Технологическая карта урока ОБЖ в 8 классе.
Учитель: Волкова Людмила Васильевна
Тема урока: «Оказание первой помощи при различных видах повреждений».
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Цели урока: сформировать знания о видах травм, показать важность умения оказания первой помощи при травмах.
Задачи урока:
Обучающие: рассмотреть различные виды травм; изучить основные способы оказания первой помощи при травмах.
Развивающие: развитие навыков оказания первой помощи в экстремальных ситуациях.
Воспитательные: воспитание у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.
Планируемые результаты обучения:
Предметные умения
должны знать: определения понятий «первая помощь», «ушиб», «растяжение», «вывих», «перелом».
должны уметь: оказывать первую помощь
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)
познавательные: общеучебные – организовать свою учебную деятельность; формулировать ответы на вопросы учителя; участвовать в групповой работе (малая группа, класс); осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Логические – осуществлять поиск информации дополняющий и расширяющий имеющиеся данные; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; устанавливать причинно-следственные связи; представлять цепочки объектов и явлений.
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владеть монологической и диалогической формами речи; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; вести диалог, участвовать в дискуссии.
Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; целеполагание – ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно обучающимся, и то, что еще не известно;
Личностные умения: самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению, познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение программы.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, методы организации и стимулирования учебной деятельности.
Основные понятия: «первая помощь», «ушиб», «растяжение», «вывих», «перелом».
УМК: Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс для общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников – М.: «Просвещение», 2018.
Оборудование: учебник, компьютерная презентация.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||||||||||||||||||
Организационный момент. (1 минута)
12.22 |
Приветственное слово учителя. Добрый день, уважаемые коллеги и обучающиеся, я рада вас всех приветствовать! Давайте же наш урок начнем с улыбки и пожеланиями друг другу добра. Подарим друг другу добрые улыбки. Подарите улыбки гостям, друг другу и мне. Искренняя улыбка – успех в любой работе. Люди, которые улыбаются, меньше болеют и не унывают при любых обстоятельствах. Повернитесь, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте добра. |
Приветствуют учителя.
Настраиваются на урок. |
Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
||||||||||||||||||
Постановка цели и задач урока. (3 минуты)
12.27
12.30 |
Однажды старец гулял по морскому берегу и вдруг заметил мальчика, поднимавшего что-то с песка и бросавшего в море. Когда он подошел поближе, то увидел, что тот берёт с песка морские звезды, выкинутые на берег недавним штормом и бросает их обратно. Морские звезды окружали его со всех сторон, весь берег был буквально усеян ими на несколько сотен метров. — Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил он мальчика, подходя ближе. — Прилив начнется только завтра утром, но если они останутся на берегу до завтрашнего утра, то, скорее всего, погибнут, — ответил малыш, не прерывая своего занятия. — Но оглянись и посмотри вокруг, на берег выкинуты тысячи морских звезд, неужели ты полагаешь, что можешь что-то изменить своими действиями? Мальчик поднял следующую морскую звезду и, бросив ее в море, произнес: — Да, я смогу изменить очень многое ... для этой звезды! Старец ничего не сказал в ответ, отошел в сторону и подумал. Ведь наша жизнь состоит из мелочей, и очень редко появляется возможность сделать сразу очень много хорошего. Тот, кто ждет возможности совершить сразу многое, никогда ничего не сделает. А надо не ждать, а учиться проявлять милосердие в мелочах. Жизнь сама по себе – это уже богатство. Жизнь – это подарок Неба. Я – дар с Неба для Земли. Я пришёл обогатить жизнь. Мы хотим брать от жизни, а на самом деле призваны отдавать. Отдавать богатство, заложенное в нас Богом. Когда мы даём, мы обогащаемся, приобретаем ценность в глазах Бога и людей. Всем что мне дано я обогащаю мир, вкладывая свою любовь в других. - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? - Исходя из темы, попробуйте определить цель нашего урока. - Что вы должны сегодня на уроке узнать? (предполагаемые ответы). Очень часто в жизни люди оказываются в таких ситуациях, в которых не знают как себя вести, а от их действий порой зависит благополучие и даже жизнь человека. Вот для того, чтобы быть полезным, а может быть и спасти человека мы и проводим этот урок. Эта тема для нас она не новая, мы сегодня повторим и постараемся это сделать на практике … В этом нам поможет Нина Михайловна Никонова.
|
Ученики отвечают, что сегодня тема урока «Оказание первой помощи» Записывают тему в карточку Определяют цель урока: - что такое первая помощь? - виды травм? - как оказать первую помощь при травмах?
Ребята разбиваются по группам – 4 группы по 4 человека в каждой.
|
Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: логические – постановка и формулирование проблемы, умение осознано и произвольно строить речевое высказывание; общеучебные – самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. |
||||||||||||||||||
Первичное усвоение новых знаний.
12.37
12.45
12.50-55
Проверка понимания изученного. (9 минут) |
- Сначала, давайте, вместе определим, что означает понятие «несчастный случай». Какие случаи относятся к несчастным? (Ответы детей) - Задание №1 На доске представлен список характеристик, из предложенного списка составьте определение «несчастный случай» Список характеристик: польза для здоровья, вред для здоровья, в результате правильного поведения, в результате неправильного поведения. - Кто может сформулировать определение «Несчастный случай»? Обратимся за справкой: «Несчастный случай – нанесение вреда здоровью человека в результате стечения обстоятельств или неправильного поведения».
- Как вы считаете, что нужно делать, если произошёл несчастный случай? - В первую очередь необходимо (1) вызвать врача. Но, к сожалению, врач не всегда может быстро приехать. Именно в таких случаях каждый из вас должен уметь до прихода медиков сделать всё возможное: (2) необходимо устранить воздействие на организм повреждающих факторов и оценить состояние пострадавшего, (3) Далее необходимо определить характер и тяжесть полученной травмы, выполнить мероприятия по спасению пострадавшего. (4) В дальнейшем до прибытия медицинского работника необходимо поддерживать основные жизненные функции организма пострадавшего. (5) При необходимости принять меры для транспортировки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. На слайде представлен список характеристик, из предложенного списка составьте определение «первая помощь» Список характеристик: направленных на временное устранение причин, угрожающих здоровью и жизни пострадавших, предупреждение и развития тяжелых осложнений, набор простейших срочных действий.
Задание №2 запишите определение в карточку. - Кто может сформулировать определение «Первая помощь»? - Давайте сравним ваше определение с определением учебника Первая помощь — это набор простейших и срочных действий, направленных на временное устранение причин, угрожающих здоровью и жизни пострадавшего (внезапно заболевшего), и предупреждение развития тяжёлых осложнений.
-Нередко от падения, неловкого движения, удара о твёрдый предмет могут произойти различные травмы – от лёгких ушибов тканей до тяжёлых переломов костей.
Задание №3. Посмотрите на слайд и определите какие виды травм могут случится в повседневной жизни. И заполните первую колонку таблице.
- Скажите, пожалуйста, какую помощь оказываем при получении травмы? Конечно же в первую очередь остановка кровотечения; наложение стерильной повязки; при тяжелых ранениях ввести анальгетик; при обширных ранах целесообразна имммобилизация; согревание пострадавшего зимой и предупреждение перегрева летом.
При ранениях, как правило, возникают кровотечения. Что такое кровотечение? Кровотечение - истечение крови из поврежденного кровеносного сосуда. Кровотечения бывают внутренними (паренхиматозным) и наружными. В свою очередь наружное кровотечение бывает артериальным, венозным, капиллярным. · Какие виды кровотечений вы знаете? Вопросы: 1. Кровь ярко - алого цвета вытекает из раны пульсирующей, фонтанирующей струей. Возникает при повреждении артерий. Является наиболее опасным. – артериальное (2) 2. Кровь имеет темно-красный, вишневый цвет, не пульсирует, вытекает из раны спокойно, непрерывно. При повреждении вен – венозное (1) 3. Кровь сочится из раны медленно, не пульсирует, по всей поверхности раны в виде маленьких капелек, слабое кровотечение из небольшой раны. Возникает при повреждении мельчайших кровеносных сосудов. – капиллярное (3) 4. Кожа синего цвета, боль, гематома, может быть потеря сознания, бледность. Они опасны тем, что их не видно. И зачастую человек не может подозревать у себя этого недуга- внутреннее (паренхиматозное) (4).
Оказание первой помощи – видео Первая помощь: Комментарии Нины Михайловны. Капиллярное кровотечение: обработать перекисью водорода (вода с мылом), обработать вокруг раны йодом или зеленкой и наложить обычную повязки на рану. При венозном кровотечении надежная временная остановка кровотечения осуществляется наложением давящей повязки. Артериальное кровотечение конечность поднимают вверх, производят пальцевое прижатие артерии выше раны, накладывают жгут на 3-5 см выше раны. Прикрепить к жгуту записку с указанием точного времени его наложения: 1час летом, 30 мин зимой. Следить за состоянием человека. Кровотечение из носа – явление довольно частое и может быть следствием даже небольшой травмы носа. Если у вас началось носовое кровотечение, сядьте, слегка наклонившись вперед, назад не откидываем голову, во избежание попадания крови в носоглотку. Дыхательные пути и желудок. Убедитесь, что можете дышать ртом 1. крепко зажать обе ноздри к переносице примерно на 10 минут, что позволит образоваться сгустку крови, который закупорит поврежденный сосуд. 2. Приложить холод к носу. 3. Или же в ноздри положить ватные жгутики ,смоченные в растворе поваренной соли или 3% перекиси водорода. Постарайтесь не сморкаться в течение нескольких часов после прекращения кровотечения, так как это может сорвать кровяной сгусток.
|
Работа с карточками на доске, формулируют определение с помощью списка характеристик.
Фронтальная работа.
Работа с учебником – сравнивают определения, записывают в карточку.
Работают с учебником стр. 228-230 заполняют таблицу.
Работают с презентацией заполняют таблицу, называют виды травм.
Фронтальная работа. Ответы детей |
Познавательные: логические – умение структурировать знания, умение осознано и произвольно строить речевое высказывание; общеучебные – знаково-символическое моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
|
||||||||||||||||||
Физминутка. |
Релаксация под музыку. Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный лес. Полюбуемся красотой природы, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в лесу? Послушайте, как шумит ветерок. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в лесу? Вдохните глубоко этот аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой. - Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть этого дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5. На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы. 1, 2, 3, 4, 5.
|
|
|
||||||||||||||||||
Этап закрепления изученного. (9 минут) |
У нас трое пострадавших с диагнозами: кровотечение из носа, артериальное кровотечение, венозное кровотечение, порез пальца. Сначала надо удобно посадить всех пострадавших. Как вы считаете, ребята, кому из пострадавших нужно оказать помощь в первую очередь? Комментарии Нины Михайловны. -Кроме того для обеспечения личной безопасности в повседневной жизни каждый человек должен владеть навыками и знаниями для оказания первой помощи. Давайте разберем ситуации, которые могут возникнуть в повседневной жизни. Задание №4. 1. Практические действия, ситуационные задачи: Задача 1. Группа ребят играла на открытом катке в догонялки. Один мальчик упал и задел коньком по руке другого, рукав разорвался, из раны на предплечье показалась фонтанирующая алая кровь. Ваши действия. Выбери правильные ответы. 1. Наложить давящую повязку. 2. Обработать рану и туго забинтовать. 3. Наложить жгут на одежду выше раны на 1час с указанием времени наложения жгута. 4. Наложить жгут ниже раны на 30 минут с указанием времени наложения жгута. 5. Наложить жгут выше раны на одежду на 30 минут с указанием времени наложения жгута. 6. Проверить правильность наложения жгута. Правильные ответы: 5, 6.
Задание 2. Из раны на руке предплечья струей вытекает венозная кровь. Специальных приспособлений для остановки венозного кровотечения нет. Выбери правильные ответ: 1. Поднять вверх поврежденную конечность и наложить давящую повязку. 2. Наложить давящую повязку на рану. 3. Поднять вверх поврежденную конечность и наложить жгут на ткань на 1час, с указанием времени наложения жгута. 4. Промыть рану и извлечь из нее мелкие предметы, например осколки стекла, удалить сгустки крови. 5. Проверить правильность наложения жгута. Правильный ответ: 2 Задание 3. Во время драки молодой человек получил удар по переносице. Из носа потекло обильное выделение крови. Он беспокоен, сплевывает кровь, иногда проглатывает. Определи ситуацию, выбери правильные ответы , расположи их в порядке очередности выполнения. 1.Это носовое кровотечение. 2. Вызвать скорую помощь. 3. Пострадавшего посадить, наклонить голову вперед и дать ему лоточек для сплевывания крови. 4. Холод на переносицу, прижать крылья носа к перегородке. 5. При неэффективности этого метода можно сделать тампон, смоченной 3% раствором перекиси водорода. Правильные ответы: 1, 3, 4, 5, 2. Задача 4. Молодой человек торопился опоздать на электричку, быстро бежал по лестнице вверх на перрон, упал и сломал ногу. Оказался открытый перелом, сопровождающийся сильной болью и артериальным кровотечением. С чего начинают оказание первой помощи при открытом переломе сопровождающимся артериальным кровотечением? Выбери правильный ответ. 1. С наложения импровизированной шины. 2. С наложения артериального жгута выше раны на месте перелома. 3. С наложения артериального жгута ниже раны на месте перелома. 4. С наложения давящей повязки. Правильный ответ: 2.
|
Фронтальная работа. Ответы детей
Практическая работа.
|
Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение выражать свои мысли. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция. Познавательные: умение выражать свои мысли. |
||||||||||||||||||
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция. (3 минуты) |
Беседа по вопросам: - Ребята скажите почему важно уметь своевременно оказать первую помощь при травмах? - Назовите виды травм? (ушиб, растяжение, рана, кровотечение) - Кто оказывает первую помощь? (кто берет на себя ответственность) - При помощи чего оказывают первую помощь? (при помощи подручных средств)
|
Отвечают на поставленные вопросы. Фронтальная беседа.
|
Познавательные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. |
||||||||||||||||||
Этап информации о домашнем задании. (1 минута) |
Домашнее задание п.9.1 стр. 225 рубрика «после уроков» ответить на вопрос.
|
Слушают, записывают д/з |
Личностные: осознание ценности географических знаний. |
||||||||||||||||||
Этап подведения итогов учебного занятия. (2 минуты) |
А сейчас давайте вернёмся к цели нашего урока, ребята мы ответили на все наши вопросы? (сформировать знания о видах травм, показать важность умения оказания первой помощи)
Выставление оценок за урок, их аргументация. |
Отвечают на поставленные вопросы, высказывают своё мнение. |
Регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения, определение степени успешности. |
||||||||||||||||||
Этап рефлексии. (2 минуты) |
Продолжите фразу • Сегодня на уроке я узнал…………. • Сегодня на уроке мне стало понятно…………. • Сегодня на уроке я испытывал трудности ……, потому что… Для меня этот урок был…………..
|
Отвечают на поставленные вопросы, высказывают своё мнение. |
Регулятивные: осознание самого себя, своей способности к преодолению препятствий и самокоррекция. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.