Урок по теме: "Употребление наречий в речи"
Оценка 4.9

Урок по теме: "Употребление наречий в речи"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
русский язык
7 кл—11 кл
28.04.2020
Урок по теме: "Употребление наречий в речи"
Разработка урока "Употребление наречий в речи" поможет преподавателю при обобщении темы "Наречие" в 7 классе или систематизации знаний по теме: "Наречие. Правописание наречий" в 11 классе и при подготовке к ЕГЭ. В данной разработке подобран иллюстративный материал из рассказа М.А. Шолохова "Судьба человека", а также звучат стихи и музыка. Таким образом, прослеживаются межпредметные связи, что делает урок более занимательным...
Употребление наречий в речи.doc

Габитова Татьяна Николаевна, преподаватель русского языка и литературы

 

Тема «Употребление наречий в речи»

Цели:   - обобщить и систематизировать знания по теме «Наречие»;

              - определить роль наречий в речи как средства более точного и образного                  

                 выражения мысли;

              - расширить словарный запас и оценить богатство русского языка

Ход урока

I.  Организационный момент.

II. Введение в тему – проблемный диалог.

         Наш урок мне хочется начать со стихотворения Вадима Шефнера «Слово»

Много слов на земле. Есть дневные слова, -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд, -

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать и предать, и купить,

Словом можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь!

Пусть разменной монетой не служат они, -

Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту -

Береги изначальную их чистоту…

 

           - Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?

(о том, что со словом надо обращаться бережно)

         Бережно надо относиться к каждому слову. Слова бывают разные. Какую часть речи мы с вами изучаем сейчас? (наречие). Слова разных частей речи употребляются в речи с разной частотой. Что можно сказать о наречии? Часто ли оно встречается?

Исходя из возникшего вопроса давайте сформулируем тему

          (употребление наречий в речи)

III. Формулирование темы и целей урока.   

Таким образом, тема нашего сегодняшнего урока «Употребление наречий в речи»

 - Назовите ключевые слова темы (наречие, употребление, роль, речь, текст…)

 - Какова цель урока?

(мы должны вспомнить, что такое наречие, признаки этой части речи, о синтаксической роли и употреблении в речи)

 - Безусловно, будем работать и с текстом. Какие задачи будем решать, работая с текстом? (как наречия употребляются в тексте, какую роль играют)

 - Вы правы, ребята. Поэтому обратимся к тексту

IV. Материал для наблюдения.

Работа по тексту

 - В этом году наша страна отмечает юбилей – 65-летие Великой Победы. Текст посвящен этой теме.

Война! Какое страшное слово. Она обрушилась внезапно, как смерч, несущий людям боль, страдание, муки. Тихо рождалось в предра(с,сс)ветных сумерках утро двадцать второго июня 1941 года, обыкновенное летнее утро. Н(и,е)что, казалось, (не)предвещало трагедии.

А совсем рядом уже были заряже(н,нн)ы смертью тысячи автоматов, пулеметов.

Беседа по тексту:

 - Как вы определили, что перед вами текст?

 - О чем говорится в тексте?

 - Какое сравнение используется в тексте?

 - Объясните, почему именно такое сравнение. Что такое смерч? Молодцы. Но у нас есть консультант. Он расскажет, что такое смерч, опираясь на статью из Толкового словаря

(вихрь, возникающий в грозовом облаке, поднимающий столбом воду, песок) С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова « Толковый словарь русского языка»

 - Как можно озаглавить текст?

Задание:

 - Выпишите из текста слова с пропущенными орфограммами, объясните их написание

Смерч, в предрассветных, ничто, не предвещало, трагедии, заряжены, смертью…

(Самооценка: Какое задание выполнял? Справился ли ты с ним? Самостоятельно или с помощью…? Как ты оценишь свою работу?)

 - Найдите в тексте предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Запишите его, графически объясните пунктограмму при причастном обороте и произведите синтаксический разбор

Она обрушилась внезапно, как смерч, несущий людям боль, страдание, муки.

(Самооценка…)

V. Повторение изученного о наречии

В этом предложении собрались уважаемые части речи, в том числе и наречие. Давайте вспомним, что мы знаем о нем? (ответы учеников). Какое наречие встретилось в предложении? Докажите, что слово «внезапно» - наречие

(Внезапно – наречие. 1) обрушилась (как?) внезапно (признак действия)

                                      2) неизменяемое слово

                                      3) обстоятельство образа действия)

Подведем итоги фронтальной беседы. Послушаем полный рассказ о наречии, опираясь на план морфологического разбора . Вы можете открыть тетради-справочники. (рассказ ученика)

 - Есть ли у вас дополнения, вопросы?

 - Какие бывают наречия по лексическому значению?

(наречия, отвечающие на вопросы как? каким образом? – образа действия

где?  куда? откуда? – места

когда? – времени

насколько? В какой степени? – меры и степени

почему? – причины

зачем? – цели)

Задание:

 - Из данного текста выпишите словосочетания с наречиями, определите их лексическое значение

 

Обрушилась внезапно (как?) – образа действия

Рядом были заряжены (где?) – места

Совсем рядом (насколько?) – меры и степени

Уже были заряжены (когда?) – времени

 

При изучении темы мы уделили много внимания правописанию наречий. Вспомним некоторые правила.

Задание:

 - Замените выражение одним словом-наречием, графически объясните, используя опорный блок «Правописание наречий»

 

С давних пор –                                          издавна

Вернуться поздно -                                      затемно

Говорить нараспев -                                  певуче                                                              Открыть дверь во всю ширь –             настежь

Мчался во весь опор -                               вскачь

 

 -Когда пишется на конце наречий о, а? В каких случаях на конце наречий после шипящих пишется о, е?

(Если наречие образовано от прилагательного при помощи приставок из-, до-, с-, то пишется на конце наречий а, в остальных случаях  - о; На конце наречий после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е, исключение: еще)

Что нужно знать о правописании наречий, оканчивающихся на шипящий?

(после букв ш,ч и ж на конце наречий пишется мягкий знак, исключения: уж, замуж, невтерпеж)

 VI. Наблюдение над употреблением наречий.

Вернемся к проблеме урока. Понаблюдаем над употреблением наречий в пословицах и поговорках.

 - Подберите (устно) пословицы и поговорки, используя данные наречия

(смело, дружно, рядом, сильно, сплошь, …

Матушка-рожь кормит всех сплошь.

Землю вскачь не пашут.

Для дорогого гостя и ворота настежь…

 - А вот еще, послушайте. Найдите наречия в них

За правое дело сражайся смело.

Дружно за мир стоять – войне не бывать.

 - О чем говорится в последнем предложении?

 - Почему, спустя столько лет со дня окончания войны, мы о ней помним? Ответьте, используя наречия

(чтобы война не повторилась вновь, чтобы ласково, ярко светило солнце, чтобы все народы жили дружно…)

- Ребята, как вы думаете, с какой целью мы употребляем наречия в нашей речи?

(наречия делают нашу речь точной, образной, выразительной, богатой…)

А сейчас проведем лингвистический эксперимент. Перед вами текст. Это отрывок из рассказа Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека», который мы будем изучать в этом году на уроках литературы.

- Прочитаем его вслух (читает ученик)

С тяжелой грустью … смотрел я им вслед. Может быть, все и обошлось бы … при нашем расставанье, но Ванюшка, отойдя несколько шагов, повернулся … ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. И … словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я … отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и …. Тут главное – уметь … отвернуться. Тут самое главное – не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза. 

 

С тяжелой грустью долго смотрел я им вслед. Может быть, все и обошлось бы благополучно при нашем расставанье, но Ванюшка, отойдя несколько шагов, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное – уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное – не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза. 

 

 - Вы скажете, что-то в нем не так. А интересно, в чем проблема? Ваши версии (ответы учеников)

 - Предложите пути решения этой проблемы (нужно вставить наречия)

 - А для чего? (чтобы было понятнее, точнее, выразительнее…)

 - Какие наречия вы могли бы употребить в данном отрывке? Подумайте и вставьте подходящие, на ваш взгляд, наречия прямо в тексте (работа в парах)

 - Что получилось?

 - Есть ли другие варианты?

 - А теперь послушайте авторский (учитель читает по учебнику «Литература», ученики смотрят на отрывок, спроецированный на экран) и сравните, насколько вы оказались близки к автору

 - Как вы думаете, какой вариант лучше? (исходный? ваш? или авторский?)

 - Почему? Ваши версии?

(Конечно же, авторский. Наверное, у него и опыта, и таланта, и знаний побольше для того, чтобы текст получился выразительным…

  - Да, ребята, наречия помогают с точностью сказать о месте, времени действия, охарактеризовать более точно, выразительно и действие, и предмет, и признак, передать наше отношение к ним…

 

 - А сейчас вашему вниманию будет предложен фрагмент из симфонии Бородина «Богатырская». Будьте внимательны, так как это надо будет к домашнему заданию. (звучит музыка)…

 - Какие картины и образы из истории героического прошлого нашей Родины возникают в вашем воображении?

 - Как вы думаете, какова основная тема симфонии Бородина?

(героическое прошлое нашей Родины)

 - Как звучит эта тема?

(мужественно, сурово, мощно, громко, сильно…)

 - Какие части речи помогают понять и почувствовать тему?

Значит, наречия помогают точно, образно, эмоционально воспроизвести не только словесный, но и музыкальный образ

VII. Домашнее задание.

Напишите сочинение-миниатюру на тему:  «Какие картины, образы возникли в моем воображении при прослушивании симфонии Бородина  А.П. «Богатырская», используя опорные слова-наречия: внимательно, невольно, мужественно, сурово, важно, шумно, тут, справа, часто…(записать наречия в тетрадь)

Понаблюдайте (по упр. 244), какую еще роль играют наречия в тексте?

VIII. Подведение итогов.

 - Что мы должны были узнать на уроке?

 - Ответили мы на вопрос?

 - Что узнали нового? Нужны ли наречия в речи, для чего?

IX. Рефлексия.

Ребята, подумайте, как вы сегодня работали? Ответьте на этот вопрос, используя наречия

Работали (как?) …

А я считаю, что вы сегодня поработали отлично, замечательно, чудесно, великолепно!.. И я искренне, от души говорю вам спасибо за работу.


Габитова Татьяна Николаевна, преподаватель русского языка и литературы

Габитова Татьяна Николаевна, преподаватель русского языка и литературы

Война! Какое страшное слово. Она обрушилась внезапно, как смерч … , несущий людям боль, страдание, муки

Война! Какое страшное слово. Она обрушилась внезапно, как смерч … , несущий людям боль, страдание, муки

Из данного текста выпишите словосочетания с наречиями, определите их лексическое значение

Из данного текста выпишите словосочетания с наречиями, определите их лексическое значение

А сейчас проведем лингвистический эксперимент

А сейчас проведем лингвистический эксперимент

Какие части речи помогают понять и почувствовать тему?

Какие части речи помогают понять и почувствовать тему?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2020