Конспект урока Технологическая карта
Дата: 04.10.2019 Раздел: чтение Класс: 1 «А» |
Тема урока: Русская народная сказка «Петух и собака» Тип урока: открытие новых знаний Форма урока: групповая, фронтальная |
||||
Цели: Познакомить с русской народной сказкой «Петух и собака», упражняться в выразительном чтении, учиться определять главную мысль произведения, думать, рассуждать, красиво говорить.
|
Задачи: 1. Обучающие: учить работать с текстом, учить определять смысл пословиц, сказок, учиться читать по ролям. 2. Развивающие: развивать навык чтения, развивать воображение, речь, расширять кругозор учащихся. 3. Воспитательные: воспитывать интерес к чтению сказок, к героям сказок. |
||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные: • Умение слушать и читать произведения устного народного творчества. • Объяснять смысл названия произведения. • Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. |
Метапредметные: • Умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме. • Совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра. • Умение высказывать свое отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнера. |
|
Личностные: Положительное отношение и интерес к урокам чтения. Умение соотносить свои жи наблюдения с произведениями. |
зненные читательскими |
|
Ресурсы урока (оборудование и т.д.): учебник, доска, компьютер, презентация, раздаточный мат |
ериал. |
|
|||
План урока |
|
|
|||
Этапы урока |
Методы |
|
Время |
|
|
Организационный момент |
Словесный |
|
1 мин |
|
|
Речевая разминка |
Словесный, практический, наглядный |
|
5 мин |
|
|
Актуализация знаний |
Практический, словесный, наглядный |
|
7 мин |
|
|
Формирование целей и темы урока |
Словесный |
|
3 мин |
|
|
Изучение нового материала |
Словесный, практический |
|
10 мин |
|
|
Физкультминутка |
Словесный |
|
1 мин |
|
|
Закрепление изученного материала |
Словесный, практический |
|
15 мин |
|
|
Итог |
Словесный |
|
2 мин |
|
|
Рефлексия |
Словесный |
|
1 мин |
|
|
Эскиз доски |
|||||
|
4 октября. Классная работа. |
|
|||
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
|
Вот и прозвенел звонок, Начинается урок. Очень тихо вы садитесь, И работать не ленитесь! |
Слушают учителя.
|
А теперь скажите мне, какое у вас настроение сегодня? |
Отличное, хорошее и т.д. |
Давайте улыбнёмся друг другу. И я надеюсь, что хорошее настроение сохранится у вас до конца урока. А сейчас вспомним правила поведения на уроке. |
Улыбнулись друг другу и слушают учителя. |
Как нужно сидеть за партой? |
Прямая спина, правильное положение рук. |
Как отвечаем на уроке? |
С поднятой рукой, не выкрикивать. |
Речевая разминка |
|
Сейчас внимание на доску. Я прочитаю вам строку сама, после того как я прочту, проговорим вместе, и так каждую строчку.
(Слайд 1)
|
Повторяют вместе с учителем каждую строку отдельно. |
Молодцы. Перед вами текст, сейчас я его вам прочту.
(Слайд 2) |
Слушают учителя. |
Как вы думаете какой жанр данного отрывка? |
Скороговорка. |
Теперь прочту по слогам. А затем вместе прочитаем.
(Слайд 3) |
Слушают учителя, потом читают вместе. |
Теперь читаю скороговорку по словам, затем читаем вместе. (медленно)
На дворе трава, на траве дрова, Не руби дрова на траве двора.
|
Слушают учителя и потом читают вместе. |
Теперь читаю чуть быстрее, а потом вместе.
На дворе трава, на траве дрова, Не руби дрова на траве двора. |
Слушают учителя. |
Кто может прочитать скороговорку ещё быстрее? (по одному) |
Начинают по желанию читать скороговорку. |
Определите, что это за произведение? |
Скороговорка. |
|||||
Актуализация знаний |
||||||
Начнем урок с игры «Доскажи словечко» и вспомним, с какими произведениями мы познакомились в этом разделе.
На уроках мы ребятки, Отгадали все (загадки) Мы не щелкали орешки, А читали мы (потешки). Не спеши катать салазки, А послушай лучше (сказки). |
|
|||||
А какие жанры мы ещё с вами знаем? |
Песенки, небылицы, рифмовки. |
|||||
Работа в парах. Давайте с вами выполним задание, в конверте у вас лежат разные жанры произведений: небылицы, потешки, загадки и сказки. Вы должны распределить их на кучки, в 1-ой кучке у нас - загадки, в 2-ой – отрывки сказки, в 3-ей – потешки, в 4-ой – небылицы. |
Работа в парах, распределить по кучкам. |
|||||
Давайте проверим, что у вас получилось? |
|
Загадки |
Сказки |
Потешки |
Небылицы |
|
Не зверь, не птица, носок как спица. Летит - пищит, сядет - молчит. |
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышканорушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем- теремок! Кто в тереме живет? |
Кисонькамурысонька, где ты была? — На мельнице. — Кисонька- мурысонька, что там делала? — Муку молола. — А что из муки делала? — Прянички пекла. |
Кто поверит, что это бывает Кошка с мышкой в обнимку гуляет. Волк овечку катает в коляске. А под вечер читает ей сказки. |
|||
Сперва блеск, За блеском - |
Мышка — поскребушка, |
Паучок, паучок, |
Сидели два медведя |
|
|
Треск! |
лягушка — попрыгушка да зайчик — побегайчик. А ты кто? -А я лисичкасестричка. Пустите и меня! |
Аню хвать за бочок. Лягушка, лягушка, Аню хвать за ушко. Олени, олени, Аню хвать за колени. |
На тоненьком суку, Один читал газету, Другой молол муку. Раз ку-ку, два ку-ку, Оба шлёпнулись в муку. |
|
Молодцы! А теперь давайте с вами вспомним название каждой сказке. Прочитайте отрывок. Первый отрывок из какой сказки? |
Теремок. |
|||||
Второй отрывок? |
Рукавичка. |
|||||
И третий отрывок? |
Репка. |
|||||
Формулировка темы и целей урока |
||||||
Ребята, а вы любите читать сказки? |
Да. |
|||||
Почему сказки читать интересно? |
Потому, что в них много интересного, в сказках всегда добро побеждает зло и много волшебства и т.д. |
|||||
Ребята, давайте вспомним, как называются сказки, которые сочиняют писатели? |
Авторские. |
|||||
Какие вы знаете авторские сказки? |
«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Теремок» Е.А. Чарушин. |
|||||
А кто же написал народные сказки? |
Народные сказки написал народ. |
|||||
А есть ли у них автор? |
Нет. |
|||||
Правильно, ребята. У народных сказок нет автора. Их сочиняли простые люди и рассказывали их друг другу, своим детям и внукам. |
Слушают учителя. |
|||||
Ребята, кто-нибудь догадался с каким жанром произведения мы сегодня с вами будем работать? |
Да, мы будем работать с русскими народными сказками. |
|||||
А что бы узнать с какой именно русской народной сказкой мы с вами сегодня познакомимся вам нужно отгадать две загадки, итак, слушаем первую загадку:
Заворчал живой замок, Лёг у двери поперёк. Две медали на груди |
Слушают загадку. |
Лучше в дом не заходи! |
|
Кто же это? |
Собака. |
Вторая загадка:
Он носом в землю постучит, Взмахнёт крылом и закричит. Кричит он даже сонный Крикун неугомонный. |
Слушают загадку. |
Кто же это? Кто догадался? |
Петух. |
Как вы думаете, героями какого же произведения они могут быть? Как будет называться наша русская народная сказка? Подумали хорошо. |
Петух и собака. |
Верно! Наша сказка будет называться «Петух и собака». Внимание на доску.
(Слайд 4) |
Смотрят на доску. |
Какие цели мы перед собой поставим? |
Понять смысл сказки, познакомится с содержанием познакомиться с героями сказки. |
Изучение нового материала |
|
Открыли учебник, страница 55. Я начну читать вам сказку, вы внимательно меня слушаете и следите, я могу остановиться и попросить продолжить чтение. Итак, «Петух и собака» и т.д. (учитель читает сказку ученикам)
Разливается петушок, поёт. По всему лесу раздаётся его песня. Услыхала рыжая лиса, прибежала к дереву и расхваливает петуха: |
Слушают учителя.
Читает ученик. |
Ай да петушок, Красный гребешок, Хвост узорами, Сапоги со шпорами. Рано-рано встаёт, Красны песенки поёт. (читает ученик) |
|
Бросилась лиса к дуплу, голову просунула, а собака её хвать-хвать за морду. Испугалась лиса, еле живая в лес убралась. А петух с собакой так и остались в лесу, говорят, и сейчас там живут. (читает ученик) |
Читает ученик. |
Понравилась ли вам сказка? |
Да (нет). |
Кто из героев вам понравился? |
Петух, собака, лиса. |
Чем они вам понравились? |
Ответы учащихся. |
Кто главные герои сказки? |
Петух и собака. |
Какие события описываются в сказке? |
Петух и собака ушли из дома в лес. В лесу петуха хотела съесть лиса. Петух и собака испугали лису, она еле живая убежала. А сами так и остались жить в лесу. |
Что хотела сделать лиса? |
Она хотела съесть петуха и его товарища. |
Получилось ли это у лисы? Почему? |
Не получилось, так как петух и собака настоящие друзья и не бросают друг друга в беде. |
Какие черты характера проявляет петух в сказке? |
Находчивость, ум. |
А какие черты характера проявляет собака? |
Верность, смелость, храбрость. |
Ребята, а как вы думаете, может ли такая ситуация возникнуть у людей? Как нужно поступать, чтоб не возникало таких ситуаций? |
Да, нужно помогать своим друзьям, не бросать их в беде. |
Какая мысль в сказке самая главная и самая важная? |
Главная мысль – это сказки заключается в том, что не всегда наши ожидания соответствуют действительности. Часто мы делаем ложные выводы исходя из неправильных предпосылок и попадаем как лиса впросак. |
Физкультминутка |
|
Раз - подняться, потянуться, Два - согнуться, разогнуться. Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать И на место тихо встать. |
Повторяют за учителем. |
Закрепление изученного материала |
|||||||
Герои сказки пришли сегодня к нам на урок и принесли несколько заданий. Внимание на доску. 1 задание: дан отрывок из сказки, вам нужно картинки в предложении заменить словами. Начнём.
(Слайд 5) |
Выполняют задание вместе с учителем. |
||||||
|
|
||||||
2 задание: на доске вы видите героев сказки и пословицы, надо определить к кому из героев сказки они подходят и почему? 1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 2. Не рой другому яму – сам в ней упадёшь. |
Выполняют задание и обосновывают свой выбор. |
||||||
К кому относится первая пословица? Почему? |
К лисе, она хотела петуха съесть, а сама еле ноги унесла. |
||||||
К кому относится вторая пословица? Почему? |
К петуху. У него был верный друг собака. Она с ним в лес ушла и от старика спасла. |
||||||
Ребята, у вас есть настоящие друзья? Как вам они помогли? |
Ответы детей. |
||||||
3 задание: Каждому я распечатала таблицу, там написаны черты характера героев. Вам надо правильно указать в пустой клетке к кому они подходят. А потом мы проверим. |
Составление таблицы:
|
||||||
Итог |
|||||||
С каким произведением мы сегодня познакомились? |
Петух и собака. |
||||||
Поняли вы смысл сказки? |
Да. |
||||||
В чём был смысл сказки? |
Никакие беды не страшны, когда рядом настоящий товарищ. |
||||||
Чему учит сказка Петух и Собака? |
Дружбе. |
||||||
Ребята, обязательно думайте о последствиях своих поступков. Относитесь хорошо к своим друзьям и, вообще, к окружающим вас людям. Если вы будете помогать людям, то и вам будут помогать. Сегодня на уроке все работали хорошо, молодцы. |
Слушают учителя. |
||||||
Рефлексия |
|||||||
Ребята, у вас на парте лежат цветочки разных цветов у каждого. Поднимите цветочки те, кому сегодня было всё понятно на уроке, и он достиг всех целей. Тот, кто ничего не понял и не достиг своих целей поднимет белый квадратик. Хорошо, я увидела, кому было что-то не понятно, а кому понятно. |
Поднимают кружочки. |
||||||
Вы сегодня молодцы. Спасибо, за урок! До свидания! |
|
||||||
Список используемой литературы: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [В. П. Горецкий, В. Г., Л. Ф. Климанова, М. В. Голованова и др.]. 2 – е изд. – М. : Просвещение,2012. – 80 с. : ил. – (Школа России). - «Литературное чтение», 1класс |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.