Акулова Наталья Николаевна,
учитель математики МБОУ «СОШ № 105 г. Челябинска»
Предмет: алгебра
Класс: 7
Учебник: Алгебра. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин]. – М.: Просвещение, 2017.
Уровень обучения: - базовый
Тема урока: Совместные действия над алгебраическими дробями
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: - 5
Место урока в системе уроков по теме: - 1
Цели урока:
Познавательные:
- закрепление знаний, отработка навыков использования формул сокращенного умножения, приемов разложения многочленов на множители, правил преобразования, совместных действий над алгебраическими дробями;
- проверка уровня сформированности знаний учащихся по данной теме через различные формы работы.
Развивающие:
- активизация мыслительной деятельности учеников посредством участия каждого из них в процессе работы;
- развитие внимания, памяти, логического мышления;
- развитие умения объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать.
- развивать самостоятельность.
Воспитательные:
- формирование практических навыков, коммуникативности;
- формирование интереса к изучаемому предмету;
- формирование самооценки, самоконтроля в ходе работы.
Планируемые результаты: (знания, умения, представления):
- формулировать правила сокращения алгебраических дробей, действий с алгебраическими дробями, расстановки порядка действий в выражениях;
- выполнять совместные действия с алгебраическими дробями.
Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД):
Познавательные УУД:
- формирование умений по использованию математических знаний для решения математических задач и оценки полученных результатов.
Регулятивные УУД:
- формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты.
Коммуникативные УУД:
- формирование умений совместно с другими детьми в группе сверять полученные результаты с образцом;
- формирование умений оформлять свои мысли в устной форме, умения работать в диалоге в процессе поиска решения и формулирования ответов на вопросы урока.
Хронометраж урока:
1. |
Организационный этап |
1 мин |
2. |
Мотивация учебной деятельности учащихся. Формулировка темы, цели и задач урока |
5 мин |
3. |
Актуализация знаний (проверка теоретических знаний, устная работа) |
12 мин |
4. |
Первичное усвоение и проверка понимания новых знаний (работа в тетрадях и у доски с комментированием вслух) |
5 мин |
5. |
Первичное закрепление (работа в тетради и у доски самостоятельно с самопроверкой по эталону) |
5 мин |
6. |
Физкультминутка |
2 мин |
7. |
Самостоятельная работа (с самопроверкой по эталону) |
7 мин |
8. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
1 мин |
9. |
Рефлексия (подведение итогов урока) |
2 мин |
Содержание урока
I. Организационный этап
1) Здравствуйте ребята! Проконтролируйте свою готовность к уроку. На парте должны быть все письменные принадлежности, тетрадь, учебник, дневник, карточка личной успеваемости.
2) Ребята, представьте, что вы рассматриваете цвета радуги. Те, кому нравится желтый цвет – поставьте «руки за головой», кому нравится красный - «руки на поясе», зеленый - «руки на коленях». Задание – ПРИВЕТСТВИЕ - Надо поздороваться друг с другом локтями.
3) Рефлексия: когда удобно было здороваться? (с равным себе).
В жизни тоже приходится зачастую сотрудничать и подстраиваться друг к другу, чтобы достигнуть цели или даже приобрести друга. Ведь недаром говорят, что друг познается в беде. И это качество характера мы сегодня попробуем развить в себе.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся. Формулировка темы, цели и задач урока.
1) Напоминаю ребята, что каждый урок, это трудный и познавательный процесс, от того как вы будете организовывать свою деятельность, будет зависеть ваша успеваемость и оценка за урок, которая будет складываться из всей вашей учебной деятельности на каждом этапе урока. Сегодня вы работаете не только в тетрадях, но и в «Карточках личной успеваемости», которые лежат у вас на партах, и в конце урока вы сдадите их на проверку. Подпишите, пожалуйста, на ней фамилию и имя.
2) - Как называется глава в алгебре, в которой мы сейчас работаем? (Алгебраические дроби).
- Что мы знаем про алгебраические дроби и какие преобразования можем с ними производить? (знаем определение, основное свойство, умеем «+», «-» , «∙» и «:» ).
- Посмотрите на слайд (слайд 1), выполните задание и ответьте на вопрос: что мы повторили?
Вычислите:
13 + 2 ∙ 52 – (5 + 48 : 23)
(13 + 2 ∙ 25 – (5 + 48 : 8) = 13 + 50 – (5 + 6) = 63 – 11 = 52)
3) Подумайте, а как это задание связано с алгебраическими дробями? (Совместные действия с дробями, порядок действий в выражениях, содержащих алгебраические дроби).
Запишем тему урока (слайд 2) «Совместные действия с алгебраическими дробями».
Какова наша цель на сегодняшний урок? (Научиться выполнять изученные действия с алгебраическими дробями в определенном порядке).
Что мы должны сделать, чтобы добиться этой цели, каковы наши задачи на сегодняшний урок?
(1. Повторить порядок действий в выражениях.
2. Повторить правила действий с дробями.
3. Повторить правила сокращения дробей, т.к. все результаты действий с дробями должны быть в виде несократимых дробей).
III. Актуализация знаний
1-ый этап
1) Тест (слайды 3 – 7). Теоретические вопросы расположены на слайдах. Задания с выбором ответа. В соответствие ставится буква. Ответы записываются в карточку личной успеваемости.
1. Что значит сократить дробь?
с) разделить знаменатель на один и тот же множитель;
т) разделить числитель на один и тот же множитель;
у) разделить числитель и знаменатель на один и тот же множитель.
2. Как сложить или вычесть дроби с одинаковыми знаменателями?
г) всё сложить;
д) знаменатель оставить без изменения, а числители сложить или вычесть.
3. Как сложить или вычесть дроби с разными знаменателями?
а) найти общий знаменатель, дополнительные множители, умножить дополнительные множители на числители и получившиеся произведения сложить или вычесть;
б) найти дополнительные множители, потом общий знаменатель, умножить дополнительные множители на числители и получившиеся произведения сложить или вычесть;
в) всё сложить.
4. Как умножить дробь на дробь?
х) крест - накрест сократить;
ц) разделить числитель на знаменатель каждой дроби;
ч) числитель умножить на числитель, а знаменатель на знаменатель.
5. Как разделить дробь на дробь?
и) вторую дробь заменить взаимно - обратной и выполнить умножение получившихся дробей;
к) разделить числитель на знаменатель каждой дроби;
л) крест - накрест сократить. Ответ: удачи
2) (Слайд 8). Самопроверка. (удачи)
Оценка: «5»-верно 5 заданий,
«4»-верно 4 задания,
«3»-верно 3 задания.
3) Итог: Что повторили в этом задании? (правила выполнения арифметических действий с алгебраическими дробями).
2-ой этап
1) Задания с выбором ответа расположенные на слайдах (слайды 9-12), выполняются самостоятельно, по возможности - устно. В карточку личной успеваемости записывается буква или знак, соответствующие правильному ответу.
1. Сократите дробь
a) ; б) , в) .
2. Выполните действия
+ ; б) , в) + , г) - ,
д) - , е) + .
3. Выполните умножение
а) ∙ , б) ∙ , в) ∙
4. Выполните деление
а) : , б) : , в) : .
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
д
|
и |
, |
я |
к |
В |
з |
п |
н |
е |
р |
а |
е |
м |
н |
2) (Сдайд 13). Работа в парах. Взаимопроверка. (Вперед, к знаниям)
Оценка: «5»-верно 14-15 заданий,
«4»-верно 10-13 заданий,
«3»-верно 6-9 заданий.
3) Итог: Что повторили в этом задании? (действия сокращения, сложения, вычитания, умножения и деления алгебраических дробей).
3-ий этап
1) Задание в карточке личной успеваемости и на слайде (слайд 14), выполняется самостоятельно: расставить порядок действий в схемах.
2) (Слайды 15 - 16). Самопроверка.
Оценка: «5»-нет ошибок,
«4»-одна ошибка,
«3»-верны 2 схемы.
3) Итог: Что повторили в этом задании? (порядок действий в схемах).
В каком порядке выполняются действия в числовом выражении? (Сначала действия 3 ступени - степени, потом – действия 2 ступени – умножение и деление, а затем – действия 1 ступени – сложение и вычитание).
IV. Первичное усвоение и проверка понимания новых знаний
Работа в тетради и у доски (1 чел.) с комментированием вслух: № 495(2)
Итог: В чем возникли затруднения?
V. Первичное закрепление
Работа в тетради и у доски (2 чел.) самостоятельно с самопроверкой по эталону: № 495(4,6)
Итог: Чем задания отличаются от предыдущего?
Изменится ли алгоритм решения?
В чем возникли затруднения?
VI. Физкультминутка (слайды 17 – 18)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (слайды 19 - 20)
Учебник, с. 170, № 496(2), № 497(2)
Дополнительное задание (для тех, кто быстро справится):
=
Итог: У кого задание вызвало затруднение?
На каком шаге?
В чем причина затруднения?
Кто справился со всеми заданиями?
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (слайд 21)
Параграф 28, с. 168, учить
№495(1,3,5)
№ 496(1)
№ 497(1)
IX. Рефлексия (подведение итогов урока)
1. Какую цель мы ставили на уроке?
2. Удалось ли решить нам поставленные задачи?
3. Что мы использовали для достижения цели?
4. Что у вас хорошо получалось?
5. Над чем необходимо поработать?
6. В карточке личной успеваемости, закончите предложения (слайд 22)
На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался |
|
Я похвалил бы себя |
|
Особенно мне понравилось |
|
После урока мне захотелось |
|
Сегодня мне удалось |
|
Было трудно |
|
Урок хочется закончить словами русского писателя Л. Н.Толстого (слайд 23):
“Человек подобен дроби: в знаменателе то, что он о себе думает. В числителе, то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь”.
А Вы, каждый, – какая дробь?
Я желаю вам, чтобы ваша дробь всегда была либо неправильной, либо равной единице! А почему? Подумайте! Об этом вы скажете на следующем уроке…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.