Подробное изложение «Отважный пингвиненок».
Подробное изложение предполагает последовательное, полное воспроизведение исходного образца, с сохранением его композиционных и языковых особенностей, обусловленное идейным замыслом автора.
Главная дидактическая задача изложения этого вида - сформировать у обучающихся умение подробно пересказывать тексты. При подробном пересказе ученику не требуется собрать материал, он дан в тексте. Задача ученика - понять позицию автора, осмыслить текст как определенное смысловое, структурное целое и воспроизвести его.
Таким образом, с помощью подробного изложения формируются и совершенствуются следующие умения:
1. Умение раскрывать тему и основную мысль;
2. Умение использовать композиционные и языковые средства;
3. Умение совершенствовать написанное.
Цель урока: закрепление понятия «подробное изложение текста»; совершенствование умения раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.
Отважный пингвиненок.
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. У него еще только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.
Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвиненок: страшно ему было броситься в море.
Наконец он решился и подошел к краю скалы.
Маленький голый пингвиненок стоял на высоте трехэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвиненок закрыл глаза и ... бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивленно посмотрел на море.
Это был самый отважный пингвиненок. Он первым искупался в холодном зеленом море. (100 слов)
(Г. Снегирев)
Предварительная работа.
Цель предварительной работы - предупредить возможные орфографические ошибки и речевые недочеты. Предварительная (рассредоточенная) подготовка может включать следующие задания:
1. Образовать множественное число от существительного птенец.
2. Составить предложения с глаголами: купаться - купаются, бросаться - бросаются.
3. Объяснить значение слова вскарабкаться (подняться, цепляясь руками и ногами; вскарабкаться на гору).
Ход урока.
I. Постановка задачи урока.
Учитель сообщает о том, что обучающимся предстоит письменно пересказать текст, который будет прочитан, то есть написать изложение. Текст надо пересказывать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль.
II. Вступительная беседа.
- Перед вами стоит задача пересказать текст подробно.
- Что значит подробно пересказать текст? (Подробно пересказать текст - значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)
- В тексте, по которому вы будете писать подробное изложение, рассказывается о маленьком пингвиненке. Что вы знаете о пингвинах? Каков их внешний вид? Где они живут?
III. Чтение текста учителем.
Предлагается прослушать текст и подумать, как лучше его озаглавить: «Как купался пингвиненок». «Отважный пингвиненок». «Маленький пингвиненок». (Учитель не читает название текста.)
IV. Анализ текста.
- О чем говорится в тексте (его тема)?
- Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?
- Какой из предложенных выше заголовков отражает основную мысль текста? Докажите.
- От какого лица идет повествование? Как начинается повествование? («Однажды я ...»)
- Опишите внешний вид пингвиненка. (Маленький, голый, три пушинки на голове и маленький хвостик.)
- Как вы понимаете выражение «голый пингвиненок»?
- Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий пингвиненка?
- Обратите внимание на то, что все глаголы употреблены в прошедшем времени.
- При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования. Как автор связывает предложения? (Он, пингвиненок, ему...)
- Подберите синонимы к слову пингвиненок. (Пингвиненок - птенец - малыш).
- Как оценивает автор поступок маленького пингвиненка? (Это был самый отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зеленом море.)
- Послушайте пересказ этого текста. Можно ли этот пересказ назвать подробным? Докажите свой ответ. (Маленький пингвиненок от страха закрыл глаза и бросился вниз. Он быстро вынырнул и закружился на одном месте. А потом малыш быстро вскарабкался на камни и с удивлением посмотрел на зеленое море).
- Это изложение нельзя назвать подробным, так как пересказывается не весь текст, со всеми деталями, а воспроизводится только та его часть, в которой говорится, как искупался пингвиненок.
- Объясните значение слов и словосочетаний:
Отважный – смелый, храбрый.
Страх – сильно испугаться.
Вскарабкаться на камни – подняться,цепляясь рукми и ногами.
V. Работа над планом.
Вспоминаем с учениками, как составляется план текста. Затем коллективно текст делится на смысловые части, определяется тема каждой части и дается ее заглавие. Наиболее удачные заголовки учитель записывает на доске. Первый - третий пункты плана оформлены своими словами (это простые повествовательные предложения). Коллективно решается, что последнюю часть можно озаглавить словами из текста. Обращается внимание на пунктуационное оформление плана и на то, что слова из текста, взятые без изменения, заключаются в кавычки.
|
План |
Рабочие материалы |
1 |
Маленький пингвиненок. |
Однажды я спускался к морю, выросли три пушинки, коротенький хвостик |
2 |
Птенец смотрел, как купаются взрослые пингвины. |
Птенец, смотрел, стоял на скале, броситься в море |
3 |
Наконец малыш решился и бросился в море. |
Наконец он решился, подошел к краю, закружился, вскарабкался на камни |
4 |
«Это был самый отважный пингвиненок». |
Это был …, искупался в холодном море |
VI. Повторное чтение текста. Составление опорной схемы и пересказ текста (по технологии дидактические многомерные инструменты).
VII. Написание изложения.
Перед написанием изложения учитель напоминает, что повествование идет от 1-го лица (Я спускался... увидел...). Слова с неизученными орфограммами заранее записаны учителем на доске. Обращается внимание на постановку двоеточия в пятом предложении (предложение зачитывает учитель и выделяет в нем две части (основы).
VIII. Самоконтроль.
После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.
Подробное изложение «Правда всего дороже»
Мальчик играл и нечаянно разбил дорогую чашку. Никто не видел.
Отец пришёл и спросил:
– Кто разбил?
Мальчик испугался. Но он признался:
– Это я.
Отец сказал:
– Спасибо за правду. (28 слов)
По Л. Толстому
Анализ текста.
- Как случилось, что мальчик разбил чашку?
- Нарочно ли он это сделал?
- Почему он испугался вопроса отца?
- Как поступил сын? Как вы относитесь к его поступку?
- Почему отец поблагодарил его?
- Как вы понимаете заглавие текста?
Составление плана изложения.
|
План |
Опорные слова |
1 |
Что делал мальчик? |
Играл. |
2 |
Какую чашку он разбил? |
Дорогую. |
3 |
Кто это видел? |
Никто. |
4 |
Кто пришёл к мальчику? |
Отец. |
5 |
Что спросил отец? |
Кто разбил чашку? |
6 |
Что почувствовал мальчик? |
Испугался. |
7 |
Что он ответил? |
Признался. |
8 |
Что сказал ему отец? |
Спасибо. |
Лексико-орфографическая работа.
- Почему заголовком рассказа является пословица?
- Объясните её смысл.
- Как вы понимаете выражение «дорогая чашка»?
- Подберите слова, близкие по значению к слову «признаться». (Сказать правду, сознаться, покаяться.)
- Объясните правописание слов «чашку», «мальчик», «спасибо».
- Запомните написание слов «нечаянно», «пришёл», «никто», «признался», «не видел», «отец», «дорогую».
- Найдите в тексте вежливое слово.
- К какой группе вежливых слов оно относится?
Творческая работа.
- Для чего используется знак ≪–≫?
- Как называется речь, где говорят двое или больше действующих лиц?
- Как пишутся слова участников диалога: отца и сына?
- Найдите в тексте вопросительное предложение.
- Какой знак ставится в конце этого предложения?
- Запишите текст по вопросам, используя опорные слова.
Подробное изложение «Кто сажает лес?»
За рекой был ельник. Но потом среди ёлок выросли маленькие дубки. Кто их здесь сажает?
Однажды осенью шёл я с охоты. Мимо пролетела сойка.
Что-то спрятала под пень и – обратно к реке. Смотрю – в ямке лежат два жёлудя. Сойка спрятала их на зиму.
Вот откуда дубки! (46 слов)
По Г. Снегирёву
Анализ текста.
- Какой лес рос за рекой?
- Какие деревья там появились?
- Что удивило автора рассказа?
- Как размножается дуб?
- Как называются семена дуба?
- Как жёлуди появились в ельнике?
- Сойка – это перелётная или зимующая птица? (Учитель показывает слайд или рисунок птицы.)
- Почему сойка прятала жёлуди?
- Определите главную мысль текста.
- Найдите предложения, в конце которых ставится вопросительный или восклицательный знак.
- Прочитайте их выразительно.
- Определите в тексте вводную, основную и заключительную части.
- О чём говорится в каждой из них?
Составление плана изложения.
|
План |
Опорные слова |
1 |
Где рос ельник? |
За рекой. |
2 |
Какие деревья выросли среди ёлок? |
Дубки. |
3 |
Какой вопрос мучил автора рассказа? |
Кто их сажает? |
4 |
В какое время года охотник шёл по ельнику? |
Осенью. |
5 |
Что спрятала сойка под пнём? |
Два жёлудя. |
6 |
Для чего сойка спрятала жёлуди? |
На зиму. |
7 |
О чём догадался автор? |
Вот откуда дубки! |
Лексико-орфографическая работа.
- Разберите по составу слово «ельник», объясните его значение.
- Как вы понимаете значение слов «среди», «однажды», «мимо»?
- Что обозначает словосочетание спрятала на зиму?
- Найдите в тексте однокоренные слова, выделите корень.
- Объясните правописание слов «ельник», «маленькие», «пень».
- Подберите к данным словам проверочные: «дубки», «за рекой», «сажает», «пролетела», «лежат», «смотрю».
- Запомните написание слов «потом», «среди, «однажды», «мимо», «что-то», «откуда», «шёл».
Творческая работа.
- Запишите текст. Помните, что каждую часть следует писать с красной строки.
- Проверьте расстановку знаков препинания в конце предложений.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.