Урок подготовки к сжатому изложению в 7 классе.
Цели:
Образовательная: совершенствование навыков сжатия текста (упрощение, исключение, обобщение).
Развивающая: развитие устной и письменной речи учащихся.
Воспитательная: воспитание уважения к книгам как семейным ценностям.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем писать сжатое изложение. Первый урок мы посвятим подготовке к нему, а второй урок уже будет в вашем распоряжении, чтобы вы отобразили в тетрадях все то, что мы с вами обсудим.
Прежде чем мы приступим к работе с текстом, давайте вспомним, что такое сжатое изложение? (сжатое изложение предполагает отбор существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений).
Какие способы сжатия текста вы знаете? (исключение, обобщение и упрощение)
Что представляет собой каждый из этих способов?
1. Исключение:
• исключение повторов;
• исключение одного или нескольких из синонимов;
• исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
• исключение фрагмента предложения;
• исключение одного или нескольких предложений.
2. Обобщение:
• замена однородных членов обобщающим наименованием;
• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
3. Упрощение:
• слияние нескольких предложений в одно;
• замена предложения или его части указательным местоимением;
• замена сложноподчинённого предложения простым;
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
Какой способ сжатия мы будем использовать – ответ на этот вопрос всегда будет зависеть от предложенного текста.
Напоминаю вам, что текст читается 2 раза. После первого прочтения вы должны будете ответить на следующие вопросы:
· Тема предложенного текста. Как озаглавим текст?
· Какие микротемы выделяются в тексте? Предложите варианты заголовков каждого абзаца.
· На какие ключевые слова вы будете опираться при пересказе каждого из абзацев?
· Какие способы сжатия вы будете использовать?
После того, как мы обсудим все эти вопросы, я вам зачитаю текст еще раз.
После второго прочтения вы приступите к написанию изложения.
Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями. Если это книга большая и ее читают долго, она превращается в друга семьи, ее герои оживают и входят в наш дом.
Когда я смотрю на книги, что стоят у нас на полках, я могу их мысленно разделить на несколько отделов: сочинения классиков, современные книги, справочники, словари, учебники и так далее. Но я могу мысленно собрать вместе на особую полку книги, которые мы читали вместе и вслух. Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие.
Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Как выбрать это время? Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор! Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего особенного не показывают? Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору!
Советую вам, прошу вас, уговариваю – попробуйте! Попробуйте читать дома вместе вслух! Было же что-то такое в совместном домашнем чтении, если о нем с волнением и благодарностью вспоминают люди разных поколений.
Когда книгу читает вслух кто-нибудь из домашних, то, что происходит на ее страницах, отражается на лицах всех, кто собрался за столом. Все чувства усиливаются и обостряются. А тот, кто уже раньше читал эту книгу, читая ее теперь своим близким, испытывает радость, приобщая их к тому, что ему дорого, делясь тем, что принадлежало ему одному и чем он теперь одаривает других.
Словом, попробуйте, и я надеюсь, я уверен: вы не пожалеете об этом.
(По С.Львову) 250 слов
О чем текст? (о прелестях и пользе домашнего чтения вслух)
Как мы можем его озаглавить? (Домашнее чтение. Читайте книги вслух всей семьей.)
Какие микротемы вы можете выделить в услышанном тексте? Давайте составим план, озаглавив каждый из абзацев.
План:
1. Домашнее чтение вслух сближает.
2. Домашние книги можно сгруппировать по-разному, но особенно любимы те, которые мы читали вместе вслух.
3. Если можно выбрать время для совместного просмотра телевизионных программ, то можно найти время и для совместного чтения.
4. Попробуйте читать вместе вслух.
5. Все переживания при совместном чтении вслух усиливаются, возникает радость общения.
6. Попробуйте читать вместе вслух – не пожалеете.
По ходу составления плана и записи его на доске – комментарий некоторых орфограмм: слитное написание наречия вслух, дефисное написание наречия по-разному.
Какие ключевые слова вы выписали из текста? Какие способы сжатия можно применить в каждом абзаце?
1. Домашнее чтение, обмен мыслями, книга, друг семьи. – упрощение.
2. Книги на полках, разделить, собрать воедино, знаем, любим – обобщение, упрощение
3. Время, собраться, телевизор. Страница книги – огромный экран. - Исключение, упрощение
4. Советую, попробуйте, вспоминали, люди, поколения – исключение, упрощение.
5. Чувства, усиливаются, радость, приобщение – упрощение, исключение.
6. Попробуйте – не пожалеете.
А теперь давайте перескажем текст, опираясь на пункты плана и ключевые слова (дети пересказывают текст по абзацу)
Чтение текста во второй раз и ученики пишут изложение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.