УРОК-ИГРА «СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД»
Цели урока:
обучающая: систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по теме;
развивающая: совершенствовать умения доказывать свое мнение и опровергать ошибочные мнения оппонентов, ставить и решать проблемы;
воспитательная: формировать у детей понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве.
Тип урока: урок закрепления знаний и умений учащихся.
Оборудование: игровое поле, тексты заданий, иллюстрации, рисунки.
План урока:
1. Сообщение цели урока, объявление правил игры.
2. Представление команд.
3.Розыгрыш права первого хода.
4.Командные
конкурсы: «Возникновение средневековых городов»; «Города в
борьбе за свободу»; «Ремесло и торговля в средневековом городе»;
«Жизнь средневекового
города»; «Объясните
выражения»; «Кот в мешке».
5. Индивидуальный конкурс «Исторический словарь».
6. Подведение итогов.
Правила урока-игры
1. В игре участвуют две команды.
2. Право первого хода разыгрывается в ходе разминки.
3. Команда, завоевавшая право первого хода, выбирает квадрат с заданиями и в случае правильного ответа продолжает игру, выбирая следующий квадрат игрового поля.
4. Если команда не дает правильного ответа, право ответа переходит другой команде.
5. Побеждает команда, набравшая большее количество верных ответов.
6. Ответы оцениваются по балльной системе:
полный ответ - 5 баллов
неполный ответ - 4, 3, 2, 1 балл
неверный ответ - 0 баллов
итог - сумма баллов.
Игровое поле
«Возникновение средневековых городов» |
«Города в борьбе за свободу» |
«Ремесло и торговля в средневековом городе» |
«Кот в мешке» |
«Жизнь средневекового города» |
«Объясните выражение» |
Представление команд
Визитная карточка: название команды; девиз.
Розыгрыш права первого хода
Учащимся предлагается внимательно прослушать стихотворение Ганса Сакса, родившегося и жившего в Нюрнберге и написавшего в 1530 г. такие строки:
Без счета было в нем домов -
Высоких, низких, новых, старых.
Не забывая о пожарах,
Их строили: возведена
Была защитная стена
Меж каждыми двумя домами;
Резьбой затейливой, зубцами
Украсили там щегольски
И скаты крыш, и их коньки. .
Смотри, как стройно и красиво
Тут улицы проведены.
Отсюда все они видны.
Их здесь - ни много и ни мало -
Пять с лишком ныне стало.
Колодцы - сто шестнадцать счетом
Полны до верха, а еще там
Фонтанов дюжина водой
Всех оделяет даровой.
Больших часов у нас шесть штук.
Из них четыре бьют все вдруг.
Двенадцать в городе холмов,
Одиннадцать больших мостов.
(И все из камня, все как есть!),
Ворот же - ровным счетом шесть,
Десяток рынков для народа.
Прилавки не бывают пусты:
Хоть отбавляй зерна, капусты...
Командам предлагается за минуту ответить на вопрос: Сколько в средневековом городе Нюрнберге было улиц, колодцев, фонтанов, часов, мостов, ворот, рынков?
Команда, давшая наиболее точный ответ, получает право первого хода и выбирает на игровом поле квадрат с заданиями.
Возникновение средневековых городов:
1. Перечислите причины возникновения городов в средневековой Европе.
2. Выберите правильный ответ.
Если в названии средневекового города присутствует частица -бург, то скорее всего он вырос:
а) из укрепленного места, крепости
б) близ монастыря
в) близ переправы через реку
3. Выберите правильный ответ.
Если в названии средневекового города присутствует частица -сен или -септ, то скорее всего он вырос:
а) близ монастыря
б) близ крепости
в) близ переправы
4. Найдите лишнее.
Первые горожане стремились в города, чтобы найти в них:
а) безопасность
б) условия для торговли
в) суд сеньора
5. Городам Кёльн, Брюгге свойственно то, что они:
а) росли благодаря тому, что под
защитой укрепленных стен здесь
возник
оживленный рынок
б) были королевскими резиденциями
в) возникли не ранее XI в.
Города в борьбе за свободу
1. Перечислите причины борьбы городов против сеньоров.
2. Оцените утверждение:
В борьбе с сеньорами города завоевали свободу. Свобода формировала людей, привыкших с уважением относиться к своим поступкам и обещаниям, нести ответственность за решения, которые им приходилось принимать:
а) верно
б)неверно
3. Установите связь между словами «ратуша», «бургомистр»:
а) это разные названия городского совета
б) городской совет, главой которого был бургомистр, заседал в ратуше
в) ратуша - это городской совет, который избирал бургомистра
4. Выберите
неправильный ответ.
Человек, проживший в городе один год и один день:
а) становился свободным
б) подчинялся правилам, установленным городской хартией
в) выбирал себе сеньора
5. Выделите важнейшие признаки города-коммуны:
а) были полностью свободны от власти сеньора
б) имели собственные органы управления
в) признавали власть сеньора в судебных вопросах
г) имели собственные законы
д) чеканили собственную монету
Ремесло и торговля в средневековом городе
1. Узнайте по гербам, к какой ремесленной мастерской они относятся.
2.Найдите лишнее.
В мастерской ремесленника:
а) работали мастер, подмастерья, ученики
б) применялись станки, позволявшие механизировать труд
в) изделие изготавливалось целиком от начала до конца
3. Объясните смысл выражения:
«Что с возу упало - то пропало»:
а) так говорили о хрупком товаре, который нужно было перевозить с особой
осторожностью
б) товар, упавший с купеческой подводы, считался собственностью владельца земли
4. Приведите
в соответствие:
Термины
Мастер
Шедевр
Ганза
Меняла
Банк
Определения
Учреждение, занимавшееся в средние века хранением, переводом и предоставлением в долг денег
Купеческий союз, контролировавший торговлю по Северному и Балтийскому морям
Полноправный член цеха
Образцовое изделие, которое подмастерье выполнял для того, чтобы стать мастером
Человек, занимавшийся определением подлинности и разменом монет
5. Найдите ошибку в описании.
Торговля в средние века была занятием опасным. На морях промышляли пираты. Разбойники грабили на больших дорогах, крупные сеньоры брали пошлины за проезд, пользование мостами и переправами. На пустынных дорогах можно было встретить лишь хорошо охраняемые купеческие караваны.
Жизнь средневекового города
1. Если
бы вы оказались на улице средневекового европейского
города,
чего бы вы опасались больше всего?
2. Выберите правильный ответ.
Все средневековые города:
а) были обнесены крепостной стеной
б) имели широкие, мощенные камнем улицы
в) были застроены зданиями с черепичными крышами
г) имели рыночную
площадь, на которой находились
главные городские
здания
д) были довольно чистыми, имели канализацию, службу, следившую за вывозом мусора
3. Назовите здание, которое соответствует описанию.
Высокий шпиль, как правило, возвышался над этим зданием, где хранились городская хартия, печать городского совета, городская казна, а нередко - оружие:
а) собор
б) арсенал
в) ратуша.
4. Вставьте
вместо пропусков.
Любимое время года средневековых горожан
- начало весны, когда город
становился местом проведения праздника — ……………. . Устоявшиеся обычаи переворачивались
с ног на голову, высмеивали то, к
чему в повседневной жизни
относились с………. .
5. Назовите город, который соответствует описанию.
Старый римский военный лагерь на берегах Рейна был построен для защиты империи от набегов германцев. В средние века он получил второе рождение и стал одним из богатейших городов Германии:
а) Кёльн
б) Брюгге
в) Бремен
Объясните выражения
1. «Вечный подмастерье».
2. «Мешок с перцем».
3. «Городской воздух делает свободным».
Исторический словарь
В этом конкурсе каждый вытягивает себе карточку с написанным на ней понятием и дает его объяснение. За каждый верный ответ команда получает 1 балл.
Ремесло, сырье, рынок, подмастерье, хартия, цех, шедевр, ремесленная мастерская, устав цеха, гильдия, Ганза, ярмарка, меняла, банк, пошлина, бургомистр, город-коммуна, бюргерство, патрициат, мастер.
Кот в мешке
В этом конкурсе принимают участие по одному игроку от каждой команды. Один должен доказать, что цехи способствовали развитию ремесла, а другой - что цехи задерживали рост промышленного производства в городах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.