Урок Подробное изложение Отважный пингвиненок
Оценка 4.7

Урок Подробное изложение Отважный пингвиненок

Оценка 4.7
docx
23.05.2021
Урок Подробное изложение  Отважный пингвиненок
Урок Подробное изложение Отважный пингвиненок.docx

Подробное изложение «Отважный пингвиненок».

 

Подробное изложение предполагает последовательное, полное воспроизведение исходного образца, с сохранением его композиционных и языковых особенностей, обусловленное идейным замыслом автора.

Главная дидактическая задача изложения этого вида - сформировать у обучающихся умение подробно пересказывать тексты. При подробном пересказе ученику не требуется собрать материал, он дан в тексте. Задача ученика - понять позицию автора, осмыслить текст как определенное смысловое, структурное целое и воспроизвести его.

Таким образом, с помощью подробного изложения формируются и совершенствуются следующие умения:

1. Умение раскрывать тему и основную мысль;

2. Умение использовать композиционные и языковые средства;

3. Умение совершенствовать написанное.

 

Цель урока: закрепление понятия «подробное изложение текста»; совершенствование умения раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.

 

Отважный пингвиненок.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. У него еще только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвиненок: страшно ему было броситься в море.

Наконец он решился и подошел к краю скалы.

Маленький голый пингвиненок стоял на высоте трехэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвиненок закрыл глаза и ... бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивленно посмотрел на море.

Это был самый отважный пингвиненок. Он первым искупался в холодном зеленом море. (100 слов)

(Г. Снегирев)

 

Предварительная работа.

Цель предварительной работы - предупредить возможные орфографические ошибки и речевые недочеты. Предварительная (рассредоточенная) подготовка может включать следующие задания:

1. Образовать множественное число от существительного птенец.

2. Составить предложения с глаголами: купаться - купаются, бросаться - бросаются.

3. Объяснить значение слова вскарабкаться (подняться, цепляясь руками и ногами; вскарабкаться на гору).

 

Ход урока.

I. Постановка задачи урока.

Учитель сообщает о том, что обучающимся предстоит письменно пересказать текст, который будет прочитан, то есть написать изложение. Текст надо пересказывать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль.

 

II. Вступительная беседа.

Перед вами стоит задача пересказать текст подробно.

- Что значит подробно пересказать текст? (Подробно пересказать текст - значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)

- В тексте, по которому вы будете писать подробное изложение, рассказывается о маленьком пингвиненке. Что вы знаете о пингвинах? Каков их внешний вид? Где они живут?

 

III. Чтение текста учителем.

Предлагается прослушать текст и подумать, как лучше его озаглавить: «Как купался пингвиненок». «Отважный пингвиненок». «Маленький пингвиненок». (Учитель не читает название текста.)

 

IV. Анализ текста.

О чем говорится в тексте (его тема)?

- Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?

- Какой из предложенных выше заголовков отражает основную мысль текста? Докажите.

- От какого лица идет повествование? Как начинается повествование? («Однажды я ...»)

- Опишите внешний вид пингвиненка. (Маленький, голый, три пушинки на голове и маленький хвостик.)

- Как вы понимаете выражение «голый пингвиненок»?

Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий пингвиненка?

- Обратите внимание на то, что все глаголы употреблены в прошедшем времени.

- При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования. Как автор связывает предложения? (Он, пингвиненок, ему...)

- Подберите синонимы к слову пингвиненок. (Пингвиненок - птенец - малыш).

- Как оценивает автор поступок маленького пингвиненка? (Это был самый отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зеленом море.)

- Послушайте пересказ этого текста. Можно ли этот пересказ назвать подробным? Докажите свой ответ. (Маленький пингвиненок от страха закрыл глаза и бросился вниз. Он быстро вынырнул и закружился на одном месте. А потом малыш быстро вскарабкался на камни и с удивлением посмотрел на зеленое море).

Это изложение нельзя назвать подробным, так как пересказывается не весь текст, со всеми деталями, а воспроизводится только та его часть, в которой говорится, как искупался пингвиненок.

- Объясните значение слов и словосочетаний:

Отважный – смелый, храбрый.

Страх – сильно испугаться.

Вскарабкаться на камни – подняться,цепляясь рукми и ногами.

 

V. Работа над планом.

Вспоминаем с учениками, как составляется план текста. Затем коллективно текст делится на смысловые части, определяется тема каждой части и дается ее заглавие. Наиболее удачные заголовки учитель записывает на доске. Первый - третий пункты плана оформлены своими словами (это простые повествовательные предложения). Коллективно решается, что последнюю часть можно озаглавить словами из текста. Обращается внимание на пунктуационное оформление плана и на то, что слова из текста, взятые без изменения, заключаются в кавычки.

 

 

План

Рабочие материалы

1

Маленький пингвиненок.

Однажды я спускался к морю, выросли три пушинки, коротенький хвостик

2

Птенец смотрел, как купаются взрослые пингвины.

Птенец, смотрел, стоял на скале, броситься в море

3

Наконец малыш решился и бросился в море.

Наконец он решился, подошел к краю, закружился, вскарабкался на камни

4

«Это был самый отважный пингвиненок».

Это был …, искупался в холодном море

 

VI. Повторное чтение текста. Составление опорной схемы и пересказ текста (по технологии дидактические многомерные инструменты).

 

Составление опорной схемы

 

VII. Написание изложения.

Перед написанием изложения учитель напоминает, что повествование идет от 1-го лица (Я спускался... увидел...). Слова с неизученными орфограммами заранее записаны учителем на доске. Обращается внимание на постановку двоеточия в пятом предложении (предложение зачитывает учитель и выделяет в нем две части (основы).

 

VIII. Самоконтроль.

После написания работ ученикам предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.

 

 

 

 

 

 

Подробное изложение «Правда всего дороже»

Мальчик играл и нечаянно разбил дорогую чашку. Никто не видел.

Отец пришёл и спросил:

– Кто разбил?

Мальчик испугался. Но он признался:

– Это я.

Отец сказал:

– Спасибо за правду. (28 слов)

                                                                                          По Л. Толстому

Анализ текста.

- Как случилось, что мальчик разбил чашку?

- Нарочно ли он это сделал?

- Почему он испугался вопроса отца?

- Как поступил сын? Как вы относитесь к его поступку?

- Почему отец поблагодарил его?

- Как вы понимаете заглавие текста?

 

Составление плана изложения.

 

План

Опорные слова

1

Что делал мальчик?

Играл.

2

Какую чашку он разбил?

Дорогую.

3

Кто это видел?

Никто.

4

Кто пришёл к мальчику?

Отец.

5

Что спросил отец?

Кто разбил чашку?

6

Что почувствовал мальчик?

Испугался.

7

Что он ответил?

Признался.

8

Что сказал ему отец?

Спасибо.

 

Лексико-орфографическая работа.

- Почему заголовком рассказа является пословица?

- Объясните её смысл.

- Как вы понимаете выражение «дорогая чашка»?

- Подберите слова, близкие по значению к слову «признаться». (Сказать правду, сознаться, покаяться.)

- Объясните правописание слов «чашку», «мальчик», «спасибо».

- Запомните написание слов «нечаянно», «пришёл», «никто», «признался», «не видел», «отец», «дорогую».

- Найдите в тексте вежливое слово.

- К какой группе вежливых слов оно относится?

 

Творческая работа.

- Для чего используется знак ?

- Как называется речь, где говорят двое или больше действующих лиц?

- Как пишутся слова участников диалога: отца и сына?

- Найдите в тексте вопросительное предложение.

- Какой знак ставится в конце этого предложения?

- Запишите текст по вопросам, используя опорные слова.

 

 

Подробное изложение «Кто сажает лес?»

За рекой был ельник. Но потом среди ёлок выросли маленькие дубки. Кто их здесь сажает?

Однажды осенью шёл я с охоты. Мимо пролетела сойка.

Что-то спрятала под пень и – обратно к реке. Смотрю – в ямке лежат два жёлудя. Сойка спрятала их на зиму.

Вот откуда дубки! (46 слов)

                                                                                     По Г. Снегирёву

Анализ текста.

- Какой лес рос за рекой?

- Какие деревья там появились?

- Что удивило автора рассказа?

- Как размножается дуб?

- Как называются семена дуба?

- Как жёлуди появились в ельнике?

- Сойка – это перелётная или зимующая птица? (Учитель показывает слайд или рисунок птицы.)

- Почему сойка прятала жёлуди?

- Определите главную мысль текста.

- Найдите предложения, в конце которых ставится вопросительный или восклицательный знак.

- Прочитайте их выразительно.

- Определите в тексте вводную, основную и заключительную части.

- О чём говорится в каждой из них?

 

Составление плана изложения.

 

План

Опорные слова

1

Где рос ельник?

За рекой.

2

Какие деревья выросли среди ёлок?

Дубки.

3

Какой вопрос мучил автора рассказа?

Кто их сажает?

4

В какое время года охотник шёл по ельнику?

Осенью.

5

Что спрятала сойка под пнём?

Два жёлудя.

6

Для чего сойка спрятала жёлуди?

На зиму.

7

О чём догадался автор?

Вот откуда дубки!

 

Лексико-орфографическая работа.

- Разберите по составу слово «ельник», объясните его значение.

- Как вы понимаете значение слов «среди», «однажды», «мимо»?

- Что обозначает словосочетание спрятала на зиму?

- Найдите в тексте однокоренные слова, выделите корень.

- Объясните правописание слов «ельник», «маленькие», «пень».

- Подберите к данным словам проверочные: «дубки», «за рекой», «сажает», «пролетела», «лежат», «смотрю».

- Запомните написание слов «потом», «среди, «однажды», «мимо», «что-то», «откуда», «шёл».

 

Творческая работа.

- Запишите текст. Помните, что каждую часть следует писать с красной строки.

- Проверьте расстановку знаков препинания в конце предложений.


 

Подробное изложение «Отважный пингвиненок»

Подробное изложение «Отважный пингвиненок»

Ход урока. I . Постановка задачи урока

Ход урока. I . Постановка задачи урока

Как оценивает автор поступок маленького пингвиненка? (Это был самый отважный пингвиненок

Как оценивает автор поступок маленького пингвиненка? (Это был самый отважный пингвиненок

VII . Написание изложения. Перед написанием изложения учитель напоминает, что повествование идет от 1-го лица (Я спускался

VII . Написание изложения. Перед написанием изложения учитель напоминает, что повествование идет от 1-го лица (Я спускался

Подробное изложение «Правда всего дороже»

Подробное изложение «Правда всего дороже»

Найдите в тексте вопросительное предложение

Найдите в тексте вопросительное предложение

Найдите в тексте однокоренные слова, выделите корень

Найдите в тексте однокоренные слова, выделите корень
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2021