Урок Подробное изложение Отважный пингвиненок

  • docx
  • 23.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок Подробное изложение Отважный пингвиненок.docx

Подробное изложение «Отважный пингвиненок».

 

Подробное изложение предполагает последовательное, полное воспроизведение исходного образца, с сохранением его композиционных и языковых особенностей, обусловленное идейным замыслом автора.

Главная дидактическая задача изложения этого вида - сформировать у обучающихся умение подробно пересказывать тексты. При подробном пересказе ученику не требуется собрать материал, он дан в тексте. Задача ученика - понять позицию автора, осмыслить текст как определенное смысловое, структурное целое и воспроизвести его.

Таким образом, с помощью подробного изложения формируются и совершенствуются следующие умения:

1. Умение раскрывать тему и основную мысль;

2. Умение использовать композиционные и языковые средства;

3. Умение совершенствовать написанное.

 

Цель урока: закрепление понятия «подробное изложение текста»; совершенствование умения раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.

 

Отважный пингвиненок.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. У него еще только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвиненок: страшно ему было броситься в море.

Наконец он решился и подошел к краю скалы.

Маленький голый пингвиненок стоял на высоте трехэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвиненок закрыл глаза и ... бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивленно посмотрел на море.

Это был самый отважный пингвиненок. Он первым искупался в холодном зеленом море. (100 слов)

(Г. Снегирев)

 

Предварительная работа.

Цель предварительной работы - предупредить возможные орфографические ошибки и речевые недочеты. Предварительная (рассредоточенная) подготовка может включать следующие задания:

1. Образовать множественное число от существительного птенец.

2. Составить предложения с глаголами: купаться - купаются, бросаться - бросаются.

3. Объяснить значение слова вскарабкаться (подняться, цепляясь руками и ногами; вскарабкаться на гору).

 

Ход урока.

I. Постановка задачи урока.

Учитель сообщает о том, что обучающимся предстоит письменно пересказать текст, который будет прочитан, то есть написать изложение. Текст надо пересказывать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль.

 

II. Вступительная беседа.

Перед вами стоит задача пересказать текст подробно.

- Что значит подробно пересказать текст? (Подробно пересказать текст - значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)

- В тексте, по которому вы будете писать подробное изложение, рассказывается о маленьком пингвиненке. Что вы знаете о пингвинах? Каков их внешний вид? Где они живут?

 

III. Чтение текста учителем.

Предлагается прослушать текст и подумать, как лучше его озаглавить: «Как купался пингвиненок». «Отважный пингвиненок». «Маленький пингвиненок». (Учитель не читает название текста.)

 

IV. Анализ текста.

О чем говорится в тексте (его тема)?

- Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?

- Какой из предложенных выше заголовков отражает основную мысль текста? Докажите.

- От какого лица идет повествование? Как начинается повествование? («Однажды я ...»)

- Опишите внешний вид пингвиненка. (Маленький, голый, три пушинки на голове и маленький хвостик.)

- Как вы понимаете выражение «голый пингвиненок»?

Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий пингвиненка?

- Обратите внимание на то, что все глаголы употреблены в прошедшем времени.

- При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования. Как автор связывает предложения? (Он, пингвиненок, ему...)

- Подберите синонимы к слову пингвиненок. (Пингвиненок - птенец - малыш).

- Как оценивает автор поступок маленького пингвиненка? (Это был самый отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зеленом море.)

- Послушайте пересказ этого текста. Можно ли этот пересказ назвать подробным? Докажите свой ответ. (Маленький пингвиненок от страха закрыл глаза и бросился вниз. Он быстро вынырнул и закружился на одном месте. А потом малыш быстро вскарабкался на камни и с удивлением посмотрел на зеленое море).

Это изложение нельзя назвать подробным, так как пересказывается не весь текст, со всеми деталями, а воспроизводится только та его часть, в которой говорится, как искупался пингвиненок.

- Объясните значение слов и словосочетаний:

Отважный – смелый, храбрый.

Страх – сильно испугаться.

Вскарабкаться на камни – подняться,цепляясь рукми и ногами.

 

V. Работа над планом.

Вспоминаем с учениками, как составляется план текста. Затем коллективно текст делится на смысловые части, определяется тема каждой части и дается ее заглавие. Наиболее удачные заголовки учитель записывает на доске. Первый - третий пункты плана оформлены своими словами (это простые повествовательные предложения). Коллективно решается, что последнюю часть можно озаглавить словами из текста. Обращается внимание на пунктуационное оформление плана и на то, что слова из текста, взятые без изменения, заключаются в кавычки.

 

 

План

Рабочие материалы

1

Маленький пингвиненок.

Однажды я спускался к морю, выросли три пушинки, коротенький хвостик

2

Птенец смотрел, как купаются взрослые пингвины.

Птенец, смотрел, стоял на скале, броситься в море

3

Наконец малыш решился и бросился в море.

Наконец он решился, подошел к краю, закружился, вскарабкался на камни

4

«Это был самый отважный пингвиненок».

Это был …, искупался в холодном море

 

VI. Повторное чтение текста. Составление опорной схемы и пересказ текста (по технологии дидактические многомерные инструменты).

 

Составление опорной схемы

 

VII. Написание изложения.

Перед написанием изложения учитель напоминает, что повествование идет от 1-го лица (Я спускался... увидел...). Слова с неизученными орфограммами заранее записаны учителем на доске. Обращается внимание на постановку двоеточия в пятом предложении (предложение зачитывает учитель и выделяет в нем две части (основы).

 

VIII. Самоконтроль.

После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.

 

 

 

 

 

 

Подробное изложение «Правда всего дороже»

Мальчик играл и нечаянно разбил дорогую чашку. Никто не видел.

Отец пришёл и спросил:

– Кто разбил?

Мальчик испугался. Но он признался:

– Это я.

Отец сказал:

– Спасибо за правду. (28 слов)

                                                                                          По Л. Толстому

Анализ текста.

- Как случилось, что мальчик разбил чашку?

- Нарочно ли он это сделал?

- Почему он испугался вопроса отца?

- Как поступил сын? Как вы относитесь к его поступку?

- Почему отец поблагодарил его?

- Как вы понимаете заглавие текста?

 

Составление плана изложения.

 

План

Опорные слова

1

Что делал мальчик?

Играл.

2

Какую чашку он разбил?

Дорогую.

3

Кто это видел?

Никто.

4

Кто пришёл к мальчику?

Отец.

5

Что спросил отец?

Кто разбил чашку?

6

Что почувствовал мальчик?

Испугался.

7

Что он ответил?

Признался.

8

Что сказал ему отец?

Спасибо.

 

Лексико-орфографическая работа.

- Почему заголовком рассказа является пословица?

- Объясните её смысл.

- Как вы понимаете выражение «дорогая чашка»?

- Подберите слова, близкие по значению к слову «признаться». (Сказать правду, сознаться, покаяться.)

- Объясните правописание слов «чашку», «мальчик», «спасибо».

- Запомните написание слов «нечаянно», «пришёл», «никто», «признался», «не видел», «отец», «дорогую».

- Найдите в тексте вежливое слово.

- К какой группе вежливых слов оно относится?

 

Творческая работа.

- Для чего используется знак ?

- Как называется речь, где говорят двое или больше действующих лиц?

- Как пишутся слова участников диалога: отца и сына?

- Найдите в тексте вопросительное предложение.

- Какой знак ставится в конце этого предложения?

- Запишите текст по вопросам, используя опорные слова.

 

 

Подробное изложение «Кто сажает лес?»

За рекой был ельник. Но потом среди ёлок выросли маленькие дубки. Кто их здесь сажает?

Однажды осенью шёл я с охоты. Мимо пролетела сойка.

Что-то спрятала под пень и – обратно к реке. Смотрю – в ямке лежат два жёлудя. Сойка спрятала их на зиму.

Вот откуда дубки! (46 слов)

                                                                                     По Г. Снегирёву

Анализ текста.

- Какой лес рос за рекой?

- Какие деревья там появились?

- Что удивило автора рассказа?

- Как размножается дуб?

- Как называются семена дуба?

- Как жёлуди появились в ельнике?

- Сойка – это перелётная или зимующая птица? (Учитель показывает слайд или рисунок птицы.)

- Почему сойка прятала жёлуди?

- Определите главную мысль текста.

- Найдите предложения, в конце которых ставится вопросительный или восклицательный знак.

- Прочитайте их выразительно.

- Определите в тексте вводную, основную и заключительную части.

- О чём говорится в каждой из них?

 

Составление плана изложения.

 

План

Опорные слова

1

Где рос ельник?

За рекой.

2

Какие деревья выросли среди ёлок?

Дубки.

3

Какой вопрос мучил автора рассказа?

Кто их сажает?

4

В какое время года охотник шёл по ельнику?

Осенью.

5

Что спрятала сойка под пнём?

Два жёлудя.

6

Для чего сойка спрятала жёлуди?

На зиму.

7

О чём догадался автор?

Вот откуда дубки!

 

Лексико-орфографическая работа.

- Разберите по составу слово «ельник», объясните его значение.

- Как вы понимаете значение слов «среди», «однажды», «мимо»?

- Что обозначает словосочетание спрятала на зиму?

- Найдите в тексте однокоренные слова, выделите корень.

- Объясните правописание слов «ельник», «маленькие», «пень».

- Подберите к данным словам проверочные: «дубки», «за рекой», «сажает», «пролетела», «лежат», «смотрю».

- Запомните написание слов «потом», «среди, «однажды», «мимо», «что-то», «откуда», «шёл».

 

Творческая работа.

- Запишите текст. Помните, что каждую часть следует писать с красной строки.

- Проверьте расстановку знаков препинания в конце предложений.