Урок по теме: Спинной мозг, его строение и функции, 9 класс
Оценка 5

Урок по теме: Спинной мозг, его строение и функции, 9 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
10.05.2024
Урок по теме: Спинной мозг, его строение и функции, 9 класс
Цель урока: сформировать у обучающихся понятие о строении и функциях спинного мозга
Спинной мозг...docx

Урок по теме: Спинной мозг, его строение и функции, 9 класс

Цель: сформировать у обучающихся понятие о строении и функциях спинного мозга.

Образовательные: расширить знания о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга; рассмотреть функции спинного мозга.

Развивающие: развитие умения логически мыслить, делать выводы, сравнивать, обобщать.

Воспитательные:  формирование научного мировоззрения.

Оборудование: проектор, экран

Тип урока: комбинированный

Ход урока

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала:

актуализация опорных знаний;

целеполагание.

 

Приветствует обучающихся

Объявляет биологический диктант на уроке.

Вопросы демонстрируются на экран. (Приложение 1)

 

Демонстрирует на экране рисунок спинного мозга

Предлагает  сформулировать тему и цель урока.

 

Выполняют биологический диктант.

 

 

 

 

Формулируют тему и цель урока. Записывают в тетрадь тему урока.

 

2. Освоение нового материала:

Осуществление учебных действий по освоению учебного материала.

Проверка первичного усвоения

 

Демонстрирует видео-лекцию: «Спинной мозг».

 Предлагает изучить дополнительный материал. (Приложение 2)

 

 

 

 

 

Изучают материал.

 

3. Применение изученного материала: выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

 Предлагает обучающимся составить схему из отдельных блоков по теме «Функции спинного мозга».

Проверяет схемы. (Приложение 3)

Составляют самостоятельно в тетрадях  схему.

4. Проверка приобретённых знаний, умений и навыков

Объявляет самостоятельную работу (Приложение 4)

Задаёт задание по функциональной грамотности:

1)      Ты срезал розы и случайно укололся шипом розы, одёрнул руку и стал рассматривать повреждённое место.

- Какие функции спинного мозга здесь проявились?

- Как головной мозг получил информацию об уколе?

 

Выполняют самостоятельно работу с взаимопроверкой.

 

Выполняют задание по функциональной грамотности.

Отвечают на вопросы.

5. Подведение итогов, домашнее задание.

Самооценивание рефлексия.  

Спрашивает у обучающихся удалось ли им справиться с задачами урока.

Объявляет домашнее задание: прочитать параграф, зарисовать строение спинного мозга 

Оценивают свои результаты по усвоению нового материала.

Записывают домашнее задание, сдают тетради на проверку.

 

Приложение 1

1.      Нервная клетка называется…

2.      …- скопление тел нейронов вне  центральной нервной системы.

3.      Путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса,-…

4.      Совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой, называется…

5.      Осуществляет ответную реакцию организма на полученное раздражение -…

6.      Приобретённые в процессе жизнедеятельности и наследуемые потомством рефлексы называются …

7.      Передаёт возбуждение от центральной нервной системы к рабочей мышце -…

8.      Наряду с прямыми связями, заставляющими органы работать, к мозгу идёт информация от органов, такие связи называются …

9.      В трёхнейронной рефлекторной дуге передаёт возбуждение от чувствительного нейрона к двигательному, называется …

10.  Способность нервной системы воспринимать раздражения и отвечать на них нервным импульсом называется …

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Спинной мозг человека расположен в позвоночном канале. Он имеет вид длинного шнура, заостренного книзу. Длиной около 45 см, диаметром около 1 см. На уровне большого затылочного отверстия он переходит в головной мозг. На уровне 1-2 поясничного позвонка спинной мозг заканчивается. В нем есть два утолщения, образованные скоплениями нервных клеток: шейное и поясничное. Эти утолщения иннервируют конечности.  Рассмотрим более подробно строение спинного мозга на поперечном срезе. Спинной мозг разделен двумя бороздами (передней и задней срединными) на правую и левую половины. Форма поперечного среза спинного мозга может быть различной. Рассмотрим строение на примере овальной формы. В центре спинного мозга проходит узкий центральный канал, заполненный спинномозговой жидкостью. Этот канал окружен серым веществом (скоплением тел и дендритов нейронов) в виде бабочки.   Передние «крылья» серого вещества называются передними рогами, а задние «крылья» – задними рогами. В передних рогах залегают двигательные нейроны, в задних – вставочные, которые осуществляют связь между чувствительными и двигательными нейронами. Чувствительные нейроны лежат вне тяжа, в спинномозговых узлах по ходу чувствительных нервов.   От двигательных нейронов отходят длинные отростки нейронов – аксоны, которые образуют передние корешки. К задним рогам подходят аксоны чувствительных нейронов, которые формируют задние корешки.   Нервный импульс от рецептора проходит по чувствительным нейронам, которые расположены в задних корешках. Он передаётся на вставочный нейрон, а от него на двигательный нейрон. По аксону двигательного нейрона, который находится в передних корешках, нервный импульс передается рабочему органу.

Приложение 3

«Функции спинного мозга»

Приложение 4

Выполните тест:

Тест травмы спинного мозга

1.      Что в первую очередь нужно сделать, если у человека травма спинного мозга?

1)      Выполнить приём сердечно-лёгочной реанимации

2)      Вызвать скорую помощь

3)      Наложить шину на место повреждения

2.      При травме поясничного отдела позвоночника с частичным повреждением спинного мозга

1)      Изменений в работе органов и частей тела, находящихся ниже уровня травмирования, не наблюдается

2)      Наблюдается полная потеря чувствительности и двигательных функций всех органов и частей тела, находящихся ниже уровня травмирования

3)      Расположенные ниже уровня травмирования органы и части тела сохраняют частичную двигательную активность

4)      Наблюдается сильная головная боль, онемение рук

3.      Выбери первый признак травмирования спинного мозга.

1)      Шум в ушах

2)      Резкий сухой кашель

3)      Слабость, нарушение координации или паралич любой части тела

4)      Нарушение сна и бодрствования

4.      Какие медицинские исследования проводят в случаях травмирования спинного мозга?

1)      Взятие мазка из зева

2)      Химический анализ мочи

3)      Флюорография

4)      МРТ (магнитно-резонансная томография)

5.      Укажи одну из распространённых причин травм спинного мозга

1)      Заплыв в бассейне на большие дистанции

2)      Дайвинг (погружение на глубину) на мелководье

3)      Резкое чихание

4)      Перегрев на солнце

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Ссылки на видео-уроки:

https://www.youtube.com/watch?v=joP-BXBiXJE


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок по теме: Спинной мозг, его строение и функции, 9 класс

Урок по теме: Спинной мозг, его строение и функции, 9 класс

Проверка приобретённых знаний, умений и навыков

Проверка приобретённых знаний, умений и навыков

Приложение 2 Спинной мозг человека расположен в позвоночном канале

Приложение 2 Спинной мозг человека расположен в позвоночном канале

Приложение 4 Выполните тест:

Приложение 4 Выполните тест:

Приложение 5 Ссылки на видео-уроки: https://www

Приложение 5 Ссылки на видео-уроки: https://www
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2024