Урок по теме «Зрительный анализатор» 8 класс

  • docx
  • 13.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок по теме «Зрительный анализатор» 8 класс.docx

Урок по теме «Зрительный анализатор» 8 класс

Цели и задачи урока:

  • конкретизировать понятие “анализатор” на примере зрительного анализатора;
  • доказать важное значение зрения в жизни человека,
  • определить особенности строения органа зрения, функции его частей, их взаимосвязь;
  • сформировать знания и правила сохранения зрения.

Ход урока

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

На протяжении почти целого учебного года мы с вами познавали тайны строения нашего организма – главного чуда света. Мы изучали строение нашего мотора-сердца; узнали, зачем мы дышим, едим, благодаря чему двигаемся, говорим, думаем. Но остались еще несколько неизведанных нами органов чувств. Эта группа имеет общее название, оно то и было темой нашего прошлого урока.

Вопрос: Так с какой группой органов мы познакомились с вами на прошлом уроке? Перечислите известные вам анализаторы.

Сегодня мы продолжим путешествие по нашему организму, изучив строение зрительного анализатора, поговорим о работе наших глаз, об их роли в восприятии окружающего мира и о том, почему надо беречь зрение. Итак, тема нашего урока: “Строение и функции зрительного анализатора”. (Записывают в рабочих тетрадях)

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Ну а сейчас перейдем к изучению нашей темы урока.

Мы живем с вами среди прекрасных красок, звуков и запахов. Но способность видеть больше всего влияет на наше восприятие мира. На эту особенность обратили внимание еще ученые в Древнем Мире. Так Платон утверждал, что самыми первыми из всех органов боги устроили светоносные глаза. Боги богами, им место в древних мифах, но факт остается фактом: именно благодаря глазам мы с вами получаем 95% информации об окружающем мире, они же, по подсчетам И.М. Сеченова, дают человеку до 1000 ощущений в минуту.

Что значат подобные цифры для человека XXI века, привыкшего оперировать двузначными степенями, парсеками и миллиардами? И все же они для нас очень важны.

Я просыпаюсь утром и вижу лица своих родных людей.

Я выхожу утром на улицу и вижу солнце или тучи, желтые одуванчики среди зеленой травы или заснеженные сопки вокруг.

Я иду коридорами своей школы и вижу вас, своих учеников, – и вы улыбаетесь мне.

“Посмотри мне в глаза”, – просим мы любимых. Ведь еще В. Гюго сказал о том, что “глаза – зеркало души”. Именно в них можно увидеть правду и ложь, самое высокое чувство и самое низкое.

Художники, поэты и писатели всех эпох, создавая свои шедевры, отводили большую роль описанию глаз. Посмотрите на портрет Струйской, принадлежащий кисти русского художника Федора Рокотова. Взгляд этой прекрасной женщины завораживает, притягивает, заставляет задуматься. А вот как описал его Мастер поэтических строк Николай Заболоцкий:

Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полу плач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок.
Полу восторг, полу испуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

А теперь представьте на минуту, что вся красота окружающего нас мира исчезла. Вернее, это голубое небо, вулканы под белым покрывалом, лица друзей, улыбающиеся весеннему солнцу, существуют, но где-то вне нас, точнее, вне нашего зрения. Мы не можем этого увидеть, или видим только часть...

Вы скажете, слава Богу, это не с нами. Мы просто не представляем свою жизнь в темноте.

У туркменского народа есть такая пословица: “От глазных болезней человек не умирает, но и о его здоровье никто не придет справляться”. И действительно, – от глазных болезней, как правило, не умирают. В нашей жизни, полной таких страшных слов, как рак. СПИД, инфаркт, инсульт, их существование не вызывает ощущение безысходности. Мы настолько смирились с неизбежностью потери зрения в той или иной степени, что вряд ли позвоним по телефону другу, чтобы поинтересоваться: “Ну, как там твои глаза?” На счет горла, печени, сердца обязательно спросим, а вот о глазах нет. Хотя еще в Древнем Египте именно глаза помогали ставить диагнозы больным. Этот метод известен и в настоящее время и называется “иридодиагностика”. Каждый орган имеет свою зону пятен на радужке глаза, и при заболеваниях эти пятна темнеют.

“Береги как зеница око”, – говорят о самом дорогом.

Вообще, надо отметить, что человеку, в отличие от многих млекопитающих, повезло. Мы обладаем цветовым зрением, но не воспринимаем ультрафиолетовые волны и поляризованный свет, помогающий ориентироваться в тумане некоторым насекомым.

Как же устроены наши глаза, в чем состоит принцип их работы? Сегодня на уроке мы приоткроем эту тайну.

Вопросы

  1. Какие части глаза непосредственно участвуют в восприятии изображения? (роговица, радужка или зрачок, хрусталик, стекловидное тело, сетчатка)
  2. С чем связано цветовое зрение у человека?
  3. Какое изображение мы получаем на сетчатке?
  4. Почему нам кажется, что мы видим правильное положение предметов в пространстве?

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Выполните задание

  1. Что является рецепторами зрительного анализатора?
  2. Где находятся ассоциативные зоны зрительного анализатора?
  3. С каким полушарием связана работа правого глаза, левого? Почему?

1. Выполни задания.

1.1.. Подберите обобщающие слова к перечисленным ниже терминам:

слух, зрение, осязание, обоняние.

1.2. Расположите части анализатора по порядку.

а) ассоциативная зона коры головного мозга, б) рецепторы, в) проводящие пути

1.3. Соотнесите анализаторы с их представительствами в головном мозге:

1) затылочная зона;
2) височная зона;
3) теменная зона;

а) Слуховой анализатор:
б) Зрительный анализатор;
в) Вкусовой анализатор

Оцени свою работу

Критерии оценок.

Моя оценка

“5” – выполнил правильно все задания.
“4” – выполнил правильно 2 задания.
“3” – выполнил правильно 1 задания.
“2” – невероятно, ни одного задания не выполнил правильно

 

2. Изучение нового материала.

  1. Прочитай текст §49
  2. Выпиши название частей глаза, выполняющие защитную функцию.
  3. Рассмотри рисунок 1. Сравни его с рис. 102 в учебнике. Подпиши названия частей глаза.

Заполни таблицу

Части глаза

Особенности строения

Функция

Оптические приборы – аналоги системы зрения

Белочная оболочка (склера)

 

 

 

Роговица

 

 

 

Сосудистая оболочка

 

 

 

Радужная оболочка

 

 

 

Хрусталик

 

 

 

Сетчатка

(Сетчатая оболочка)

 

 

 

Стекловидное тело

 

 

 

З. Составь схему “Зрительный анализатор”, покажи последовательность звеньев.

4. Итог урока.

 

 


 

Посмотрите также