Урок русского языка в 5 классе
Тема: Развитие орфографической зоркости.
Предмет, класс: Русский язык, 5класс.
Тип урока: урок-обобщение (посвящён 75 - летию Победы в Великой Отечественной войне).
Цель урока: развивать орфографическую зоркость и навык грамотного письма.
Задачи:
Образовательные задачи урока:
· совершенствовать умения применять правила при исправлении ошибок в тексте;
· проверить умение владения видами разборов (морфологическим, синтаксическим, морфемным);
· отрабатывать умение правильно писать словарные слова;
Развивающие задачи урока:
· развивать устную и письменную речь учащихся, навыки самоконтроля
и взаимоконтроля.
Воспитательные задачи урока:
· расширять кругозор учащихся;
· воспитывать гражданско-патриотические качества личности, уважение
к старшему поколению.
Методы и приёмы: наглядные, практические.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: карточки, презентация.
Ход урока.
I.Организационный момент. (Слайд 2).
Добрый день, дорогие ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами активно поработаем. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка и память.
II. Актуализация знаний.
1. Кроссворд
- Давайте тишину на уроке нарушать только рабочим разговором, а отгадав кроссворд, узнаем, чему мы посвятим наш урок.
1. Как называется раздел науки о языке, который изучает расстановку знаков препинания? (Пунктуация).
2. Как иначе можно назвать правописание, то есть систему правил, которые устанавливают единое написание слов, их форм и сочетаний? (Орфография).
3. Как называется наука, которая изучает образование слов? (Словообразование).
4. Как иначе можно сказать: «Часть слова – это…….» (Морфема).
5. Вспомните расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью. Какой знак ставится после слов автора, если они стоят перед словами говорящего (Двоеточие).
6. Как назвать буквы, расположенные в определённом, обязательным для всех, порядке? (Алфавит).
- Прочитайте ключевое слово (ПОБЕДА).
III. Самоопределение к деятельности.
- Расскажите, что вы знаете о празднике, который отмечается 9 Мая.
- 9 Мая 2020 года в 75-й раз прогремит салют Победы, а в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. Они сражались за то, чтобы мы с вами жили мирно, за то, чтобы вы в красивых светлых школах получали знания.
С помощью материала, подобранного на военную тему, мы с вами проверим орфографические навыки и покажем, чему мы научились на уроках русского языка.
( Запись в тетрадях даты проведения урока, слов «Классная работа».)
IV. Работа по теме урока.
1. Повторение. Работа в группах
Карточка №1.
Списать. Сделать морфологический разбор имени прилагательного.
И вот он пришёл долгожданный, этот день 9 мая 1945 года.
Долгожданный (день) – (какой?) прилаг., долгожданный, м. р., ед. ч., И. п., определение.
Карточка №2. (Слайд 6, 7).
Списать. Найти имя существительное в творительном падеже и сделать морфологический разбор.
В суровые дни борьбы с врагом наш народ твёрдо верил в победу.
(С) врагом – (с кем?) сущ., враг, нариц., одуш., м. р., ед. ч., Т. п., 2 скл., дополнение.
Карточка №3.
Списать. Сделать морфологический разбор глагола.
Земля от взрывов сильно дрожала.
Дрожала – (что делала?) глагол, дрожать, несов. в., ед. ч., прош. в., ж.р., сказуемое.
2. Словарная работа.
З.млянка, кр.вопролитная, с.моходки, м.номёт, пул.мёт . Устно объясните пропущенную орфограмму.
1. Запишите слова в строчку, через запятую.
2. Разберите их по составу.
- Составьте предложение с одним или двумя из этих слов, наверху укажите части речи.
V. Физкульминутка. (Слайд 12).
- Предлагаю отдохнуть необычным способом. Если я назову однокоренные слова к слову победа, то вы будете приседать, если слово не является однокоренным, то останетесь стоять.
Победитель, побежали, к победе, с победой, побелили, побеждаем, побелка, побеждённый, победоносный.
- Наш народ остался непобеждённым, потому что на защиту Родины встали и стар, и млад!
VI. Закрепление изученного материала.
1. Формирование орфографической зоркости.
Однажды во время войны в военкомат пришёл 8-ми летний мальчик. Он принёс заявление. Комиссар прочитал это заявление и приказал: «Немедленно в школу!» Как вы думаете, почему?
Хачю быть разветчиком! Отправьте меня нафронт. Учится нехочю.
Песат и четат уже умею. ванька.
(Дети исправляют ошибки, называя орфограммы).
- Первоочередная ваша задача в мирное время – учёба. И сейчас выполним следующее задание.
2. Указать склонение и падеж выделенных имён существительных.
Герой в бою думает не о смерти, а о победе.
Зажжён Вечный огонь на Могиле Неизвестного солдата, погибшего в годы войны.
В Берлине стоит памятник отважному солдату.
С гордостью говорит народ о подвигах своих земляков в годы войны.
Дружно за мир стоять – войне не бывать.
3. Спишите текст, исправив ошибки.
После тижёлых баёв.
Давно это было, но из памяти неуходит. Стихла польба. Солдаты от дыхали набирегу рики. На их лицах лижала страшная усталость. Четыре года тижёлых баёв остались позади. На ступила тешына.
Вполной тешыне раздались звуки. Ссинего неба спустилась стайка диких уток. Они па кружили ввоздухе и сели напрозрачную гладь вады. Смотрят на них солдаты. Лихко стало насерце. Они вспомнили свой радной дом. Птичи галаса гаварили о наступлении мира назимле.
VIII. Итог урока.
В годы войны из нашего Слюдянского района были мобилизованы 3461 человек.Слюдянка была в годы войны глубоким тылом. Производство слюды и обеспечение работы железной дороги велись с ударным трудом. Восточно-Сибирская правда неоднократно писала о работниках трудового фронта, слюдянцах — начальнике Слюдянского рудоуправления Бертеневе, работнице слюдфабрики Анастасии Ступе, забойщиках-стахановцах, машинистах, добивавшихся существенной экономии угля засчет ухода за машинами, рыбаках рыболовецкого колхоза «Байкал», получивших Всесоюзную премию за ударный труд, о женщинах Слюдянки, которые проводили расчистку путей. В то же время оказывалась и финансовая помощь армии. Одними только паровозниками депо было собрано около 23 тысяч рублей. В Слюдянке был также открыт Слюдянский военный госпиталь. Главврачом стал В. П. Снедков. Многие бойцы здесь вылечились и вернулись в строй. В сентябре 1945 под Слюдянкой случилась железнодорожная катастрофа. Ушёл под откос поезд с возвращавшимися с японского фронта бойцами. Погибли 15 человек. Памяти их и раненых, скончавшихся в госпитале, 22 июня 1989 был открыт мемориал в пади Улунтуй.
Памяти слюдянцев, не вернувшихся с фронта, в городе был создан ещё один мемориал — мемориал в парке Перевал. Скульптурная композиция состоит из памятника воину-освободителю и плит с именами погибших. На одной из них значатся имена Героев Советского Союза И. В. Тонконога и Г. Е. Береснева. Ежегодно возле мемориала проводится местный Парад Победы.
Наш урок будет неполным, если мы не почтим павших минутой молчания.
(Минута молчания).
IX. Рефлексия.
- Какому празднику был посвящен наш урок?
-
- Чем заинтересовал вас урок?
- Чему учились на уроке?
X. Домашнее задание.
Составьте предложения из отдельных слов, запишите. Сделайте синтаксический разбор предложения.
1. Советский, победу, над, народ, фашизм, одержал.
2. Девятого, над, мая, Красной, салют, площадью, прогремел, Победы.
3. Родина, подвигу, салютует, воинов, советских.
- Урок окончен. Молодцы! Давайте теперь поставим оценки..Также Вы все получаете оценки за работу в парах
-Дорогие ребята! Мне было очень приятно с вами работать! Каждый из вас сегодня был для меня маленьким и ярким солнышком . Вы подарили мне тепло и радость. . Всем спасибо! До свидания!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.