Габитова Татьяна Николаевна, преподаватель русского языка и литературы
Тема «Употребление наречий в речи»
Цели: - обобщить и систематизировать знания по теме «Наречие»;
- определить роль наречий в речи как средства более точного и образного
выражения мысли;
- расширить словарный запас и оценить богатство русского языка
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Введение в тему – проблемный диалог.
Наш урок мне хочется начать со стихотворения Вадима Шефнера «Слово»
Много слов на земле. Есть дневные слова, -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, -
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь!
Пусть разменной монетой не служат они, -
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту -
Береги изначальную их чистоту…
- Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?
(о том, что со словом надо обращаться бережно)
Бережно надо относиться к каждому слову. Слова бывают разные. Какую часть речи мы с вами изучаем сейчас? (наречие). Слова разных частей речи употребляются в речи с разной частотой. Что можно сказать о наречии? Часто ли оно встречается?
Исходя из возникшего вопроса давайте сформулируем тему
(употребление наречий в речи)
III. Формулирование темы и целей урока.
Таким образом, тема нашего сегодняшнего урока «Употребление наречий в речи»
- Назовите ключевые слова темы (наречие, употребление, роль, речь, текст…)
- Какова цель урока?
(мы должны вспомнить, что такое наречие, признаки этой части речи, о синтаксической роли и употреблении в речи)
- Безусловно, будем работать и с текстом. Какие задачи будем решать, работая с текстом? (как наречия употребляются в тексте, какую роль играют)
- Вы правы, ребята. Поэтому обратимся к тексту
IV. Материал для наблюдения.
Работа по тексту
- В этом году наша страна отмечает юбилей – 65-летие Великой Победы. Текст посвящен этой теме.
Война! Какое страшное слово. Она обрушилась внезапно, как смерч…, несущий людям боль, страдание, муки. Тихо рождалось в предра(с,сс)ветных сумерках утро двадцать второго июня 1941 года, обыкновенное летнее утро. Н(и,е)что, казалось, (не)предвещало трагедии.
А совсем рядом уже были заряже(н,нн)ы смертью тысячи автоматов, пулеметов.
Беседа по тексту:
- Как вы определили, что перед вами текст?
- О чем говорится в тексте?
- Какое сравнение используется в тексте?
- Объясните, почему именно такое сравнение. Что такое смерч? Молодцы. Но у нас есть консультант. Он расскажет, что такое смерч, опираясь на статью из Толкового словаря
(вихрь, возникающий в грозовом облаке, поднимающий столбом воду, песок) С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова « Толковый словарь русского языка»
- Как можно озаглавить текст?
Задание:
- Выпишите из текста слова с пропущенными орфограммами, объясните их написание
Смерч, в предрассветных, ничто, не предвещало, трагедии, заряжены, смертью…
(Самооценка: Какое задание выполнял? Справился ли ты с ним? Самостоятельно или с помощью…? Как ты оценишь свою работу?)
- Найдите в тексте предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Запишите его, графически объясните пунктограмму при причастном обороте и произведите синтаксический разбор
Она обрушилась внезапно, как смерч, несущий людям боль, страдание, муки.
(Самооценка…)
V. Повторение изученного о наречии
В этом предложении собрались уважаемые части речи, в том числе и наречие. Давайте вспомним, что мы знаем о нем? (ответы учеников). Какое наречие встретилось в предложении? Докажите, что слово «внезапно» - наречие
(Внезапно – наречие. 1) обрушилась (как?) внезапно (признак действия)
2) неизменяемое слово
3) обстоятельство образа действия)
Подведем итоги фронтальной беседы. Послушаем полный рассказ о наречии, опираясь на план морфологического разбора . Вы можете открыть тетради-справочники. (рассказ ученика)
- Есть ли у вас дополнения, вопросы?
- Какие бывают наречия по лексическому значению?
(наречия, отвечающие на вопросы как? каким образом? – образа действия
где? куда? откуда? – места
когда? – времени
насколько? В какой степени? – меры и степени
почему? – причины
зачем? – цели)
Задание:
- Из данного текста выпишите словосочетания с наречиями, определите их лексическое значение
Обрушилась внезапно (как?) – образа действия
Рядом были заряжены (где?) – места
Совсем рядом (насколько?) – меры и степени
Уже были заряжены (когда?) – времени
При изучении темы мы уделили много внимания правописанию наречий. Вспомним некоторые правила.
Задание:
- Замените выражение одним словом-наречием, графически объясните, используя опорный блок «Правописание наречий»
С давних пор – издавна
Вернуться поздно - затемно
Говорить нараспев - певуче Открыть дверь во всю ширь – настежь
Мчался во весь опор - вскачь
-Когда пишется на конце наречий о, а? В каких случаях на конце наречий после шипящих пишется о, е?
(Если наречие образовано от прилагательного при помощи приставок из-, до-, с-, то пишется на конце наречий а, в остальных случаях - о; На конце наречий после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е, исключение: еще)
Что нужно знать о правописании наречий, оканчивающихся на шипящий?
(после букв ш,ч и ж на конце наречий пишется мягкий знак, исключения: уж, замуж, невтерпеж)
VI. Наблюдение над употреблением наречий.
Вернемся к проблеме урока. Понаблюдаем над употреблением наречий в пословицах и поговорках.
- Подберите (устно) пословицы и поговорки, используя данные наречия
(смело, дружно, рядом, сильно, сплошь, …
Матушка-рожь кормит всех сплошь.
Землю вскачь не пашут.
Для дорогого гостя и ворота настежь…
- А вот еще, послушайте. Найдите наречия в них
За правое дело сражайся смело.
Дружно за мир стоять – войне не бывать.
- О чем говорится в последнем предложении?
- Почему, спустя столько лет со дня окончания войны, мы о ней помним? Ответьте, используя наречия
(чтобы война не повторилась вновь, чтобы ласково, ярко светило солнце, чтобы все народы жили дружно…)
- Ребята, как вы думаете, с какой целью мы употребляем наречия в нашей речи?
(наречия делают нашу речь точной, образной, выразительной, богатой…)
А сейчас проведем лингвистический эксперимент. Перед вами текст. Это отрывок из рассказа Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека», который мы будем изучать в этом году на уроках литературы.
- Прочитаем его вслух (читает ученик)
С тяжелой грустью … смотрел я им вслед. Может быть, все и обошлось бы … при нашем расставанье, но Ванюшка, отойдя несколько шагов, повернулся … ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. И … словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я … отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и …. Тут главное – уметь … отвернуться. Тут самое главное – не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза.
С тяжелой грустью долго смотрел я им вслед. Может быть, все и обошлось бы благополучно при нашем расставанье, но Ванюшка, отойдя несколько шагов, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное – уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное – не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза.
- Вы скажете, что-то в нем не так. А интересно, в чем проблема? Ваши версии (ответы учеников)
- Предложите пути решения этой проблемы (нужно вставить наречия)
- А для чего? (чтобы было понятнее, точнее, выразительнее…)
- Какие наречия вы могли бы употребить в данном отрывке? Подумайте и вставьте подходящие, на ваш взгляд, наречия прямо в тексте (работа в парах)
- Что получилось?
- Есть ли другие варианты?
- А теперь послушайте авторский (учитель читает по учебнику «Литература», ученики смотрят на отрывок, спроецированный на экран) и сравните, насколько вы оказались близки к автору
- Как вы думаете, какой вариант лучше? (исходный? ваш? или авторский?)
- Почему? Ваши версии?
(Конечно же, авторский. Наверное, у него и опыта, и таланта, и знаний побольше для того, чтобы текст получился выразительным…
- Да, ребята, наречия помогают с точностью сказать о месте, времени действия, охарактеризовать более точно, выразительно и действие, и предмет, и признак, передать наше отношение к ним…
- А сейчас вашему вниманию будет предложен фрагмент из симфонии Бородина «Богатырская». Будьте внимательны, так как это надо будет к домашнему заданию. (звучит музыка)…
- Какие картины и образы из истории героического прошлого нашей Родины возникают в вашем воображении?
- Как вы думаете, какова основная тема симфонии Бородина?
(героическое прошлое нашей Родины)
- Как звучит эта тема?
(мужественно, сурово, мощно, громко, сильно…)
- Какие части речи помогают понять и почувствовать тему?
Значит, наречия помогают точно, образно, эмоционально воспроизвести не только словесный, но и музыкальный образ
VII. Домашнее задание.
Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Какие картины, образы возникли в моем воображении при прослушивании симфонии Бородина А.П. «Богатырская», используя опорные слова-наречия: внимательно, невольно, мужественно, сурово, важно, шумно, тут, справа, часто…(записать наречия в тетрадь)
Понаблюдайте (по упр. 244), какую еще роль играют наречия в тексте?
VIII. Подведение итогов.
- Что мы должны были узнать на уроке?
- Ответили мы на вопрос?
- Что узнали нового? Нужны ли наречия в речи, для чего?
IX. Рефлексия.
Ребята, подумайте, как вы сегодня работали? Ответьте на этот вопрос, используя наречия
Работали (как?) …
А я считаю, что вы сегодня поработали отлично, замечательно, чудесно, великолепно!.. И я искренне, от души говорю вам спасибо за работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.