Урок-презентация "Электрические взаимодействия. Два рода зарядов" 8 класс

  • ppt
  • 08.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок на тему «Электрические взаимодействия 20.03.14.ppt

Урок на тему: «Электрические взаимодействия. Два рода зарядов» 8 класс



Тип урока: проблемное изучение нового материала




Колина Любовь Петровна
Учитель физики МБОУ СОШ №11
П. Новый Ургал

Цели

Обучаемый будет знать понятия:
- положительный и отрицательный заряд,
- электрическое взаимодействие между зарядами,
-электризация;
-физические приборы и устройства для определения и
измерения величины заряда.
Обучаемый будет описывать
наблюдаемые взаимодействия наэлектризованных тел.
Обучаемый получит возможность:
- объяснять взаимодействие наэлектризованных тел,
- принцип действия электроскопа и электрометра;
- выполнять самостоятельно наблюдения и
эксперименты по электризации тел

Задачи урока:


систематизировать имеющиеся представления о видах взаимодействиях;
ввести понятия электрического взаимодействия, заряженного тела, электрической силы, заряда, явлении электризации, некоторых способах электризации;
создать условия для открытия особенностей электрического взаимодействия двух видов зарядов и особенностей их взаимодействия;
обеспечить возможность поиска информации;
создать условия для обработки умения оценивать себя;








развивать умения
-сравнивать;
-находить сходство и различия;
-наблюдать;
-планировать эксперимент;
-выбирать оборудование, необходимое для решения
поставленной задачи;
-анализировать результаты эксперимента;
-делать выводы

обеспечить условия для развития
- продуктивной групповой компетентности;
- ответственности каждого члена группы за результат
деятельности


Оборудование

Эбонитовые и стеклянные палочки
Шёлковая и шерстяная ткань
Кусочки мелко нарезанной бумаги
Магниты полосовые, металлические скрепки
Штативы
Гильзы на нитях
Полоски каучука (резины)

Составьте, пожалуйста, кластер со словами:

Взаимодействия, силы

Вызов с целью актуализации прежних знаний.

Требования к деятельности учащихся: Компетентность разрешения проблем (самоменеджмент)

Идентификация задачи: уровень 1.

взаимодействия

гравитационные

межмолекулярные

Силы всемирного
тяготения

Сила тяжести

Сила упругости

Вес

Сила трения

F

F

F=mg

P=mg

v

Fтр

F=kх

предположительно

проявляются на больших расстояниях
между телами большой массы

Проявляются на расстояниях, сравнимых
С размерами молекул

F=µN

Постановка учителем опыта по притяжению
мелких кусочков бумаги к
наэлектризованной палочке

Деятельность учащихся – наблюдение

2. Осмысление
http://www.youtube.com/watch?v=dRqQCiPDak0

Может ли наблюдаемое взаимодействие отнести к гравитационным?

Можно ли наблюдаемое взаимодействие отнести к межмолекулярным?

А может это магнитное взаимодействие?

Объясните опыт. Свои гипотезы аргументируйте! Для проверки
своих гипотез воспользуйтесь приборами, лежащими у вас на столе. Работа ведётся в парах

Деятельность
учащихся:
Выбор оборудования.
Постановка
эксперимента
Выдвижение
гипотез.
Постановка
эксперимента.
Выводы.

Обсуждение гипотез в классе, и вывод, что
наблюдаемое взаимодействие нельзя
отнести ни к одному из указанных выше

Учитель: так что же произошло? Вы сейчас открыли новый
вид взаимодействия - электрическое взаимодействие

Совместная
работа групп
класса и учителя

Предъявление
информации учителем

Учитель: ваши предложения, как будет называться
тема нашего сегодняшнего урока?

Ученики: «изучение электрических взаимодействий»

Самостоятельно
формулируют
тему урока

Учитель: Электрические взаимодействия – являются самыми распространёнными в окружающем нас мире.
Прилипание волос к расчёске, одежды к телу, молнии во время грозы, пожары на танкерах, перевозящих нефть, пожары в типографиях и на мукомольных заводах – примеры того, что электрические взаимодействия не только могут создавать неудобства, но и быть опасными для жизни. И изучать их надо потому, чтобы хотя бы не «ссориться» с ними.

Предъявление
информации
учителем

Для начала нам потребуется запомнить новые физические термины и определения:

Тела, способные к электрическим взаимодействиям
называются заряженными (таким телам сообщен
заряд)

Сила, с которой взаимодействуют заряженные тела
называется электрической силой.

Заряд – количественная мера электрических
взаимодействий.

Зарядить (наэлектризовать) тело можно простым
соприкосновением с другим телом. При трении
увеличивается площадь соприкосновения тел

Электризация- сообщение телу заряда

Предъявление
информации учителем
Поиск информации с использованием печатных ресурсов

Используя приборы, лежащие на столе, экспериментально исследуйте свойства электрических взаимодействий по плану:
(работа в группах по 4 человека)


Учитель:
Наблюдение за
деятельностью
учеников.

Ученики:
Планирование
эксперимента,
выбор
оборудования,
проведение
эксперимента.
Делают
выводы.

Эксперимент

Что
наблюдали

Выводы

1. Проверьте, можно
ли трением ручки о
каучук наэлектризовать
а) ручку в) каучук

Если оба тела потереть
друг о друга, а затем
каждое из этих тел
поднести к кусочкам
бумаги, то электричес-
кое взаимодействие
наблюдается в обоих
случаях.

При трении
электризуются
оба тела

2. Как взаимодействуют
подвешенные на нити
гильзы, заряженные
от стеклянной палочки,
потёртой о шёлк.

Коснувшись стеклянной
палочкой, потертой о
шелк, двух гильз, наблю-
даем их отталкивание

Тела, заряженные
от стеклянной
Палочки, отталки-
ваются.

3. Как взаимодействуют
подвешенные на нити
гильзы, заряженные
от эбонитовой палочки,
потёртой о шерсть.

Коснувшись эбонитовой
палочкой, потертой о
шерсть, двух гильз, наблюдаем их отталкивание

Тела, заряженные
от эбонитовой
палочки, отталки-
ваются.

Эксперимент

Что
наблюдали

Выводы

4. Как взаимодействуют
подвешенные на нити
гильзы, заряженные
от стеклянной палочки,
потёртой о шёлк.

Коснувшись стеклянной
палочкой, потертой о
шёлк, двух гильз, наблюдаем их отталкивание

Тела, заряженные
от стеклянной
палочки отталки-
ваются.

5. Как взаимодействуют
подвешенные на нити
гильзы, заряженные
от эбонитовой палочки,
потёртой о шерсть и от
стеклянной палочки,
потёртой о шёлк

Коснувшись эбонитовой
палочкой, потертой о
шерсть, одной из гильз, и стеклянной палочкой, потёртой о шёлк другой
гильзы наблюдаем их
притяжение.

Тела, заряженные
от разных
палочек притягиваются.

6. Как зависит электри-
ческая сила от расстоя-
ния между аряженными
телами

При сближении одноимённо (разноимённо) заряженных тел сила взаимодействия увеличивается

При сближении
заряженных тел
электрическая
сила возрастает, при удалении - уменьшается

Обсуждение результатов опытов в классе. (заслушивание групп)

Ваши предположения, чем вызвано такое различие во взаимодействии наэлектризованных тел?

Учитель:
Наблюдение за
деятельностью
учеников.

Ученики:
выбор
оборудования
Планирование
эксперимента,
проведение
эксперимента.
Делают
выводы.

Ученики: строят
предположения
в группах, затем
обсуждение
в классе

Если в процессе обсуждения не найдено объяснение, то предлагается
найти верное объяснение в параграфе №26 стр 59
(поиск информации в тексте)


Различие во взаимодействии наэлектризованных тел вызвано тем, что
электрический заряд, появившийся при трении у эбонитовой палочки ИНОГО
рода, чем у стеклянной

Запомни:

Электрический заряд, полученный стеклянной палочкой, потёртой
о шёлк, принято считать положительным!!! ( + ) Шёлк при этом заряжается
отрицательно!

Электрический заряд, полученный эбонитовой палочкой, потёртой
шерсть, принято считать отрицательным!!! ( - ) Мех при этом заряжается
положительно!

Тела, имеющие заряды одного знака –отталкиваются!!!

Тела, имеющие заряды противоположного знака притягиваются!!!

Составьте синквейн к слову «заряд»

Синквейн - это нерифмованное стихотворение.
Первая строка содержит одно слово (обычно существительное)
Вторая строка содержит 2 слова (это прилагательные, описыающие
выбранное слово)
Третья строка – это глаголы, относящиеся к первому слову.
Четвёртая строка – это фраза из нескольких слов, относящихся к
первому слову.
Пятая строка – одно слово, связанное с первым.

Возможный вариант:
1. заряд
2. положительный, отрицательный
3. отталкивается, притягивается, действует
4. Заряд – это количественная мера
электрических взаимодействий
5. физическая величина

Установите соответствие

1.Стекло, потёртое о шёлк заряжается…

2.Эбонит, потёртый о шерсть заряжается..

3.Одноимённые заряды …..

4.Разноимённые заряды…..

5. Шелк при контакте со стеклом заряжается….

6. Мех при контакте с эбонитом
заряжается…




А) Отталкиваются

Б) Положительно

В) Притягиваются

С) Отрицательно

3. Рефлексия

Выполните задания

Выполните тест

7. Стекло при трении о шёлк заряжается…..

А. Положительно

Б. Отрицательно

9. Наэлектризованное тело отталкивается

В этом случае тело заряжено…

А. Положительно

Б. Отрицательно

10. Заряженное тело притягивается

В этом случае тело заряжено…..

А. Положительно

Б. Отрицательно

8. Эбонит при трении о шерсть заряжается….

А. Положительно

Б. Отрицательно

к стеклянной палочке,

от эбонитовой

натёртой о шелк.

палочки, потёртой о

шерсть.

Ответы:

№7. А

№8. Б

№9. Б

№10. Б

11. Шары В и С имеют равные размеры и взаимодействуют с шаром А (смотри рис.). Шар А действует …

+ +
+ + + +
+ +

- -

- -

L'

L"

А. с одинаковой силой на оба шара

Б. на шар С с большей силой, чем на шар В

В. на шар В с большей силой, чем на шар С

А

С

В

№11. В

12. На рисунке показаны заряженные шары. Какой заряд имеет большой шар?

?

-

+

А. Положительный

Б. Отрицательный

13. Пара лёгких одинаковых шаров подвешена на нитях.

Заряд одного из шариков указан на рисунках .

+

+

-

Шарик 2 имеет положительный заряд на рисунках:

1. А и Б 2. Б и В 3. А и В

А

Б

В

1

2

1

2

1

2

№ 12. А

№13. 1

Итог занятия


№ зада-ния

Контрольный лист Ф.И.____________________________ выдаётся каждому
ученику. Сообщается критерии выставления оценки. (Каждый правильный ответ
это 1 балл) Всего за проверочную работу можно набрать 13 баллов.

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

№13

12 – 13 баллов «5»
9 – 11 баллов «4»
7 – 8 баллов «3»
0 – 6 баллов «2»

ответ

Домашнее задание

Подготовить небольшие сообщения об истории открытия электрических взаимодействий.
Параграф 25 – 26, устно ответить на контрольные вопросы, сборник задач по физике (В.И. Лукашик) задачи 1171, 1172, 1178, 1179, 1180 (устно).
Разработать дидактическую игру по теме: Электрическое взаимодействие
Выполнить задание: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bdc43fae-692c-4a70-9557-2b429a27309e/85.swf