Урок по теме: Спинной мозг, его строение и функции, 9 класс
Цель: сформировать у обучающихся понятие о строении и функциях спинного мозга.
Образовательные: расширить знания о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга; рассмотреть функции спинного мозга.
Развивающие: развитие умения логически мыслить, делать выводы, сравнивать, обобщать.
Воспитательные: формирование научного мировоззрения.
Оборудование: проектор, экран
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
1.Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала: актуализация опорных знаний; целеполагание.
|
Приветствует обучающихся Объявляет биологический диктант на уроке. Вопросы демонстрируются на экран. (Приложение 1)
Демонстрирует на экране рисунок спинного мозга Предлагает сформулировать тему и цель урока.
|
Выполняют биологический диктант.
Формулируют тему и цель урока. Записывают в тетрадь тему урока.
|
2. Освоение нового материала: Осуществление учебных действий по освоению учебного материала. Проверка первичного усвоения
|
Демонстрирует видео-лекцию: «Спинной мозг». Предлагает изучить дополнительный материал. (Приложение 2)
|
Изучают материал.
|
3. Применение изученного материала: выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Предлагает обучающимся составить схему из отдельных блоков по теме «Функции спинного мозга». Проверяет схемы. (Приложение 3) |
Составляют самостоятельно в тетрадях схему. |
4. Проверка приобретённых знаний, умений и навыков |
Объявляет самостоятельную работу (Приложение 4) Задаёт задание по функциональной грамотности: 1) Ты срезал розы и случайно укололся шипом розы, одёрнул руку и стал рассматривать повреждённое место. - Какие функции спинного мозга здесь проявились? - Как головной мозг получил информацию об уколе?
|
Выполняют самостоятельно работу с взаимопроверкой.
Выполняют задание по функциональной грамотности. Отвечают на вопросы. |
5. Подведение итогов, домашнее задание. Самооценивание рефлексия. |
Спрашивает у обучающихся удалось ли им справиться с задачами урока. Объявляет домашнее задание: прочитать параграф, зарисовать строение спинного мозга |
Оценивают свои результаты по усвоению нового материала. Записывают домашнее задание, сдают тетради на проверку. |
Приложение 1
1. Нервная клетка называется…
2. …- скопление тел нейронов вне центральной нервной системы.
3. Путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса,-…
4. Совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой, называется…
5. Осуществляет ответную реакцию организма на полученное раздражение -…
6. Приобретённые в процессе жизнедеятельности и наследуемые потомством рефлексы называются …
7. Передаёт возбуждение от центральной нервной системы к рабочей мышце -…
8. Наряду с прямыми связями, заставляющими органы работать, к мозгу идёт информация от органов, такие связи называются …
9. В трёхнейронной рефлекторной дуге передаёт возбуждение от чувствительного нейрона к двигательному, называется …
10. Способность нервной системы воспринимать раздражения и отвечать на них нервным импульсом называется …
Приложение 2
Спинной мозг человека расположен в позвоночном канале. Он имеет вид длинного шнура, заостренного книзу. Длиной около 45 см, диаметром около 1 см. На уровне большого затылочного отверстия он переходит в головной мозг. На уровне 1-2 поясничного позвонка спинной мозг заканчивается. В нем есть два утолщения, образованные скоплениями нервных клеток: шейное и поясничное. Эти утолщения иннервируют конечности. Рассмотрим более подробно строение спинного мозга на поперечном срезе. Спинной мозг разделен двумя бороздами (передней и задней срединными) на правую и левую половины. Форма поперечного среза спинного мозга может быть различной. Рассмотрим строение на примере овальной формы. В центре спинного мозга проходит узкий центральный канал, заполненный спинномозговой жидкостью. Этот канал окружен серым веществом (скоплением тел и дендритов нейронов) в виде бабочки. Передние «крылья» серого вещества называются передними рогами, а задние «крылья» – задними рогами. В передних рогах залегают двигательные нейроны, в задних – вставочные, которые осуществляют связь между чувствительными и двигательными нейронами. Чувствительные нейроны лежат вне тяжа, в спинномозговых узлах по ходу чувствительных нервов. От двигательных нейронов отходят длинные отростки нейронов – аксоны, которые образуют передние корешки. К задним рогам подходят аксоны чувствительных нейронов, которые формируют задние корешки. Нервный импульс от рецептора проходит по чувствительным нейронам, которые расположены в задних корешках. Он передаётся на вставочный нейрон, а от него на двигательный нейрон. По аксону двигательного нейрона, который находится в передних корешках, нервный импульс передается рабочему органу.
Приложение 3
«Функции спинного мозга»
Приложение 4
Выполните тест:
Тест травмы спинного мозга
1. Что в первую очередь нужно сделать, если у человека травма спинного мозга?
1) Выполнить приём сердечно-лёгочной реанимации
2) Вызвать скорую помощь
3) Наложить шину на место повреждения
2. При травме поясничного отдела позвоночника с частичным повреждением спинного мозга
1) Изменений в работе органов и частей тела, находящихся ниже уровня травмирования, не наблюдается
2) Наблюдается полная потеря чувствительности и двигательных функций всех органов и частей тела, находящихся ниже уровня травмирования
3) Расположенные ниже уровня травмирования органы и части тела сохраняют частичную двигательную активность
4) Наблюдается сильная головная боль, онемение рук
3. Выбери первый признак травмирования спинного мозга.
1) Шум в ушах
2) Резкий сухой кашель
3) Слабость, нарушение координации или паралич любой части тела
4) Нарушение сна и бодрствования
4. Какие медицинские исследования проводят в случаях травмирования спинного мозга?
1) Взятие мазка из зева
2) Химический анализ мочи
3) Флюорография
4) МРТ (магнитно-резонансная томография)
5. Укажи одну из распространённых причин травм спинного мозга
1) Заплыв в бассейне на большие дистанции
2) Дайвинг (погружение на глубину) на мелководье
3) Резкое чихание
4) Перегрев на солнце
Приложение 5
Ссылки на видео-уроки:
https://www.youtube.com/watch?v=joP-BXBiXJE
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.