Цели
Обучаемый будет знать понятия:
- положительный и отрицательный заряд,
- электрическое взаимодействие между зарядами,
-электризация;
-физические приборы и устройства для определения и
измерения величины заряда.
Обучаемый будет описывать
наблюдаемые взаимодействия наэлектризованных тел.
Обучаемый получит возможность:
- объяснять взаимодействие наэлектризованных тел,
- принцип действия электроскопа и электрометра;
- выполнять самостоятельно наблюдения и
эксперименты по электризации тел
Задачи урока:
систематизировать имеющиеся представления о видах взаимодействиях;
ввести понятия электрического взаимодействия, заряженного тела, электрической силы, заряда, явлении электризации, некоторых способах электризации;
создать условия для открытия особенностей электрического взаимодействия двух видов зарядов и особенностей их взаимодействия;
обеспечить возможность поиска информации;
создать условия для обработки умения оценивать себя;
развивать умения
-сравнивать;
-находить сходство и различия;
-наблюдать;
-планировать эксперимент;
-выбирать оборудование, необходимое для решения
поставленной задачи;
-анализировать результаты эксперимента;
-делать выводы
обеспечить условия для развития
- продуктивной групповой компетентности;
- ответственности каждого члена группы за результат
деятельности
Может ли наблюдаемое взаимодействие отнести к гравитационным?
Можно ли наблюдаемое взаимодействие отнести к межмолекулярным?
А может это магнитное взаимодействие?
Объясните опыт. Свои гипотезы аргументируйте! Для проверки
своих гипотез воспользуйтесь приборами, лежащими у вас на столе. Работа ведётся в парах
Деятельность
учащихся:
Выбор оборудования.
Постановка
эксперимента
Выдвижение
гипотез.
Постановка
эксперимента.
Выводы.
Обсуждение гипотез в классе, и вывод, что
наблюдаемое взаимодействие нельзя
отнести ни к одному из указанных выше
Учитель: так что же произошло? Вы сейчас открыли новый
вид взаимодействия - электрическое взаимодействие
Совместная
работа групп
класса и учителя
Предъявление
информации учителем
Учитель: ваши предложения, как будет называться
тема нашего сегодняшнего урока?
Ученики: «изучение электрических взаимодействий»
Самостоятельно
формулируют
тему урока
Учитель: Электрические взаимодействия – являются самыми распространёнными в окружающем нас мире.
Прилипание волос к расчёске, одежды к телу, молнии во время грозы, пожары на танкерах, перевозящих нефть, пожары в типографиях и на мукомольных заводах – примеры того, что электрические взаимодействия не только могут создавать неудобства, но и быть опасными для жизни. И изучать их надо потому, чтобы хотя бы не «ссориться» с ними.
Предъявление
информации
учителем
Для начала нам потребуется запомнить новые физические термины и определения:
Тела, способные к электрическим взаимодействиям
называются заряженными (таким телам сообщен
заряд)
Сила, с которой взаимодействуют заряженные тела
называется электрической силой.
Заряд – количественная мера электрических
взаимодействий.
Зарядить (наэлектризовать) тело можно простым
соприкосновением с другим телом. При трении
увеличивается площадь соприкосновения тел
Электризация- сообщение телу заряда
Предъявление
информации учителем
Поиск информации с использованием печатных ресурсов
Используя приборы, лежащие на столе, экспериментально исследуйте свойства электрических взаимодействий по плану:
(работа в группах по 4 человека)
Учитель:
Наблюдение за
деятельностью
учеников.
Ученики:
Планирование
эксперимента,
выбор
оборудования,
проведение
эксперимента.
Делают
выводы.
Эксперимент | Что | Выводы |
1. Проверьте, можно | Если оба тела потереть | При трении |
2. Как взаимодействуют | Коснувшись стеклянной | Тела, заряженные |
3. Как взаимодействуют | Коснувшись эбонитовой | Тела, заряженные |
Эксперимент | Что | Выводы |
4. Как взаимодействуют | Коснувшись стеклянной | Тела, заряженные |
5. Как взаимодействуют | Коснувшись эбонитовой | Тела, заряженные |
6. Как зависит электри- | При сближении одноимённо (разноимённо) заряженных тел сила взаимодействия увеличивается | При сближении |
Обсуждение результатов опытов в классе. (заслушивание групп)
Ваши предположения, чем вызвано такое различие во взаимодействии наэлектризованных тел?
Учитель:
Наблюдение за
деятельностью
учеников.
Ученики:
выбор
оборудования
Планирование
эксперимента,
проведение
эксперимента.
Делают
выводы.
Ученики: строят
предположения
в группах, затем
обсуждение
в классе
Если в процессе обсуждения не найдено объяснение, то предлагается
найти верное объяснение в параграфе №26 стр 59
(поиск информации в тексте)
Различие во взаимодействии наэлектризованных тел вызвано тем, что
электрический заряд, появившийся при трении у эбонитовой палочки ИНОГО
рода, чем у стеклянной
Запомни:
Электрический заряд, полученный стеклянной палочкой, потёртой
о шёлк, принято считать положительным!!! ( + ) Шёлк при этом заряжается
отрицательно!
Электрический заряд, полученный эбонитовой палочкой, потёртой
шерсть, принято считать отрицательным!!! ( - ) Мех при этом заряжается
положительно!
Тела, имеющие заряды одного знака –отталкиваются!!!
Тела, имеющие заряды противоположного знака притягиваются!!!
Составьте синквейн к слову «заряд»
Синквейн - это нерифмованное стихотворение.
Первая строка содержит одно слово (обычно существительное)
Вторая строка содержит 2 слова (это прилагательные, описыающие
выбранное слово)
Третья строка – это глаголы, относящиеся к первому слову.
Четвёртая строка – это фраза из нескольких слов, относящихся к
первому слову.
Пятая строка – одно слово, связанное с первым.
Возможный вариант:
1. заряд
2. положительный, отрицательный
3. отталкивается, притягивается, действует
4. Заряд – это количественная мера
электрических взаимодействий
5. физическая величина
Установите соответствие
1.Стекло, потёртое о шёлк заряжается…
2.Эбонит, потёртый о шерсть заряжается..
3.Одноимённые заряды …..
4.Разноимённые заряды…..
5. Шелк при контакте со стеклом заряжается….
6. Мех при контакте с эбонитом
заряжается…
А) Отталкиваются
Б) Положительно
В) Притягиваются
С) Отрицательно
3. Рефлексия
Выполните задания
7. Стекло при трении о шёлк заряжается…..
А. Положительно
Б. Отрицательно
9. Наэлектризованное тело отталкивается
В этом случае тело заряжено…
А. Положительно
Б. Отрицательно
10. Заряженное тело притягивается
В этом случае тело заряжено…..
А. Положительно
Б. Отрицательно
8. Эбонит при трении о шерсть заряжается….
А. Положительно
Б. Отрицательно
к стеклянной палочке,
от эбонитовой
натёртой о шелк.
палочки, потёртой о
шерсть.
Ответы:
№7. А
№8. Б
№9. Б
№10. Б
11. Шары В и С имеют равные размеры и взаимодействуют с шаром А (смотри рис.). Шар А действует …
+ +
+ + + +
+ +
- -
- -
L'
L"
А. с одинаковой силой на оба шара
Б. на шар С с большей силой, чем на шар В
В. на шар В с большей силой, чем на шар С
А
С
В
№11. В
12. На рисунке показаны заряженные шары. Какой заряд имеет большой шар?
?
-
+
А. Положительный
Б. Отрицательный
13. Пара лёгких одинаковых шаров подвешена на нитях.
Заряд одного из шариков указан на рисунках .
+
+
-
Шарик 2 имеет положительный заряд на рисунках:
1. А и Б 2. Б и В 3. А и В
А
Б
В
1
2
1
2
1
2
№ 12. А
№13. 1
Итог занятия
| |||||||||||||
Контрольный лист Ф.И.____________________________ выдаётся каждому
ученику. Сообщается критерии выставления оценки. (Каждый правильный ответ
это 1 балл) Всего за проверочную работу можно набрать 13 баллов.
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
№11
№12
№13
12 – 13 баллов «5»
9 – 11 баллов «4»
7 – 8 баллов «3»
0 – 6 баллов «2»
ответ
Домашнее задание
Подготовить небольшие сообщения об истории открытия электрических взаимодействий.
Параграф 25 – 26, устно ответить на контрольные вопросы, сборник задач по физике (В.И. Лукашик) задачи 1171, 1172, 1178, 1179, 1180 (устно).
Разработать дидактическую игру по теме: Электрическое взаимодействие
Выполнить задание: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bdc43fae-692c-4a70-9557-2b429a27309e/85.swf
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.