Урок "Полезные ископаемые твоего края"

  • docx
  • 25.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок Полезные ископаемые твоего края..docx

Урок окружающего мира в 4 Б классе

Тема: Полезные ископаемые твоего края.

Цель урока: раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

Задачи урока:

            Образовательная:

·        Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;

·        Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;

·        Показать важную роль в экономике страны.

Развивающая:

·        Развитие умения анализировать и на основе анализа строить выводы и доказательства.

·        Развивать умение сворачивать информацию в таблицу.

Воспитательная:

·        Показать необходимость охраны полезных ископаемых.

·        Воспитывать уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

·        Воспитывать любовь к родному краю.

·        Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

·         учебник по окружающему миру 4 класс

·         рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир

·         образцы полезных ископаемых

·         план рассказа о полезном ископаемом

·         компьютерная презентация

·        карта Знаний

Ход урока:

 1.Организационный момент. (сл.1)

 Психологический настрой. Круг радости.

 - Я желаю вам добра, вы желаете мне добра, мы желаем всем добра.

 Нам урок начать пора.

2.Актуализация знаний

- А какой раздел по окружающему миру мы сейчас изучаем? «Твой край – часть великой России». (сл.2)

- Да, мы продолжаем путешествовать по родному краю. А как путешествовать легче, интереснее: в одиночку или компанией? Конечно, даже в песне поётся «Вместе весело шагать по просторам…»

- Тогда, какую форму работы мы будем использовать на уроке? (Групповую)

Правила работы в группе.

    -  Давайте, вспомним правила работы в группе.

1.      Работать дружно.

2.      Уметь слушать мнение своего друга.

3.      Не выкрикивать.

4.      Работать тихо. 

-Какие источники информации нам могут помочь?

               (учебник, карта Иркутской области, «карты знаний»)

 

- Положите перед собой «Карту знаний».

- Рассмотрите её и скажите, что мы уже знаем по этому разделу.

Уже знаю:                                                             на доске (карта знаний)

Географическое положение своего края

Часовой пояс, в котором находится наш край

Поверхности и водоёмы нашего края

Что мы можем сделать, чтобы помочь сохранить природу своего края.

- А теперь « карты знаний» убрали в папочку.

 Учитель: А чтобы  узнать,  как вы это усвоили, мы проведём тест: (На слайдах 3-5) 

Проверка и запись результатов в листок достижений. (сл.6)

- Почему некоторые ребята допустили ошибки при выполнении теста?

- Вам необходимо в  «картах знаний» отметить для себя красные  вопросы в той теме, где были допущены ошибки.

-Окажите своим одноклассникам помощь в группах, проведите коррекцию знаний, дополните свои «карты знаний» необходимыми данными, не забывайте пользоваться нашей большой «картой знаний».

-Что у вас получилось? (Выступления учащихся - старших в группе)

3.Сообщение темы и цели урока.

 -Ребята, а  вы хотите узнать, что будем изучать сегодня? Тогда я приглашаю ко мне представителя от каждой группы. На столе у меня лежит чудесный мешочек, который, возможно, поможет вам определить тему сегодняшнего урока. (Дети по очереди трогают предметы)

- Посовещайтесь, пожалуйста, что вы потрогали и назовите тему сегодняшнего урока. (сл.8) (Полезные ископаемые)

- А если, мы путешествуем по родному краю, то можете уточнить тему урока? («Полезные ископаемые твоего края»)

- Какие поставим для себя цели? (изучить полезные ископаемые родного края) (сл.9)

4.Работа по теме урока.

- Полезные ископаемые мы изучали в 3 классе.

 - А давайте вспомним, что такое «полезные ископаемые»? (сл. 10)

 (Полезные ископаемые -  это горные породы и минералы, которые  человек использует  в хозяйстве.)

- Какие  виды  полезных ископаемых вы можете назвать?

- А что вам интересно было бы узнать о полезных ископаемых нашего края?

(Какие полезные ископаемые залегают в Иркутской области. Где их добывают?   Как и кто добывает?)

- А кто из вас ответит уже сейчас на последний вопрос: кто добывает полезные ископаемые? (Полезные ископаемые добывают геологи) (сл.10)

- Для чего человек добывает полезные ископаемые? ( Он их использует для хозяйственных нужд)

- Где использует в своём хозяйстве? (В быту: свет, тепло, приготовление пищи, на производстве: для выплавки металлов, в радиоэлектронике, в строительстве и т.д.)

- На прошлом уроке  в качестве домашнего задания группе ребят было предложено найти сведения о некоторых полезных ископаемых нашего края и сделать небольшое сообщение.  Мы будем не просто слушать, а одновременно заполнять свои карты знаний и карточки для подведения итога работы, которые у вас есть в каждой группе. Каким значком обозначается то или иное полезное ископаемое, вам напомнит лист, лежащий на столах. И договоритесь, кто в группе будет воспринимать текст на слух, а кто читать слайды, т.к. информация выступающих дублироваться не будет.

- Договорились? Тогда слушаем Дашу.

5.     Выступления учащихся (Презентации)

1) Представление полезного ископаемого – золота. (Шилинец  Даша)

- Что мы отметим в «картах знаний» и в таблицах, прослушав сообщение Даши? (Дети отмечают месторождение золота)

- А как вы поняли, что такое месторождение? (Скопления полезных ископаемых)

- Чем вы можете гордиться за свой край? (Тем, что 10% золота добывают в нашем крае)

- Покажите главное месторождение золота в Иркутской области. (Бодайбо), отметьте его значком в своих «картах знаний», на контурной карте в ТПО и в общей карте.

- На большую « карту знаний» я тоже прикреплю значок условного обозначения  золота.

- А кто скажет что такое «МЕСТОРОЖДЕНИЕ»? (Слайд 11)

2) Представление полезного ископаемого – каменная соль. (Непомнящий  Артур)

- Что отметим в своих картах знаний и табличках после выступления Артура? ( Условный знак, главное месторождение в нашем крае - п.Тыреть, Заларинского  района, его свойства и применение)

- Покажите его на карте Иркутской области.

- На большую «карту знаний» я тоже прикреплю значок условного обозначения каменной соли.

 

3) Представление полезного ископаемого – каменный уголь.(Овсянников Никита)

- Что внесёте в таблицу и в «карту знаний» теперь?

( Условный знак, главное месторождение в нашем крае –  района, его свойства и применение)

- На большую «карту знаний» я тоже прикреплю значок условного обозначения каменного угля

 

4) Представление полезного ископаемого – железная руда. (Бузмаков Егор)

- Какие знания вы почерпнули из выступления Егора? ( Условный знак, главное месторождение в нашем крае - г.Железногорск – Илимский, Рудногорск,  его свойства и применение)

- На большую «карту знаний» я тоже прикреплю значок условного обозначения каменного угля

 

6.  Итог работы.

- А теперь давайте подведём итог проделанной работы.

На слайде у меня появится общая таблица сведений о полезных ископаемых, которые нам представляли ребята. Вы сравните её со своими маленькими, проверите, всё ли успели заполнить.

- Итак, какие вы ещё знания приобрели, что отметили на своих «картах знаний»?

– Справились мы с целями и задачами, которые ставили в начале урока?

 

7.     Бережное отношение. Вывод.

- Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые на нашей Земле?

- Как вы думаете, что должен делать человек, чтобы по – хозяйски использовать богатства  подземных кладовых?

- Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой  клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и  бережно относиться к полезным богатствам, которые невозможно восстановить.

8.     Рефлексия.

- Кто был вам сегодня помощником в получении новых знаний?

- Как бы вы оценили их работу?

- Кто ещё был активным участником работы на уроке?

- Покажите мне условным знаком, с каким настроением вы уходите с урока. (большой палец – вверх или вниз)

 

9.     Домашнее задание.

- Кому захотелось побольше узнать о полезных ископаемых?

- Приготовьте к следующему уроку сообщение о том полезном ископаемом Иркутской области, о котором сегодня не говорилось.

- Где можно найти информацию?

-Учебник стр. 133-135, вопросы.