Урок по теме: "Русская народная сказка. Петух и собака"
Оценка 4.6

Урок по теме: "Русская народная сказка. Петух и собака"

Оценка 4.6
Документация
pdf
25.01.2021
Урок по теме: "Русская народная сказка. Петух и собака"
1 класс
Русская народная сказка - Петух и собака. Урок 10.04.pdf

Конспект урока Технологическая карта

Дата: 04.10.2019

Раздел: чтение

Класс: 1 «А»

Тема урока: Русская народная сказка «Петух и собака»

Тип урока: открытие новых знаний

Форма урока: групповая, фронтальная

Цели: Познакомить с русской народной сказкой «Петух и собака», упражняться в выразительном чтении, учиться определять главную мысль произведения, думать, рассуждать, красиво говорить.

                                                                       

Задачи:

1.      Обучающие: учить работать с текстом, учить определять смысл пословиц, сказок, учиться читать по ролям.

2.      Развивающие: развивать навык чтения, развивать воображение, речь, расширять кругозор учащихся.

3.      Воспитательные: воспитывать интерес к чтению сказок, к героям сказок.

Планируемые результаты

Предметные:

      Умение слушать и читать произведения устного народного творчества.

      Объяснять        смысл названия произведения.

      Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Метапредметные:

      Умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме.

      Совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра.

      Умение высказывать свое отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнера.

Личностные:

Положительное отношение и интерес к урокам чтения.

Умение соотносить свои жи наблюдения с произведениями.

зненные читательскими

Ресурсы урока (оборудование и т.д.): учебник, доска, компьютер, презентация, раздаточный мат

ериал.

 

План урока

 

 

Этапы урока

Методы

 

Время

 

Организационный момент

Словесный

 

1 мин

 

Речевая разминка

Словесный, практический, наглядный

 

5 мин

 

Актуализация знаний

Практический, словесный, наглядный

 

7 мин

 

Формирование целей и темы урока

Словесный

 

3 мин

 

Изучение нового материала

Словесный, практический

 

10 мин

 

Физкультминутка

Словесный

 

1 мин

 

Закрепление изученного материала

Словесный, практический

 

15 мин

 

Итог

Словесный

 

2 мин

 

Рефлексия

Словесный

 

1 мин

 

Эскиз доски

 

4 октября.

Классная работа.

 

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Вот и прозвенел звонок, Начинается урок. Очень тихо вы садитесь, И работать не ленитесь!

Слушают учителя.

 

 

А теперь скажите мне, какое у вас настроение сегодня?

Отличное, хорошее и т.д.

Давайте улыбнёмся друг другу. И я надеюсь, что хорошее настроение сохранится у вас до конца урока. А сейчас вспомним правила поведения на уроке.

Улыбнулись друг другу и слушают учителя.

Как нужно сидеть за партой?

Прямая спина, правильное положение рук.

Как отвечаем на уроке?

С поднятой рукой, не выкрикивать.

Речевая разминка

Сейчас внимание на доску. Я прочитаю вам строку сама, после того как я прочту, проговорим вместе, и так каждую строчку. 

 

 

(Слайд 1)

 

 

Повторяют вместе с учителем каждую строку отдельно.

 

Молодцы. Перед вами текст, сейчас я его вам прочту.

 

(Слайд 2)

Слушают учителя.

Как вы думаете какой жанр данного отрывка?

Скороговорка.

Теперь прочту по слогам. А затем вместе прочитаем.

 

 

(Слайд 3)

Слушают учителя, потом читают вместе.

Теперь читаю скороговорку по словам, затем читаем вместе.

(медленно)

 

На дворе трава, на траве дрова, Не руби дрова на траве двора.

 

Слушают учителя и потом читают вместе.

Теперь читаю чуть быстрее, а потом вместе.

 

На дворе трава, на траве дрова, Не руби дрова на траве двора.

Слушают учителя.

Кто может прочитать скороговорку ещё быстрее? (по одному)

Начинают по желанию читать скороговорку.

 

Определите, что это за произведение?

Скороговорка.

Актуализация знаний

Начнем урок с игры «Доскажи словечко» и вспомним, с какими произведениями мы познакомились в этом разделе.

 

На уроках мы ребятки,

Отгадали все (загадки) Мы не щелкали орешки, А читали мы (потешки).

Не спеши катать салазки,

А послушай лучше (сказки).

 

А какие жанры мы ещё с вами знаем?

Песенки, небылицы, рифмовки.

Работа в парах. Давайте с вами выполним задание, в конверте у вас лежат разные жанры произведений: небылицы, потешки, загадки и сказки. Вы должны распределить их на кучки, в 1-ой кучке у нас - загадки, в 2-ой – отрывки сказки, в 3-ей – потешки, в 4-ой – небылицы.

Работа в парах, распределить по кучкам. 

Давайте проверим, что у вас получилось?

 

Загадки

Сказки

Потешки

Небылицы

 

Не зверь, не птица,             носок как спица.

Летит - пищит, сядет - молчит.

Стоит в поле теремок.

Бежит мимо мышканорушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

 

—          Терем-

теремок! Кто в тереме живет?

Кисонькамурысонька, где ты была? —             На мельнице.

— Кисонька-

мурысонька,

что      там делала?

—        Муку молола.

— А что из муки делала? — Прянички пекла.

Кто поверит, что это бывает

Кошка с мышкой в обнимку гуляет. 

Волк   овечку катает             в коляске.

А под вечер читает ей сказки.

Сперва блеск, За блеском -

Мышка         —

поскребушка,

Паучок, паучок,

Сидели       два

медведя 

 

 

 

Треск!

лягушка       —

попрыгушка да зайчик — побегайчик. А ты кто?

-А я лисичкасестричка.

Пустите          и меня!

Аню хвать за бочок. Лягушка, лягушка, Аню хвать за ушко.

Олени, олени, Аню хвать за колени.

На тоненьком

суку,

Один   читал газету, 

Другой молол муку.

Раз ку-ку, два ку-ку,  Оба шлёпнулись в муку.

 

Молодцы! А теперь давайте с вами вспомним название каждой сказке. Прочитайте отрывок. Первый отрывок из какой сказки? 

Теремок.

Второй отрывок?

Рукавичка.

И третий отрывок?

Репка.

                                                                                        Формулировка темы и целей урока

Ребята, а вы любите читать сказки?

Да.

Почему сказки читать интересно?

Потому, что в них много интересного, в сказках всегда добро побеждает зло и много волшебства и т.д.

Ребята, давайте вспомним, как называются сказки, которые сочиняют писатели?

Авторские.

Какие вы знаете авторские сказки?

«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Теремок» Е.А. Чарушин.

А кто же написал народные сказки?

Народные сказки написал народ.

А есть ли у них автор?

Нет.

Правильно, ребята. У народных сказок нет автора. Их сочиняли простые люди и рассказывали их друг другу, своим детям и внукам.

Слушают учителя.

Ребята, кто-нибудь догадался с каким жанром произведения мы сегодня с вами будем работать?

Да, мы будем работать с русскими народными сказками.

А что бы узнать с какой именно русской народной сказкой мы с вами сегодня познакомимся вам нужно отгадать две загадки, итак, слушаем первую загадку:

 

Заворчал живой замок,  Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди

Слушают загадку.

 

Лучше в дом не заходи!  

 

Кто же это?

Собака.

Вторая загадка:

 

Он носом в землю постучит, Взмахнёт крылом и закричит. Кричит он даже сонный Крикун неугомонный.   

Слушают загадку.

Кто же это? Кто догадался?

Петух.

Как вы думаете, героями какого же произведения они могут быть? Как будет называться наша русская народная сказка? Подумали хорошо.

Петух и собака.

Верно! Наша сказка будет называться «Петух и собака». Внимание на доску.

 

 

(Слайд 4)

Смотрят на доску.

Какие цели мы перед собой поставим?

Понять смысл сказки, познакомится с содержанием познакомиться с героями сказки.

Изучение нового материала

Открыли учебник, страница 55. Я начну читать вам сказку, вы внимательно меня слушаете и следите, я могу остановиться и попросить продолжить чтение. Итак, «Петух и собака» и т.д.

(учитель читает сказку ученикам)

 

Разливается петушок, поёт. По всему лесу раздаётся его песня.

Услыхала рыжая лиса, прибежала к дереву и расхваливает петуха:

Слушают учителя.

 

 

 

 

Читает ученик.

 

Ай да петушок,

Красный гребешок, Хвост узорами,

Сапоги со шпорами.

Рано-рано встаёт,

Красны песенки поёт. (читает ученик)

 

Бросилась лиса к дуплу, голову просунула, а собака её хвать-хвать за морду. Испугалась лиса, еле живая в лес убралась. А петух с собакой так и остались в лесу, говорят, и сейчас там живут. (читает ученик)

Читает ученик.

Понравилась ли вам сказка?

Да (нет).

Кто из героев вам понравился?

Петух, собака, лиса.

Чем они вам понравились?

Ответы учащихся.

Кто главные герои сказки?

Петух и собака.

Какие события описываются в сказке?

Петух и собака ушли из дома в лес. В лесу петуха хотела съесть лиса. Петух и собака испугали лису, она еле живая убежала. А сами так и остались жить в лесу.

Что хотела сделать лиса?

Она хотела съесть петуха и его товарища.

Получилось ли это у лисы? Почему?

Не получилось, так как петух и собака настоящие друзья и не бросают друг друга в беде.

Какие черты характера проявляет петух в сказке?

Находчивость, ум.

А какие черты характера проявляет собака?

Верность, смелость, храбрость.

Ребята, а как вы думаете, может ли такая ситуация возникнуть у людей? Как нужно поступать, чтоб не возникало таких ситуаций?

Да, нужно помогать своим друзьям, не бросать их в беде.

Какая мысль в сказке самая главная и самая важная?

Главная мысль –  это сказки заключается в том, что не всегда наши ожидания соответствуют действительности. Часто мы делаем ложные выводы исходя из неправильных предпосылок и попадаем как лиса впросак.

Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться, Два - согнуться, разогнуться. Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать И на место тихо встать.

Повторяют за учителем.

 

Закрепление изученного материала

Герои сказки пришли сегодня к нам на урок и принесли несколько заданий. Внимание на доску. 1 задание: дан отрывок из сказки, вам нужно картинки в предложении заменить словами. Начнём.

 

 

(Слайд 5)

Выполняют задание вместе с учителем.

 

 

2 задание: на доске вы видите героев сказки и пословицы, надо определить к кому из героев сказки они подходят и почему? 

1.  Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

2.  Не рой другому яму – сам в ней упадёшь.

Выполняют задание и обосновывают свой выбор.

К кому относится первая пословица? Почему?

К лисе, она хотела петуха съесть, а сама еле ноги унесла.

К кому относится вторая пословица? Почему?

К петуху. У него был верный друг собака. Она с ним в лес ушла и от старика спасла.

Ребята, у вас есть настоящие друзья? Как вам они помогли?

Ответы детей.

3 задание: Каждому я распечатала таблицу, там написаны черты характера героев. Вам надо правильно указать в пустой клетке к кому они подходят. А потом мы проверим.

Составление таблицы:

Собака

Петух

Лиса

Смелая, Верная.

Сообразительный.

Хитрая,

Коварная, трусливая.

Итог

С каким произведением мы сегодня познакомились?

Петух и собака.

Поняли вы смысл сказки?

Да.

В чём был смысл сказки?

Никакие беды не страшны, когда рядом настоящий товарищ.

Чему учит сказка Петух и Собака?

Дружбе.

Ребята, обязательно думайте о последствиях своих поступков. Относитесь хорошо к своим друзьям и, вообще, к окружающим вас людям. Если вы будете помогать людям, то и вам будут помогать.

Сегодня на уроке все работали хорошо, молодцы.

Слушают учителя.

Рефлексия

Ребята, у вас на парте лежат цветочки разных цветов у каждого.  Поднимите цветочки те, кому сегодня было всё понятно на уроке, и он достиг всех целей.

Тот, кто ничего не понял и не достиг своих целей поднимет белый квадратик.

Хорошо, я увидела, кому было что-то не понятно, а кому понятно.

Поднимают кружочки.

Вы сегодня молодцы. Спасибо, за урок! До свидания!

 

Список используемой литературы: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [В. П. Горецкий, В. Г., Л. Ф. Климанова,

М. В. Голованова и др.]. 2 – е изд. – М. : Просвещение,2012. – 80 с. : ил. – (Школа России). -  «Литературное чтение», 1класс

 

Конспект урока Технологическая карта

Конспект урока Технологическая карта

Формирование целей и темы урока

Формирование целей и темы урока

Сейчас внимание на доску. Я прочитаю вам строку сама, после того как я прочту, проговорим вместе, и так каждую строчку

Сейчас внимание на доску. Я прочитаю вам строку сама, после того как я прочту, проговорим вместе, и так каждую строчку

Теперь прочту по слогам. А затем вместе прочитаем

Теперь прочту по слогам. А затем вместе прочитаем

Начнем урок с игры «Доскажи словечко» и вспомним, с какими произведениями мы познакомились в этом разделе

Начнем урок с игры «Доскажи словечко» и вспомним, с какими произведениями мы познакомились в этом разделе

Начнем урок с игры «Доскажи словечко» и вспомним, с какими произведениями мы познакомились в этом разделе

Начнем урок с игры «Доскажи словечко» и вспомним, с какими произведениями мы познакомились в этом разделе

Ребята, кто-нибудь догадался с каким жанром произведения мы сегодня с вами будем работать?

Ребята, кто-нибудь догадался с каким жанром произведения мы сегодня с вами будем работать?

Верно! Наша сказка будет называться «Петух и собака»

Верно! Наша сказка будет называться «Петух и собака»

Бросилась лиса к дуплу, голову просунула, а собака её хвать-хвать за морду

Бросилась лиса к дуплу, голову просунула, а собака её хвать-хвать за морду

Закрепление изученного материала

Закрепление изученного материала

С каким произведением мы сегодня познакомились?

С каким произведением мы сегодня познакомились?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2021