Урок по теме "Совместные действия над алгебраическими дробями" (УМК Ю.М. Колягина, М.В. Ткачевой Н.Е. Федоровой, М.И. Шабунина)
Оценка 4.9

Урок по теме "Совместные действия над алгебраическими дробями" (УМК Ю.М. Колягина, М.В. Ткачевой Н.Е. Федоровой, М.И. Шабунина)

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
математика
7 кл
20.02.2020
Урок по теме "Совместные действия над алгебраическими дробями" (УМК  Ю.М. Колягина, М.В. Ткачевой Н.Е. Федоровой, М.И. Шабунина)
Урок по теме "Совместные действия над алгебраическими дробями" (УМК Ю.М. Колягина, М.В. Ткачевой Н.Е. Федоровой, М.И. Шабунина)
! План-конспект урока.docx

Акулова Наталья Николаевна,

учитель математики МБОУ «СОШ № 105  г. Челябинска»

Предмет: алгебра

Класс:

Учебник: Алгебра. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин]. – М.: Просвещение, 2017.

Уровень обучения: - базовый

 

Тема урока: Совместные действия над алгебраическими дробями

 

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: - 5

Место урока в системе уроков по теме: - 1

 

Цели урока:  

Познавательные:

-          закрепление знаний, отработка навыков использования формул сокращенного умножения, приемов разложения  многочленов на множители, правил преобразования, совместных действий над алгебраическими дробями;

-          проверка уровня сформированности знаний  учащихся по данной теме через различные формы работы.

Развивающие:

-           активизация мыслительной деятельности учеников посредством участия каждого из них в процессе работы;

-           развитие внимания,  памяти, логического мышления;

-           развитие  умения объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать.

-          развивать самостоятельность.

Воспитательные:                                   

-          формирование практических навыков, коммуникативности;

-          формирование интереса к изучаемому предмету;

-          формирование  самооценки, самоконтроля в ходе работы.

 

Планируемые результаты: (знания, умения, представления):

-          формулировать правила сокращения алгебраических дробей, действий с алгебраическими дробями, расстановки порядка действий в выражениях;

-          выполнять совместные действия с алгебраическими дробями.

Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД):

Познавательные УУД:

-          формирование умений по использованию математических знаний для решения математических задач и оценки полученных результатов.

Регулятивные УУД:

-          формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты.

Коммуникативные УУД:

-          формирование умений совместно с другими детьми в группе сверять полученные результаты с образцом;

-          формирование умений оформлять свои мысли в устной форме, умения работать в диалоге в процессе поиска решения и формулирования ответов на вопросы урока.

 

 


 

Хронометраж  урока:

 

1.       

Организационный этап

1 мин

2.       

Мотивация учебной деятельности учащихся. Формулировка темы, цели и задач урока

5 мин

3.       

Актуализация знаний (проверка теоретических знаний, устная работа)

12 мин

4.       

Первичное усвоение и проверка понимания новых знаний (работа в тетрадях и у доски с комментированием вслух)

5 мин

5.       

Первичное закрепление (работа в тетради и у доски самостоятельно с самопроверкой по эталону)

5 мин

6.       

Физкультминутка

2 мин

7.       

Самостоятельная работа (с самопроверкой по эталону)

7 мин

8.       

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1 мин

9.       

Рефлексия (подведение итогов урока)

2 мин

 

Содержание урока

 

I.                   Организационный этап 

 

1)      Здравствуйте ребята! Проконтролируйте свою готовность к уроку. На парте должны быть все письменные принадлежности, тетрадь, учебник, дневник, карточка личной успеваемости.

 

2)      Ребята, представьте, что вы рассматриваете цвета радуги. Те, кому нравится желтый цвет – поставьте «руки за головой», кому нравится  красный - «руки на поясе», зеленый - «руки на коленях». Задание – ПРИВЕТСТВИЕ - Надо поздороваться друг с другом локтями.

 

3)      Рефлексия: когда удобно было здороваться? (с равным себе).

 

В жизни тоже приходится зачастую сотрудничать и подстраиваться друг к другу, чтобы достигнуть цели или даже приобрести друга. Ведь недаром говорят, что друг познается в беде. И это качество характера мы сегодня попробуем развить в себе.

 

II.                Мотивация учебной деятельности учащихся. Формулировка темы, цели и задач урока.

 

1)      Напоминаю ребята, что каждый урок, это трудный и познавательный процесс, от того как вы будете организовывать свою деятельность, будет зависеть ваша успеваемость и оценка за урок, которая будет складываться из всей вашей учебной деятельности на каждом этапе урока. Сегодня вы работаете не только в тетрадях, но и в «Карточках личной успеваемости», которые лежат у вас на партах, и в конце урока вы сдадите их на проверку. Подпишите, пожалуйста, на ней фамилию и имя.

 

2)      - Как называется глава в алгебре, в которой мы сейчас работаем? (Алгебраические дроби).

 

- Что мы знаем про алгебраические дроби и какие преобразования можем с ними производить? (знаем определение, основное свойство, умеем «+», «-» , «∙» и «:» ).

 

- Посмотрите на слайд (слайд 1), выполните задание и ответьте на вопрос: что мы повторили?

 

Вычислите:

13 + 2 ∙ 52 – (5 + 48 : 23)    

 

(13 + 2 ∙ 25 – (5 + 48 : 8) = 13 + 50 – (5 + 6) = 63 – 11 = 52)

 

3)      Подумайте, а как это задание связано с алгебраическими дробями? (Совместные действия с дробями, порядок действий в выражениях, содержащих алгебраические дроби).

Запишем тему урока (слайд 2) «Совместные действия с алгебраическими дробями».

Какова наша цель на сегодняшний урок? (Научиться выполнять изученные действия с алгебраическими дробями в определенном порядке).

Что мы должны сделать, чтобы добиться этой цели, каковы наши задачи на сегодняшний урок?

(1. Повторить порядок действий в выражениях.

2. Повторить правила действий с дробями.

3. Повторить правила сокращения дробей, т.к. все результаты действий с дробями должны быть в виде несократимых дробей).

 

III.             Актуализация знаний

 

1-ый этап

 

1)      Тест (слайды 3 – 7). Теоретические вопросы расположены на слайдах. Задания с выбором ответа. В соответствие ставится буква. Ответы записываются в карточку личной успеваемости.

 

1.      Что значит сократить дробь?

с) разделить знаменатель на один и тот же множитель;

т) разделить числитель на один и тот же множитель;

у) разделить числитель и знаменатель на один и тот же множитель.

2.      Как сложить или вычесть дроби с одинаковыми знаменателями?

г) всё сложить;

д) знаменатель оставить без изменения, а числители сложить или вычесть.

3.      Как сложить или вычесть дроби с разными знаменателями?

а) найти общий знаменатель, дополнительные множители, умножить дополнительные множители на числители и получившиеся произведения сложить или вычесть;

б) найти дополнительные множители, потом общий знаменатель,  умножить дополнительные множители на числители и получившиеся произведения сложить или вычесть;

в) всё сложить.

4.      Как умножить дробь на дробь?

х) крест - накрест сократить;

ц) разделить числитель на знаменатель каждой дроби;

ч) числитель умножить на числитель, а знаменатель на знаменатель.

5.      Как разделить дробь на дробь?

и) вторую дробь заменить взаимно - обратной и выполнить умножение получившихся дробей;

к) разделить числитель на знаменатель каждой дроби;

л) крест - накрест сократить.                                                                               Ответ: удачи

 

2)      (Слайд 8). Самопроверка. (удачи)

 

Оценка: «5»-верно 5 заданий,

«4»-верно 4 задания,

«3»-верно 3 задания.

 

3)      Итог: Что повторили в этом задании? (правила выполнения арифметических действий с  алгебраическими дробями).

 

2-ой этап

 

1)      Задания с выбором ответа расположенные на слайдах (слайды 9-12), выполняются самостоятельно, по возможности - устно. В карточку личной успеваемости записывается буква или знак, соответствующие правильному ответу.

 

1.      Сократите дробь

a)      ;   б)  ,  в) .

2.      Выполните действия

 +  ;   б)  ,   в) + ,   г)  -

д)  - ,    е)     + .

3.      Выполните умножение

а)  ∙ ,    б)  ∙  ,  в)  ∙

4.      Выполните деление

а)        :  ,    б)   :    ,  в)   :   .

 

2

1

 

д

 

 

и

 

,

 

я

 

к

 

В

 

з

 

п

 

н

 

е

 

р

 

а

 

е

 

м

 

н

 

 

2)      (Сдайд 13). Работа в парах. Взаимопроверка. (Вперед, к знаниям)

 

Оценка: «5»-верно 14-15 заданий,

«4»-верно 10-13 заданий,

«3»-верно 6-9 заданий.

 

3)      Итог: Что повторили в этом задании? (действия сокращения, сложения, вычитания, умножения и деления алгебраических дробей).

 

3-ий этап

 

1)      Задание в карточке личной успеваемости и на слайде (слайд 14), выполняется самостоятельно: расставить порядок действий в схемах.

 

 

2)      (Слайды 15 - 16). Самопроверка.

Оценка: «5»-нет ошибок,

«4»-одна ошибка,

«3»-верны 2 схемы.

 

3)      Итог: Что повторили в этом задании? (порядок действий в схемах).

                       В каком порядке выполняются действия в числовом выражении? (Сначала действия 3 ступени - степени, потом – действия 2 ступени – умножение и деление, а затем – действия 1 ступени – сложение и вычитание).

 

IV.             Первичное усвоение и проверка понимания новых знаний

 

Работа в тетради и у доски (1 чел.) с комментированием вслух: № 495(2)

Итог: В чем возникли затруднения?

 

V.                Первичное закрепление

 

Работа в тетради и у доски (2 чел.) самостоятельно с самопроверкой по эталону: № 495(4,6)

Итог: Чем задания отличаются от предыдущего?

          Изменится ли алгоритм решения?

          В чем возникли затруднения?

 

VI.             Физкультминутка (слайды 17 – 18)

 



VII.          Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (слайды 19 - 20)

 

Учебник, с. 170, № 496(2), № 497(2)

 

Дополнительное задание (для тех, кто быстро справится):

 

     =               

 

Итог: У кого задание вызвало затруднение?

 На каком шаге?

 В чем причина затруднения?

 Кто справился со всеми заданиями?

 

VIII.       Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (слайд 21)

 

Параграф 28, с. 168, учить

№495(1,3,5)

№ 496(1)

№ 497(1)

 

IX.             Рефлексия (подведение итогов урока)

 

1.                  Какую цель мы ставили на уроке?

2.                  Удалось ли решить нам поставленные задачи?

3.                  Что мы использовали для достижения цели?

4.                  Что у вас хорошо получалось?

5.                  Над чем необходимо поработать?

6.                  В карточке личной успеваемости, закончите предложения (слайд 22)

 

На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался

 

Я похвалил бы себя

 

Особенно мне понравилось

 

После урока мне захотелось

 

Сегодня мне удалось

 

Было трудно

 

 

Урок хочется закончить словами русского писателя Л. Н.Толстого (слайд 23):

 

“Человек подобен дроби: в знаменателе то, что он о себе думает. В числителе, то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь”.

 

А Вы, каждый, – какая дробь?

 

Я желаю вам, чтобы ваша дробь всегда была либо неправильной, либо равной единице! А почему? Подумайте! Об этом вы скажете на следующем уроке…


 

Акулова Наталья Николаевна, учитель математики

Акулова Наталья Николаевна, учитель математики

Хронометраж урока: 1

Хронометраж урока: 1

Подумайте, а как это задание связано с алгебраическими дробями? (Совместные действия с дробями, порядок действий в выражениях, содержащих алгебраические дроби)

Подумайте, а как это задание связано с алгебраическими дробями? (Совместные действия с дробями, порядок действий в выражениях, содержащих алгебраические дроби)

Итог: Что повторили в этом задании? (правила выполнения арифметических действий с алгебраическими дробями)

Итог: Что повторили в этом задании? (правила выполнения арифметических действий с алгебраическими дробями)

Оценка: «5»-нет ошибок, «4»-одна ошибка, «3»-верны 2 схемы

Оценка: «5»-нет ошибок, «4»-одна ошибка, «3»-верны 2 схемы

Итог: У кого задание вызвало затруднение?

Итог: У кого задание вызвало затруднение?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2020