Урок-презентация по русскому языку на тему "Словообразование (6 класс)

  • ppt
  • 26.02.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Словообразование_ (6 класс).ppt

Больше узнаешь —
сильнее станешь!

Брянцева Светлана Васильевна,
учитель русского языка и литературы
ГАОУ НСО «Школа – интернат с углубленным
изучением предметов спортивного профиля»
г. Новосибирск

Выпишите однокоренные слова,
разберите их по составу

За кустами ивняка
Рябинники уселись на рябинке.
У них на грудках крапинки рябин,
Как будто рябь в озерной серой глади,
А дерево на солнце, как рубин:
В глазах рябит при тихом листопаде.

на рябинке
рябин
рябинники

рябь
рябит

Основные способы
образования слов
в русском языке

Основные способы
образования слов в русском языке

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ТЕСТ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Основные способы
образования слов в русском языке

Словообразование – раздел науки о языке,
который изучает способы образования слов

В русском языке слова образуются
следующими способами:

приставочный
суффиксальный
приставочно-суффиксальный
бессуффиксный
сложение
переход одной части речи в другую

Приставочный

Наиболее продуктивен среди глаголов:
ехать → отъехать
→ заехать
→ уехать
→ приехать

Слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и слова, от которых они образованы.

агент → суперагент
Сущ. Сущ.
интересный → преинтересный
Прил. Прил.

Суффиксальный

Суффиксация используется в словообразовании всех основных частей речи:
брат → братство
слива → сливовый

Только этим способом образуются причастия и деепричастия
от глаголов.

читать → читающий
→ читавший
→ читая

Обратите особое внимание на наречия на –о
красиво ← красивый
интересно ← интересный
радостно ← радостный

Приставочно-суффиксальный

река → заречный
тёмный → затемно
окно → подоконник

Наиболее часто образуются этим способом
существительные с суффиксами –ник, -й(е), -ок
езда → наездник
берег → побережье
дар → подарок
глаголы с постфиксом –ся
делать → разделаться
наречия с приставкой по- и суффиксами –и, -ому, -ему
дружеский → по-дружески
зимний → по-зимнему
новый →по-новому

Бессуффиксный

Этим способом образуются
существительные со значением цвета от прилагательных
синий → синь
зеленый → зелень
существительные со значением действия от глаголов
записать → запись
полететь → полёт

Определить способы образования данных слов:

залаять
майский
дружок
глушь
книголюб
подстаканник
невеселый

Основные способы
образования слов в русском языке

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ТЕСТ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1

2

3

4

Какое слово образовано приставочным способом?

1) сдержанный
2) подоконник
3) засушливый
4) безопасный

НЕВЕРНО

ВЕРНО

1

2

3

4

Какое слово образовано суффиксальным способом?

1) рыбачий
2) перечитать
3) созвездие
4) обезболить

НЕВЕРНО

ВЕРНО

1

2

3

4

Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

1) восход
2) заповедник
3) выполнение
4) насухо

НЕВЕРНО

ВЕРНО

1

2

3

4

Какое слово образовано бессуффиксным способом?

1) упрек
2) ручей
3) окружность
4) жадина

НЕВЕРНО

ОТЛИЧНО

Основные способы
образования слов в русском языке

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Тренировочные упражнения:

От данных существительных образовать
при помощи суффиксов прилагательные.
образец: север – северный ветер.

Код, камин, канат, жир, гнев, лавр

Составить с полученными прилагательными
словосочетания «прил.+сущ.»

Образовать от данных глаголов
приставочным способом как можно
больше слов. Записать их, обозначая приставку:
1 ряд – клеить
2 ряд – летать
3 ряд – лить

Игра «Чьи трофеи богаче?»

Определить способ образования.

образец: безынициативный – без – приставка, н - суффикс (прист. – суф.)

Бездомный, надлобный, подоконник, бесцельный, подберезовик, слева.

«Учись рассуждать и доказывать»

Из данного набора морфем собрать
как можно больше слов:
1) Груз-, за-, -ть, -и-, по-, -к-, на-, -а, пере-.

2) Ноч-, -ева-, за-, -ой, -ть, -ик, -н-, пере-.

Игра «Сборочный цех»

Запишите, какие образы возникают у вас, когда вы слышите слова лед, гора, город.

Творческая работа (развитие ассоциативного мышления)

Работа с учебником:

Упр.169, 171, 172

Чтобы определить способ образования слова, нужно найти слово, от которого оно .... Затем определить, при помощи какой ... оно образовано
и указать ... словообразования.
Если оно образовано при
помощи суффикса, то это ...
способ.
Если при помощи приставки, то
это ... способ.
Если при помощи приставки и суффикса, то это ... способ.

Проверь себя! Повтори!