Урок по труду (технологии) в 11 классе на тему: "Здоровье и выбор профессии"
Оценка 4.8

Урок по труду (технологии) в 11 классе на тему: "Здоровье и выбор профессии"

Оценка 4.8
docx
27.12.2024
Урок по труду (технологии) в  11 классе на тему: "Здоровье и выбор профессии"
Урок технологии в 9 кл.docx

Основы выбора профессии (9 класс)

ТЕМА:  ЗДОРОВЬЕ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ

ЦЕЛЬ: раскрыть взаимосвязь здоровья и выбора профессии, познакомить с важнейшими характеристиками здоровья человека; выявить роль координации движений и глазомера в профессиональной деятельности.

 

ВЕДУЩИЕ ПОНЯТИЯ: здоровье, профессиональная карьера

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: компьютер, тестовый материал; мультимедийное оборудование, презентация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Использование ИКТ и технологии проблемного обучения

Время: 45 минут.

ХОД УРОКА

I. Организация начала занятия (1 мин.):

ü  Приветствие

ü  Проверка присутствующих

ü  Проверка готовности учащихся к уроку

II. Постановка целей (1-2 мин.)

ü  Тема урока (слайд1)

ü  Определить цель занятия (слайд2)

III. Изложение нового материала ( 15 мин.)

«Для того чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимы три условия: работа должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей, и ей, обязательно, должен сопутствовать успех», — отмечал английский писатель Дж. Рескин. (слайд3)

Потребность в труде для нормального человека так же естественна, как потребность в питании и отдыхе. Непосильная работа или безделье так же вредны для здоровья, как избыток или дефицит сна и пищи. Болезнь может спровоцировать и нелюбимая работа.

Несмотря на все достижения цивилизации, врачи отмечают рост нервно-психических заболеваний, сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта и т.д. Очень часто эти заболевания профессионально обусловлены. Предприниматели, менеджеры, администраторы, руководители наиболее часто испытывают стрессовые ситуации, вызванные необходимостью принимать решения и брать ответственность. (слайд4)

 Практически все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека. Условно все эти требования можно разделить на четыре группы: (слайд5)

  • двигательные: координация движений, сила и мышечная выносливость;
  • анализаторные: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;
  • нервно-психические: сила, подвижность, уравновешенность нервной системы;
  • интеллектуальные: свойства мышления, внимания и памяти.

Многие профессии предъявляют повышенные требования к здоровью человека, потому что могут быть связаны со значительным напряжением зрения (оператор, часовщик, ювелир), длительным стоянием на ногах (продавец, зубной врач, парикмахер), высоким нервно-психическим напряжением (учитель, администратор). Некоторые профессии требуют специального отбора (профотбора), который включает определение годности кандидата по состоянию здоровья. Профотбор абитуриентов проводят многие военные учебные заведения, учреждения МЧС, ФСБ и других федеральных служб. (слайд6)

Выбирая профессию, надо задуматься, как она повлияет на здоровье: не вызовет ли обострение имеющихся хронических заболеваний или возникновение новых?

По условиям труда, значимым с точки зрения сохранения здоровья, профессии можно разделить на четыре группы: (слайд7)

  1. бытовые условия; (продавец промышленных товаров, менеджер, художник-модельер)
  2. умеренное или непостоянное неблагоприятное воздействие; (повар, продавец овощей и фруктов)
  3. одновременное воздействие нескольких неблагоприятных факторов; (ткачиха, печатник)
  4. тяжелые и вредные условия труда( сталевар, шахтёр, водолаз)

Практическая работа : разложить карточки с профессиями по группам.

В приведенной ниже таблице (слайд 8) систематизированы профессионально-производственные факторы, противопоказанные при наиболее распространенных заболеваниях.

Медицинские ограничения профессиональной пригодности

Заболевания

Противопоказанные профессионально-производственные факторы

Органов дыхания

Неблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность, контакт с токсическими веществами, значительное физическое напряжение.

Сердечно-сосудистой системы

Значительное физическое напряжение, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, работа на высоте у движущихся механизмов.

Органов зрения

Работа с мелкими деталями, значительное физическое напряжение, запыленность.

Нервной системы

Нервно-эмоциональное напряжение, шум и вибрация, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами.

Опорно-двигательного аппарата

Статичная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей), работа на высоте у движущихся механизмов.

Органов пищеварения

Контакт с токсическими веществами, значительное физическое и нервное напряжение, рабочая поза, связанная с напряжением мышц живота, с нарушением режима питания.

Почек и мочевых путей

Неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, вынужденная рабочая поза, работа, связанная с нарушением режима питания.

 

Этой информацией необходимо руководствоваться, чтобы предупредить от серьезной ошибки при выборе профессии - противопоказания ее по состоянию здоровья, и вовремя переориентироваться. Лучше всего получить медицинскую консультацию забла­говременно, поскольку только врач-специалист может дать квали­фицированное заключение о профессиональной пригодности.

Проблемы со здоровьем могут осложнить профессиональную деятельность, но и нелюбимая работа может привести человека к нервному срыву, заболеваниям психосоматического характера, потере интереса к жизни, если, конечно, у человека нет других ценностей, кроме карьеры и материального благополучия.

 

Немецкие медики обратили внимание на странное явление: эпидемия гриппа, которая охватывает население в декабре, не затрагивает почтальонов. Почему? Да потому, что им некогда болеть: накануне Рождества и Нового года почта едва справляется с потоком поздравительных писем и телеграмм.

Поведение человека может быть направлено или на саморазрушение, или на самосохранение. Многие ученые отмечали связь между здоровьем человека и его эмоциями и характером. Зависть, гнев и раздражение уносят жизней больше, чем эпидемии. Остатки здоровья отнимают вредные привычки – алкоголизм, курение, лень и обжорство, свойственные людям слабым и безвольным. Привычки формируются в детстве, поэтому в старшем возрасте нужны значительные усилия, чтобы избавится от тех, которые будут мешать всю жизнь и сформировать те, которые помогут сохранить здоровье и достичь успеха.

Практическая работа (15мин)

Задание 1(слайд9)

 

Прочитайте утверждения и подумайте, насколько они похожи на ваши собственные ощущения:

1. Утром мне трудно вставать вовремя, я не чувствую себя бодрым.

2. Мне трудно сосредоточиться, когда я принимаюсь за работу.

3. Когда меня что-то расстроило или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство.

4. Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая или кофе.

5. Я часто мерзну.

6. Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь.

7. При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах.

8. Мне становится не по себе, если я нахожусь на большой высоте или в закрытом помещении.

9. У меня часто бывают головные боли.

10. Когда мне надо сосредоточиться, то я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т.п.

11. Обычно я пользуюсь лифтом, потому что мне трудно подниматься по лестнице.

12. При публичном выступлении у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки.

13. При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон.

14. Я знаю, что такое «покраснеть до корней волос».

15. Некоторые события вызывали у меня тошноту или отсутствие аппетита.

Чем больше «нет», тем меньше у вас поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины положительных ответов — сигнал неблагополучия. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.

Если больше, чем в десяти утверждениях говорится о знакомых вам ощущениях, вам следует обратить внимание на свое самочувствие. Если вы намерены выбрать работу, связанную с хроническими нервно-эмоциональными и физическими нагрузками, вам следует проконсультироваться с врачом.

Задание 2

Большинство специальностей и профес­сий связано с двигательными предметными действиями. Действия состоят из движений. Анализ предметных движений человека показывает, что все они, как пра­вило, складывается из трех простых элементов: взять, переместить, отпустить. Этим движениям свойственна и координация.

Физкультминутка на определеннее координации движения

Задание 3

Задание а). Проведите карандашом с помощью линейки две прямые параллельные линии длиной 30 см на расстоянии 2 мм друг от друга. Затем шариковой ручкой или карандашом другого цвета, не останавливаясь, постарайтесь не более чем за 20 с провести ме­жду ними линию без помощи линейки.

Если она коснется верхней или нижней линии всего 2-3 раза -результат хороший, 4—10 раз - средний, а при большем количестве касаний - неудовлетворительный.

Задание б). Начертите две параллельные ломаные линии с рас­стоянием между ними 2 мм так, чтобы они напоминали пилу с зубьями высотой 5 см и углом в 45°. Длина всей ломаной линии 30 см. Не более чем за 20 с проведите между ломаными линиями свою линию. Измерьте общую длину отрезков касания. Если в сумме длина всех отрезков не превысила 1 см - результат хороший, 2 см -средний, более - неудовлетворительный.

 

Задание 4

 

Определение координации рабочих движений.

 Нарисуйте циркулем 10 кружков 0 5 мм на расстоя­нии 2 см друг от друга. В течение 20 с, переходя от круга к кругу справа налево, ставьте в каждом по точке. Пройдя весь ряд круж­ков (с 1 по 10), начинайте сначала.

Если в указанное время вы успеете поставить 60 точек, про­махнувшись не более 10 раз, у вас хорошая координация движений кисти руки, при результате 50-39 точек и 11-15 промахов - сред­няя, меньшее количество - неудовлетворительная.

 

Задание 5

Определение глазомера (приложение)

 

Подведение итогов (5мин)

Десять шагов уверенности в себе

  1. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и соответственно сформулируйте, чего вы хотите от жизни.
  2. Никогда не говорите о себе плохо, за вас это сделают другие.
  3. Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что вам по душе.
  4. Ваши друзья и близкие тоже испытывают неуверенность. Постарайтесь им помочь.
  5. Наметьте для себя две-три главные цели в жизни.
  6. Подумайте, какие промежуточные цели необходимо достичь для достижения главных целей.
  7. Решите, что необходимо предпринять для их достижения, и выполняйте свое решение.
  8. Радуйтесь каждому своему успеху на пути к этим целям, хвалите себя.
  9. Помните, что вы – воплощение надежд ваших родителей, вы – образ и подобие Бога, вы – творец своей жизни.
  10. Если вы уверены в себе, то препятствие станет для вас вызовом, а вызов побуждает к действиям.

 

Итог : (слайд10)

Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или станок. Наш организм – больше, чем инструмент. И самое главное, он дается нам один раз на всю жизнь. Ваше здоровье – этот один из факторов успешной профессиональной карьеры.

  • Даже беглое знакомство с миром профессий убеждает в том, что не только человек предъявляет свои требования к будущей работе, но и работа диктует свои условия

Используемая литература:

1.        «Технология профессионального успеха» под редакцией С.Н. Чистяковой, Москва «Просвещение»

2.        «Выбирая профессию, выбираем образ жизни» Е.И.Фадеева, М.В. Ясюкевич,  Москва ЦГЛ

 

 


 

Основы выбора профессии (9 класс)

Основы выбора профессии (9 класс)

Многие профессии предъявляют повышенные требования к здоровью человека, потому что могут быть связаны со значительным напряжением зрения (оператор, часовщик, ювелир), длительным стоянием на ногах (продавец,…

Многие профессии предъявляют повышенные требования к здоровью человека, потому что могут быть связаны со значительным напряжением зрения (оператор, часовщик, ювелир), длительным стоянием на ногах (продавец,…

Органов пищеварения Контакт с токсическими веществами, значительное физическое и нервное напряжение, рабочая поза, связанная с напряжением мышц живота, с нарушением режима питания

Органов пищеварения Контакт с токсическими веществами, значительное физическое и нервное напряжение, рабочая поза, связанная с напряжением мышц живота, с нарушением режима питания

Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь

Когда приходится долго стоять, мне хочется облокотиться на что-нибудь

Задание 5 Определение глазомера (приложение)

Задание 5 Определение глазомера (приложение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.12.2024