Урок по теме «Зрительный анализатор» 8 класс
Оценка 5

Урок по теме «Зрительный анализатор» 8 класс

Оценка 5
docx
13.05.2022
Урок по теме «Зрительный анализатор» 8 класс
Урок по теме «Зрительный анализатор» 8 класс.docx

Урок по теме «Зрительный анализатор» 8 класс

Цели и задачи урока:

  • конкретизировать понятие “анализатор” на примере зрительного анализатора;
  • доказать важное значение зрения в жизни человека,
  • определить особенности строения органа зрения, функции его частей, их взаимосвязь;
  • сформировать знания и правила сохранения зрения.

Ход урока

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

На протяжении почти целого учебного года мы с вами познавали тайны строения нашего организма – главного чуда света. Мы изучали строение нашего мотора-сердца; узнали, зачем мы дышим, едим, благодаря чему двигаемся, говорим, думаем. Но остались еще несколько неизведанных нами органов чувств. Эта группа имеет общее название, оно то и было темой нашего прошлого урока.

Вопрос: Так с какой группой органов мы познакомились с вами на прошлом уроке? Перечислите известные вам анализаторы.

Сегодня мы продолжим путешествие по нашему организму, изучив строение зрительного анализатора, поговорим о работе наших глаз, об их роли в восприятии окружающего мира и о том, почему надо беречь зрение. Итак, тема нашего урока: “Строение и функции зрительного анализатора”. (Записывают в рабочих тетрадях)

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Ну а сейчас перейдем к изучению нашей темы урока.

Мы живем с вами среди прекрасных красок, звуков и запахов. Но способность видеть больше всего влияет на наше восприятие мира. На эту особенность обратили внимание еще ученые в Древнем Мире. Так Платон утверждал, что самыми первыми из всех органов боги устроили светоносные глаза. Боги богами, им место в древних мифах, но факт остается фактом: именно благодаря глазам мы с вами получаем 95% информации об окружающем мире, они же, по подсчетам И.М. Сеченова, дают человеку до 1000 ощущений в минуту.

Что значат подобные цифры для человека XXI века, привыкшего оперировать двузначными степенями, парсеками и миллиардами? И все же они для нас очень важны.

Я просыпаюсь утром и вижу лица своих родных людей.

Я выхожу утром на улицу и вижу солнце или тучи, желтые одуванчики среди зеленой травы или заснеженные сопки вокруг.

Я иду коридорами своей школы и вижу вас, своих учеников, – и вы улыбаетесь мне.

“Посмотри мне в глаза”, – просим мы любимых. Ведь еще В. Гюго сказал о том, что “глаза – зеркало души”. Именно в них можно увидеть правду и ложь, самое высокое чувство и самое низкое.

Художники, поэты и писатели всех эпох, создавая свои шедевры, отводили большую роль описанию глаз. Посмотрите на портрет Струйской, принадлежащий кисти русского художника Федора Рокотова. Взгляд этой прекрасной женщины завораживает, притягивает, заставляет задуматься. А вот как описал его Мастер поэтических строк Николай Заболоцкий:

Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полу плач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок.
Полу восторг, полу испуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

А теперь представьте на минуту, что вся красота окружающего нас мира исчезла. Вернее, это голубое небо, вулканы под белым покрывалом, лица друзей, улыбающиеся весеннему солнцу, существуют, но где-то вне нас, точнее, вне нашего зрения. Мы не можем этого увидеть, или видим только часть...

Вы скажете, слава Богу, это не с нами. Мы просто не представляем свою жизнь в темноте.

У туркменского народа есть такая пословица: “От глазных болезней человек не умирает, но и о его здоровье никто не придет справляться”. И действительно, – от глазных болезней, как правило, не умирают. В нашей жизни, полной таких страшных слов, как рак. СПИД, инфаркт, инсульт, их существование не вызывает ощущение безысходности. Мы настолько смирились с неизбежностью потери зрения в той или иной степени, что вряд ли позвоним по телефону другу, чтобы поинтересоваться: “Ну, как там твои глаза?” На счет горла, печени, сердца обязательно спросим, а вот о глазах нет. Хотя еще в Древнем Египте именно глаза помогали ставить диагнозы больным. Этот метод известен и в настоящее время и называется “иридодиагностика”. Каждый орган имеет свою зону пятен на радужке глаза, и при заболеваниях эти пятна темнеют.

“Береги как зеница око”, – говорят о самом дорогом.

Вообще, надо отметить, что человеку, в отличие от многих млекопитающих, повезло. Мы обладаем цветовым зрением, но не воспринимаем ультрафиолетовые волны и поляризованный свет, помогающий ориентироваться в тумане некоторым насекомым.

Как же устроены наши глаза, в чем состоит принцип их работы? Сегодня на уроке мы приоткроем эту тайну.

Вопросы

  1. Какие части глаза непосредственно участвуют в восприятии изображения? (роговица, радужка или зрачок, хрусталик, стекловидное тело, сетчатка)
  2. С чем связано цветовое зрение у человека?
  3. Какое изображение мы получаем на сетчатке?
  4. Почему нам кажется, что мы видим правильное положение предметов в пространстве?

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Выполните задание

  1. Что является рецепторами зрительного анализатора?
  2. Где находятся ассоциативные зоны зрительного анализатора?
  3. С каким полушарием связана работа правого глаза, левого? Почему?

1. Выполни задания.

1.1.. Подберите обобщающие слова к перечисленным ниже терминам:

слух, зрение, осязание, обоняние.

1.2. Расположите части анализатора по порядку.

а) ассоциативная зона коры головного мозга, б) рецепторы, в) проводящие пути

1.3. Соотнесите анализаторы с их представительствами в головном мозге:

1) затылочная зона;
2) височная зона;
3) теменная зона;

а) Слуховой анализатор:
б) Зрительный анализатор;
в) Вкусовой анализатор

Оцени свою работу

Критерии оценок.

Моя оценка

“5” – выполнил правильно все задания.
“4” – выполнил правильно 2 задания.
“3” – выполнил правильно 1 задания.
“2” – невероятно, ни одного задания не выполнил правильно

 

2. Изучение нового материала.

  1. Прочитай текст §49
  2. Выпиши название частей глаза, выполняющие защитную функцию.
  3. Рассмотри рисунок 1. Сравни его с рис. 102 в учебнике. Подпиши названия частей глаза.

Заполни таблицу

Части глаза

Особенности строения

Функция

Оптические приборы – аналоги системы зрения

Белочная оболочка (склера)

 

 

 

Роговица

 

 

 

Сосудистая оболочка

 

 

 

Радужная оболочка

 

 

 

Хрусталик

 

 

 

Сетчатка

(Сетчатая оболочка)

 

 

 

Стекловидное тело

 

 

 

З. Составь схему “Зрительный анализатор”, покажи последовательность звеньев.

4. Итог урока.

 

 


 

Урок по теме «Зрительный анализатор» 8 класс

Урок по теме «Зрительный анализатор» 8 класс

Художники, поэты и писатели всех эпох, создавая свои шедевры, отводили большую роль описанию глаз

Художники, поэты и писатели всех эпох, создавая свои шедевры, отводили большую роль описанию глаз

С чем связано цветовое зрение у человека?

С чем связано цветовое зрение у человека?

Цели и задачи урока: конкретизировать понятие “анализатор” на примере зрительного анализатора; доказать важное значение зрения в жизни человека, определить особенности строения органа зрения, функции его…

Цели и задачи урока: конкретизировать понятие “анализатор” на примере зрительного анализатора; доказать важное значение зрения в жизни человека, определить особенности строения органа зрения, функции его…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2022