для вычёсывания подшёрстка, домик, в качестве игрушки - катушка с ниткой, деревянный брусок, об который кошки «точат» когти, спрей, предназначенный для обработки длинной шерсти кошек против её спутывания.
Для собаки нужны: подстилка, ошейник с поводком, миска для корма и миска для воды, игрушки, для ухода за кожей и шерстью - расческа и пуходёрка, намордник, спреи по уходу за шерстью.)
5 группа - «Правила ухода» Слайд 12
Вопросы:
1. Как нужно ухаживать за кошкой?
(Чтобы кошки были чистыми и здоровыми, их необходимо регулярно вычёсывать щёткой и расчёской, иногда – мыть.)
2. Как нужно ухаживать за собакой?
(Собаку надо мыть и вычёсывать. Для мытья используют специальные шампуни.)
VII. Самостоятельная работа.
- Спасибо группам за работу. Проверим, насколько внимательно вы слушали одноклассников.
Слайд 13 («Да – нет»)
«Да-нет» (если «да» - сидим, если «нет» - встаем)
1. Первую кошку приручили в Древнем Египте 6 тысяч лет назад.(+)
2. Серый волк – дикий родственник кошки.(-)
3. Есть охотничьи, служебные и декоративные собаки. (+)
4. Собаки и кошки во всем помогают хозяину. (+)
5. Кошки и собаки сами могут ухаживать за собой. Помощь человека им не нужна. (-)
- Молодцы!
VIII. Закрепление.
Слайд 14 («Проблема»)
- Домашние животные нуждаются в заботе человека. Если мы решили завести кошку или собаку, нужно создать для них хорошие условия жизни. Но не всегда так бывает. Каждый день, каждое утро, каждый вечер мы видим печальные взгляды на улицах, несчастные мордочки, дрожащие, худые спинки у подъездов, у мусорных баков, в скверах, у метро. По нашему селу бегают десятки тысяч бездомных собак и кошек.
- Скажите, почему так много на улицах бездомных кошек и собак?
- Откуда они появились?
- Действительно, бездомные животные появляются из-за равнодушия людей, из-за их безразличия. Каждое выброшенное на улицу животное – это чье- то предательство. Если ты решил завести домашнее животное, будь готов к ответственности за него, к уходу за ним и выполнению всего необходимого. И помните главное: Мы в ответе за тех, кого приручили!
Слайд 15 «Мы в ответе за тех, кого приручили!»
IX. Итог урока.
– Ребята, наш урок подошел к концу.
- Ответим на главный вопрос урока: «Почему мы любим кошек и собак?»
(Ответы детей)
- Прочитаем вывод в учебнике на с. 43.
- Как же нужно ухаживать за кошками и собаками?
- Что вы хотели бы рассказать своим родным и близким дома?
Домашнее задание:
Дома вам нужно будет подготовить рассказ о вашем домашнем питомце.
X. Рефлексия.
- Если вы любите животных и готовы ухаживать за ними, то покажите косточку и рыбку.
- Если вы любите животных, но не готовы за ними ухаживать, то покажите косточку.
- Если вы не любите животных, и не готовы за ними ухаживать, то покажите рыбку.
Спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.